2001
июль
№7 (24)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ХАРЬКОВСКИЕ ХРОНИКИ

МСУ-Харьков. Летняя школа по иудаике

     Международный Соломонов Университет (МСУ) – одно из крупнейших негосударственных высших учебных заведений Украины – был основан в 1992 году, а 8 апреля 1998 г. открыто его структурное подразделение – Восточноукраинский филиал «МСУ-Харьков».
     В 2000 г. впервые в Украине на базе МСУ-Харьков была проведена Международная летняя студенческая школа-семинар по иудаике. (До этого подобные школы проводились только в России).
     В школе приняли участие более 60 слушателей из Беларуси, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России и Украины (среди них 19 студентов МСУ-Харьков). Не менее масштабная школа состоится и в этом году: с 11 по 18 июля МСУ-Харьков, центр «Сэфер», Ассоциация студентов иудаики СНГ и Центр преподавания иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме при участии Открытого Университета Израиля и поддержке Американского объединенного еврейского распределительного комитета «Джойнт» и еврейского агентства «Сохнут» проводят на берегу Салтовского водохранилища Вторую международную летнюю школу по иудаике.
     Школа является тематической и представляет собой недельную учебно-образовательную программу для студентов, аспирантов и молодых исследователей из стран СНГ и Балтии по истории, культуре и литературе евреев Восточной Европы (от раннего средневековья до ХХ века). Курсы будут читаться преподавателями из Украины, Израиля и России. Помимо этого, в программу Школы включен практический семинар по хазарской археологии, подготовленный Международным центром хазароведения при МСУ-Харьков под руководством директора Центра, доктора исторических наук, профессора В.К.Михеева.
     

Профессор Б.С.Элькин, директор
МСУ-Харьков, председатель оргкомитета
летней школы по иудаике



     Историческая справка: Хазарский каганат известен как раннесредневековое государственное образование, объединившее ряд народов Восточной Европы и занимавшее значительные территории. Хазарский каганат и его население определили в течение VII-нач. Х вв. целый исторический период в развитии народов Восточной Европы.
     В конце VIII века в Хазарском каганате происходят важные внутриполитические события, правящая верхушка каганата принимает иудаизм, как государственную религию. Это во многом объясняет отрицательное отношение к хазароведческой тематике, сложившееся в официальной сталинской историографии в 50-е гг., которое можно рассматривать в качестве одного из частных проявлений печально известного «дела врачей».
     В последние годы так же получили развитие новые точки зрения на взаимоотношения Хазарского каганата (или его населения) со славянами и Киевской Русью. Среди них можно назвать утверждение Омельяна Прицака, считавшего, что Киев возник как город в хазарское время и был первоначально торговой факторией хазаро-еврейского купечества. Даже если подобные позиции и не совсем верны, в любом случае, очевидно, что отношения между Древней Русью и населением Хазарского каганата не были однозначно отрицательными, они менялись в зависимости от политической ситуации, могли быть и взаимовыгодными.
     В настоящее время все большее число исследователей становится сторонниками того мнения, что нет народов, не подвергавшихся в свое время смешению с другими и культурному влиянию соседей. Все ныне существующие нации являются результатом сложных этнических процессов, прослеживаемых с большей или меньшей полнотой на протяжении последних двух – трех тысяч лет. Этот тезис как нельзя более применим и к истории формирования украинского народа, впитавшего в себя элементы и традиции многих древних и средневековых этносов, населявших территорию современной Украины. К числу этих этносов можно отнести и ирано-язычные племена алан, и тюрко-язычных протоболгар, входивших в состав Хазарского каганата и являвшихся носителями салтовской культуры. Они оказывали воздействие на славянские племена в VIII-IX веках, во время расцвета Хазарского каганата, составляли часть населения древнерусских княжеств в XI-XII веках, были известны под именем бродников в XIII-ХIV веках. Постепенно славянизируясь, они вошли в состав украинского казачества в ХV-ХVI веках, влив свой генофонд и элементы своей культуры в формирование украинского народа.
     Хотелось бы обозначить несколько основных причин, на основании которых изучение истории Хазарского каганата и связанной с ним салтовской культуры представляется актуальным и необходимым:
     • Хазарский каганат был одним из наиболее мощных государственных образований Восточной Европы конца первого тысячелетия нашей эры, повлиявших на расстановку политических сил того времени, процессы сложения многих раннесредневековых этносов, оказавший влияние на славянские и неславянские народы региона. Без его изучения не возможно объективное и полное понимание истории Восточной Европы и, в частности, истории Древней Руси в период ее появления и становления как отдельного государства.
     • Салтовская культура населения Хазарского каганата одна из наиболее ярких культур раннего средневековья, привлекающая своей самобытностью внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Это одно из бесценных проявлений многообразных форм человеческой культуры, созидательных устремлений человеческого разума, представленное в особом этническом воплощении и развивавшееся на территории современной Украины, России, Болгарии.
Главной задачей центра является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в направлениях, определяемых такими темами как:
     • Изучение истории и археологии населения Хазарского каганата.
     • История распространения иудаизма и существования еврейских общин в Восточной Европе во второй половине I тыс. н. э.
     • Археологическое выявление и изучение элементов традиционной еврейской культуры в материальной культуре населения Восточной Европы второй половины I  тыс. н. э.
     • Проведение полевых исследований памятников салтово-маяцкой культуры на территории в первую очередь Харьковской области, а так же других областей Украины и, возможно, России.
     • археологическое изучение еврейской культуры в раннем средневековье (I тыс. н. э.) в Восточной Европе;
     • иудаизм в жизни населения Восточной Европы в I  тыс.  н. э. и т. д.

В.К. Михеев, профессор,
руководитель Центра хазароведения