2000
апель
№5 (9)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ДА БУДЕТ НАША БЕДА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ ВАМ

     Каждый год мы отмечаем День Катастрофы и героизма, на иврите — Йом ха-Шоа вэ ха-Гвура. Шесть миллионов евреев погибло в пламени Катастрофы. Нормальное человеческое сознание не в состоянии вместить это.
     Невероятно трудно говорить об этом и, если произносить какие-то слова, то это слова молитвы:
ИЗКОР
(поминальная молитва)

Помяни, Господи,
души братьев наших,
сынов Израилевых,
жертв Катастрофы и героев ее,
души шести миллионов евреев,
убитых, преданных смерти,
задушенных, погребенных заживо,
святые общины,
стертые с лица земли.

Помяни, Господи,
народ, принесенный в жертву,
и всех святых Израиля,
принесших себя в жертву
в течение всех времен,
и сохрани души их в круге жизни.
Любимые и близкие нам
в жизни и смерти,
они вечно с нами
и да покоятся с миром
в могилах своих.
Аминь.
Перевод Ефрема Бауха

     День Катастрофы и героизма отмечается во всех еврейских общинах мира особыми церемониями, которые, как правило, строятся по принципу центральной церемонии, проводимой в музее Катастрофы и Героизма «Яд Вашем» в Иерусалиме на площади перед памятником борцам Варшавского гетто.
     В этот день мы вспоминаем Катастрофу, унесшую 6 миллионов еврейских жизней. Следует ли вспоминать об этом сегодня, спустя много десятилетий? На этот вопрос ответил более трех тысяч лет назад первый из наших пророков Моисей: «Только берегись… чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои… и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие. 4:9).
     Мы вспоминаем и о том, что ненависть и злоба не раз обрушивалась на наш народ в разные времена и в разных странах. В этот день мы также вспоминаем всех тех благородных и мужественных не евреев, которые пытались спасти обреченных или хотя бы облегчить их участь.
      Самым крупным за всю историю еврейского сопротивления в годы второй мировой войны было восстание в Варшавском гетто с 19 апреля по 16 мая 1943 года. Группа юношей и девушек, заключенных в этом гетто, с невероятными трудностями раздобыла немного оружия, в основном пистолетов, и создала вооруженный отряд. Когда немцы решили провести акцию по окончательному уничтожению гетто, еврейские бойцы встретили их пулями и самодельными гранатами. Без надежды на успех защитники гетто сопротивлялись дольше, чем даже некоторые европейские страны. И вооруженные до зубов гитлеровцы отступили.
     Это восстание являет собой пример высочайшего героизма. Восстание началось 27 нисана, и этот день мы отмечаем ежегодно как День Катастрофы и героизма. В 2000 году он выпал на 2 мая.
     В этот день в Израиле по всей стране звучит траурная сирена. На две минуты останавливается все движение на всех дорогах страны и прекращается всякая деятельность. Люди встают и замирают в почтительном и горестном молчании. Во многих домах горят поминальные свечи. Миллионы евреев в Израиле и в других странах читают в этот день поминальную молитву Кадиш.
     В бывшем Союзе, когда места массовых убийств евреев и еврейские кладбища превращали в мусорные свалки, парки отдыха и стадионы, когда арестовывали тех, кто приходил почтить память погибших, люди собирались — у Бабьего Яра в Киеве, в Мариуполе, Днепропетровске, в Дробицком Яре в Харькове, в Понарах, Минске, Одессе, в Румбуле у Риги. Церемония возникала стихийно — возлагали траурные венки, зажигали поминальные свечи, читали поминальную молитву «Кадиш». Кадиш запоминали наизусть, не понимая полностью смысла слов. Даже изучение иврита начиналось с первых надписей на траурных венках. Еще не отмечали единую в мире дату — День Катастрофы и героизма, просто отмечали годовщину гибели евреев в том или другом месте.
     В этот день мы чтим память павших и отдаем честь героизму тех немногих, лишь единицы из которых остались сегодня в живых. Они сражались в гетто без всякой надежды победить нацистов. Они бились на крышах домов и в сточных канавах. В подвалах и во дворах, за рушащимися стенами и в пылающих комнатах, хотя и не было у них надежды на успех. Несмотря на это, они победили. История человечества запомнит повстанцев варшавского гетто, как сберегших искру чести и достоинства. Честь была последним достоянием тысячелетней истории евреев, поглощенных пламенем, и честь их выдержала испытание временем.
     Еврейский народ навеки записал их в свитки печали и огня.
     Героизм бойцов гетто стал краеугольным камнем, заложившим фундамент Государства Израиль. Оно продолжается с того самого места, с тех самых горьких часов, с тех самых последних минут, когда перестали биться сердца миллионов евреев и множества других. Государство Израиль — суть их надежды и последняя мечта шести миллионов, которых нет с нами. Но память о Катастрофе нужно хранить не только во имя ее жертв — она более важна для живущих сегодня и еще более для потомков.
