2000
сентябрь
№10 (14)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ЗНАМЕНИТЫХ ХАРЬКОВЧАН

Зиновий Владимирович САГАЛОВ
родился 19 сентября 1930 г. в Тбилиси.


Слово юбиляру:

     «В шесть лет легко и просто стать Театром. И режиссером, и актером, и драматургом, и даже билетером — в одном лице.
Вбей в противоположные стены комнаты по гвоздю, повесь на веревке одеяло или коврик, усади на стулья и табуретки пять-шесть ребятишек из своей же коммуналки — и все, можно начинать.»
     К двенадцати годам все уже не так просто, как раньше. Во-первых, нет коммуналки, где был Театр — немецкая фугаска превратила ее в руины. Во-вторых, здесь, за тысячу километров от дома родного, в убогом сельском клубе, при свете керосиновых «молний», ты уже не режиссер, не директор, не драматург и даже не билетер, а всего лишь скромный исполнитель.
      Но тяжелее всего в восемнадцать. «Театр! Театр! Театр!» — истошно кричит юноша, размахивая аттестатом зрелости.
      «Нет! Нет! Нет!»-твердят родители. Хор подавляет солиста своей мощью, и любовь к Театру уходит в подполье. Но — удивительное дело! — от этого она не только не увядает, не тускнеет, а, наоборот, становится Самым Главным Делом Жизни».
      Судьба распорядилась так, что вместо желаемого театрального института Зиновий Сагалов закончил филологический факультет Харьковского университета. Однако «чувство сцены», столь не часто встречающееся у литераторов, взяло верх.
      Через 50 лет пьесы драматурга Зиновия Сагалова известны многим театралам нашего города. Спектакли по его произведениям шли и идут на многих харьковских сценах театров им. Шевченко, для детей и юношества, камерного еврейского, кукольного, филармонии. Драматургические произведения нашего земляка знают зрители Киева, Одессы, Днепропетровска, Сум, Луцка и пр. Ставят пьесы 3. Сагалова в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске и Владивостоке. А спектакль «Полеты с Ангелом», увидевший свет рампы в Харьковском театре им. Т. Шевченко, получил прописку в Израиле.
      И, конечно, писатель не обошел своим вниманием еврейскую тему. Несколько лет тому назад в Харьковском камерном еврейском театре с большим успехом шел комедийный спектакль «Если в кране нет воды». Совсем недавно на сцене того же театра состоялась премьера новой пьесы 3. Сагалова «Последняя роль Соломона Михоэлса».
      - Вот уже три года,- говорит драматург,- я нахожусь в ауре личности С. М. Михоэлса, человека высокой и трагически сломленной судьбы. Написал о нем уже две пьесы (первая - «Танго-33», для театра им. Т. Шевченко), но материала собрано столько, что хватило бы на большую книгу. И не только о нем - ведь злодейское убийство Михоэлса, объявленного «агентом международной разведывательной организации «Джойнт», развязало руки сталинским палачам и знаменовало собой начало погрома еврейской культуры. К настоящему времени мною закончена только первая книга романа-хроники «Дело «Джойнт».

      К сожалению, нам не хватило места для отрывка из новой книги, любезно предоставленного автором. Но все еще впереди....

Мы поздравляем Зиновия Сагалова с двойным юбилеем — 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности. До 120-ти Вам в добром здравии, творческой активности и благополучии!


Афиша спектакля театра им. Т.Г.Шевченко «705 дней Нюрнберга», поставленного по драме 3.Сагалова в 1986 г. Посвящен первому в истории судебному процессу за преступления против человечности («Дайджест Е» №8)


Зиновий Сагалов на открытии мемориальной доски на здании Харьковской филармонии (быв. Оперный театр), где в декабре 1943 г. состоялся судебный процесс над фашистами и их пособниками («Дайджест Е» №9)