2002
февраль
№7 (36)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

МНЕНИЯ. СУЖДЕНИЯ. ФАКТЫ


Михаил ПРОБАТОВ, Иерусалим

ЕСЛИ ЕВРЕЙ НЕ ВИНОВАТ...
У ОСТАЛЬНЫХ
ОТ ЭТОГО ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

     Нет мира под оливами – нет как и не было. На днях израильские танки снова вошли в Вифлеем, хотя, казалось, операция «Защитная стена» – позади. События на Ближнем Востоке отнюдь не закончились, а, скорее всего, еще только разворачиваются.
     ...У меня новая работа. Я устроился на моечную машину в пищецех старейшей в Иерусалиме (основана в 1903 г.) больницы Шарья Цедек. Большая бригада, в которой несколько арабов, в том числе заместитель начальника цеха, несколько коренных израильтян, остальные – репатрианты из бывшего СССР. Уже на новом рабочем месте я встретил три важнейшие даты – по традиции следующие одна за другой, – которые в Израиле отмечаются на государственном уровне и при том чрезвычайно торжественно: День Катастрофы и Героизма, День Памяти павших в войнах Израиля и День Независимости. В каждый из этих трех дней – минута молчания и оглушительная сирена по всей стране. Вот и в нашем цеху машина была остановлена, наступила тишина. Все мы, израильтяне – «русские», верующие и неверующие, резервисты ЦАХАЛа или ветераны Советской армии – молчали, каждый думая о своем. А у нас за спиной слышалась неторопливая арабская речь. Ведь работа на конвейере нелегкая, без перекуров. Вполне естественно, эти люди воспользовались кратким перерывом, чтобы перевести дыхание и поболтать о пустяках, успокоить нервы, которые на таких производствах у рабочего всегда натянуты, как струна. Однако, признаться, слушать их беззаботный говор мне было тяжело, и мой напарник взял меня за локоть: «Смотри, не дергайся».
     О возможных перспективах взаимоотношений евреев и арабов – израильских граждан – сегодня, думается, рано еще говорить. Я работаю на месте человека, который в цеху ударил араба и был за это немедленно уволен. В подобных случаях израильский закон абсолютно нелицеприятен. Что имел в виду министр иностранных дел Саудовской Аравии, когда недавно, находясь с визитом в Москве, определил действия израильских войск на территориях как «военные преступления»? Он, к сожалению, не конкретизировал это сокрушительное обвинение. На протяжении полувека непрерывных войн, которые ведет еврейское государство, каждое подобное событие получало в стране бурный общественный резонанс и всегда следовал судебный процесс – виновные бывали жестоко наказаны. Нынешний премьер-министр, как известно, до сих пор не освободился от обвинений в неоправданных жестокостях во время ливанской войны. Ни один добросовестный человек в Израиле эти обвинения не принимает. Я решаюсь высказать свое личное мнение по этому поводу. Для того, чтобы сформулировать такие обвинения против Ариэля Шарона, следовало совершенно потерять здравый смысл и элементарную совесть. Тогда, 10 лет назад, воинские подразделения, укомплектованные арабами-христианами, получили приказ занять позиции в населенных пунктах Сабра и Шатила и удерживать их, а истребление мирных жителей произошло при попустительстве их командиров или (вполне возможно) по их приказу. Генерал Шарон ни в коем случае не может отвечать за действия, на выполнение которых не было его распоряжения или даже согласия. Чего и не могло быть, поскольку не имело смысла в боевой обстановке. Что касается военных преступлений, то они имеют определенную юридическую квалификацию. Какие действия израильских войск в ходе осуществленной ЦАХАЛом операции на территориях можно квалифицировать как военное преступление? И почему использование в военных целях людей-самоубийц (женщин и подростков в том числе) не расценивается мировым общественным мнением как военное преступление, в то время, как запрещено использование в этих целях даже дрессированных собак и дельфинов? И почему вторжение палестинских боевиков в Храм Рождества Христова не расценивается христианской общественностью как неслыханное надругательство над верой, о каком не помышляли багдадские халифы, султаны Египта и Турции в Средние века? Почему, наконец, Московская Патриархия так гневно отреагировала на присутствие на территории принадлежащего ей странноприимного дома израильских снайперов – ведь они, по сути, охраняют от боевиков ее недвижимость на Земле обетованной? Я не знаю ответов ни на один из этих вопросов. У меня нет возможности беседовать на этот счет с ответственными людьми – недостаток, но в каком-то смысле, может быть, и преимущество. Приведу лишь высказывание старого еврея родом из Могилева, который приехал в Израиль в возрасте пятидесяти лет четверть века тому назад. Сейчас у него небольшая металлоремонтная мастерская на иерусалимском рынке. Он сказал:
     — Миша, если еврей не виноват, так от этого у людей головная боль, да такая, что и анальгин не помогает.
     Около года назад Ариэль Шарон в одном из интервью заметил, что сегодня, как и во все времена, евреям не на кого рассчитывать, кроме самих себя. Хочу, чтоб на сей раз эти мудрые еврейские старики ошиблись. Очень хочу.