2005
ноябрь
11 (76)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский
КЛУБ  ЗНАМЕНИТЫХ  ХАРЬКОВЧАН

САМОБЫТНЫЙ КОНСТРУКТОР


Иосиф Григорьевич Неман
«Он был одним из достойнейших представителей группы талантливых молодых инженеров, творцов замечательных самолетов советской авиации. Лично всегда скромный и сдержанный, он выделялся огромной работоспособностью и целеустремленностью в доведении до конца начатого им дела. Он смело брался за решение очень сложных инженерных задач и всегда блестяще с ними справлялся. В нем гармонически сочетались высокие качества ученого-теоретика и инженера-практика».

/А.Н. Туполев/

     Эти слова А. Н. Туполев написал об Иосифе Григорьевиче Немане, чья жизнь и деятельность тесно связаны с авиацией, с Харьковом.
    Родился Иосиф Григорьевич 26 февраля 1903 г. в польском городе Белостоке в семье столяра. Учился в гимназии, а в августе 1920 г. ушел добровольцем в Красную армию. Служил просветработником 4-й армии в политуправлении Харьковского и Украинских военных округов. В 1922 г. был демобилизован и командирован на учебу в Харьковский технологический институт, где учился на авиационном отделении, организованном академиком Г. Ф. Проскурой. Подрабатывал библиотекарем в центральном партклубе и клубе им. М. Калинина. А в конце 1926 г. поступил на авиазавод, в только что созданное конструкторское бюро К. А. Калинина. С первых дней работы на заводе его отличал серьезный подход к порученному делу, стремление постичь «душу самолета», распорядительность, деловитость и изобретательность. Начинал работу простым копировальщиком, но вскоре благодаря самостоятельности суждений обратил на себя внимание К. Калинина, и тот назначил его начальником конструкторской группы, а затем и заместителем главного конструктора.
    Иосиф Григорьевич, владея иностранными языками и будучи широко эрудирован, пристально следил за новыми достижениями отечественной и зарубежной авиационной науки. Каждый конструкторский вопрос решал на высоком уровне теоретической обоснованности. В этот период у него формируются принципиальные технические концепции, которые отличаются от взглядов К. Калинина, возглавлявшего то время Харьковский авиационный завод. И. Неман выступал против использования подкосов и полотняной обшивки в конструкции крыльев.
    В 1930 г. И. Г. Неман был переведен на работу в Харьковский авиаинститут на должность зав. кафедрой конструкции и проектирования самолетов. Институт нуждался в квалифицированных кадрах, знающих производство. Иосиф Григорьевич жил авиацией. Девизом всей его жизни было — «Первым делом самолеты…».
    Свои технические и научные концепции И. Г. Неман закладывает и в основу учебного процесса. В лекциях, которые он читает, излагаются современные тенденции, проблемы и перс­пективы развития самолетов. В этих начинаниях Иосиф Григорьевич находит широкую поддержку академика Г. Ф. Проскуры. В курсовых проектах студентов, на практических занятиях отражаются те же идеи.
    Но И. Неман мечтает о большем: о сочетании учебного процесса с конструкторской практикой. В 1931 г. он предложил организовать в институте реальное проектирование самолетов. Своими идеями он увлек студентов, и с октября 1931 г. приказом по институту создаются две конструкторские группы, которые впервые в стране приступают к реальному проектированию двух самолетов «ХАИ-1» и «ХАИ-2». В феврале 1932 г. проектирование завершилось. Оба проекта были рассмотрены и одоб­рены комиссией под руководством академика Г. Ф. Проскуры. В дальнейшем И. Неман и руководство института принимают решение строить самолет «ХАИ-1» как наиболее совершенный и перспективный.
    Самолет строили на Харьковском авиазаводе под руководством выпускников ХАИ. И в октябре 1932 г. опытный скоростной самолет «ХАИ-1» был поднят в небо. Это был пассажирский семиместный самолет — первый в СССР и Европе самолет с убираемым в полете шасси. С обычным серийным двигателем М-22 он показал рекордную скорость полета — 324 км/ч.
    Самолет был спроектирован и построен под руководством И. Немана небольшой группой студентов и преподавателей в ходе учебного процесса и в порядке реального проектирования. Творческая находка Иосифа Григорьевича буквально сделала переворот в советской авиации.
    За создание самолета «ХАИ-1» Иосиф Неман был награжден орденом Красной Звезды. А самолет «ХАИ-1» успешно эксплуатировался на линиях Аэрофлота до 1940 г. Было построено 43 машины.
    Следующим этапом работы И. Немана, возглавляемой им кафедры и официально созданного конструкторского бюро было создание невооруженного самолета-разведчика «ХАИ-6» с рекордной для того времени скоростью 425 км/ч и легкого бомбардировщика-разведчика «ХАИ-5». После испытаний было принято решение запустить самолет «ХАИ-5» в серийное производство и принять на вооружение Красной армии под маркой Р-10.
