2002
январь
№1 (30)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ТУ-БИШВАТ
НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ

     Ту би-Шват впервые появляется в Мишне. Мишна – это самый древний текст, который фиксирует основные части нашей Устной Традиции. Мишна подразделяется на разделы, а разделы делятся на трактаты. И в трактате, посвященном Новому году — Рош а-Шана, с самого начала говорится, что у нас есть 4 начала года. Осенью мы празднуем Рош а-Шана — счет годов от Сотворения человека. Весной, в месяц Нисан — начало цикла месяцев, 1-е Тишрей — новый год для отсчета годов, семилетий и юбилеев (50-летий).
     Ту би-Шват — это Новый год деревьев, о котором есть спор в Мишне: школа Шамая говорит, что это 1-го числа месяца Шват, а школа Гилеля говорит, что это 15-го числа месяца Шват.
     Предание гласит, что когда деревья узнали, что Всевышний дал людям праздник Нового года, у них появилось чувство зависти — ведь в Торе (в книге Дварим, 20:19) человек сравнивается с деревом. И стали деревья просить Всевышнего, чтобы Он и им установил праздник Нового года.


Атлантическая фисташка

     Спросил Всевышний у деревьев, в какое время хотели бы они праздновать свой Новый год, ответили деревья, что шват – самое подходящее для этого время, потому что вся их жизнь зависит от воды, а в этом месяце идут обильные дожди. Согласился с ними Всевышний и назначил Новый год деревьев на 1 швата. Но деревья просили перенести праздник на середину месяца. Почему? А потому, что первый день каждого месяца, рош-ходеш – это и так праздник, а кроме рош-ходеша нет в месяце шват никаких праздничных дней. Деревья же хотели украсить своим праздником месяц шват. Да и в предыдущем месяце, тевете, нет ни одного праздника — вот и получилось бы, что два месяца подряд не будет праздничных дней. В споре школы Шамая со школой Гилеля этот довод деревьев оказался решающим, и мы по сей день отмечаем Новый год деревьев 15 швата. В этом году он соответствует 28 января.
     Ту би-Шват является границей, которая отделяет урожай (плоды) прошлого года от плодов нынешних. Этот праздник не упомянут в Торе. Он установлен Мудрецами для отделения урожая одного года от урожая другого. Тора предписывает каждому еврею ежегодно отделять маасер (десятину) от плодов урожая этого года в пользу священников и левитов, занятых службой в Храме, пришельцу, бедняку, сироте и вдове.
     В Ту би-Шват разрешается работать. Но все же Ту би-Шват — праздник, поэтому в этот день не произносят траурных речей.
     Один из главных обычаев праздника — есть плоды, которые выросли на земле Страны Израиля и которыми она славится. Но принято также есть плоды, напоминающие об Эрец-Исраэль, даже если они выросли в других странах, — миндаль, плоды рожкового дерева, яблоки и др.


Гранатовое дерево

     Есть обычай попробовать в Ту би-Шват 15 разных сортов фруктов — в честь 15-го дня месяца шват. Согласно другому обычаю, едят только 7 видов плодов — тех, которыми славится Страна Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики). Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов, свежих и сушеных — инжир, изюм, сливы и др.
     У многих принято прежде всего есть плоды семи видов, произнося соответствующие благословения. Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.
     В еврейских общинах Востока было принято сначала есть блюда, приготовленные из пшеницы и ячменя, а затем — фрукты.
     В Ту би-Шват принято сажать деревья. Эта традиция возникла в конце прошлого века, когда первые еврейские поселенцы начали прибывать в страну Израиля. Страна была тогда разрушенной и пустой, она еле могла прокормить своих немногочисленных обитателей. Но евреи посадили эвкалипты и осушили болота, посадили леса и провели воду, устроили поля и фруктовые сады. Земля расцвела, и урожая — так же, как в древности, стало хватать на всех.


Сосна

     Посадка деревьев в Ту би-Шват стала важным обычаем. В этот праздник многие израильтяне и в особенности дети отправляются на лоно природы, чтобы укрепить свою связь с родной землей, сажают молодые деревья, которые спустя годы покроют просторы Родины густым зеленым ковром.


Дети сажают деревья

     В Торе выражено особое отношение еврейского народа к деревьям, в особенности — к плодоносным. «Если будешь ты осаждать город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое — это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?..» (Дварим, 20:19,20).
     Даже в такой экстремальной ситуации, как война и осада вражеского города, нельзя без разбора уничтожать деревья. А плодоносные деревья нельзя срубать ни в коем случае. И объясняют мудрецы наши, что слова «…ибо дерево полевое — это человек…» намекают на связь, существующую между человеком и деревом, ибо сама жизнь человека зависит от деревьев.
     Люди наделяют деревья человеческими качествами: деревья ведут беседы друг с другом; тот, кто срубает дерево, сравнивается с убийцей и потому не будет благословения делам его. Мудрецы наши часто уподобляют человека дереву. Так, в трактате Авот (3:17) сказано: «Тот, чья мудрость преобладает над деяниями его, подобен дереву с многочисленными ветвями и немногими корнями: подует ветер и вырвет его… А тот, чьи деяния преобладают над мудростью его, подобен дереву с немногими ветвями, но с многочисленными корнями: даже если все ветры мира будут дуть — не сдвинут они его с места».
     Пусть этот праздник будет началом всего хорошего для нас всех и для всего Израиля и для всего мира!