2005
февраль
2 (67)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ТЕАТР

Валерий Гайдабура, Харьков

ЗДРАВСТВУЙ, «ТЕВЬЕ» ИЗ КИЕВА


Тевье — Богдан Ступка
    Несколько лет назад среди ведущих театральных критиков Киева проводился экспресс-опрос с целью определения лучшего спектакля в городе. В окончательном рейтинговом списке фигурировало не так уж мало названий.
    Парад спектаклей-рекордсменов отражал противоположные взгляды представителей разных генераций и эстетических вкусов. И лишь относительно одного спектакля взгляды старых и молодых, консерваторов и новаторов, традиционистов и авангардистов совпадали полностью. Почти все опрашиваемые признали несомненным театральным шедевром эпический и одновременно волнующий до слез спектакль Национального академического драматического театра имени Ивана Франко «Тевье-Тевель»...
    Созданная в конце 1989 года, эта сценическая версия знаменитой повести Шолом-Алейхема до сих пор не превзойдена не только во франковском, но и в общекиевском репертуаре. Дело, очевидно, не только в художе­ственном совершенстве работы режиссера Сергея Данченко, который здесь заставляет вспомнить о самой дефицитной режиссерской функции театрального постановщика — быть дирижером, владельцем целостного представления о космосе спектакля, «харизматичным стратегом» гармоничного ансамбля многих неповторимых индивидуальностей, не только в гениально-лаконичной и содержательной сценографии Даниила Лидера, не только в «шагаловской» фантазийности и красочности хореографической пластики Бориса Каменьковича, но и в могучем заряде гуманизма. В герое спектакля — мудром местечковом философе еврее Тевье, роль которого с аполлоничным вдохновением исполняет Богдан Ступка, — притчево зафиксирована идея правечного пути Человека — пути страдания, ошибок, прозрений, по которому каждый из нас идет в вечность. Именно в вечность, так как судьба конк­ретного человека рассматривается в спектакле в эпическом масштабе, как суверенный мир. Сегодня, после исторических катаклизмов, на фоне бесконечных трагедий, когда сообщения о сотнях погибших становятся ор­динарным фактом ежедневной хроники, пафос «Тевье» воспринимается еще более щемяще. Действительно, есть ли в мире что-то дороже, нежели человеческая жизнь?..
    За долгие годы счастливой жизни спектакля по пьесе Г. Горина десятки городов Украины, России, Германии, США отдали дань одухотворенности франковского искусства. В Нью-Йорке в помещении театра «Миллениум» на полторы тысячи зрителей после окончания спектакля рядом с исполнителями ролей, вышедшими на поклон, выросла по-молодому стройная, легкая, в платье из бело-розового шифона, на высоких каблуках, будто она стояла на пуантах самой Майи Плисецкой, рыжеволосая фигура девяностолетней (!) Белл Кауфман, писательницы, внучки Шолом Алейхема. Похоже, явился его дух... «Посланница» сказала, что ее дед был бы счастлив, как она сейчас, увидев дей­ство украинского театра...
    11 февраля в Харькове франковцы показали «Тевье-Тевель» в 315-й раз.
    Харьков — замечательная веха в биографии первой сцены Украины. Ведь труппа работала здесь, творчески росла с осени 1923 года по осень 1926 года. В память об этом — нынешний приезд киевских франковцев, отмечающих в этом году 85-летие театра.