2002
ноябрь
№11 (40)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ХАНУКА И ХАНУККИИ


Зажигание свечей.
Рис. Марка Шагала, 1946 г.
     Ханука — праздник освящения, называемый также «праздником Маккавеев», начинается 25 числа (в этом году с 30 ноября по 7 декабря) в месяц Кислейв — третий месяц по еврейскому календарю в честь победы еврейских повстанцев Маккавеев над греко-сирийскими завоевателями в 164 г. до н. э., когда был отвоеван и заново освящен Иерусалимский Храм. Радость победы сопровождалась великим чудом: в оскверненном воинами царя Антиоха Храме остался только один маленький сосуд с маслом, которого могло хватить для горения светильника лишь на один день, а хватило на все восемь дней, необходимые для приготовления нового масла. В память этого чуда праздник отмечается восемь дней.


Игра в волчок.
Рис. Марка Шагала, 1946 г.

     В Хануку нет ограничений на какие-либо работы и занятия. Дни этих праздников неотделимы от радости и веселья. На Хануку детям дарят мелкие монеты хануке гелд (идиш). Из детских игр в дни Хануки особенно популярен волчок дрейдл. Традиционное ханукальное блюдо — картофельные оладьи латкес. В современном Израиле на Хануку пекут пончики суфганийот.
     Всё в эти дни склоняет нас к радости, главное, таким одухотворенным, сильным и священным становится все вокруг, когда с наступлением первого праздничного вечера зажигается в ханукальном светильнике первая свеча. В последующие вечера каждый вечер (справа налево) добавляют по одной свече и в восьмую ночь зажигают все восемь свечей.
     Восьмисвечник хануккия стал символом Хануки.
     Что знаем мы о хануккии, которая представляет совершенно особую разновидность светильника?
     Всем знаком семисвечник «менора» — один из основных атрибутов иудейского культа и соответственно один из двух центральных символов еврейского народа, наряду с шестиконечной звездой Давида — «Маген-Давидом». И хотя слово «менора» в буквальном переводе с древнееврейского означает светильник, понятие это употребляется по традиции к храмовому, синагогальному семисвечнику, все семь ветвей которого развернуты, как правило, в одной плоскости.
     При всем многообразии менор, где и в какой бы период они не создавались, в их облике есть сходство с цветущим деревом, которое можно символически уподобить древу жизни — одному из центральных образов древней культуры всех народов земли.
     Ханукальные меноры — это девятиствольные светильники, которые стилистически мало отличаются от обычной меноры, но используются в строго определенные дни одного из наиболее важных праздников еврейского календаря — Хануки. Ханукальные светильники или хануккии в прежние времена были столь же обязательным элементом еврейского ритуального и бытового обихода, как субботние подсвечники.
     Традиционная хануккия имеет в одном ряду восемь емкостей для масла или восемь чашечек под свечи. Их количество определяется числом дней праздника, который известный историк и общественный деятель первого столетия новой эры Иосиф Флавий назвал «праздником огней». Зная значение этого праздника для традиционного еврейского мировосприятия, становится понятнее, почему на протяжении веков евреи-ремесленники вкладывали столько любви и умения в изготовление ханукальных светильников, из каких бы материалов они ни изготовлялись. В частности, в Украине в XVIII — начале ХХ вв. создавались и бытовали хануккии из керамики, фаянса, серебра и, в первую очередь, из бронзы.

Лариса Воловик


Хануккия. Серебро, медь, филигрань,
зернь, литье, чеканка, гравировка.
Высота 295 мм. Польша.
Первая половина XIX в. МИДУ

Хануккия. Серебро, литье,
чеканка, просечка.
Высота 270 мм.
Польша(?). ХIX в. ЛМЭ

Хануккия. Бронза, литье.
Высота 240 мм.

Галиция. XIX в. ЛМЭ

Хануккия. Серебро,
ажурное литье, ковка,
гравировка. Высота 280 мм.
Германия (?). XIX в. ЛМЭ

Хануккия. Серебро, медь, филигрань,
зернь, ковка, литье, гравировка.
Высота 165 мм. Польша.
Первая половина XIX в. МИДУ

Использованы материалы из альбома «Шедевры еврейского искусства».