2002
август
№8 (37)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ЛЮДИ. СОБЫТИЯ


«ВАШИ ГЛАЗА»
в Харьковском музее Холокоста

Трудно представить сейчас, что пережил наш народ, какие страдания выпали на его долю — история хранит множество фактов, осознать которые до конца может лишь переживший ужасы Шоа. Годы Второй мировой войны — по времени самый близкий к современности период. И тем более непонятно, как же люди 20 века были способны на это — одни на бесчеловечное уничтожение других людей, другие, вопреки закланию, на духовный подвиг — выживание в условиях геноцида и сохранность древних традиций. Как и прежде, еврейский народ смог праздновать шаббат, хупу, танцевать фрейлекс под неугомонную, пронзительную и все же невыразимо грустную клезмерскую музыку.

     Серию из 5 графических работ, посвященных Катастрофе и предназначенных для экспозиции в Харьковском музее Холокоста, открывшем свои новые фонды к 60-й годовщине трагедии евреев Харькова в Дробицком Яру, создала в 2001 году Елена Котляр (Петренко).
     Серия является аллегорическим отражением мысли сегодняшнего молодого поколения, узнающего об ужасах, выпавших на долю еврейского народа, попытка передать скорбь и надежду на то, что «Это» никогда больше не повторится. Работы переданы автором в дар музею.
     «Ваши глаза» — это глаза, полные скорби, отчаяния, и вечного вопроса «за что?» Кто даст ответ миллионам замученных? Его нет. Есть только отчаянный, полный боли взгляд, пронзающий тысячелетия истории.


«Ваши глаза»

     «Моя дочь Ханна», «Я снюсь тебе, мама?» — Только люди, уже ставшие родителями, могут понять, что значит потерять ребенка. Он рос, радовал мать и отца, он был похож на них, он был частью их и все же самостоятельной личностью. Он веселился с детворой, внимал отцу, читающему в субботний вечер Талмуд. И вдруг — его нет? Да как же это, Б-же? Почему Ты не забрал к себе нас, родителей, ведь он еще так мало радовался жизни... И только сны воскрешают их: Ханну, Ицика, Левушку, Бейлю, Суру... Моше... Исроэля... Рейзл... Гирша... Калмана...


«Моя дочь Хана»


«Я снюсь тебе, мама?»

     «Это». «Это» нельзя представить, можно лишь пережить. «Душегубка» — газовая камера, где все — мужчины, женщины, дети — остались навеки. О чем они думали в последние моменты жизни? Может быть, вспоминали родных, близких, детей... А может быть ужас, который сковал их, не давал мыслить, унестись душой и сердцем в мир своих привязанностей и несбывшихся надежд?
     «Это» — непонятно, чудовищно.
     «Это» — «Никогда больше!»


«Это»

     «Память светла»... Они ушли. Но мы помним их — наших дедушек и бабушек, которые так напоминают нам наших родителей и нас самих на милых, выцветших от времени фотографиях. Они ушли, но оставили в нас самое главное — неувядающую еврейскую душу, мечту о счастье, веру в то, что наш народ останется с прежним искрометным юмором, что он будет также любить, веселиться, чтить традиции. И затаенная грусть в прекрасных глазах любимого только придаст его взгляду эту глубину и очарование.


«Память светла»

     Елена Котляр (Петренко) родилась в 1977 г. в г. Симферополе, имеет диплом художника-живописца Крымского художественного училища, а также бакалавра Харьковской государственной академии дизайна и искусств (ХГАДИ). В настоящее время студентка магистратуры ХГАДИ по специальности «Монументальная живопись».
     Соприкосновение с еврейской культурой и традицией через программы еврейского студенческого клуба Гиллель и еврейского культурного центра «Бейт Дан» сформировали главное направление в творческой жизни Елены — еврейскую тему. Начиная с 1998 г., значительный ряд живописных полотен, графических листов, курсовых проектов, а в настоящее время и дипломная работа посвящены еврейской истории и культуре.
     В январе 2000 г. в рамках программы «Гиллель» посетила Израиль, что стало толчком к созданию серии живописных и графических работ «Свет небесный, дай нам счастье».
     «Еврейское местечко» — та неисчерпаемая область, в которой вот уже много лет молодой автор находит многочисленные исторические и аллегорические образы для своих произведений. Полузабытое еврейское местечко с его бытом, живописным ландшафтом и удивительными в своей самобытности и разноплановости типажами, составляют уникальное явление, связанное с идишистской культурой восточноевропейского еврейства. Круг еврейской жизни и сам образ штетла раскрываются в работах художника в различных характерных сюжетах: праздновании Симхат-Тора, встрече Шаббата, устройстве веселой еврейской свадьбы-хупы, уроке в детской религиозной школе — хедере. Темы многих работ этого цикла навеяны также мотивами произведений Шмуэля Агнона — израильского писателя, лауреата Нобелевской премии, герои которого — веселые, неунывающие бедняки, жители штетлов.
     Участие в выставках:
2000 — «Абра-Кадабра» (г. Кременчуг);
2000 — выставка, посвященная 10-летию Харьковской еврейской общины, галерея «АВЭК» (г. Харьков);
2001 — персональная выставка в Харьковской культурном центре «Бейт-Дан» (г. Харьков);
2001 — выставка в г. Кременчуге;
2001 — выставка «Песнь песней», галерея «Маэстро», г. Харьков;
2001 — постоянная экспозиция в Музее Холокоста, г. Харьков.

     С нынешнего года Елена Петренко сменила свою фамилию на Котляр. Редакция с удовольствием сообщает о рождении новой семьи, а вместе с ней и нового творческого союза Елены и Евгения Котляр, для которых еврейское искусство стало основным направлением их профессиональной деятельности.

СЧАСТЬЯ ВАМ И ТВОРЧЕСКИХ УДАЧ!
МАЗЛ ТОВ!

ЖАК, Харьков

© Публикуется впервые