2003
октябрь
10 (51)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский
ДОКУМЕНТЫ. ФАКТЫ

Яков Хонигсман, Львов
  Свидетельствуют архивы

ВСКОРЕ ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ...


Фото Л. Воловик
    В результате тяжелых и кровопролитных боев весной и летом 1944 года были полностью освобождены от гитлеровцев западно-украинские земли, на которых перед войной проживало многочисленное еврейское население. В результате осуществленного нацистами геноцида оно почти полностью было уничтожено. Во многих населенных пунктах не уцелела ни одна еврейская семья. Лишь считанные люди остались в живых благодаря, главным образом, помощи местного христианского населения.
    27 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта изгнали гитлеровцев из Львова. В этот и последующие дни из канализационных труб, бункеров, замурованных подвалов и других убежищ стали выходить люди, похожие на призраков. Многие из них годами не видели дневного света, ослепли, опухли от голода. Некоторые пытались вернуться в свои бывшие квартиры, но далеко не всем это удавалось: там поселились другие жильцы.
    Среди чудом спасшихся от неминуемой смерти были доктор Давид Менделевич Соболь (уцелевший на «арийской стороне» благодаря помощи польской семьи), Шимон Ефремович Каган, Израиль Шимонович Ляйтер, доктор Соломон Самуилович Равич, доктор Яков Арнольдович Раух и другие. Через несколько дней после освобождения Львова эти люди с помощью военных властей открыли Бюро регистрации уцелевших евреев. Находилось оно в доме №10 по ул. Яблоновских (ныне — ул. Руставели).
    В первое время в Бюро приходили лишь единичные посетители. Многие евреи, избежавшие геноцида благодаря фальшивым «арийским» документам, выжидали, опасаясь остававшихся во Львове бывших полицейских и других гитлеровских пособников. Но в августе и сентябре в городе появились объявления о том, что спасшиеся евреи и лица других национальностей, подвергавшиеся преследованиям во время оккупации, должны зарегистрироваться в комитетах Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств фашистских оккупантов. После этого в Бюро доктора Соболя стали приходить больше людей.
    Всех уцелевших евреев комитет условно разделил на три группы. К первой группе отнесли людей, продолжавших жить по чужим документам и избегавших регистрации, а также детей, усыновленных христианскими семьями, принявших фамилию и веру своих спасителей. (В то же время некоторые христианские семьи, настоятели монастырей, церквей, костелов, в которых нашли приют еврейские дети под вымышленными именами и фамилиями, сами сообщали об этом в Бюро доктора Соболя. Многие из этих детей были впоследствии эвакуированы в Польшу, а оттуда — в Палестину).
    Вторую группу спасшихся составляли «лесные люди» — евреи, прятавшиеся в лесах и пещерах. Больные, опухшие от голода, полуголые, в лохмотьях, они приходили во Львов из разных районов области. Их пытались разместить в больницах, госпиталях на лечение и отдых, но не все воспользовались такой возможностью, предпочитая держаться вместе и самостоятельно налаживать свою жизнь.
    В третью группу входили так называемые «крысы» — люди, которые при содействии рабочих канализационной системы прятались в канализационных трубах, бункерах под рекой Полтвой и других сооружениях городских подземных коммуникаций. Всем им была оказана медицинская помощь и выделены места в городских общежитиях.
    Во Львовском Бюро зарегистрировались также евреи, прибывшие в город из других населенных пунктов Западной Украины. Они не могли, не хотели вернуться в родные места, где были уничтожены их семьи и друзья, а сами они на протяжении нескольких страшных лет подвергались гонениям и преследованиям. С помощью членов Бюро Соболя они находили временный приют во Львове.
    Многие из этих иногородних были размещены в единственной уцелевшей синагоге львовских хасидов по ул. Угольной, 3, которую оккупанты превратили в склад военного снаряжения. (Сейчас в этом здании — Центр еврейской культуры). В сентябре 1944 года решением местных властей синагога была передана иудейской общине.
    Тем временем во Львов стекалось все больше людей, переживших Катастрофу. На 21 сентября 1944 года Бюро зарегистрировало 3400 евреев — бывших жителей Львовщины, избежавших гитлеровского геноцида. Среди них: 2080 женщин в возрасте от 20 до 60 лет, 1215 мужчин — от 18 до 55 лет, 20 мужчин старше 55 лет, 85 детей от 6 до 18 лет. Как свидетельствуют анкеты, заполненные зарегистрировавшимися, 70% были ремесленниками и торговцами, 15% — работниками умственного труда: учителями, врачами, адвокатами, служащими административного аппарата, 32 человека имели докторскую степень и университетские дипломы.
