2002
февраль
№2 (31)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ВСЕСОЮЗНАЯ ЛОТЕРЕЯ ОЗЕТ

     В Харьковском музее Холокоста появился новый экспонат из довоенного еврейского быта — лотерейный билет ОЗЕТ с надписями на языках народов СССР и, в том числе, на идиш.
     Сейчас уже осталось в живых совсем мало людей, которые могли бы расшифровать эту аббревиатуру и знают ее историю. ОЗЕТ означает «Общество землеустройства еврейских трудящихся». Более полное название этой общественной организации — «Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев СССР». Создано оно было 17 января 1925 г. в Москве. Эта акция была связана с тем, что гражданская смута в Российской империи в 1917-1920 г.г. с ее кровавыми погромами и послереволюционная разруха существенно активизировали еврейскую эмиграцию в сельскохозяйственные колонии, создаваемые в Эрец-Исроэль подвижниками сионистского движения. Деятельность ОЗЕТ, направленная на организацию еврейских сельскохозяйственных поселений на юге Украины и в полупустынях северного Крыма на безводных иссохшихся почвах, должна была стать своего рода альтернативой эмигрантским настроениям советского еврейства.
     Однако советское государство не могло финансировать ОЗЕТ за счет бюджета, и основной капитал этого общества формировался, во-первых, за счет помощи зарубежных благотворительных организаций Берлина, Лондона, Йоханнесбурга, Нью-Йорка, Копенгагена, Буэнос-Айреса, Риги и даже Тель-Авива, с воззванием о помощи к которым обратилась группа советских интеллигентов-евреев (И. Фефер, Л. Квитко, Н. Лурье, Д. Гофштейн и др.). Вторым источником капитала стали членские взносы: появились филиалы ОЗЕТ — УкрОЗЕТ (Харьков); БелОЗЕТ (Минск); КрымОЗЕТ (Симферополь), ТатОЗЕТ (Казань) и др. Запись в «члены общества» производилась, как было принято в советской практике, «добровольно-принудительно». Записывали всех — и евреев, и нееевреев, которых оказалось в списочном составе ОЗЕТ более 45%. Иногда дело доходило до анекдотов: так, например, создавая отделения ОЗЕТ в нескольких сибирских городах, где до этого никто не видел евреев, организаторы возили с собой нескольких украинских евреев и «предъявляли» их местному населению.
     Помогла заграница и скинулся советский народ, но капитал, пройдя сквозь государственное сито, существенно утратил в весе, и поэтому возникла идея «тематических» лотерей на благо ОЗЕТа. И все равно денег хватило лишь на часть намечавшихся еврейских коммун, застроенных хатами под соломенными крышами.
     Чтобы выполнить план по расселению евреев на земле, строительство поселений, наряду с ОЗЕТом, было разрешено вести Агро-Джойнту и ОРТу, создававшим благоустроенные и технические вооруженные хозяйства.
     За несколько лет деятельности из поселений, построенных ОЗЕТом и Агро-Джойнтом, организовали несколько еврейских национальных районов в засушливых степях южной Украины и северного Крыма со своей администрацией, прессой и культурными учреждениями. Суммарное население этих районов составило около ста тысяч евреев, занятых в сельском хозяйстве, и к 1930-му году эти коммуны стали передовыми, процветающими и непременными участниками и призерами всесоюзных сельхозвыставок в Москве.
     А затем пришли коллективизация и голод, унесшие десятки жизней тех, кто не смог уйти в города. Потом наступили репрессии 1936-1939 годов, обезглавившие чудом сохранившиеся хозяйства, руководителей которых арестовали и расстреляли, как «еврейских буржуазных националистов» и «сионистов». А тех, кто дожил до 1941 года, расстреляли немцы и их пособники. Так деятельность ОЗЕТа и Агро-Джойнта была стерта с лица земли вместе с людьми, мечтавшими о новой жизни, и все описанные выше события укладываются в гениальную формулу В. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
     Вспомните же и помяните и эти годы, и населявших их людей с их радостями, печалями и надеждами, глядя на лотерейный билет ОЗЕТ в коллекции Харьковского музея Холокоста!
Яков Кранцфельд, Харьков

     Билет №0022176 2-й Всесоюзной ОЗЕТ- лотереи подарен музею Холокоста автором статьи. Условия лотереи, утвержденные Наркомфином СССР 10 мая 1929 г., напечатаны на обратной стороне билета:
     «Лотерея выпускается в количестве 2.000.000 билетов, в 50 сериях по 40.000 билетов, по 50 коп. каждый. Выигрышей 8001 на сумму 150.000 руб.
     Розыгрыш производится в Москве в декабре 1929 г. Суммы, вырученные от лотереи, поступают в распоряжение ОЗЕТ на землеустроение трудящихся евреев».
     Небезинтересны и сами выигрыши: дом-квартира в 3 комнаты в любом пункте СССР; поездки на 1 месяц в Западную Европу по маршруту, избранному выигравшим, или на 1,5 месяца в Биробиджан; поездки на 1,5 месяца в С.Ш. Сев. Америки (Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Бостон), поездки (2 недели) по еврейским земледельческим поселкам Крыма, включая 4-дневный отдых в Евпатории, по еврейским земледельческим поселкам Криворожско-Херсонского района, включая Днепрострой, Кривой Рог (жел. рудники) и Одессу (3 дня). При чем в сумму выигрышей поездок входили все расходы, а именно: «оплата сухопутных и морских путей сообщения, суточные (при поездках в С.Ш.Америки и Зап. Европу) и содержание (во всех остальных случаях), заграничные паспорта, визы и пр.» Можно было заменить выигрыши указанной в билете денежной суммой.
     Среди остальных выигрышей привлекают внимание наборы рабочего или кустарного инструмента (по выбору выигравшего),заграничная складная лодка системы «Клеппер», заграничные коньки и велосипеды - мужские или дамские, американские самобрейки «Жиллет» с 10 ножами, швейные машины, самовары, примусы, американские вечные перья «Паркер», готовальни заграничные, отрезы на костюмы, мн. др. и ... собрание сочинений Ленина или Горького, или Толстого, или библиотека из 40 книг еврейских авторов (по выбору выигравшего).
     Более всего, что поражает в этом перечне — оговорка «по выбору выигравшего». Год 1929 -й — выбор еще был...
Гл. редактор