2002
март
№3 (32)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ЧТО НАШИ ДЕТИ ЗНАЮТ О ХОЛОКОСТЕ?

Елена ИВАНОВА,
доктор психологических наук

     В течение долгого времени, как в периоды откровенного антисемитизма, так и в более спокойные в этом отношении времена, темы Холокоста, антисемитизма и уничтожения евреев были табуированными. О Холокосте или вообще не говорили и не писали, а если и делали это, то весьма стыдливо и между прочим.
     В настоящее время школьные и вузовские учебники истории упоминают массовое уничтожение евреев и приводят некоторые фактические данные; появляются публикации в прессе о Холокосте, однако эта тема еще весьма далека от ее свободного обсуждения.
     Что же люди знают о Холокосте и как относятся к тому, что знают? Эти вопросы стали предметом изучения в проведенном по проекту Харьковского музея Холокоста исследовании.
     Данное исследование было проведено в апреле-мае 2001 года. Экспериментальную выборку, о которой будет говориться ниже, составили школьники харьковских школ. Такой выбор экспериментальной группы объяснялся тем, что эти ребята учатся в школе уже по новым учебникам истории, которые появились после распада Советского Союза, и в определенной степени отражают новые идеологические тенденции. В группу школьников вошли учащиеся 10-11-х классов школ четырех разных типов (всего 107 человек): центральной государственной школы, частной, школы из рабочего района города, еврейской школы.
     Такой выбор школ обуславливался следующими причинами. Чтобы получить определенную репрезентативность выборки, нужно было обеспечить участие в экспериментальном исследовании детей из семей разных социальных слоев, с различным культурным и образовательным уровнем семьи. Уровень образования в этих школах также отличается.
     Всем участникам исследования предлагалось написать сочинение о Холокосте (исследование проводилось анонимно). Многие ребята, получив лист с написанной темой сочинения, начинали смеяться, недоуменно переглядываться. Представляется, что тема сочинения была для них крайне неожиданной, смущающей их, и в определенной мере ставящей в тупик: о чем писать и как писать.
     Проведенный анализ показывает, что в целом знания о Холокосте у ребят весьма относительны и приблизительны. Как написал один из ребят: «Я точно знаю, что евреев массово уничтожали во время II мировой войны...… За что? Толком и не знаю». Тем не менее, в ходе написания сочинений ребятам приходилось вспоминать, что они знают и слышали, и опираться как на определенные конкретные знания, имеющиеся у них по этому вопросу, так и более широкие, которые они смогли привлечь при написании сочинений.
     Ребята знают о том, что евреев уничтожали, притом было уничтожено большое их количество. Они пишут, что евреев уничтожали в газовых камерах, отправляли в лагеря, не щадили ни женщин, ни детей. Евреев «собирали, загружали в вагоны, отнимали все ценные вещи, увозили в какую-то глушь, раздевали, расстреливали и хоронили».
     В еврейской школе в сочинениях большинства ребят упоминается достаточно много различных фактов, прежде всего, количество погибших в Холокосте. Об этом написали три четверти всех участников.
     Ребята очень по-разному писали о Холокосте: одни попытались написать о нем с исторической точки зрения. С разной степенью глубины проникновения в историю Холокост рассматривается ими как результат тех событий и гонений на евреев, которые и раньше имели место в истории. Иногда дается краткая хронология событий Холокоста.
     У многих школьников сложилось представление о том, что притеснения евреев возникли в годы второй мировой войны, непосредственно связаны с именем Гитлера и фашистской Германией. Лишь незначительная часть попыталась показать, что, во-первых, в истории был ряд подобных прецедентов, во-вторых, что сам по себе Холокост представлял собой постепенно развивающееся явление, начинающееся с более мелких ограничений и заканчивающееся массовым и зверским уничтожением целой нации.
