2002
январь
№1 (30)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ



ПО МЕСТАМ КАТАСТРОФЫ ПОЛЬСКОГО ЕВРЕЙСТВА.

Путевые заметки

     «Мы прощаемся с Тарновым, его богатой еврейской историей, так бережно сохраняемой поляком Адамом Бартошем.
     Впереди — Краков», — так оканчивалась статья «ТАРНОВ. Путевые заметки», напечатанная в «Дайджест Е» №3 за 2001 год. Сегодняшней статьей мы продолжаем цикл «Путевых заметок».

     На пути Тарнов — Краков проехали местечко Джеско. Здесь до войны проживало 5 тысяч евреев и было несколько синагог. Никто не выжил.
     На ул. Пушкинской была в 1904 г. синагога. Здание сохранилось, но там теперь библиотека. Кладбище еврейское тоже не было уничтожено. На нем было 5 тысяч памятников, но немного осталось сейчас. Реставрацию кладбища выполнили на деньги евреев, которые выехали в Америку...


Варшава. С Послом гос. Израиль в Польше
Шевахом Вайсом (в центре),
справа — Бен Хельфгот,
слева — Аарон Вайс

     Мы ехали несколько часов, возвращаясь из Освенцима, и проезжали городки, которые были полны еврейской истории. Бен Хельфгот рассказывал о каждом из них. И неожиданно для нас — Петков Трибунальский — родина Бена.
     До войны в Петкове было 55 тысяч населения, 15 тысяч евреев. Петков знаменит тем, что там издавалось множество знаменитых еврейских книг, которые и сейчас можно найти в Израиле. Издавались книги тех мудрецов, о которых нам говорили в Люблине — раввина Шапиро — основателя Люблинской ешивы. Следующий раввин этого городка — Лау. Его сын Исраэль Лау сегодня главный раввин Израиля. Ему было 7 лет, когда его освободили из Бухенвальда.
     Петков был полу индустриальным городом. История его берёт начало от XVII века, и 300 лет он был известным городом. 350 лет там жили евреи.
     Поляки никогда не выгоняли евреев из страны, и у них не было проблем. Однако, как и во всей Польше, евреям нельзя было селиться в больших городах, а только за чертой. В Варшаве было так же до 1791 г. Польша в этом отношении очень отличалась от других стран. Во Франции, Англии, Германии в XVIII — XIX вв. евреям уже разрешалось жить в больших городах.
     Петков —это микромодель жизни евреев Польши.
     Только сейчас поляки начинают понимать, какой вклад внесли евреи в культуру, религию, жизнь Польши. И в последние пять лет открываются музеи, собираются материалы о евреях, живших на этих территориях.
     Вторая мировая война разрушила установившуюся жизнь и быт евреев Польши. Согласно «блицкрига» немцы заняли Польшу молниеносно.
     Первое, что сделали нацисты в Петкове, — ворвались в синагогу, собрали книги и сожгли вместе с раввином. В первый день убили 28 евреев. Тут же был издан указ, запрещающий евреям появляться в местах, которые посещали высшие слои общества. 12 старейшин общины были арестованы, на еврейскую общину наложена громадная контрибуция. При неуплате — старейшины будут расстреляны. Люди собирали деньги, чтобы спасти старейшин.
     4000 евреев, проживавших в Петкове, с 11 ноября 1939 г. были собраны на маленькой территории в одном месте, в страшной тесноте. Однако 4000 были в самом начале, а с 1940 года сюда приезжали, присылали из других городов и селили евреев в гетто Петково. Страшные дни начались для Петково, а еще страшнее они были для тех, более сильных мужчин, которых ежедневно посылали на тяжелые работы.
     Самое страшное начиналось по ночам, когда в дома врывались нацисты и уводили людей в неизвестность. После 20 часов начинался комендантский час, и никто не мог зайти и выйти из гетто. Еще одна беда в гетто — тяжелейшая эпидемия гриппа, от которой еще до депортации погибло 4 тысячи евреев.
     В 1942 году стало еще тяжелее, т.к. началась депортация. Были две зоны влияния — одна часть была на немецкой территории, другая — на советской.
     14 октября 1942 г. началась депортация евреев из Петкова. Из 28 тысяч осталось к этому времени 24 тысячи, из которых 22 тысячи были отправлены в Треблинку, а 10 % остались в городе и работали на местном предприятии и пока оставались в живых.
     С 1942 года начался настоящий полицейский террор — люди погибали на улице. Еще история: в одном доме включили электричество, им разбили лампы, а евреев просто расстреляли. Причины, по которым убивали людей, были самые различные. У 50 человек — евреев нашли польские бумаги, увели на кладбище и расстреляли.
     Сестре Бена было 8 лет — ее и маму убили.
     Террор продолжался 6 месяцев, пока не сменился начальник полиции. Появились новые условия в отношении евреев: в конце июля 1943 г. маленькое гетто было совершенно уничтожено, осталось 1150 человек, т.к. кому-то надо было работать на местном маленьком заводике. Чудом для детей этого города явилось то, что, как выяснилось после уничтожения города, оказалось на стекольном заводе нужен был их труд. Так спаслись 40 еврейских детей, и один из них сейчас — главный раввин Израиля. Многие дети затем были депортированы в Бухенвальд, другие лагери и погибли.
     Двух хозяев завода Бен сравнивает с Шиндлером, его списком, т.к. все же дети спаслись. И не важно, что двигало этими двумя людьми. Второй спасшийся из работавших на этом стекольном заводе, уехал в США и стал известным ученым.
     В конце ноября 1944 г. все оставшиеся евреи были депортированы. Мужчины отправлены в Бухенвальд, женщины в Равенсбрюк. Их было 1650 человек. Через 5 месяцев, когда пришло освобождение, в живых оставалось 500 человек. Последние 5 месяцев Бен находился в Терезинштате. Лагерь был освобожден 9 мая 1945 года. Нацисты не сдавались — на территории лагеря они построили газовую камеру, чтобы уничтожить последних узников. Начальник лагеря не смог выполнить это задание, просто не успел и убежал.
     После освобождения Бен попал в Прагу, затем вернулся в свой Петков, надеясь найти кого-нибудь из родных, он надеялся, что его отец жив. Позже Бен узнал, что его отец попал на один из маршей смерти, бежал в Америку, его поймали и он погиб.
     У Бена был двоюродный брат 12-ти лет, очень слабый, который вернулся в Польшу вместе с Беном, но в Петков не вернулся. Они ожидали на станции поезд, который шел в Петков. К ним подошли несколько человек, посмотрели на их одежду, головы и спросили, что они здесь делают. «Мы только что освободились из лагеря и хотим вернуться домой»,- ответили ребята. Но им надо было еще доказать, что это так. Потом эти люди дали им документы и сказали, что ребята могут предъявить их полиции. Мальчики не знали, зачем это нужно. Люди эти были добры к ним и поняли, что Бен с братом попали в тяжелое положение.
     Потом к ним подошли две женщины и сказали, что надо пойти в полицию. Они попали в какое-то страшное место, где был слышен лай собак и мяуканье кошек. Их поставили к стене и хотели расстрелять. Ребята начали взывать к совести людей, и те сказали, что они, видно, счастливые, т. к. это первый случай, что их в подобной ситуации не расстреляли.


