2002
август
№8 (37)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

В МИРЕ КНИГИ


ПРОЗА И ПОЭЗИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
(Альманах «Новый Ковчег»)

     В еврейской культурной жизни Харькова произошло знаменательное событие: вышел в свет первый номер литературно-художественного альманаха «Новый Ковчег», подготовленный в Еврейском культурном центре при содействии регионального отделения «Джойнт» в Харькове и Компании федераций объединенных еврейских общин США. Альманах опубликован издательством «Каравелла», объединяет авторов-харьковчан, живущих сегодня не только в Харькове, но и в США, Германии и Израиле.
     Как это принято в такого рода изданиях, заключенный в них материал разделен на несколько разделов - поэзии и прозы, эссе и публицистики, in memoriam и литературных дебютов.
     Открывается альманах благословением Главного раввина Харькова и области Моше Московича. За ним следует обращение к читателям, подписанное членами редакционной коллегии Я.Кранцфельдом, Б.Элькиным и Б.Каганом.
     Не раскрывая содержания альманаха, это обращение погружает читателя в тот особый мир, символом которого является великолепная обложка, представляющая собой авторскую работу архитектора - художника Бориса Кагана.
     Далее читатель попадает в художественную часть альманаха - в заключенную в нем стихию поэзии и прозы.
     Поэзия представлена стихотворениями Анатолия Житницкого, Григория Дубовиса, Юрия Исерова, Марка Мордуховича, Михаила Красикова, Юрия Вольфсона, Ильи Риссенберга.
     Формы поэтического творчества подчинены законам языка, на котором эта поэзия создается, и поэтому поэзия «Нового Ковчега» по форме, безусловно, является русской, но в своем содержании она касается многих болевых точек, эпизодов древней и новой истории и традиций еврейского народа. А его недавняя трагедия сконцентрирована в «Военной песне» Семена Липкина из недавно опубликованной книги стихотворений этого замечательного поэта — единственное заимствование в «Новом Ковчеге».
     Проза, как доказано Бабелем и переводчиками Шолом - Алейхема, дает больше возможности для воссоздания еврейского колорита. В этих традициях написаны роман Бориса Косвина «Кто дома?», рассказы Юрия Горелика и Наума Винарского.
     Встречались ли в жизни Сталин и Гитлер? Этот вопрос оброс мифами, относящимися к периоду фашистско - большевистской «великой дружбы» 1939 - 1941 гг. Лео Яковлев в повествовании «Свиньи в синагоге» (глава из романа «Окончательное решение»), оставаясь в рамках строгого документализма, воссоздает психологические образы этих тиранов в их молодые годы и конструирует их встречу в Вене в 1913 году.
     К прошлому относится и рассказ «Эвакуация» (фрагмент автобиографических записок Виктора Рубановича), посвященный осени 1941 г., разделившей евреев Харькова на живых и мертвых.
     Современный мир харьковского еврея отражен в «Письме к другу» Юла Лангмана (Юрия Исерова), а во фрагментах «Сказок Серого мира» Дмитрия Соловкова содержится попытка средствами «фэнтэзи» проникнуть в тайны параллельных миров.
     В состав художественной части альманаха включены также, выполненные Григорием Ганзбургом переводы стихотворений замечательных украинских поэтов Лины Костенко и Дмитрия Павлычко.
     Еще более многоцветен раздел «Публицистика». Здесь и вечная боль евреев -Холокост (Лариса Воловик, Тамара Берзина), и не менее вечный еврейский вопрос (Илья Миликовский, Давид Зекцер, Ефим Голянд), и история в камне - в уникальном по своему значению очерке Евгения Котляра, и в прошлой жизни харьковских еврейских театров (Людмила Соболева); и культурологические поиски Ильи Риссенберга, и филологический постмодернизм Олега Коваля, и литературоведение (Лео Яковлев), и серьезные шутки Владимира Авцена, донецкого гостя в нашем альманахе.
     Благодарная память об ушедших в недавние годы Борисе Чичибабине, Савелии Цыпине, Вадиме Козовом, Владимире Станиславском, Анне Фишелевой и о связанных с Харьковом Владимире Морском, Иосифе Миклашевском и Иосифе Шиллингере оживает в очерках Леонида Фризмана, Александра Резника, Дианы Цыпиной, Татьяны Бахмет и в фрагментах их собственных произведений, опубликованных в разделе «In memoriam».
     Заключает альманах раздел «Дебюты». Ограничимся здесь поздравлениями его участникам, среди которых ученики школы №170 и лицея «Шаалавим». Отложим оценку их творчества на будущее, которое, надо надеяться, им еще предстоит, как предстоит оно и другим участникам проведенного в 2001 году в ЕКЦ «Бейт Дан» литературного конкурса. Их произведения еще ожидают своей публикации в будущих номерах альманаха.
     Пожелаем же альманаху «Новый Ковчег» счастливого плавания к прекрасным берегам читательского признания!

Яков Кранцфельд,
член редколлегии альманаха
«Новый Ковчег».

Прошу слова

     По просьбе харьковского искусствоведа Евгения Котляра, редакция предоставляет ему слово для внесения корректировки по поводу статьи в Альманахе «Новый Ковчег»:

     Пользуясь возможностью, любезно предоставленной мне редакцией газеты «Дайджест Е», считаю необходимым внести ряд пояснений, касающийся текста моей статьи «Страницы материальной культуры еврейской общины Харькова», опубликованной в Литературно-художественном альманахе ЕКЦ «Бейт Дан», № 1. – С. 224-250.
     Из-за ограниченной по объему публикации, я не смог поместить ни источники, на основании которых писалась данная статья (ссылки на библиографию), ни привести перечень имен, которые имели то или иное отношение к содержанию данной публикации. Несколько исправляя положение, хочу в первую очередь поблагодарить Ларису Фалеевну Воловик за предоставленные материалы из личного архива и содействие. Также из-за возникших разночтений по поводу авторства реконструкции Харьковской синагоги, поясняю, что проект реконструкции Харьковской синагоги был разработан Харьковским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством директора Института Новгородова Владимира Евгеньевича. Надеюсь, что материалы данной статьи, как важная историческая основа современного харьковского еврейства, – в расширенном и дополненном виде будут изданы в форме отдельной книжки и смогут отразить на своих страницах всю полноту документальных источников, современных исследователей и деятелей еврейского движения, с чьей помощью они увидят свет.