2000
январь
№1 (5)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

«МЫ БЫЛИ НА ГРАНИ!»

     Алла Ефремовна Гербер родилась в Москве, окончила юридический факультет МГУ и практически сразу после окончания университета занялась журналистикой, работала и печаталась в «Юности», «Известиях», «Литературной газете».... Была обозревателем на Российском радио, затем — на Российском телевидении. Обозреватель «Советского экрана». Организатор Московского антифашистского центра и центра «Холокост», член Комитета Государственной Думы по образованию, культуре и науке. Была инициатором парламентских слушаний «О предупреждении проявлений фашистской опасности в России».
     Когда мы жили в «едином и нерушимом», все, что происходило на 1/6 Земли, мы воспринимали как нечто сугубо личное. Сегодня Москва — это столица соседнего дружественного государства. Но мы, по-прежнему, смотрим новости из первопрестольной и воспринимаем все происходящее как свое, родное. Во-первых, государственная граница не смогла разделить людей, думающих и говорящих на одном языке, а, во-вторых, трудно быть равнодушным к тому, что происходит у ближайших соседей. Когда у соседа праздник, к нам сначала приходят за табуретками, а потом приглашают за накрытый стол. А когда у соседа беда?... Еще совсем недавно по улицам Москвы маршировали бритоголовые молодчики со свастикой. С думской трибуны произносились откровенно антисемитские призывы. Существовала реальная опасность, что неонацисты пройдут в высший законодательный орган России. Все шло к повторению немецкого сценария образца 1933 года. Тогда цивилизованные страны равнодушно смотрели, как расползалась в Германии фашистская чума. Для всего человечества это равнодушие обернулось самой страшной в истории войной. А для евреев еще и Холокостом.
     Холокост по-гречески — «всесожжение». Этим словом названо одно из самых страшных событий второй мировой войны — массовое истребление фашистами целого народа по национальному признаку. Гитлер уничтожил шесть миллионов евреев..
     «Не бывает геноцида против одного народа, геноцид — всегда против всех» — эти слова стали для Аллы Ефремовны Гербер нравственным основанием и руководящим принципом. То, чем она сейчас занимается, связано с одной из самых трагических страниц в истории человечества — с гибелью миллионов людей. Известный журналист, кинокритик Алла Гербер возглавляет сегодня научно-просветительский центр «Холокост».
     А.Гербер знала, что такое Холокост, с детства. Ее бабушку со стороны отца убили в Одессе. Не в гетто — пожилую женщину волочили туда, привязав к телеге, и она умерла в дороге. Семья со стороны матери погибла в Киеве. «Помнить, чтобы никогда не повторилось», — это стало смыслом ее жизни после того, как в 1990 году на заседание клуба писателей, где находилось 650 человек, ворвались 70 молодчиков с криками: «Жиды, убирайтесь из России! Сегодня мы пришли с плакатами, завтра придем с пулеметами». Евреев в зале было совсем мало, но 650 взрослых людей в панике бежали вон. Алла Ефремовна запомнила мгновения этого страха. Тогда она поняла, что геноцид не ушел в прошлое. Он может повториться с каждым из нас.
     Ровно год Алла Ефремовна добивалась проведения судебного процесса против члена общества «Память» Осташвили, человека, возглавлявшего маленькую «толпу», сумевшую напугать известных писателей. Он был осужден по статье 733 — «Разжигание национальной ненависти». Вплоть до последнего времени этот случай оставался единственным, когда данная статья «заработала».
     Именно тогда А. Гербер организовала Московский антифашистский центр и стала известна во всем мире своей активной деятельностью против неонацизма. А в 1994 году вместе с известным историком, философом, правозащитником Михаилом Гефтером и историком-архивистом Ильей Альтманом Алла Гербер создала центр «Холокост», посвященный памяти геноцида. «Память и предупреждение, — добавляет Алла Ефремовна. — Ибо прошлое может стать будущим».
     Главная цель научно-просветительского центра — не дать людям забыть о жертвах войны. Здесь бывают люди самых разных национальностей. Алла Ефремовна вообще не понимает, как можно делить людей по национальности. «Моя родина — русский язык», — говорит она.
