2000
сентябрь
№10 (14)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ФАКТЫ

ИЗ НАШЕЙ ПОЧТЫ

Дорогая Лариса!
     Получил Ваше письмо и газеты. Спасибо. Я думаю о судьбе еврейских общин в бывшей Империи зла. Вы знаете, в Галиции есть польский городок Ошвенцим. Там до войны проживало 7 тысяч евреев (40% населения мястэчка). Из них три тысячи при приближении опасности разбежались, и многие в итоге остались в живых. Среди бежавших были родители моего друга-раввина. Он теперь консультант в комиссии по восстановлению освенцимской синагоги. То есть евреев там больше нет. Последний, очень странный старик, о котором я расскажу Вам отдельно, умер в июне этого года.
     Евреи Диаспоры жили в разных странах и всякий раз, когда ситуация менялась и приходилось уходить, обнаруживалось, что они не могут расстаться с насиженным местом, что там у них уже "родина" (Ну, конечно: там уже разрослись кладбища с могилами дедушек и бабушек!), а вокруг улицы или города рождения сплошная "чужбина". А потом, если удается во время смыться, оглядываются назад на "родную улицу", например Рымарскую, где мы с родителями жили в убогой коммунальной квартире с восемью соседями. Ах да, во дворе была шелковица! С нежностью вспоминаю об этом дереве и водянистых плодах на нем.
     Мы — народ с потрясающим духовным прошлым. В "Дайджесте Е" №6 напечатаны хорошие стихи ("Мой дом"), но зря автор думает, что мы сетуем на свою судьбу скитальцев. Будь у нас другая, не скитальческая, судьба, мы бы были другими. А сейчас наше пространство — Вселенная и сферы наших занятий и интересов не имеют границ. От физики до скрипача на крыше. (Между прочим, в центре Натании этому скрипачу поставлен памятник). Однако'всего этого тле могло быть, не будь главного стержня нашей духовности- иудаизма с его беспримерной этической системой. Евреи- егудим- носители ягадут- иудаизма. Это составляет наш главный багаж и предмет нашей национальной гордости. При всем нашем уважении к Эйнштейну и Ойстраху.

В начале всех постигнутых наук
И всех ключей скрипичных и теорий
Был Моисей и голос горний -
Как новорожденного первый сердца стук.
Я вижу нас, запущенных из лука
Синайских откровений. Сквозь века
Нас вел не случай. Праведные руки
Нам указали путь. Мы — как река
Среди холмов истории. Мы — жало
И мы ее целительный бальзам,
Мы те, что, сколько б ни было, все мало,
Чтоб все затем опять сложить к ногам
Своих убийц, чтоб возвеличив
Хулителей своих и палачей,
К чертям отбросив правила приличий,
Хлебать из общей с ними миски щей,
Чтобы из собственных зловонных экскрементов
Извлечь жемчужины и бросить их на стол:
- Хватайте! Жрите! Разнести по свету Спешите.
Мы — один на сто. Нас мало, но без нас не сваришь грога
И не построишь лестницу на Марс.
Распять плебеям на потеху бога
- И даже этого вы не смогли без нас.

О, нет, я на судьбу не сетую. Мне время
Отпущено, я знаю, не для слез.
Со мной всегда мое большой племя.
Большое не числом. Ему принес
Пророк свои гремучие Скрижали,
На части твердь границами рассек,
Определив моих блужданий дали,
Страданий меру, радостей, печалей,
Свершений и падений, чтоб за все
Всевышнему хвалебный Кадиш прочитали.

(окончание читайте в следующей статье)