     На одном из монументов Катастрофы в Польше написано: «Да будет наша беда предупреждением вам».
     Весь мир обязан извлечь уроки из Катастрофы, и позор отрицающим ее. В последнее время растет число отрицающих Катастрофу. Нацисты отобрали у евреев жизни, а отрицающие Катастрофу пытаются отобрать у них смерть. Поэтому да будь наша ужасная беда — уничтожение трети нашего народа — предупреждающим знаком всему миру.
     Мы не сломились. Мы восстали из пепла павших и воссоздали народ, создали страну. Но мы не забыли, хотя прошло почти 60 лет, и нам трудно простить. Куда бы мы не направляли наши стопы, идет вместе с нами память Катастрофы. Но в нас нет жажды мести. Спустя десятилетия мы верим, что каждый народ обязан сам рассчитаться с историей, и многие народы мира несут тяжелый долг перед нашей историей. Народы должны сами взвесить свое прошлое и извлечь свой урок.
     Некоторые верили, что с падением нацизма исчезнет в мире фашизм. Это не так. Через десятки лет нарождаются наследники Гитлера в разных концах планеты. Однако дни еврейской беспомощности безвозвратно прошли. Еврейское государство, защитит каждого еврея и будет служить убежищем для евреев повсюду.
     Нацистское «окончательное решение еврейского вопроса» — явление небывалое, не имеющее аналогов даже в самые мрачные эпохи мировой истории. Конечно, евреи не были единственными жертвами нацистов. Человечество потеряло во второй мировой войне более 50-ти миллионов человек. Но евреев нацисты собирались уничтожить полностью, как народ. И совершали это с небывалой жестокостью, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Душегубки, печи крематориев, газовые камеры, многочисленные яры… Названия — Треблинка, Собибор, Освенцим, Травник, Яновск, Бабий Яр, Дробицкий Яр — вызывают ужас и теперь.
     Комендант лагеря в Яновске приказал композитору Мунду написать «танго смерти». Звуки этого танго были последними в жизни двухсот тысяч евреев, ликвидированных в Яновске.
     Ужасы Катастрофы затмевают все другие события тех лет. Однако существует и другая сторона этих событий. Этот день называется Днем Катастрофы и героизма, ибо сопротивление палачам еврейского народа началось с первых дней войны в Вильнюсе, Каунасе, Минске организацией групп еврейского сопротивления, которые ушли в леса и создали партизанские отряды. Проявлениями истинного мужества были восстания в Треблинке (2 августа 1943 г.), Собиборе (15 октября 1943 ), Освенциме (Аушвице) (конец августа 1944).
     Говоря о героизме, мы имеем в виду не только тех, кто сражался с оружием в руках. Умереть с оружием в руках было удачей, счастьем, которое выпало на долю немногих. Встретить смерть так, как ее встретил Януш Корчак и тысячи других благородных людей, было не меньшим героизмом. Но и для того, чтобы продолжать жить в нацист-ском аду и надеяться на освобождение, тоже требовалось немалое мужество. Ведь каждый новый день нес с собой новые невыносимые муки.
     Разве не герой, старик Мортхем Бреш, который перед расстрелом в маленьком молдавском селе Тарутино Измайловской области, когда немцы стояли в трех метрах, успел подумать о своем 10-летнем внуке Мише, стоявшем рядом, предусмотреть все и шепнуть ему: «Когда начнут стрелять, сразу падай и не шевелись, я упаду на тебя, и немцы не узнают, живой ты или мертвый, а ночью кто-нибудь тебя подберет». Так и случилось. Сутки пролежал мальчик под телами расстрелянных, пока на рассвете не подобрали его партизаны и отправили в Оренбург. Очень тяжело пришлось мальчику, родившемуся в молдавском селе: он не знал русского языка, а только еврейский и румынский. Дети обижали его, пока не нашелся еврейский учитель, который начал обучать его … боксу. А в селе Тарутино больше не осталось евреев.
     Герой тот, кто пережил Катастрофу, но герой и каждый погибший. Память о каждом из шести миллионов павших для нас священна и благословенна. И поэтому в этот день в Израиле и во всем мире публично читают бесконечный список — имя погибшего, место и год его рождения, место и дата гибели. Произнося вслух имя, мы тем самым вызываем из небытия память о погибшем и продлеваем эту память в поколениях. Мы скорбим и помним, ощущая собственную жизнь, как продолжение их жизней, ибо народ — единое целое: мерт-вые и живые.
     Память о Катастрофе непреходяща и необходима. Она нужна потому, что зло не знает раскаяния. Катастрофа напоминает о себе сегодня многими трагедиями в мире, влекущими за собой гибель невинных людей и поэтому не может быть предана забвению.
     Да будет наша беда предупреждением вам.

Гл. редактор: Лариса Воловик