2004
сентябрь
9 (62)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

«МОЖЕТ ЛИ ОН РЕШАТЬ?
ОН МОЖЕТ РЕШАТЬ»

Смиха — рукоположение в сан

    «Иоре? Иоре. Ядин? Ядин. Яттир? Яттир». Как лаконична и экспрессивна эта древняя формула посвящения ученого в сан рабби. «Может ли он решать? Он может решать. Может ли он судить? Он может судить. Может ли он дозволять? Он может дозволять» — так звучит она в переводе с иврита. А само посвящение называется «смиха» — «рукоположение». Так именуется теперь процедура присвоения звания раввина.
    Началось это очень давно. В соответствии с библейским повествованием Моисей посвятил Иехошуа бин Нуна (Иисуса Навина) возложением рук на голову, отчего он «исполнился духа премудрости», которым обладал Моисей. Посвятил Моисей также и 70 старейшин, которые помогали ему в управлении народом. Эти старейшины в свою очередь посвятили своих последователей. Так и шла эта передача «духа премудрости» из поколения в поколение.
    Первоначально смиха осуществлялась возложением рук, но впоследствии раввины приняли решение просто присваивать титул рабби — устно или письменно. Этот титул требовался для членства в Синедрионе и в судебных коллегиях, уполномоченных принимать судебные решения. Отсюда и этот вопрос: «Может ли он судить?» Посвящения имели разные ступени. Низшая ступень наделяла правом принимать решения исключительно в области религиозных вопросов. Высшая позволяла освидетельствовать первые плоды урожая и приплод скота, решать религиозные и юридические вопросы в сфере уголовного права. Когда спрашивали: «Может ли он дозволять?» — то имелось в виду разрешение на принесение животного в жертву в храме.
    Первоначально смиху давал посвященный учитель своим ученикам, затем это происходило в присутствии трех старейшин, из которых один был посвященным.
    Считалось, что смиху мог давать только ученый в Эрец-Исраэль ученикам, находившимся также в Эрец-Исраэль. Поэтому вавилонские ученые в этом отношении зависели от израильских и, не имея смихи, носили титул «рав», а не «рабби».
    В истории смихи были и драматические периоды. После восстания Бар-Кох-бы во II веке н.э. император Адриан предпринял попытку положить конец религиозному авторитету Синедриона и запретил посвящать новых ученых. «Всякий, кто совершит посвящение, должен быть предан казни, — гласил императорский декрет. — Всякий, кто получит посвящение, должен быть предан казни. Город, где произведено посвящение, должен быть разрушен». И этот декрет выполнялся. Во II веке н.э. Иегуда бен Бава был казнен за посвящение своих учеников.
    Однако традиция древней смихи прервалась, как полагают некоторые ученые, лишь в конце IV века, с тем чтобы, видоизменившись, восстановиться в средние века. К этому времени изменились сами функции раввинов. В эпоху гаонов вавилонские экзилархи наделяли ученых правом расследовать юридические споры, выступать в качестве арбитра и составлять юридические документы.
    В период позднего средневековья посвящение еще более отличалось от своих древних форм. Термин «смиха» стал применяться к выдаче раввинского диплома, дававшего «дозволение выносить решения», удостоверявшего соответствующую квалификацию его владельца и наделявшего правом исполнять должность раввина. Снова появляется титул «рабби», присваиваемый ученым в области раввинистического права.
    Начиная с XIV-XV вв. диплом смихи стал обязательным условием для занятия раввинской должности.

Материал подготовил
Давид Виноградов,
«Еврейская Газета» №2, 2004 г.