    В сентябре по инициативе городской комиссии по учету ущерба, причиненного оккупантами населению Львова (председатель—А. Чупис, члены—М. Ких, И. Бойко и др.), уцелевшим евреям начали выдавать талоны на ежедневные обеды. Многие были прикреплены к столовой горисполкома и к районным пунктам общественного питания. 1300 человек ежедневно получали бесплатные обеды. Одновременно Бюро доктора Соболя было выделено 20 тыс. рублей и значительное количество одежды для распределения среди нуждающихся.
    В конце 1944 года Крайова Рада Народова сформировала в Польше временное правительство во главе с Осубка-Моравским. 21 апреля 1945 года между СССР и Польской Республикой был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, а в июне — советско-польское соглашение о репатриации бывших граждан довоенной Польши.
    Во Львов и другие города Западной Украины прибыли представители польских органов репатриации. Они оказывали помощь тем, кто желал переехать в Польшу, в том числе и евреям, которые до войны были гражданами этой страны. Многие из уцелевших во время фашистского геноцида или вернувшихся из армии и эвакуации евреев не очень-то спешили репатриироваться: они не забыли антисемитскую политику довоенных польских властей и предпочитали прочно обосноваться в родных местах, т.е. в городах западного региона Украины.
    Но в июне 1945 года во Львове произошло событие, которое побудило многих евреев изменить свое решение и воспользоваться возможностью уехать из Советского Союза. Об этом событии ничего не сообщали средства массовой информации, ибо цензура наложила на него «вето».
    А произошло следующее. Львовские юдофобы из числа недавних пособников гитлеровских палачей вознамерились спровоцировать антисемитскую акцию по образцу процесса Бейлиса в Киеве (1913г.).
    Летом 1945 года в здании синагоги хасидов по ул. Угольной временно проживала небольшая группа евреев, реэвакуировавшихся из Средней Азии. По субботам и в праздничные дни они усердно молились, пели псалмы — то есть вели себя так, как и в довоенное время. Это не понравилось юдофобам, которые не могли смириться с тем, что после гитлеровского геноцида во Львове снова оказались евреи.
    12 июня они собрали немалую толпу своих единомышленников, которым внушали, что в синагоге «жиды убивают христианских мальчиков, чтобы их кровь использовать в ритуальных целях». Нашлись «очевидцы», которые свидетельствовали, что внутри синагоги стены забрызганы кровью христианских детей. Слух об этом распространился по всему городу, особенно на Краковском и других рынках.
    Провокационные бредни черносотенцев обеспокоили местную власть. По указанию прокурора Львовской области была создана бригада следователей, которой поручалось проверить слухи о «ритуальных убийствах» в синагоге. В качестве понятых привлекли жителей соседних с синагогой домов.
    14 июня следственная бригада начала свою работу с проведения тщательного обыска в квартирах раввина синагоги Тайхберга и старосты иудейской общины Шварца. Затем были обследованы все помещения синагоги.
    Чтобы быть предельно точными в изложении этого «дела», приведем протокол осмотра, подписанный следователями и понятыми. (Стиль и орфография сохранены). Этот документ хранится в Государственном архиве Львовской области (фонд №239, on. 2, дело 63, страница 3).
    «Протокол осмотра
    1945 года июня м-ца 14-го дня Гор. Львов
    Старший следователь прокуратуры Львовской области — юрист 1-го класса ЛАВРЕНЮК, сего числа по приказанию прокурора Львовской области тов. КОРНЕТЫ проверить факт убийства детей в еврейской синагоге, совместно с Начальником опер. группы УМ НКВД гор. Львова — ст. лейтенантом милиции тов. МАЛЯРОМ прибыл в 18.00 на улицу Угольную, 3 пл. Теодора в здание еврейской синагоги на предмет осмотра и установления наличия в здании и подвалах здания людских трупов и людской крови.
    При осмотре присутствовали:
    1. Священник (рабин) еврейской синагоги Тайхберг Берко Копылович, проживающий в гор. Львове по ул. Овоцова 4 кв. 9.
    2. Староста синагоги Шварц Король Зуехович, проживающий в гор. Львове по ул. Жолкевской 3 кв. 9.
    3. Сотрудник оперативной группы ХРАМОВ Николай Герасимович, проживающий в гор. Львове по ул. М. Сташица 3 кв. 9.
    Здание синагоги каменное, состоит из большого зала с тремя балконами, кладовой и сарая, где на праздники режут кур, а также несколькими квартирами, где живут жильцы.
    При тщательном осмотре здания людских трупов не обнаружено, как в квартирах, зале синагоги, а также и в подвалах и в канализационных колонках.
