2002
август
№8 (37)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

В МИРЕ КНИГИ


«Молчание и память»

     Харьковский областной комитет «Дробицкий Яр» получил в подарок от University di Bologna в Италии книгу Жана Паоло Бриззи «Молчание и память. Расистские законы и иностранные студенты в Университете Болонии. Bologna 1938», Clueb.
     В книге, посвященной Университету, автор дает приложение — историю 490 еврейских студентов во время действия расистских законов. «Это приложение,— пишет автор, — дает некоторые сведения об иностранных еврейских студентах, которые были в Болонии во время карательных операций, проводимых против них. Назвать каждого из них — это возможность сохранить память о тех, чье достоинство было оскорблено расистскими законами, и протест против унижения, которое академический мир долго игнорировал.
     Списки их имен, мест рождения и мест жительства за время учебы в Болонском Университете были сопоставлены с документами — свидетельствами о рождении, разрешениями на въезд, дипломами о высшем образовании и т.д.»
     Представил книгу ректор Университета Пьер Уго Калзолари: «В архивах нашего Университета, который в течение многих лет замалчивал часть своей истории, сейчас приходится сталкиваться с постыдными страницами, свидетельствующими о дискриминации еврейских студентов, которых при фашистском режиме исключили из Университета, чтобы отделить от их «арийских» коллег.
     Эти молодые люди были нашими студентами и возлагали свои надежды на интеллектуальное будущее в институте, который не знал, как защитить их, забыв о своей традиционной роли «альмаматер».
     В книге Жана Паоло Бриззи представлены имена тех, кто по причинам, которые стали трагедией века, были лишены шанса показать свои амбиции, как они могли бы это сделать. Мы не знаем, какова была бы судьба этих молодых людей, если бы они уехали, спаслись.
     В книге есть и другое печальное послание. Эти страницы, полные скорби, после многих слов, восхваляющих обучение в Университете, предупреждают о том, что знание и разум можно уничтожить политическим давлением и пропагандой. Ослепленные массовым фанатизмом, сведенные с ума пропагандой, которая задушила критику и оппозицию, итальянские университеты были виновны в принятии лживой пропаганды фашистского режима...
     Эти несколько строк, которые я написал, и труд Жана Паоло Бриззи не предназначены для того, чтобы заживить рану, которая должна оставаться открытой для памяти и размышлений для всех: лучше пусть они будут свидетелями правды, той правды, которой мы жаждем для себя и для наших студентов».


     Жан Паоло Бриззи описал историю 490 иностранных еврейских студентов с целью «пролить свет на позорный случай, который был обречен остаться незамеченным всеми теми, кто описывал или комментировал события этого трагического периода, — пишет в предисловии к книге Рита Леви-Монталчини.— В то время как третье тысячелетие на дворе, молодое поколение фактически не в курсе событий, описываемых автором. Расистские законы явились свидетельством ужасов пассивного подчинения жестоким требованиям, которое очертит начало еще более ужасных событий.
     В своем, достойном похвалы, труде Жан Паоло Бриззи преуспел в сохранении памяти этих иностранных еврейских студентов Болонского Университета, ставших жертвами того позора, которым были расистские законы».

Перевод Софьи Вальшонок, Харьков

     В нью-йоркском Museum of Modern Art (MoMA) недавно прошла выставка под названием «Русская авангардная книга» (THE RUSSIAN AVANT- GARDE BOOK.1910-1934).
     Выставка имеет свою предысторию: Фонд американской художницы Юдифь Ротшильд (1921-1993), одной из главных задач которого является пропаганда творчества художников, недостаточно оцененных при жизни, в январе 2001 г. сделал подарок МоМА - передал 1100 книг русского авангарда. Этот подарок мировая пресса назвала экстраординарным.
     Нью-йоркский музей стал обладателем самого полного собрания русской авангардной книги. Украшением коллекции, несомненно, являются детские книжки на идиш, изданные в 1918-1923 гг. и оформленные Эль Лисицким и Марком Шагалом. Эти издания настолько редки, что некоторые из них до настоящего времени были едва известны даже специалистам по русской авангардной книге.
     После закрытия выставки в МоМА, Фонд Юдифь Ротшильд сделал подарок Русскому музею в Москве – две книги Эль Лисицкого и Марка Шагала.