2004
январь
1 (54)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

Шекель — история и современность

Давид Виноградов

    В 1980 г. основной денежной единицей государства Израиль стал шекель, заменивший бывшую до того в употреблении лиру. Казалось бы, ничего в этом особенного нет. Уже сейчас ушли в прошлое немецкая марка, французский франк и другая валюта европейских стран, уступив место евро. Но шекель для всего еврейского мира не просто валюта — он часть истории и политического становления нации.
    Начнем со времен давних. Шекель, или точнее шекел, а в русских переводах Библии — сикль, был единицей веса в ряде стран Древнего Востока, и в том числе древней Иудеи и Израиля. В эпоху Первого и Второго храмов — это денежная единица. В финикийских городах V-IV вв. до н.э. — это серебряная монета, имевшая широкое хождение, в том числе и в Иудее. В период Иудейской войны и восстания Бар Кохбы шекель также был еврейской монетой.
    В библейские времена, когда шекель служил мерой веса, он весил 2223 грамма по вавилонскому стандарту и 14,5-15,3 г — по финикийскому.
    При раскопках на территории Израиля не раз были обнаружены многочисленные золотые и серебряные слитки, служившие платежными средствами, а также весы с гирями в один или несколько шекелей.

    В Библии упоминается и «шекел-ха-кодеш» — «священный шекель», применявшийся в культовой практике. С каждого мужчины, начиная с 20 лет, собирали полшекеля на сооружение Скинии. Такой же налог собирался после построения Храма на его потребности. Законам взимания этого налога посвящены специальные талмудические трактаты.
    Интересно, что первые еврейские серебряные монеты достоинством в шекель были отчеканены во время Иудейской войны. Видимо, тем самым руководители восстания стремились продемонстрировать свой суверенитет. Эти монеты были выполнены на высоком художественном и техническом уровне и несли на себе изображение чаши, отделанной по краям жемчугом, и трех гранатов. Надписи гласили: «Иерусалим ха-кдоша» («Иерусалим священный») и «Шекел Исраэль». Во второй и третий годы войны чеканились также бронзовые монеты достоинством в половину и в четверть шекеля. Возвращение к идее шекеля произошло почти через два тысячелетия после Иудейской войны, когда 1 Сионистский конгресс в 1897 г. именно так обозначил ежегодный членский взнос в кассу организации и соответствующую карточку. Этот взнос равнялся 1 франку, 1 марке, половине доллара или 40 копейкам (перед Первой мировой войной — 50 копейкам). Собственно, все годы развития сионистского движения, вплоть до 1960 г., количество делегатов на очередной сионистский конгресс от того или иного региона или страны рассчитывалось в зависимости от числа проданных шекелей. Таким образом, число шекеледателей отражало рост Всемирной сионистской организации. Если в 1907 г. их было 164 тыс., то в 1939-м — 1 млн., а 1960-м — 2,148 млн.
    В 1960 г. на 25-м Сионистском конгрессе было решено устанавливать состав представительства на конгрессах вне зависимости от количества проданных шекелей, но шекель сохранить в качестве эмблемы принадлежности к сионизму и карточки для голосования. Его стоимость устанавливалась между 15 и 50 американскими центами или их эквивалентом в других валютах. А восемь лет спустя 27-й конгресс предоставил каждой стране право вводить свою систему выборов на конгрессы и отменил шекель в качестве обязательного института, передав этот вопрос на усмотрение местных организаций. Еще 12 лет спустя шекель стал официальной денежной единицей государства Израиль. Такова судьба этого понятия в еврейской истории.

"Еврейская газета" № 01 (17)


Сионистский «шекель» для участия в выборах
во 2-ом сионистском конгрессе