2001
июнь
№6 (23)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ФАКТЫ

ТЕРПИМОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПИМОСТЬ

     В чем мы вне всякого сомнения едины, так это в искреннем стремлении к единству. Полгода тому назад я бы этого не сказал, но сегодня все или почти все убеждены, что другого выхода просто нет. И конечно же препятствием к единству является не наша разношерстность, а нетерпимость сторонников одной идеи по отношению к другой. Не говоря уже о пресловутых ментальностях, от разнообразия которых у нас рябит в глазах.
     Вы будете правы, если скажете, что главной причиной нетерпимости соседки Сарры по отношению к вашей жене является ее сварливый характер, которым она привезла из Кишинева (хотя такой же могла привезти и из Кинешмы, из Каширы или из Сан-Франциско), но нас пугает не это, а противопоставление друг другу целых социальных, этнических и религиозных групп. Корни разнообразны, но, как мне кажется, главным корнем является невежество.
     Само по себе невежество — не такой уж и грех. Как бы парадоксально это ни звучало, но самым опасным оказывается невежество образованных людей. Круглый невежда живет своими малогабаритными проблемами и судить о том, в чем не смыслит, не пытается. С приобретением знаний в одной или нескольких областях некоторые люди приобретают тщеславную уверенность, что могут судить обо всем.
     Примером, основанным на коллективном трагическом недоразумении, являются Крестовые походы ХI-ХII веков. Дело в том, что в отличие от средневековой католической Европы типичным для исламских империй была как раз расовая, этническая и религиозная терпимость. На всем протяжении Ближнего Востока свободно действовали христианские монастыри и церкви, причем, если в Европе любое сектанство считалось ересью и наказывалось сожжением на костре, то как раз на территории халифатов любые христианские секты могли свободно сосуществовать. И уж совсем парадоксально звучит стремление типично бандитских банд «защитить Гроб Господин», так как никакой опасности он не подвергался. Невежество состоит в том, что Христос упомянут в Коране, считается, наравне с Моисеем, одним из великих пророков и никому в голову не пришло осквернить связанные с ним христианские святыни.
     Я не утверждаю, что все это однозначно. Можно со ссылкой на Коран и на факты истории привести примеры жестокостей и нетерпимости мусульман по отношению к «неверным», в том числе в наше время, в современных мусульманских странах. Но Вальтер Скотт и Торквато Тассо явно ввели миллионы читателей в заблуждение, так как именно в те времена в исламском мире терпимость была на гораздо более высоком уровне, чем в варварской Европе. И позднее, в Испании при Умайядах, и в Багдадском халифате христиане и евреи учились в школах и университетах наравне с мусульманами, и никому не приходило в голову, как четыре века спустя в России, вводить для защиты дворянских недорослей процентную норму. В 1492 году, овладев последний оплотом ислама на полуострове Гранадой, испанские короли первым делом изгнали из страны евреев, и большая их часть нашла приют в мусульманских Марокко и Турции.
     Какими бы ни были мусульмане, их законы и обычаи, их Коран и их халифы, но суть в том, что европейцы, включая их интеллектуальную часть, знали о мусульманах гораздо меньше, чем мусульмане о них. В Европе широко было известно, что мусульмане поклоняются идолам, а это все равно, как если бы вам сказали, что папа римский в молитвах обращается к Юпитеру.
     В Европе само понятие религиозной терпимости появилось только после того как массы европейцев стали склоняться к атеизму и для них эта тема потеряла актуальность. Что касается России, то она никак не выкарабкается из стандартов позапрошлого века и в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе продолжают обсуждать запреты, налагаемые в этой стране на отдельные секты и течения, в том числе на католиков, баптистов свидетелей Иеговы и других, что никакими политическими соображениями не оправдывается, а является лишь свидетельством культурной отсталости.
     Все вышеизложенное заимствовано из книги одного очень странного англичанина, который в 20-х годах XX века, будучи в Индии, принял мусульманство и назвал себя Мухаммадом Мармадьюком Питкхоллом. Я думаю, что у нас есть основания доверять его эрудиции в области ислама, но когда он же пишет о евреях, то утверждает, что, в отличие от мусульман, евреи будто бы только себе присвоили право на божественную милость и место в Царстве Божием. Это абсолютно неверно, и я мог бы процитировать здесь Талмуд, с которым уважаемый Мухаммад Мармадьюк был так же мало знаком, как мы с Кораном. И остается признать, что не только на каждого мудреца довольно простоты, но на каждого эрудита довольно невежества.

Ицхак Мошкович,
Иерусалим