    В сарае обнаружено большое количество куриного пера и капли крови от убоя кур. Каких либо следов, чтобы свидетельствовали об убийстве детей в синагоге не обнаружено, о чем и составлен настоящий протокол.

    Осмотр закончил в 21.00».
    По результатам расследования прокуратура возбудила уголовное дело против провокаторов, распространявших ложные слухи с целью разжигания межнациональной розни. Злостные клеветники, пытавшиеся организовать «кровавый навет» на евреев по образцам Средневековья, были осуждены.
    ...Невольно задумываешься: как бы закончилась эта провокация, случись она два года спустя, когда началась «борьба с космополитами», а затем — судилище над членами Еврейского антифашистского комитета, «дело врачей»?.. А как развивалась бы лживая антисемитская провокация в наши дни, когда «идейные наследники» инициаторов «кровавого навета» 1945 г. беспрепятственно клевещут на весь еврейский народ, используя такие «трибуны» как «За вільну Україну» и другие газеты?
    Честно говоря, уверенности в справедливом исходе подобного «дела» нет.
    Впрочем, и тогда, в 1945 году, после описанных событий большинство евреев — бывших жителей Западной Украины, уцелевших в Катастрофе, вернувшихся с фронта и из эвакуации, стали поспешно переезжать в Польшу, чтобы оттуда эмигрировать в США, Палестину и другие страны. Остававшиеся евреи в своем большинстве не были коренными львовянами — они приехали из разных городов СССР. По мнению городских властей, синагога им не была нужна, и в конце 1945 года ее закрыли. Весной 1946-го в западной печати появились сообщения о том, что во Львове и других городах Советского Союза евреям запрещают молиться, что все синагоги ликвидированы. Возможно, именно это обстоятельство вынудило власти дать указание о восстановлении во Львове синагоги. Осенью 1946 года она снова начала действовать. Была воссоздана иудейская община, которую возглавил Лев Израилевич Серебряный.
    Под его руководством члены общины Махновецкий, Штакельберг, Цвангер и некоторые другие привели здание синагоги по ул. Угольной в надлежащий вид. С большими трудностями были приобретены свитки Торы, старинные фолианты Талмуда, другая религиозная литература. Верующие (в основном, старики) по субботам и в праздничные дни собирались в синагоге, молились, изучали Тору, читали священные книги. Казалось, что еврейская религиозная жизнь во Львове возрождается, оживает.
    Благодаря усилиям членов «двадцатки» начала поступать материальная помощь от зарубежных еврейских общин. Это позволило поддерживать старых и немощных людей. Община под руководством Л. И. Серебряного обеспечивала лекарствами больных и инвалидов, организовала бесплатные обеды для бедняков, помогала людям в устройстве на работу, материально поддерживала студентов техникумов и вузов.
    Это насторожило власти предержащие, которые усмотрели в деятельности еврейской общины нечто опасное для режима. Уполномоченные КГБ стали «изучать» жизнь синагоги и общины и, в конце концов, пришли к выводу, что наблюдается «тенденция к превращению синагоги в специфически национальную корпорацию и доходное предприятие» (См. статью И. Крайзман «О чем «стучал» уполномоченный» в «Шофаре» №7 за 1995 г.).
    В начале 1960 года в районные комитеты партии были приглашены евреи-преподаватели львовских вузов. Им предложили написать заявление о том, что, поскольку во Львовской синагоге «активисты общины» занимаются неблаговидными делами, они просят, чтобы синагогу закрыли. Кое-кто поддался на эту провокацию. Однако доцент А. Бейлис и некоторые другие отказались подписывать письмо, мотивируя тем, что в синагоге не бывают и не знают, что там происходит. Больше на эту тему с ними не говорили. Обошлись и без них.
    Членов общины обвинили в том, что они «в полном противоречии с законом создали финансовую и сиротскую компанию». На этом основании единственную во Львове синагогу закрыли. Некоторые активисты общины во главе с Л. И. Серебряным были арестованы. Синагога же была превращена в спортивный зал Львовского полиграфического института.
    Верующие евреи продолжали молиться на частных квартирах. В 1968 году старики, пожертвовав частью своей пенсии, сняли в наем комнату на площади Рынок, где отправляли свои религиозные потребности. В дни осенних праздников они приходили к стенам бывшей синагоги, оплакивали ее, храня в глубине души надежду, что когда-нибудь им еще посчастливится молиться Богу в этих стенах.
    Так продолжалось до 1989 года, когда Львовской иудейской общине было передано здание синагоги по ул. Московской, превращенное в складское помещение. С приездом во Львов в 1990 году молодого и энергичного израильского раввина Аврума Розенталя синагога была отремонтирована и стала центром еврейской религиозной жизни во Львове.
    Но это уже другая история.