2000
август
№9 (13)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

Пражское гетто.
Немного истории


Графический знак пражской печати на древнееврейском языке, 1603 г.

Завершение купола еврейской ратуши
     Европейская еврейская история малоизвестна жителям бывшего Союза. По ряду известных причин, памятники еврейской религии, культуры и мученичества ни в каких туристских зарубежных маршрутах не указывались. Поэтому для интересующихся такого рода неординарными достопримечательностями существовала лишь индивидуальная инициатива разыскать и обследовать объекты, которые идеологически не вписывались в официальный протокол советского зарубежного туризма, как, например, непопулярные памятники еврейской истории и культуры.
     Так было и с нами в очень по-европейски цивилизованной Праге, столице тогдашней Чехословакии и туристском городе мира. Бродя вдвоем с женой по улицам этого прекрасного города-музея с чешским путеводителем в руках (во время своего частного визита), мы вышли на знаменитую средневековую Злату уличку, прижавшуюся к крепостной стене Пражского града, откуда и началось наше знакомство с еврейской историей и культурой Центральной Европы.
     Тысячу лет назад пришли евреи на чешскую землю.
     В среде чешского влияния евреям жилось легче, чем в других странах, потому что чешская история, как история небольшого народа, часто угнетавшегося более сильными завоевателями, аналогична истории евреев.
     С незапамятных времен в старейших еврейских произведениях о Праге упоминается не иначе, как о «Праге — короне мира, городе и матери Израиля». Поэтому неслучайно в Праге существует единственный в мире музей, который направляет свое внимание на материальную и духовную культуру еврейского населения — государственный еврейский музей религии и культуры. К числу более счастливых относится история пражских евреев в старину, к роковым и трагическим — нацистское варварство и так называемое «окончательное решение еврейского вопроса» во время Второй мировой войны.
     Музей расположен на территории бывшего еврейского гетто. Архитектуре зданий может позавидовать многие значительные города Европы. Еврейский музей составляют несколько зданий: Староновая синагога, Высокая и Клаусова синагоги, Старое еврейское кладбище, Пинкасова, Майзлова и испанская синагоги — прекрасные образцы архитектуры прошлых веков. Но о них более подробно дальше. Примечательно, что здания хорошо сохранились после второй мировой войны. Но самое примечательное и, пожалуй, парадоксальное, что многие экспонаты музея собраны не специалистами, как это происходит обычно, а нацистами, свозившими их из 153 синагог стран Европы в Прагу с намерением после войны создать единственный в мире музей уничтоженного еврейского народа!..
     Но прошло время. Фашизм уничтожен, а один из объектов Государственного еврейского музея — благородная Пинкасова синагога превращена в памятник почти 80-ти тысяч евреев- жертв нацизма.
     Директор пражского государственного еврейского музея религии, культуры и быта д-р Вилем Бенда обращался к посетителям со страниц путеводителя со словами:
     — Приветствуем вас и просим: после того, как вы посмотрите наш музей, всюду, где вы будете, рассказывайте о том, что видели, дайте свидетельство в пользу правды и истинной человечности, в пользу мира во всем мире.
     Следуя просьбе д-ра Бенда, я рассказывал о пражском музее многим людям в советское время, когда подобная тематика считалась непопулярной, а туристские группы из СССР попросту не информировались о существующем музее и бывшем еврейском гетто в Праге.
     Центром еврейской культуры была пражская еврейская община, которая образовалась еще до возникновения средневекового пражского города. В XIII в. возведена Староновая (Alt-neu) синагога самая древняя в Центральной Европе. В это же время создавался пражский еврейский город. Евреи занимались разными ремеслами и ростовщичеством, т.к. заниматься другими профессиями им запрещалось. И в средние века евреи подвергались жестокой изоляции. Как ни странно, но изоляция способствовала сплочению общины и развитию культуры. В частности, религиозной и правовой литературы (Галаха). В 17 веке еврейская община значительно увеличилась. К этому времени относится строительство еврейской ратуши (управление еврейским городом), синагог Высокой и Майзла.


