2003
июль
7 (48)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

Адин Штейнзальц

СУББОТА В ТВОЕМ ДОМЕ

    У каждого народа есть Родина — его остров в океане земель и этносов. А у нас, евреев, есть еще и Родина во времени — остров покоя и святости в океане будней. Мы любим гордиться своим вкладом в общечеловеческую культуру, называя порой в качестве одного из важнейших еврейских изобретений Субботу — еженедельный день отдыха. Это не совсем верно. Да, действительно, народы переняли эту идею от нас, но приписывать нам авторство было бы ошибкой. Всевышний даровал нам великое сокровище, и вот уже три тысячелетия оно бережно передается от поколения к поколению. Это Суббота — праздник, венчающий собой каждую неделю.
    Сегодня в это трудно поверить, но были времена, когда нашим соседям (от вавилонян до греков и римлян ) сама идея выходного дня казалась дикой и неприемлемой. Сатирики античности осмеивали еврейскую Субботу, говоря, что она — лишь проявление нашей склонности к безделью, возведенной в религиозный принцип. Да что там древность! Уже в двадцатых годах двадцатого века, на волне коммунистических преобразований были отменены выходные дни, о чем мы сегодня помним исключительно благодаря Ильфу и Петрову («…педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и вместо чистого воскресенья днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа»).
    Сегодня человечество и представить себе не может, что кажущийся вечным порядок: неделя с одним или двумя выходными — может быть нарушен. Для одних выходным стало воскресенье, для других — пятница. И только мы сохранили этот порядок таким, каким он был изначально, от сотворения мира. И как глубоко и органично ни вошла бы идея дня отдыха и покоя в мировую культуру, Суббота навсегда останется еврейским наследием, общим для всего народа. Но в личной жизни только от нас самих зависит, станет ли суббота, один из семи дней недели, Шабатом.
    Суббота — не просто одна из многих заповедей Торы. Она — знак вечного союза между Всевышним и Его народом. «И будут соблюдать сыны Израиля Субботу, соблюдая (букв. «делая») Субботу из поколения в поколение знаком вечного союза» («Шмот», 31:16). Вслушаемся в слова Торы: Субботу надо делать! Союз, воплощаемый в жизнь делом, не только связывает наш народ со Всевышним, но и соединяет в неразрывную цепь все поколения евреев. Субботу именно делают, и это не столько религиозный акт, сколько проявление национального сознания, личной связи с народом Израиля.
    Для соблюдающих ее Суббота отнюдь не совокупность запретов и ограничений, как ошибочно думают многие, знакомые с ней лишь понаслышке. Ведь нам запрещена не работа вообще — запрещен лишь созидательный труд, создающий новую физическую реальность. Мы должны остановить бесконечную круговерть будней и осмыслить, одухотворить то, что уже сделано. Законы этого дня не ограничивают нашу свободу, но пробуждают и направляют духовные силы евреев в особое, субботнее русло. Суббота должна не только и не столько даровать отдохновение телу, сколько дать возможность душе освободиться от оков повседневности. Шесть дней мы вслушиваемся в многоголосицу мира.
    В седьмой день человек может, наконец, прислушаться к своей душе, услышать голос Всевышнего, песню небесных сфер и трав земных.
    Невозможно заставить или уговорить человека соблюдать Субботу, как невозможно навязать любовь или насильно изменить систему ценностей. Можно лишь помочь тем, кто готов познакомиться с новым и неизведанным, тем, кто ищет сам. Можно ответить на вопросы, заданные и незаданные, рассказать, что превращает обычный день календаря в Субботу. Те, кто вырос в семьях, где еврейские традиции были преданы забвению, могут избрать такую форму соблюдения Субботы, которая им по сердцу и вписывается в широкие рамки нашей веры. И этот выбор, в свою очередь, станет семейной традицией, «обычаем отцов» для их потомков.
    Давным-давно, на заре истории, пред лицом народов, которых давно уже нет и в помине, Всевышний избрал наш народ и даровал ему Субботу. Сегодня, в силу уникальных, хотя и не слишком радостных, исторических обстоятельств, еврейство России рождается заново и заново делает свой выбор. Выбирает, быть ли частью великой исторической и религиозной общности или раствориться в океане народов. Выбор этот для многих начитается с превращения субботы в Шабат. Не только в синагоге, но и, в первую очередь, в доме, в семье, как было испокон веков.

 

Программа заочного еврейского
образования «ЛИМУДИМ»
по эксклюзивной методике
Интститута изучения иудаизма
под руководством раввина
А. Штейнзальца


      Курсы академического уровня,
      учеба в индивидуальнгом темпе:
— «Тора - имена и судьбы»
— «Пророки о падении и возрождении
Иерусалима»
— «Агада в Вавилонском Талмуде»
— «От Иегошуа до Шломо»

Всем принятым на учебу высылаются учебные пособия, разработанные институтом,
а также предоставляется всем желающим широкий выбор учебных материалов на нашем сайте:
WWW.judaicaru.org



Институт изучения иудаизма в СНГ
Москва 109240 а/я 44
Тел. (095) 9153165, факс (095) 9153161
e-mail: lamed@judaicam.org