16, 17 сентября (1, 2 тишрей) Рош-Ашана
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВЫМ ГОДОМ!
Шира ГЕНИШ,
Директор представительства «Джойнт» в Харькове
Дорогие друзья!
Находясь в преддверии Нового Года, каждый из нас, оглядываясь
на год уходящий, анализирует прошлое и строит планы на будущее. Тора определяет
понятия добра и святости как вечные, поэтому добрые дела прошедшего года остаются
с нами навсегда и приносят свет в нашу жизнь и жизнь наших родных и близких. Ведь
«все евреи ответственны друг за друга», а значит, и за все свои деяния. И чем
больше добрых дел мы все делаем, тем сильнее становится наш народ и тем больше
возможность сделать следующий год ещё лучше. Каждый из нас может внести свою лепту,
сделать доброе дело, не ожидая того же от других, и этим изменить мир к лучшему.
Бескорыстно помогая другим людям, мы помогаем и себе – становимся более зрелыми
и богатыми духовно.
Я хочу пожелать всем в Новом Году мира, единства, духовного
богатства, крепкого здоровья и плодотворной работы.
Шана това уметука!
Виктор КАГАН
5765
|
Дрожь паутинки. Судьбы письмена.
Терпкая прелесть бабьего лета.
Теплая матовость мягкого света.
Осень. Сентябрь. Рош Ашана.
Месяц девятый. Месяц седьмой.
Осень. Тишрей. Обретенье. Утрата.
Разве я сторож погибшему брату?
Он-то был лучше. Черед-то был мой.
Яблока ломтик в янтарном меду.
Свечи и кидуш над чашею винной.
Не виноват, но с главою повинной
Вслед за шофаром с молитвой иду.
Праздник. Веселье. Жизни виток.
Муки и радости сладкое бремя
Перетекает в новое время.
Дни очищенья. Года итог.
Может быть я никудышный еврей –
Ни тебе иврит, ни тебе идиш …
Впрочем, о Б-же, Ты знаешь и видишь,
И посылаешь мне месяц Тишрей.
Альманах
“Еврейская Старина”, № 21
http://berkovich-zametki.com
|
ВЕК ХХ — ВЕК ХХI
Лариса Воловик
«Какое безумие воображать, что можно уничтожить историю! Нет, она будет
написана, и тогда каждая вина, как бы она ни была мала, получит свое возмездие».
Э. Золя, «Письма к Франции»
|
В мае 1940 г. 4300 польских офицеров расстреляны
советским НКВД в шестом квартале Лесопарка в Пятихатках (Харьков).
10 июля 1941 г. 1600 евреев польского городка
Едвабне были сожжены своими земляками — поляками.
В декабре 1941 — январе 1942 свыше 16 тысяч
евреев Харькова были зверски расстреляны нацистами в Дробицком Яру.
1 июня 2001 г. канули в бездну ужаса жизни
15-17- летних подростков после теракта на дискотеке в тель-авивском «Дельфинариуме»
(Израиль).
11 сентября 2001 г. разрушены террористами
башни-близнецы Международного центра в Нью-Йорке. Погибли тысячи человек.
31 августа 2004 г. двойной теракт в Беэр-Шеве
(Израиль). Взорваны два пассажирских автобуса. Снова жертвы...
1 сентября 2004 г. в школе Беслана (Северная
Осетия) захвачены террористами в качестве заложников дети и женщины. Сотни погибших…
Мы можем вспоминать и пополнять этот список. Мы
можем даже не вспоминать и продолжать этот список сегодняшними событиями.
Мир сошел с ума!
«О, времена! О, нравы!
Кто так воскликнет снова в ХХ1 веке?» —
повторю за нашим автором И. Мошковичем.
Вступая в ХХI век, мы надеялись, что он будет
другим — мирным, спокойным. Мы надеялись… Но все ли мы сделали сами для своего
будущего? Гибнут дети в разных точках Земли — именно они — наше будущее. И от
того, как мы их воспитаем и защитим, зависит, каким будет этот мир.
Должна уйти ложь, двойные стандарты, когда можно
считать, что в Беслане детей убили террористы, а в Израиле их убивают «борцы за
национальное освобождение» (по мотивам визита министра иностранных дел России
Сергея Лаврова в Израиль).
Не бывает справедливости, добытой руками, обагренными
кровью детей, женщин и стариков. Я знаю одно — не будет благодатной жизни и счастливого
общества, если живут в нем безразличные люди. Позволю себе привести еще одну фразу
И. Мошковича:
«Живой водой терпимости наивной
Мы омываем руки палачей».
Неужели мы должны проклинать мир, в котором живем,
как горько восклицает еще один наш автор Б. Фроенченко.
Я хочу думать иначе...
Мы находимся в преддверии еврейского нового 5765
года. Еще есть время подумать о себе — своих ошибках, заблуждениях, поступках.
Еще есть время молить Вс-вышнего о прощении и просить Его «записать всех нас»,
все человечество в Книгу жизни на будущий год, а уже Он решит, кто из нас заслуживает
этого.
