2000
ноябрь
№12 (16)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

Вышли в свет

Харьковский просветительный центр и музей Холокоста представляют книги, вышедшие в свет в 2000 году и подаренные авторами для нашей библиотеки
     Лео Яковлев «Антон Чехов. Роман с евреями»
     Издательская группа «РА-Каравелла», Харьков, 2000.
     Харьковский писатель — автор романа «Корректор» представляет свое большое эссе об отношении А.П. Чехова к евреям и еврейскому вопросу. На фоне этой проблемы возникает несколько необычный и незнакомый бывшему «советскому» читателю образ Чехова и воссоздаются некоторые картины и ситуации русской общественной жизни его времени. В книгу включены отобранные автором тексты А.П. Чехова, посвященные еврейской теме, и воспоминания И. Альтшуллера «Еще о Чехове».
     Художник обложки Борис Каган.
     Первой презентацией книги Лео Яковлева (Якова Кранцфельда) открыл (после полугодичного ремонта) свою работу просветительный центр «Холокост». Книга, представленная автором, вызвала огромный интерес. Все участники встречи (а зал был полон) получили ее в подарок с дарственной автора.
* * *

     Харьковская городская организация евреев-инвалидов ВОВ и участников боевых действий издала книгу
«Еврейский народ совместно с другими народами в борьбе с нацизмом в годы Великой отечественной войны». Автор–составитель Давид Зекцер, РЦНИТ, Харьков, 2000.
     «Книга посвящена памяти 6 миллионов евреев, погибших в годы войны ... Поистине велика духовная мощь народа, который был обречен на тотальное истребление, но нашел в себе силы выстоять и победить!»
     Оба издания осуществлены благодаря финансовой поддержке регионального отделения «Джойнт» в Харькове.
* * *

     Львiвське товариство єврейської культури iм. Шолом–Алейхема видало на кошти автора — професора Якова Хонiгсмана «Збiрник статей», Львiв, 2000.
     Сборник содержит научно–популярные статьи автора, опубликованные ранее в различных периодических изданиях, мало доступных широкому кругу читателей, интересующихся прошлым евреев Галиции, начиная с конца ХVI века до начала Второй мировой войны. К сожалению, статьи о жизни и деятельности ученого нумизмата и коллекционера Максимиллиана Гольдштейна, основателя львовского музея истории и культуры евреев Галиции, убитого нацистами во Львовском гетто в декабре 1942 г., написанные на польском языке, не были переведены на украинский или русский, и поэтому остаются малодоступными нашему читателю.
* * *

     Запорiзький державний унiверситет, Запорiзьке мiське вiддiлення товариства «Україна — Iзраїль» видало монографiю
Володимира Орлянського «Євреї України в 20 — 30 роки ХХ сторiччя: соцiально-полiтичний аспект», м. Запорiжжя, ЗГТУ, 2000.
     В монографiї розглянуто полiтику Радянсь- кої держави в областi нацiональних вiдносин в 1920—1930-i роки i «єврейське питання», зроблена спроба аналiзу причин антисемiтизму в умовах Радянської влади, описанi шляхи та методи трансформацiї євреїв в соцiально-економiчну i соцiально-полiтичну структуру України.
* * *

     Сборник очерков и документов о памятнике воинам-евреям в Севастополе «Забвению не подлежит» Бориса Гельмана издан при содействии Джойнта в Севастополе.
     Памятник, установленный на севастопольской земле 135 лет назад, до сих пор не видели даже многие специалисты-историки, т. к. к нему можно попасть сейчас только по пропуску — это запретная зона на территории севастопольского морского завода. Обелиск высотой 4,6 метра из белого мрамора стоит у самой стены. Пули и осколки снарядов оставили на нем свои следы. Немалые усилия приложили и варварские руки. На мраморной плите витиеватая надпись на иврите. На боковой стороне надписи соответствует русский текст: «Памяти еврейских солдат, павших за отечество при обороне Севастополя во время войны 1854—1855 гг.». На одной из сохранившихся могильных плит можно разобрать написанное: «Погиб честной смертью солдат Дов Бер-Брозер. Да будет душа его заключена в списках для воскрешения» (с иврита).
     Сколько евреев приняло участие в Крымской войне, точно до сих пор не известно. Памятник на братской могиле, где покоятся только 500 воинов-евреев, погибших при обороне Севастополя в 1854—1855 гг., свидетельствует, что их было несколько тысяч, и сражались они достойно.