В. Кандлер: Староновая синагога (1840)

     Жители еврейского поселения жили в замкнутом кругу, обладали собственной системой самоуправления и религией, тесно связанными между собой, имели собственные школы и синагоги. Столкновения с окружающим христианским населением нередко заканчивались погромами, а несколько раз и выселением. Жизнь в гетто была неустанной борьбой за существование. Евреи были практически вычеркнуты из политической и экономической жизни страны.
     Несмотря на дискриминацию евреев, в это время Прага по праву стала центром еврейской культуры и образованности. Евреи становились выдающимися религиозными деятелями, астрономами, физиками, врачами. А в XIX веке ворота еврейского гетто раскрылись. Новая конституция предоставляла евреям все гражданские права, в т. ч. выбора профессии и проживания в любом городском квартале. Территория гетто была реконструирована, оставлены только историко-культурные ценности — синагоги, старое кладбище и др. архитектурные ценности. Эмансипация евреев не ослабила общину, сплотившуюся во времена гетто. Еврейская культура стала элементом европейской культуры и обогатила культуру чешского народа, где евреи нашли свой многовековой приют. Из пражских писателей-евреев мировую известность получил Франц Кафка.
     Ныне территория бывшего гетто находится в центральной части Златой Праги с красивыми зданиями и парками и гармонично вписанными в городской пейзаж Еврейской ратушей и строгими формами синагог. Район бывшего гетто называется «Йозефов».
     Туристы со всего мира с интересом посещают Государственный еврейский музей, рассматривая предметы религии, культуры, истории. И особое внимание на территории Пинкасовой синагоги привлекает зал Памяти 77297 жертв нацизма, замученных в концлагере Терезин под Прагой, через который проходили транспорты, свозившие евреев из стран Европы в газовые камеры Освенцима. Из 15 тысяч еврейских детей, которые вместе с родителями прошли через Терезин, в газовых камерах Освенцима погибло более 90%. Вечным обвинением нацизму останутся рисунки и стихи детей, созданные в Терезине накануне смерти и собранные в Пинкасовой синагоге. А фамилии почти 80 тысяч жертв Холокоста покрывают стены Пинкасовой синагоги.
     Вспоминаю, как удивлена была служительница музея, когда мы записали в Книгу посетителей слова сочувствия к погибшим и уважения к тем, кто так бережно собрал имена замученных евреев и бесценные предметы творчества детей в условиях концлагеря. «Да? Вы с Украины? — переспросила она. — В нашей книге это первая запись посетителей из Союза». А мы подумали: «И Украина, и, тем более, Союз такие большие, а мы вдруг оказались первыми».
     P. S. Как подтверждение древней, тысячелетней чешской еврейской истории, в центре Праги весной 2000 г. при строительстве большого офиса с подземным гаражом обнаружено 500-летнее еврейское кладбище.
     Место древнего кладбища расположено в стороне от территории бывшего гетто, и тем интереснее окажется его история.
     Би-Би-Си в своей передаче от 5 августа с.г. так описывает ситуацию. При проходке котлованов под здания офиса строители наткнулись на скопление человеческих костей и, как положено, уведомили городской магистрат. Магистрат обратился к историкам. Историки покопались в архивах и вскоре порадовали сенсацией, что это именно древнееврейское захоронение.
     В противодействие строительству включились еврейские организации Чехии и Европы, в том числе Всемирная организация защиты еврейских кладбищ со штаб-квартирой в Лондоне.
     Главный раввин Чехии сказал: «Земля принадлежит останкам покойных, а их души — Б-гу, поэтому кладбище должно быть сохранено как памятник».
     Выдвигаются различные версии относительно архитектурного оформления площади захоронения. Строительство офиса законсервировано, дело передано в суд.
     Руководители стройки оправдались: действительно, древнее кладбище не внесено в картографический материал, проект с магистратом согласован; техногенный слой древней Праги велик и разнообразен по составу, поэтому при изысканиях признаков кладбища обнаружено не было; все выяснилось лишь при проведении земляных работ, когда, обнаружив останки, строители немедленно уведомили власти о находке.
     Итак, вскоре в центре достопримечательной Праги появится новый памятник еврейской истории и культуры. Как и все еврейские памятники Праги, древнееврейское кладбище поступит под охрану государства.

Юрий Исеров