ВЕК ХХ - ВЕК ХХI
Джозеф ЮДИН, Израиль
Путешествие из Афулы в Тель-Авив, или Одно утро Джозефа Юдина
Я просыпаюсь в 5:00. Мне
требуется обычно полчаса, чтобы подготовиться к новому дню. Затем я завариваю
себе чашку крепкого кофе, который у нас в Израиле называют просто «грязью», и
читаю несколько заголовков на сайте газеты The Jerusalem Post. Так, недавно я
наткнулся на статью под названием «Израильский араб планировал теракты».
Там говорилось о том, что некий Базель Махаджнех, 19-летний
житель израильской арабской деревни Умм-Эль-Фам в Вади-Ара, признался в подготовке
теракта-самоубийства от лица ХАМАСа еще до того, как в прошлом месяце его арестовали.
Кажется, он собирался взорвать автобус №842, следующий из Афулы в Тель-Авив. У
меня пропадает аппетит, и мне не хочется допивать остатки кофе. Я выхожу на улицу
и начинаю свой день...
ВЕК ХХ - ВЕК ХХI
По дороге в крематорий
Ицхак Мошкович
ГЛАЗА
|
За гречневым полем,
Меж лесом и речкой,
У самого края всего, что я помню,
Скрипело крылечками наше местечко,
И в медленном шествии времени волны,
Которые никого не щадили.
Мы жили, мы ссорились и дружили,
И в доме молитвы до неба огромном
Мы Бога молили, о чем - я не помню.
О чем-то молился и братик мой Мойше.
Не помню о чем, но о чем-то хорошем.
За лошадью шел балагула нестрогий,
И лавка с подбитым окошком на площадь,
И тощий меламед на стуле трехногом.
Но рухнуло все,
И война — у порога.
Я помню, что прятался за кустами,
За речкой, возможно, в ладони у Бога,
И видел: в воде, что ходила кругами,
Под Богом горела, горя, синагога.
Я помню: в огне, что был неба краснее,
И дальше, левее, в окне, что на площадь,
Я помню: мой брат, то был, кажется, Мойше,
Ну да, то был Мойше, а если вернее
И если другие еще не забыли,
То было их больше,
Там все они были.
Еще я запомнил: на площади грудой
Из сельской округи приятели-дети
Глядели, глядя на чудесное чудо,
И хлещет меня эта память, как плети:
Огонь, как горящая с неба слеза,
И дети, глядящие детям в глаза.
|
Борис Фроенченко
* * *
|
Синеет небосвод и солнце светит,
И вроде звезды в небе не погасли.
Но гибнут дети! Дети, дети, дети!
И, значит, в этом мире все напрасно ...
Кровь запятнала
каплями отметин
Лицо Земли! И не отмыть
тех пятен.
Ведь гибнут дети!
Дети, дети, дети!
Их стон последний
тает в злом закате ...
Жестокости промозгло-студный ветер
И черных волн беды громовый рокот
Ведь гибнут дети! Дети, дети, дети!
А мир молчит! Да будь навек он проклят!!!
4 сентября 2004 г
|
ПАМЯТЬ И ПАМЯТНИКИ
Беседовала, фотографировала и размышляла
Лариса Воловик
ВСТРЕЧА В РЕДАКЦИИ
Научный сотрудник Фонда «Мемориал памяти убитым евреям Европы», кандидат
исторических наук Лутц Присс приехал в Харьков для сбора данных о местах захоронений
жертв нацистских преследований и знакомства с фондами Харьковского музея Холокоста.
В редакции газеты «Дайджест Е» состоялась встреча- беседа с ним...
«МОЖЕТ ЛИ ОН РЕШАТЬ?
ОН МОЖЕТ РЕШАТЬ»
Смиха — рукоположение в сан
«Иоре? Иоре. Ядин? Ядин. Яттир? Яттир». Как лаконична
и экспрессивна эта древняя формула посвящения ученого в сан рабби. «Может ли он
решать? Он может решать. Может ли он судить? Он может судить. Может ли он дозволять?
Он может дозволять» — так звучит она в переводе с иврита. А само посвящение называется
«смиха» — «рукоположение». Так именуется теперь процедура присвоения звания раввина...
ЮБИЛЕИ
ПОЗДРАВЛЯЕМ С 50-ЛЕТИЕМ!
Григорий Израилевич ГАНЗБУРГ
Родился в Харькове 25 сентября 1954 года.
...Член Союза композиторов Украины, специалист в области
музыкального романтизма, директор Института музыкознания, вице-президент Объединения
творческой интеллигенции «Круг», научный руководитель (1992-2002 гг.) Международного
музыкального фестиваля «Харьковские ассамблеи». Это с его легкой руки получил
свое название фестиваль...
Вообще-то Ганзбург время от времени выдает
удачные афоризмы («мысли, упакованные плотно и надолго»)...
Редакция благодарит за содействие Харьковское
отделение «Джойнт»
|