2004
октябрь
10 (63)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ГОРОДА  ИЗРАИЛЯ

Адин Штейнзальц

ИЕРУСАЛИМ


Мельница Монтефиоре

    Каждый житель Иерусалима влюблен в свой город. Даже туристы, приезжающие сюда ненадолго, не могут избежать его чар. Они часто задают себе вопрос: в чем его обаяние, в чем его тайна? Я родился в Иерусалиме и прожил здесь всю жизнь, но он продолжает оставаться тайной и для меня. Конечно, в Иерусалиме есть немало достопримечательностей, но здесь не сыщешь поражающих воображение архитектурных красот. Однако несмотря на это, город завораживает своей красотой. Каждый, кто приезжает сюда, чувствует в облике Иерусалима нечто близкое и дорогое, каждому город говорит нечто свое, обращенное только к нему. Иерусалим богат, и он щедро одаривает всех своим богатством. Иерусалим прост, но уж никак не наивен. Чего только ни перевидал он за три тысячелетия! И вот теперь он прост, как великое произведение искусства, как шедевр, изваянный временем. Ты всматриваешься в Иерусалим, грезишь им и спрашиваешь себя: что же это?
    Иерусалим — это единство противоположностей.
    Иерусалим, как свидетельствует его имя, означает «Ир Шалем» — Город Мира. Но сколько же войн и междуусобиц потрясали его! Едва ли в мире найдется место, знавшее больше вражды и мук. Иерусалим часто называют Домом Всевышнего. Когда говорят о вратах небес, имеют в виду именно его. Но еврейская традиция утверждает, что и врата преисподней находятся здесь. И действительно, библейский Генном (геенна) — это долина у стен Старого Города. Рядом с вратами небесными зияют древние врата ада.
    Таков Иерусалим. Псалмопевец называет его «городом, слитым воедино». Есть старый и новый Иерусалим, арабский (восточный) и еврейский (западный), религиозный и нерелигиозный. Иерусалим — прежде всего место встречи. Зачастую противоположности остро сталкиваются и все же, несмотря ни на что, удивительным образом гармонично сочетаются. Эту гармонию ощущает любой прохожий. Она растворена в воздухе, разлита в солнечном свете. Почему Иерусалим стал столицей? На этот вопрос трудно дать исчерпывающий ответ. Конечно, можно назвать исторические и религиозные причины. Но при всем том место, избранное для столицы, представляется странным. Вдали от морского побережья, вдали от рек. И все-таки центр находится именно здесь! Когда люди размышляют об этом городе, они вспоминают Библию: ведь Иерусалим — место, избранное Всевышним. Но почему же Он избрал Иерусалим? Что такого особенного в этом городе?
    Существуют разные уровни жизни: физический и духовный. Обычно они никак не связаны. Люди действуют либо в одном, либо в другом мире. Иногда они перемещаются с уровня на уровень, но никогда не смешивают их. Так обычно залегают геологические пласты: один под другим. Но в некоторых точках земной коры эти пласты сливаются и образуют единство.
    Так и в нашем случае: Иерусалим — это место, где физическое и духовное слиты воедино. Такое единство подобно окну в глухой стене. Оно всегда неожиданно. В Библии оно называется «лестницей Яакова» — лестницей между землей и небом, увиденной Яаковом во сне. В сущности, это и есть врата небес: место, в котором взаимодействуют духовный и физический миры, где они могут влиять друг на друга.

    Именно в таком месте расположен Иерусалим. Через него проходит духовный и физический разлом привычного миропорядка. Любой геолог знает, что природные богатства таятся в разломах земной коры. Из этих разломов мы их извлекаем. Иерусалим — духовная сокровищница мира. Это колодец, через который мир черпает живую воду духовности.
    В Иерусалиме соприкасаются разные миры, поэтому всякое событие, даже самое незначительное, приобретает здесь особую важность и многоплановость, последствия его бывают удивительны и превышают наше разумение. Человеческая история помнит множество событий, происходивших в разных местах планеты. Иногда одни и те же события повторялись сотни раз, ни у кого не вызывая волнения. Но когда что-нибудь подобное совершается в Иерусалиме, причинно-следственные связи материального мира сопрягаются с причинно-следственными связями мира духовного, совершенно отличными от них. События, оставшиеся бы совершенно незамеченными, случись они в другом месте, могут вырасти здесь до гигантских размеров. Потому-то так часто иерусалимские споры и конфликты приковывают внимание не только всей страны, но и всего мира. Несмотря ни на что Иерусалим существует. Живо его особое обаяние, не угасло сияние его прошлого. Мир и сегодня прислушивается к Иерусалиму. Проблема лишь в том, какой голос прозвучит в нем сегодня. Тот ли, что звучал в этом городе в прошлом? Нам остается только надеяться на это.


Скульптурная композиция из букв иврита означает слово "любовь"