     Корр.: Скажите, а московские власти поддерживают Вашу деятельность?
     А.Гербер: Не только не поддерживают. По-моему, они вообще до последнего времени ничего о нас не знали. У наших властей своеобразная национальная политика. Вообще ситуация в столице начала осложняться, когда московские власти стали активно употреблять словосочетание «лица кавказской национальности». Это просто варварство какое-то. Людей с неславянской внешностью останавливали на улицах, проверяли документы, оскорбляли и даже избивали. Население, напуганное Чечней, не реагировало на подобное проявление расизма. А ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что нет никакой «кавказской национальности» и, вообще, делить людей по национальному признаку — величайшая глупость, порой переходящая в преступление. Какое отношение к чеченской войне имеют грузины, армяне, азербайджанцы? Да и среди самих чеченцев есть выдающиеся ученые, писатели, артисты, просто женщины и дети.
     Корр.: Если бы не было терактов, может быть, и почвы для подобной национальной вражды не было бы?
     А.Гербер: Дело не только в терактах. Большая часть населения находится в очень тяжелых условиях. У многих людей нет средств к существованию. Они не видят перспектив завтрашнего дня. Отсюда появляется отчаяние и озлобленность. Здесь любой лозунг «бей» может легко найти последователей.
     Корр.: Насколько я знаю, Макашов в Думу не прошел. Может быть, лозунг «Бей жидов!» больше не будет звучать, хотя бы с высоких трибун?
     А.Гербер: Не обольщайтесь. В думу прошла мощная коммунистическая фракция.
     Корр.: Разве нынешние российские коммунисты по-прежнему разыгрывают антисемитскую карту?
     А.Гербер: Эта карта — одна из основных в их колоде. Зачем Макашов? Там хватает Зюганова. Он открыто не призывает уничтожать евреев. Но постоянно говорит о сионистских заговорах, массонских сговорах и прочей ерунде. Коммунисты, находясь у власти, так долго проводили политику государственного антисемитизма, что антисемитизм вошел в их плоть и кровь.
     Корр.: Не только Россия, весь мир наблюдает за тем, как Березовский воюет с Гусинским. Кто-то уже окрестил эту войну «битвой еврейских гигантов».
     А.Гербер: Вы почти процитировали Черномырдина. Он с экрана ОРТ заявил, что один еврей дерется с другим евреем, а русские люди должны все это терпеть. На самом деле, дерется банкир с банкиром. Это нормально для эпохи «первобытного капитализма». Национальность в данном случае не имеет никакого значения. Евреи такие же люди, как и все. Среди них есть порядочные и честные, трудолюбивые, а есть жулики, проходимцы и мафиози.
     Корр.: В нашей газете мы писали о возможности прохождения нацистского избирательного блока «Спас» в Государственную Думу. «Спас» не прошел. Опасность фашизации России миновала?
     А.Гербер: Мы были на грани. Похоже, здравый смысл все-таки восторжествовал. В Думу прошел блок «Единство», а, главное, «Союз Правых Сил». Это движения, в которые объединились нормальные цивилизованные люди. Меньше всего их интересует национальность соседа. Главное сейчас вывести страну из перманентного состояния кризиса.
     Корр.: Наши страны очень похожи. И положения, в котором они оказались, во многом сходны. В какой мере и степени антифашистское движение, организованное Вами, связано с аналогичными движениями в Украине?
     А.Гербер: К сожалению, мы, евреи, как и все остальные народы, болезненно пережили испытание свободой и демократией. Слишком много появилось людей, которые думают не о том, что могут они дать общему делу, а какие выгоды может принести общее дело им. Вместо того, чтобы объединяться, многие стараются отмежеваться друг от друга. Тщеславие и себялюбие губит дело, пагубно отражается на идее. В нашем центре, говоря о трагической истории, мы не предаем значение границам. Хотя, безусловно, нужны не просто контакты, но прежде всего тесное сотрудничество и взаимодействие всех научных и просветительских организаций. В какой бы стране они не оказались после развала Союза.

Эксклюзивное интервью у А.Гербер
взял корреспондент газеты «Дайджест Е»
Вадим Шахар