    До 1938 г. ОКБ ХАИ под руководством И. Г. Немана было спроектировано около десяти самолетов с маркой «ХАИ».
Все самолеты Немана объединяла прогрессивность конструкторских решений — результат его удивительной способности тонко чувствовать новые тенденции в научных и практических идеях и силой его таланта воплощать их в конкретные машины. Почти все оригинальные решения, технические разработки при проектировании самолетов Иосиф Григорьевич внедрял в учебный процесс. За успешное ведение и организацию учебного процесса ему было присвоено звание профессора.
    С февраля 1936 г. Неман был назначен главным конструктором Харьковского авиазавода, на котором было организовано серийное производство самолета Р-10.
    Однако 11 декабря 1938 г. Иосиф Григорьевич был арестован органами НКВД и приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет по статье 58-7 УК РСФСР. Направлен Неман был на работу в «шарашку» — 4-й спецотдел ЦКБ НКВД под руководством А. Н. Туполева. В июле 1941 г. Немана освободили со снятием судимости. До декабря 1944 г. он работал на различных конструкторских должностях в авиационной промышленности (в Омске, Казани).
    В сентябре 1944 г. приказом наркома авиационной промышленности СССР Иосиф Григорьевич был вновь назначен завкафедрой конструкции самолетов ХАИ. Приезжает в Харьков и снова сплачивает вокруг себя когорту аспирантов и молодых преподавателей, ведет активную творческую деятельность со студентами. В это же время он успешно работает над докторской диссертацией.
    20 февраля 1949 г. решением Центрального Комитета Добровольного общества содействия авиации (ДОСАВ) СССР был объявлен закрытый конкурс на проектирование легких спортивных самолетов. И. Г. Неман предлагает своим подопечным участвовать в этом конкурсе. Началась работа над эскизным проектом спортивногопилотажного самолета ХАИ-12 «Старт». Работой руководил вначале Неман. Когда был определен облик самолета, Иосиф Григорьевич предложил группе в качестве руководителя ст. преподавателя кафедры Л. Д. Арсона. К концу весеннего семестра 1949 г. эскизный проект под девизом «Старт» был выполнен и направлен в Жюри конкурса. В августе 1949 г. проект «Старт» Жюри признало победителем по классу спортивно-пилотажных самолетов. Началась разработка технического проекта. В этот период И. Неман углубленно занимался докторской диссертацией и от реального проектирования и руководства СКБ отошел.
    К 24 декабря 1949 г. техпроект «Старта» был готов и представлен в Жюри конкурса. Решение о рабочем проектировании самолета «Старт» принято не было, и проект не был реализован.
    Вскоре у Иосифа Григорьевича пошатнулось здоровье. Один из его бывших студентов Е. С. Кулага вспоминает: «Иосиф Григорьевич был в очень тяжелом состоянии и лежал дома. В беседе на прощание он мне сказал: «Вот видишь, Женя, и самолетик твой не построил, и диссертацию не защитил». Вскоре его не стало».
    Похоронили И. Г. Немана 18 ноября 1952 г. в Харькове. В этот день он должен был защищать докторскую диссертацию в Московском инженерно-строи­тельном институте им. В. Куйбышева.
    Преждевременная смерть, когда ему исполнилось только 50 лет, в день назначенной защиты, вырвала его из рядов передовых ученых советской авиации. Его пути пересекались со многими деятелями науки: С. П. Королевым, А. Н. Туполевым, М. В. Келдышем и др.
    Мечта Немана о тесной связи учебного процесса с конструкторской и научной деятельностью не забыта. И сегодня много научных сотрудников, преподавателей, студентов Харьковского аэрокосмического университета им Н. Е. Жуковского «ХАИ» работает наряду с учебным процессом и над важными проблемами авиационной науки.
    Многие из учеников И. Г. Немана стали выдающимися конструкторами, зав. кафедрами.
    Память об Иосифе Григорьевиче Немане хранится в сердцах студентов, преподавателей, в названии самолета ХАИ-30 «Профессор Неман».

Юлия Русанова, Виталий Власко,
Мемориальный музей-квартира
семьи Гризодубовых, Харьков
Специально для «Дайджест Е»

    Харьковское городское кладбище №2. В северной его части, среди беспорядочного «частокола» могильных оградок, охраняющих покой усопших, просматривается скромное надгробие на могиле нашего земляка — выдающегося авиаконструктора, профессора Харьковского авиационного института Иосифа Григорьевича Немана.
    С портрета на нас смотрит внимательный сосредоточенный взгляд человека, который как бы спрашивает вошедшего: «Что сделали Вы? С чем пришли?»

Евгений Буцкий, зав. музеем истории
«Международного аэропорта Харьков»
Фото автора