ХАРЬКОВУ
— 350
Людмила СОБОЛЕВА, Харьков
ХАРЬКОВСКАЯ ОБЩИНА — СТАТИСТИКА И ДИНАМИКА
История Харьковской еврейской общины интересна
и своеобразна. При ее изучении сразу возникает множество вопросов. Почему в Харькове,
не входившем в черту оседлости, сложилась община, оказавшаяся способной построить
одну из крупнейших синагог в Европе, не допустить еврейские погромы в Харькове,
оказывать помощь своим пострадавшим собратьям во время гражданской войны, создать
один из первых еврейских театров?
Мы не располагаем статистико-демографическими
данными относительно ранней истории харьковской еврейской общины. Первое упоминание
о ней находится в «Топографическом описании Харьковского наместничества» 1775 г.,
где кратко сообщается, что «Харьков населен малороссиянами слободских полков,
великороссиянами ... частью лютеран, католиков и жидов».
Харьков в конце XVIII — нач. XX вв. приобретал
доминирующее положение в регионе и быстро рос за счет миграции населения. За счет
притока новых поселенцев растет и еврейская община города.
В 1804 г. было издано «Положение о черте еврейской
оседлости», ограничившее права евреев. Харьков не вошел в черту оседлости. Введение
черты оседлости резко сократило, фактически свело на нет еврейскую общину города.
В 1809 г. по заявлению полицмейстера в городе было только 3 еврейских семейства.
Архивные документы указывают, что часто при полках проживали евреи- ремесленники,
занятые, «постройкой парадного платья для господ офицеров», они находились под
покровительством начальства. С 30-х гг. в харьковском гарнизоне служило около
тысячи евреев-солдат. По законодательству, они, их жены и дети имели право жить
после службы вне черты. Так начала вновь складываться еврейская община, но растет
она медленно.
Евреи жили в районе улиц Мещанской, Нетечинской,
Николаевской. (cовр. — Гражданская, Мельникова, пер. Короленко). На Мещанской
возникла и первая синагога. Ее содержали солдаты.
Резкий рост численности еврейской общины начинается
в 60-е гг., когда антиеврейские ограничения в законодательстве были смягчены.
Мелкие торговцы, по-прежнему, не имели права на жительство в Харькове, и община
растет за счет купцов 1-й и 2-й гильдий и ремесленников.
Лавинообразный рост еврейского населения города
начинается в 80-х гг. ХIХ в. Несомненно, что рост еврейской общины находился в
корреляции с развитием Харькова как экономического, промышленного, транспортного
центра. Кроме того, в 1881г. по Украине прокатилась волна погромов, они были практически
во всех крупных города, и единственным исключением оказался Харьков.
В 1890 г. по данным канцелярии полицмейстера, евреев
в Харькове было около 16 тыс. Заметим, что, вряд ли полицмейстер преувеличил это
число, скорее наоборот. Вероятно, на уменьшении численности еврейской общины в
Харькове сказались антиеврейские законы Александра ІІІ. Так, в 1886 г. были введены
ограничительные нормы приема евреев в средние и высшие учебные заведения, с 1889 г.
были введены ограничения для евреев-юристов. И как результат — падение численности
еврейской общины Харькова. В 1897 г. проводится всероссийская перепись населения.
Ее данные отличаются точностью и подробностью. Перепись фиксирует в Харькове
около 10 тыс. евреев. Это число составляло не только евреи-харьковчане, но
и все, кого перепись застала в Харькове.
Характерен также социальный состав харьковской
общины. Преобладают — ремесленники, прежде всего — портные, затем идет полиграфическое
производство, торговцев — мало. Велик процент военных. Отдельной группой можно
выделить интеллигенцию и студенчество, они немногочисленны, но доля евреев-студентов,
евреев-врачей и т. д. среди их профессиональной группы достаточно представительна.
Накануне революции еврейская община составляла
около 20 тысяч. За 20 лет она увеличилась вдвое. Чем можно объяснить такой быстрый
рост? Во время 1-й мировой войны евреев отселяли с приграничных территорий вглубь
империи. Какая-то часть этих беженцев смогла остаться в Харькове.
Но еще больше поражают численность еврейского населения
в конце 20-х гг. За десять лет оно увеличилось до 81 тыс., т. е. в 4 раза.
В 20-е гг. Харьков — столица Советской Украины, его население быстро растет.
Еврейская беднота из разоренных местечек хлынула в город, в поисках работы. К
сожалению, советская статистика конца 20-х годов плохо охватывает профессиональный
состав еврейского населения. Основными его занятиями были кустарные ремесла и
«умственная деятельность», процент промышленных рабочих был невелик. К 1929 г.
на Харьковщине существовало 3 еврейских колхоза: артель «Колос», «Евколхоз», «Красные
Зори».
Еврейскую общину легко локализовать в рамках города.
Первоначально евреи жили в районе улиц Мещанской, Николаевской и Нетечинской,
во 2-й половине ХIХ в. еврейским районом стал Подол — ремесленный центр Харькова.
По данным 1928 г. еврейское население по улицам распределяется следующим
образом: на Харьковской набережной — 73%, пер. Короленко — 55%, ул. Кузнечная
— 60%, пер. Слесарный — 64%, ул. Гражданская — 55%, ул. Клочковская
до Рогатинского въезда — 70%, ул. Красноктябрская до Дмитриевской — 55%,
Панасовская — 55%.
Специально для «Дайджест Е»
|