2004
август
8 (61)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ХАРЬКОВУ — 350

Людмила СОБОЛЕВА, Харьков

ХАРЬКОВСКАЯ ОБЩИНА — СТАТИСТИКА И ДИНАМИКА

    История Харьковской еврейской общины интересна и своеобразна. При ее изучении сразу возникает множество вопросов. Почему в Харькове, не входившем в черту оседлости, сложилась община, оказавшаяся способной построить одну из крупнейших синагог в Европе, не допустить еврейские погромы в Харькове, оказывать помощь своим пострадавшим собратьям во время гражданской войны, создать один из первых еврейских театров?
    Мы не располагаем статистико-демографическими данными относительно ранней истории харьковской еврейской общины. Первое упоминание о ней находится в «Топографическом описании Харьковского наместничества» 1775 г., где кратко сообщается, что «Харьков населен малороссиянами слободских полков, великороссиянами ... частью лютеран, католиков и жидов».
    Харьков в конце XVIII — нач. XX вв. приобретал доминирующее положение в регионе и быстро рос за счет миграции населения. За счет притока новых поселенцев растет и еврейская община города.
    В 1804 г. было издано «Положение о черте еврейской оседлости», ограничившее права евреев. Харьков не вошел в черту оседлости. Введение черты оседлости резко сократило, фактически свело на нет еврейскую общину города. В 1809 г. по заявлению полицмейстера в городе было только 3 еврейских семейства. Архивные документы указывают, что часто при полках проживали евреи- ремесленники, занятые, «постройкой парадного платья для господ офицеров», они находились под покровительством начальства. С 30-х гг. в харьковском гарнизоне служило около тысячи евреев-солдат. По законодательству, они, их жены и дети имели право жить после службы вне черты. Так начала вновь складываться еврейская община, но растет она медленно.
    Евреи жили в районе улиц Мещанской, Нетечинской, Николаевской. (cовр. — Гражданская, Мельникова, пер. Короленко). На Мещанской возникла и первая синагога. Ее содержали солдаты.
    Резкий рост численности еврейской общины начинается в 60-е гг., когда антиеврейские ограничения в законодательстве были смягчены. Мелкие торговцы, по-прежнему, не имели права на жительство в Харькове, и община растет за счет купцов 1-й и 2-й гильдий и ремесленников.
    Лавинообразный рост еврейского населения города начинается в 80-х гг. ХIХ в. Несомненно, что рост еврейской общины находился в корреляции с развитием Харькова как экономического, промышленного, транспортного центра. Кроме того, в 1881г. по Украине прокатилась волна погромов, они были практически во всех крупных города, и единственным исключением оказался Харьков.
    В 1890 г. по данным канцелярии полицмейстера, евреев в Харькове было около 16 тыс. Заметим, что, вряд ли полицмейстер преувеличил это число, скорее наоборот. Вероятно, на уменьшении численности еврейской общины в Харькове сказались антиеврейские законы Александра ІІІ. Так, в 1886 г. были введены ограничительные нормы приема евреев в средние и высшие учебные заведения, с 1889 г. были введены ограничения для евреев-юристов. И как результат — падение численности еврейской общины Харькова. В 1897 г. проводится всероссийская перепись населения. Ее данные отличаются точностью и подробностью. Перепись фиксирует в Харькове около 10 тыс. евреев. Это число составляло не только евреи-харьковчане, но и все, кого перепись застала в Харькове.
    Характерен также социальный состав харьковской общины. Преобладают — ремесленники, прежде всего — портные, затем идет полиграфическое производство, торговцев — мало. Велик процент военных. Отдельной группой можно выделить интеллигенцию и студенчество, они немногочисленны, но доля евреев-студентов, евреев-врачей и т. д. среди их профессиональной группы достаточно представительна.
    Накануне революции еврейская община составляла около 20 тысяч. За 20 лет она увеличилась вдвое. Чем можно объяснить такой быстрый рост? Во время 1-й мировой войны евреев отселяли с приграничных территорий вглубь империи. Какая-то часть этих беженцев смогла остаться в Харькове.
    Но еще больше поражают численность еврейского населения в конце 20-х гг. За десять лет оно увеличилось до 81 тыс., т. е. в 4 раза. В 20-е гг. Харьков — столица Советской Украины, его население быстро растет. Еврейская беднота из разоренных местечек хлынула в город, в поисках работы. К сожалению, советская статистика конца 20-х годов плохо охватывает профессиональный состав еврейского населения. Основными его занятиями были кустарные ремесла и «умственная деятельность», процент промышленных рабочих был невелик. К 1929 г. на Харьковщине существовало 3 еврейских колхоза: артель «Колос», «Евколхоз», «Красные Зори».
    Еврейскую общину легко локализовать в рамках города. Первоначально евреи жили в районе улиц Мещанской, Николаевской и Нетечинской, во 2-й половине ХIХ в. еврейским районом стал Подол — ремесленный центр Харькова. По данным 1928 г. еврейское население по улицам распределяется следующим образом: на Харьковской набережной — 73%, пер. Короленко — 55%, ул. Кузнечная — 60%, пер. Слесарный — 64%, ул. Гражданская — 55%, ул. Клочковская до Рогатинского въезда — 70%, ул. Красноктябрская до Дмитриевской — 55%, Панасовская — 55%.

Специально для «Дайджест Е»