2002
март
№3 (32)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ФАКТЫ...



Такая, вот, «история».    Реплика читателя

Лео Якоб, историк

     Несколько месяцев назад в магазине «Books» состоялась презентация книги архиепископа Игоря Исиченко «Загальна Церковна Історія» (курс лекцій для вищих духовних шкіл), Харків, Акта, 2001, 608 с. Тираж не указан.
     Вряд ли кто-нибудь смог ознакомиться со столь объемной работой непосредственно на презентации, но теперь, по прошествию времени, можно сделать некоторые замечания.
     Известно, что одна и та же Священная история в каждой из конфессий, основанных на вере в бога Авраама, Исаака и Иакова, излагается по — разному, и критиковать одну версию с позиций другой, как и с позиций светской исторической науки, бессмысленно.
     Однако история церквей, сохранившихся по сей день, на определенном этапе отрывается от мифологии и становится частью всеобщей научной истории человечества, в которой пренебрегать фактами или искажать их — неприлично. А иногда и опасно. Именно к этой немифологической части книги И. Исиченко можно сформулировать некоторые претензии.
     Известно, что события 1933-1945 гг., происшедшие в сердце христианской Европы, большинство честных западных теологов рассматривают, как сокрушительное поражение христианства, требующее переосмысления христианской идеологии. Они, эти теологи, ввели даже такое понятие «христианство после Освенцима» для обозначения новой эпохи в своей религии, сделав, таким образом, крупнейший лагерь смерти символической точкой отсчета этой эпохи.
     В этой связи представляет интерес, какое место отводит нацистским лагерям смерти в своей «Истории» Игорь Исиченко. Нельзя сказать, что он полностью игнорирует преследования евреев при нацизме, т.к. он сообщает: «Наскрізною ідеєю нацизму став антисемітизм. 7 листопада 1938 р. Німеччиною прокотилася «кришталева ніч», приводом якої стало вбивство євреєм Гершлем Гріншпаном німецького дипломата. Були знищені 814 крамниць, 171 будинок, 191 синагога. Збитки запропоновано відшкодувати євреям. Євреїв забов’язали носити зірки Давида».
     Простив автору небольшую неточность («кришталева ніч» произошла не 7 ноября, а в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г.), отметим более удивительный факт: приведенным выше подробным перечнем материальных убытков в книге И. Исиченко полностью исчерпываются потери еврейского народа от нацистского террора.
     Переходя к вопросу о концентрационных лагерях, И. Исиченко вдруг выдает следующую необычную информацию:
     «За прикладом СССР (так в «Історії»!), де за наказом Льва Троцького 1918 р. організуються перші концтабори, у Німеччині також створюється мережа концентраційних таборів».
     Вроде бы все ясно: еврей придумал концлагерь, а немцы создали их «мережу» для евреев — «круг» замкнулся.
     Однако, в действительности, все было несколько иначе: Лев Троцкий в 1918 г. до 8 апреля был наркоминделом, а с 8 апреля и до 1923 г. — наркомвоенмором, и положение на фронтах Гражданской войны в 1918 г. не позволяло ему отвлекаться на внутренние дела «страны советов». И. Исиченко, вероятно, имеет в виду известный Декрет совнаркома от 5 сентября 1918 г. о «Красном терроре», в котором, в частности, имеются такие слова: «Обезопасить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях». Но если бы И. Исиченко, как положено историку, заглянул в «Собрание узаконений РСФСР» за 1918 г., он бы увидел, что декрет этот подписали не еврей Лев Троцкий, а украинец и уроженец Харькова Григорий Иванович Петровский, уроженец Киева Дмитрий Иванович Курский, отец которого был русским инженером-путейцем, а мать — дочерью украинского помещика, и русский дворянин Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Так что «круг», увы, не замкнулся.
     Сам же термин «концентрационный лагерь» впервые в истории употребил Ленин в одной из телеграмм в августе 1918 г. (см. В. Ленин. Полное собрание сочинений, 50-е издание,т.50, стр. 143-144). Все это после открытой публикации «Архипелага Гулаг» стало общеизвестными прописными истинами.
     Переходя же непосредственно к Освенциму, И. Исиченко сообщает:
     «У 1941 р. в концтаборі «Освєнцім» було вбито голодною смертю польського монаха Максиміліяна Марію Кольбе, який добровільно пішов на смерть замість іншого в’язня».
     Вот и все. Остальных пару-тройку миллионов, как говорится, по боку — «нехай горять».
     В тоже время Игорь Исиченко в своей книге в некоторых подсчетах бывает более подробен: так, например, говоря о «черных мусульманах» в США, он приводит следующие сведения:
     «Пропаганду антисемітизму чорні мусульмани ведуть, спираючись на факти активної участі євреїв у работорговлі в ХVII — XIX століттях.
     До речі, цей факт підтверджують і єврейські дослідники. Наприклад, 75% євреїв американського Півдня мали чорних рабів, тим часом, як тільки 36% білого населення загалом мали у власності рабів. На основі аналізу походження 458 работорговців у 15 містах наводяться такі цифри: 37,9 роздрібних торговців були юдеями, 36% — протестантами і 22,9% католиками. Якщо ж узяти тільки білих работорговців, то вже 51,3% з них юдеї».
     Таким образом, если верить «Загальній Церковній Історії», работорговлю осуществляли не африканские царьки, менявшие своих поданных на бусы и спирт, и не голландские, английские, испанские и португальские шкиперы, доставлявшие свой «товар» в Новый свет, а некие «юдеї». Легко себе представить, как были бы удивлены Г. Бичер-Стоу и М. Митчелл, узнав, что белые рабовладельцы в «Хижине дяди Тома» и в «Унесенных ветром» почти все сплошь «юдеї»! А генерал Ли, командующий войсками рабовладельческого Юга, узнав, что он сражается за «юдеїв», наверное, сразу бы сдался генералу Гранту, не затевая кровопролитной Гражданской войны!
     Эти сведения И. Исиченко столь необычны, что пришлось заглянуть в «Список літератури» при его «Истории», чтобы попытаться установить происхождение данной информации. Однако никакие «єврейські дослідники», с «дослідженнями» которых мог бы работать И.Исиченко, там не обнаружились. Зато в этом списке литературы присутствует сочинение Н.Н.Яковлева «Религия в Америке 80-х: заметки американиста», Москва,1987 г.
     Более пожилое поколение читателей, вероятно, догадается, что это провокатор Н. Н. Яковлев, получивший публичную пощечину от А. Сахарова, автор «бестселлера» «ЦРУ против СССР», где он ссылками на американскую печать (придуманными им самим) оболгал и оскорбил А. Сахарова, А. Солженицына и многих других честных людей. Комментарии, как говорится, излишни.
     Остается лишь пожалеть, что вместо всякого рода сомнительных «подробностей», не имеющих никакого отношения к «Загальній Церковній Історії», в книге И. Исиченко не были приведены сведения о христианских священнослужителях (Шептицких, Глаголевых и др.) и мирянах, не уронивших честь своей веры в коричневую грязь и, с риском для собственной жизни и жизни своих близких, спасавших людей, обреченных на смерть, давая тем самым примеры истинно христианского служения, милосердия и человечности. О таких людях, именуемых «Праведниками народов Мира» и «Праведниками Украины», было бы полезно знать будущим христианским пастырям Украины, для которых предназначена книга Игоря Исиченко.
     Одну из групп Праведников недавно чествовали в Харькове.

Специально для «Дайджест Е»