     Другие ребята сравнивали уничтожение евреев с гибелью и уничтожением других народов (славян, цыган и т.д.). Часть из них писала о том, что все люди, независимо от национальности, равны. Авторы других сочинений сравнивали количество погибших в Холокосте евреев с количеством людей других национальностей, погибших в годы второй мировой войны, упоминая, что славян погибло не меньше.
     Были также сочинения и явно антисемитского характера, оскорбления в адрес евреев, рассуждения о необходимости уничтожения евреев и т.п., и скрыто антисемитского, в которых неприязненное отношение к евреям завуалировано, но оно прорывается в отдельных высказываниях, замечаниях, словах. В некоторых случаях ребята оправдывают политику Гитлера, пишут о том, что евреев нужно убивать, что они подлежат уничтожению, жалеют, что не всех евреев уничтожили во время Холокоста. Вот пример одного из таких сочинений:
     «Гитлер уничтожил много евреев — молодец!!! Я терпеть не могу их. Евреев слишком много. Они расселились по всему миру и навязывают людям свои ценности. Ни одна раса не может считать себя избранной, уже по этому их надо остерегаться. Хотя Гитлер считал избранной свою расу, я сожалею, что ему не удалось передавить всех евреев. В борьбе с ними он ослабил бы себя и облегчил победу своим противникам. Кроме того, я считаю, что немецкая раса действительно во многом лучше других. Победа Германии во второй мировой означала бы реки крови, однако она принесла бы миру единство. Гитлер бы смог очистить генофонд планеты. Выжили бы сильнейшие. Да, долгое время гибли бы люди, однако через некоторое время выжившие сравнялись, и вся планета оказалась бы под единым государством. Не с кем было бы воевать, и в будущем сохранили бы жизни еще большие массы людей, которые не погибли бы в войнах.
     Я считаю, что методы Гитлера были оправданными. Их всех надо извести под корень. Они — ничто, хуже зверей. Я жалею, что в наше время так мало нацистов. Это все жиды!!! У них всех отвратительные характеры, они пытаются подавить другие расы. Я думаю, что нельзя оставлять эту заразу, которая расползается по всему миру, без внимания — надо уничтожить!»

     Другие, даже откровенно заявляя о том, что евреев не любят, все же признают за ними право на существование и считают, что убийство не является методом выражения неприязни к другим людям.
     В основной массе сочинений Холокост рассматривается в рамках обыденного сознания. В этих сочинениях приведены разные варианты объяснений Холокоста или отношения к евреям, исходя из функционирующих в обществе стереотипов, предрассудков и расхожих мнений. Так, некоторые, говоря о том, что евреев уничтожать не надо, что они такие же люди, как и другие, ссылаются на своих друзей, знакомых и учителей, отмечая, что все они — хорошие люди. В другой группе сочинений говорится о том, что сейчас Германия помогает евреям. Еще в ряде сочинений авторы пытаются ответить на вопрос, почему возможным оказалось негативное отношение к евреям, описываются черты характера евреев, отношение к ним других людей, стереотипы относительно евреев, существующие в обществе.
     В некоторых сочинениях Холокост рассматривается как проявление расизма или национализма. Авторы этих сочинений считают, что люди всех национальностей имеют одни и те же права, людей нельзя уничтожать из-за их национальности, из-за того, что одна нация считается лучше другой.
     В других сочинениях Холокост рассматривается как явление, порожденное одним человеком — Гитлером, его комплексами, больным воображением, особенностями характера и т.п. Как резюмировал один мальчик: «Холокост можно рассматривать как совершенно исключительный маразм отдельно взятой личности, передавшийся другим».
     Некоторые ребята практически не говорят о самих событиях, которые связывают с Холокостом, не упоминают основных фактов, не ищут причин происшедшего, а выражают свои эмоции по этому поводу. Но есть и противоположные, нейтральные по своему характеру сочинения. В таких сочинениях никак не высказывается собственное отношение к описываемому событию. Нет никаких прямых оценок, нет даже каких-либо слов-определений (жестокое, варварское, «это была лажа», «глупость» и т.п.), по которым можно судить об отношении школьников. Происходит простая констатация фактов.
