Из
редакционной почты
Евгений Кудряц, Аугсбург
ЗНАЙ НАШИХ!
В
этом году отмечается 350-летие Харькова. Это славное событие не могло пройти и
мимо харьковчан, живущих в Германии. В Гамбурге, например, был образован клуб
«Харьковчане и их друзья», который, в свою очередь инициировал проект «Любимый
город», а также провел фестиваль под названием «Харьков — первая столица».
В Мюнхене планируется мероприятие, посвященное юбилею
Харькова, тем более, что там теперь живет поэт и журналист Марк Хабинский. Немало
харьковчан проживает и в других городах ФРГ. Например, в Аугсбурге, кроме меня,
живет и работает драматург Зиновий Сагалов (ваша газета писала о его жизни и творчестве),
а также журналист и переводчик Рафаил Самойлович.
Не так давно в Германию переехал и знаменитый детский
поэт Вадим Левин. Здесь живет юморист Герман Шмеркин и художник Владимир Ландкоф,
а в Нюрнберге обосновался мой коллега по хоровому цеху Вадим Бриллиант. Харьковчане
по количеству эмигрантов уверенно занимают первое место. Иногда мне кажется, что
вообще весь Харьков выехал за границу: в Америку, Израиль, Канаду, Австралию,
Германию. Нас тут узнают по знаменитому украинскому «гэ», которое никак не вытравляется
и никуда не исчезает.
Одним из развлечений «наших» можно назвать еженедельные
походы на «блошиный рынок». С одной стороны, там можно дешево скупиться, а с другой
— активно пообщаться с «коллегами»- эмигрантами. Самый большой дефицит на чужбине
— это общение. Особенно тяжело приходится одиноким людям, чьи родственники проживают
в другом городе или вообще за рубежом. Самое парадоксальное заключается в том,
что «наших людей» меньше всего интересует политика и экономика Германии. Зато
за новостями России, Украины и других стран СНГ тут следят в оба глаза. Благодаря
спутниковым тарелкам информация о событиях бывшего СССР мгновенно распространяется
среди эмигрантов, а затем активно обсуждается и муссируется.
Почему-то принято считать, что эмиграция — рай на земле.
Я с удовольствием придушил бы того, кто распространил и внедрил в сознание людей
этот тезис, который так же далек от действительности, как декабристы от народа.
Начнем с того, что каждый приехавший в страну эмигрант не вправе требовать для
себя создания «тепличных» условий. «Принимающая сторона» не делает никакого различия
между академиком и слесарем, однако «совковая» психология начинает «бузить»: как
же так? На Родине меня уважали, кланялись в пояс, а тут я — никто и фамилия моя
— никак?
Со стороны это выглядит довольно забавно, но факт остается
фактом — «непризнанные гении», особенно преклонного возраста не могут понять очевидного:
былые заслуги (нередко и мнимые) тут никого не волнуют, в том числе и других эмигрантов.
Если ты на новом месте сможешь себя проявить — честь тебе и хвала, в противном
случае начинается постоянное брюзжание.
Как-то просматривая многочисленные объявления, я обратил
внимание, что многие девушки и женщины из стран СНГ очень хотят выйти замуж за
местных немцев и навсегда покинуть родные просторы. К сожалению, они не знают
о том, что их, скорее всего, ожидает судьба Золушки, причем не в финальном варианте
знаменитой сказки, а в прологе — стирка, готовка, уборка. О внутреннем и богатом
мире можно забыть, да и менталитет «бюргеров» очень отличается от нашего.
В последнее время я вижу объявления совсем другого рода:
«Я замужем за местным немцем. Ищу русскоязычных подруг для общения». Как говорится,
комментарии излишни. Меня заинтересовала данная тема, и я написал повесть «Выйти
замуж за иностранца», где решил разобраться в этой проблеме. Несмотря на большую
правдоподобность материала, сюжет и герои повествования являются плодом моего
воображения, хотя многие читатели абсолютно уверены в документальности происходящего.
Культурная жизнь в некрупных городах также мало радует,
хотя многое зависит от нашей инициативы, ведь никто ничего не приносит на «блюдечке
с золотой каемочкой». Не последнюю роль в этом должны играть и еврейские общины.
Я рад, что у нас в городе имеются определенные положительные сдвиги в данном направлении.
Совсем недавно в рамках театра «Lesedrama» был показан спектакль по пьесе Зиновия
Сагалова «Сестры Джоконды» о жизни великого художника Ильи Репина.
Так называемое «общение» с Родиной осуществляется по почте
или по телефону. Молодежь выбирает более «продвинутые» средства вроде электронной
почты, хотя существуют и некоторые исключения. Сегодня компьютер перестал быть
чем-то экзотическим, поэтому его «услугами» пользуются не только молодые, но и
пожилые, так как век электрических машинок подошел к концу.
Я ничего не написал о ностальгии, так как мне лично это
чувство незнакомо. Я глубоко уверен, что можно ностальгировать, никуда не уезжая,
так как ностальгия — понятие временное, а не пространственное...
О себе: В 1993 году окончил Харьковский
институт искусств по классу «Хоровое дирижирование» и с грустью отметил, что мои
умения и навыки никому не нужны.
Журналистикой стал заниматься совершенно случайно, хотя
тягу к сочинительству испытывал с детских лет. Начинал в «Теленеделе».
C 1997 года живу в баварском городе Аугсбурге (Германия).
Специально для «Дайджеста · Е»
|