Они сами пережили Катастрофу и теперь рассказывают об этом,
чтобы она никогда не повторилась.
Справа — Бен Хельфгот («Клеймс Конференс», Англия) и Аарон Вайс («Джойнт», Израиль) у стены гетто в Варшаве

     У Бена еще была младшая сестра, и он хотел найти ее. Но вместо Петкова, Бен попал туда, откуда бежал, встретил ребят, которые спаслись вместе с ним. В комитете, который занимался детьми из лагеря, Бену сказали, что 16-летние мальчики могут отправиться в Англию. В 1945 году, в дни, когда капитулировала Япония, Бен попал в Англию. Он понял, что не сможет попасть на территорию, контролируемую другими странами, и вначале решил ехать в Англию, чтобы затем вернуться в Польшу.
     В 1947 году в Англию попала и сестра Бена. Сначала она была в Швеции, а потом тот же комитет помог ей попасть в Англию. Сестра — единственный человек из их большой семьи, кто остался в живых. Сейчас она живет, как и Бен, в Лондоне, они часто видятся.
     Бен Хельфгот — истинный англичанин, выдержан, тактичен и немногословен. В настоящее время член правления «Клеймс Конференс». Без его рассказов наша поездка утратила бы тот высокий уровень и эмоциональное состояние, которое осталось после общения с этим удивительным и интереснейшим человеком.

Лариса Воловик, Харьков
Фото автора