2004
февраль
2 (55)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ТУ БИ-ШВАТ

    В 15-й день месяца шват (7 февраля) мы празднуем Новый год деревьев. О смысле праздника и его обычаях мы подробно писали в прежние годы. Продолжим традицию, постараясь не повторяться.
    Израиль — жаркая страна, и деревья для израильтян особенно ценны.
    В засушливые годы, когда выпадало мало дождей, ячмень и пшеница почти не давали урожая. Но деревья, корни которых глубоко уходят в землю, продолжали плодоносить даже в засуху и помогали пережить тяжелые дни.
    Уже в те времена наши предки знали, что леса защищают почву от разрушения и не позволяют плодородным участкам превратиться в пустыню. Поэтому они берегли каждое дерево.
    Деревья давали тень и прохладу в летний зной, съедобные плоды, материал для строительства зданий и кораблей. Из древесины делали и домашнюю утварь: посуду, мебель и множество других полезных вещей.
    Люди зависели от деревьев и заботились о том, чтобы число их не уменьшалось, а наоборот, возрастало. Чем больше было лесов и садов, тем земля делалась богаче и плодороднее. Так уже в древности в Израиле возникла традиция сохранять и умножать зеленые насаждения.
    О том, какое великое значение придавалось посадке деревьев, свидетельствуют слова раби Иохана бен-Закая: «Если в твоей руке будет саженец и в это время объявят о пришествии Мессии — раньше посади дерево, а потом выходи встречать Мессию».
    Сажали не только плодовые, но и лесные деревья. Существовал обычай сажать дерево в честь каждого новорожденного. В честь дочери сажали кипарис, а в честь сына — кедр. Рос человек, и вместе с ним росло его дерево. Когда дети становились взрослыми и вступали в брак, ветви с дерева жениха сплетались с ветвями дерева невесты — из них делали свадебный балдахин — хупу.
    Позже, оказавшись в изгнании, евреи увидели такие страны, где деревьев было великое множество, и никто не заботился об их посадке. Но евреи и в изгнании продолжали праздновать Ту би-шват, только праздник изменил свой характер: он превратился в День памяти о своей земле, о родившихся на ней обычаях, в надежде на то, что народ вернется на эту землю и снова будет сажать деревья.
    Сегодня наш народ вновь живет на своей древней земле, и евреи опять, как некогда по возвращении из египетского рабства, начали сажать леса и сады.
    «Когда войдете в страну, насаждайте в ней плодоносные деревья», — говорится в Торе.


Праздничный поднос с фруктами, которые едят в
Ту би-шват: миндаль, сливы, изюм, финики, рожки

    От редакции: Ту би-шват, Новый год деревьев, прекрасный праздник. Мы любим свои праздники и, перенимая чужие обычаи, отмечаем один и тот же праздник по несколько раз — Рош-а-Шана, Новый год (по европейскому календарю), старый Новый год, Новый год по восточному календарю… Почему бы нам не ввести Новый год деревьев? Правда, 15 швата, земля в Украине еще не готова к посадке деревьев, но было бы прекрасно, чтобы весной мы на улицах наших городов высаживали деревья, а не смотрели равнодушно, как их спиливают…