     Практически в каждом из сочинений воплощаются определенные культурные модели, воспроизводимые в нашем обществе. Так, в историческом дискурсе чаще всего воспроизводится модель о том, что Холокост был порождением фашистской Германии. Сравнительный дискурс опирается на несколько культурных моделей. Одна из них — это модель равенства и «одинаковости» людей всех национальностей. Отсюда делается вывод о преступности уничтожения людей любой нации. Другая модель, распространенная в постсоветском обществе, заключается в том, что в годы Великой Отечественной войны было уничтожено не меньшее число русских, украинцев и людей других славянских национальностей, но об этом говорят меньше, или вообще уже забыли, а об уничтоженных евреях помнят.
     Антисемитский дискурс (как открытый, так и скрытый) репродуцирует прежде всего ту модель, что евреи — это «другие» и плохие. Иногда то, что они другие и плохие, как-то рационально объясняется, чаще же, особенно при открыто антисемитском дискурсе, такие попытки даже не делаются: есть очень четкое, сильно эмоционально заряженное убеждение о том, «евреи должны быть уничтожены».
     В бытовом дискурсе представлены основные стереотипы массового сознания о евреях. Они касаются и характерологических особенностей (хитрые, ушлые, экономные), интеллектуальных характеристик (умные), отношения к работе (работящие, всегда стремящиеся получить выгоду), жизни в обществе (стремящиеся к власти и влиянию). Довольно распространенной является и такая модель: «хоть они и евреи, но они тоже люди». Еще одна культурная модель о том, почему люди не любят евреев, имеет религиозную подоплеку: «они распяли Иисуса Христа». Говоря об уничтожении евреев, воспроизводится и модель того, что евреи были «козлами отпущения».
     Говоря о Холокосте как проявлении расизма и национализма, ребята опираются в основном на культурную модель, согласно которой, по убеждению нацистов, арийская нация является самой лучшей, а евреи — самой худшей и вообще «загрязняют расу».
     Приписывая Холокост одному Гитлеру, воспроизводят модель о том, что так он реализовывал свои комплексы. Называются разные причины этих комплексов: бабушка (жена) — еврейка, в детстве обижали евреи и т.п.
     Ребята также связывают Холокост как событие прошлого с настоящим и будущим, считая, что Холокост останется в памяти человечества. Некоторые говорят об этом достаточно настойчиво и эмоционально, призывая добиваться того, чтобы подобное не могло повториться ни с кем. В заключение приведем отрывок из одного такого сочинения, написанного ученицей 10-го класса:
     «Во время второй мировой войны уничтожили 6 миллионов евреев...
     ... Были так называемые «лагеря смерти». Евреев сгоняли в вагоны-теплушки по 300-400 человек и по 40-ка градусной жаре или по 30-ти градусному морозу везли в лагеря. (Кстати, возле лагеря Треблинка, когда идешь по рельсам, заходишь в ворота, рельсы обрываются). Пути назад не было. После прибытия происходила селекция (страшное слово по отношению к людям). Те, кто могли работать или могли послужить материалом для медицинских экспериментов, шли в одну сторону, другие, которые не могли работать, подлежали немедленному уничтожению.… Люди заходили в комнаты-душевые, и вместо воды шел газ... Десятки тысяч чемоданов, протезов, посуды, или волос сохранились в музеях на местах уничтожения. Чтобы помнили! Чтобы люди помнили о трагедии и боли всего еврейского народа.
     И на Украине есть памятные места для евреев. Прежде всего, — Бабий Яр, где было уничтожено около 500 000 евреев. В Харькове — Дробицкий Яр. И, конечно же, в Израиле есть специальный музей Яд Вашем, посвященный Холокосту.
     Люди не должны забывать такое (чтобы снова не повторилось то… ужасное). Пусть сейчас очень много людей, родившихся после второй мировой войны, но потеря 6 миллионов ни в чем неповинных людей всегда останется на совести человечества, тяжкий камень на душе всех евреев мира, и на моей душе».