2002
апрель
№4 (33)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ В ХАРЬКОВЕ

     В Харькове вышла книга Софьи Шоломовой «Его почитали святым уже при жизни…» с подзаголовком «Малоизвестные страницы жития Иоанна Кронштадского» (Харьков, 2002 г., изд. Шуст А.И.), презентация которой состоялась в Художественном музее.
     Сразу же отметим, что в новой, как и в старой, орфографии следует писать «Кронштадтский», а не «Кронштадский» (см. например, «Отечественная история», энциклопедия, т. 2, стр. 362, изд-во «Большая Российская энциклопедия», Москва, 1996 г.).
     Однако эта досадная опечатка не делает эту книгу, посвященную харьковским эпизодам биографии Иоанна Кронштадтского, менее интересной. На ее страницах оживают картины интенсивной духовной жизни нашего города в конце XIX — начале XX веков и становится ясно, что, применяя свой могущественный дар целителя (экстрасенса, как сказали бы теперь), отец Иоанн не разделял по конфессионным и национальным признакам тех, кто обращался к нему за помощью. Об этом свидетельствует приведенная в книге С.Шоломовой история исцеления умиравшей еврейской девочки — дочери харьковского адвоката Михайловского, вошедшая в его жизнеописание.
     Остается только пожалеть, что ни в одном из приведенных С. Шоломовой списков сочинений этого выдающегося священнослужителя не значится «Слово о. Иоанна Кронштадтского. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе». Это воззвание, написанное отцом Иоанном по горячим следам кровавого Кишиневского погрома, происшедшего при попустительстве властей в пасхальные дни 1903 года, стало ушатом холодной воды для тех, кто планировал расширение этих преступных акций. «Слово о. Иоанна Кронштадт- ского», как и близкое ему по духу «Слово» епископа Антония Волынского, явилось мощным сдерживающим фактором, содействующим восстановлению нравственного климата в развращенной безнаказанным насилием стране. Приводя здесь несколько отрывков из этого пламенного призыва, мы надеемся, что через год, когда будет отмечаться столетие кишиневской трагедии, он будет опубликован в полном объеме.

Яков Кранцфельд


Слово о. Iоанна Кронштадтскаго. Мысли мои по поводу насилій христіанъ съ евреями въ Кишиневъ

Прочелъ я въ одной изъ газетъ прискорбное известіе о насиліи христіанъ Кишиневскихъ надъ евреями, побояхъ и убiйствахъ, разгроме ихъ домовъ и лавокъ и не могъ надивиться этому изъ ряда вонъ выходящему событiю. Помню, что было подобное событіе въ 1881 году, на юге Россіи, но въ гораздо меньшей силе и остроте, и было следствіемъ пагубныхъ увлеченій и заблужденій. А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христіанскаго русскаго народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействіе совне злонамеренныхъ людей, подстрекнувшихъ нашъ народъ къ такому небывалому погрому...
     Русскій народъ, братія наши! Что вы делаете? Зачемъ вы сделались варварами, — громилами и разбойниками людей, живущихъ въ одномъ съ вами отечестве…
     Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вамъ людьми?..
     Познайте-же, братія русскіе, какого вы духа? Не обижайте никого и ни изъ-за чего. Любите и враговъ вашихъ, благотворите ненавидящихъ васъ, влагословляйте проклинающихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ (Мо. 5,44).
     Вотъ вамъ мое краткое Евангельское слово, братія русскіе, по поводу кровавой расправы съ евреями и съ детьми ихъ, ни въ чемъ неповинными. Аминь.