2005
август
8 (73)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский
АРХИТЕКТОРЫ   И   АРХИТЕКТУРА

Библейские места — прошлое и новь


Гора Синай

    В целях ознакомления с древними архитектурными памятниками, в январе текущего года группа харьковских проектировщиков совершила поездку в Египет и Иорданию. Безусловно, пирамиды Гизы, ансамбли Луксора и Карнаха, вытесанные в скалах храмы Петры никого не оставят равнодушным. Но сейчас речь не о них...
    Так уж получилось, что отправная точка наших поездок находилась в Шарм-эль-Шейхе. Это поселок на южной оконечности Синайского полуострова. О событиях, происходивших на этой земле, рассказывают древние сказания. Многие места Синая являются центром единого поклонения иуде­ев, христиан и мусульман.
    Расположенный между заливами Акаба и Суэцким, Синайский полу­остров представляет собой горную сис­тему. Зеленоватые, синие, розовые хребты заслоняют бирюзу небес. Ни деревьев, ни травы. Редкие колючие кусты с хрустом рассыпаются в порошок. Сухой кристаллический песок, не задерживаясь, вытекает из ладоней. И кажется, что нет здесь ни птиц, ни животных, ни людей... Но люди есть. Есть и небольшие стада. Бедуины в последнее время перешли к оседлой или полуоседлой жизни. Их небогатые жилища частично вытесаны в горных склонах, частично выложены из камня. Они лепятся у подножья гор в местах, где сквозь камни пробиваются редкие живительные ручьи. Этот фон помогает понять события времен исхода евреев из Египта в землю Обетованную. Тут проходило их сорокалетнее странствование.
    Поселок Айн-Муса — по словам гида, в этом месте Моисей превратил горькую болотную воду в питьевую. Об этом рассказывается во второй книге Пятикнижия «Исход».
    Джебель Муса (Гора Моисея) с отрогом Хорив. Здесь пророк Моисей высек из скалы источник. Здесь получил скрижали закона с десятью заповедями. Священное писание называет эту гору — Божиею. В предрассветные часы люди разных вероисповеданий торопятся встретить солнце на горе Моисея. Кому это удастся, прощаются все грехи.
    Сюда, под защиту горы законодательства, с древних времен бежали египетские христиане, спасаясь от гонений. Здесь укрывалась Св. Великомученица Екатерина. В долине, между двух высочайших гор Синая — горы Моисея и горы Екатерины, расположен монастырь во имя Великомученицы. Он возведен в VI веке на Святом месте, где, по преданию, Бог говорил с Моисеем из Неопалимой Купины.
    Самое святое место в монастыре — маленькая часовня, построенная на корнях библейского куста. Посетителям покажут место, где укрывался Моисей во время чудесного видения горящей и не сгорающей Купины.
    Библиотека монастыря славится древними рукописями. Имеются среди них и славянские. После исламизации Египта в X столетии монахи возвели на территории монастыря мечеть. Это спасло обитель от разрушения. Впрочем, есть данные, что еще раньше Магомет дал повеление своим воинам не нарушать покой пустынников.
    Джебель Гарун (Гора Аарона) находится в Иордании. Удивительно, но эта южная страна встретила нас снегом.
    Аарон — первый первосвященник еврейского народа, старший брат Моисея похоронен на горе, носящей его имя (в Торе — гора Гор, ред.). Путь к ней начинается в Акабе. В древности этот город был сборным пунк­том пилигримов и караванов. В местной гавани царь Соломон, а потом Иосафат строили свои корабли, чтобы в союзе с финикийцами вести торговлю с Офиром и Индией.
    В настоящее время название Акаба сохранилось только для восточной, принадлежащей Иордании, части города. Западная, принадлежащая Израилю, часть более развита и носит название Эйлат. Кроме границы, город разделен древним руслом реки Иордан. В результате земных катаклизмов, уже несколько тысячелетий, воды реки не доходят до Красного моря. Волны образовавшегося Мертвого моря поглотили несколько городов. Эти события так же получили отражение в Библии.
    Подтаявшие снега сбегают в пустующую пойму мутными ручьями. Воды меньше чем в нашей Лопани. В жаркие летние дни русло пересыхает совсем.
    Преобразовательская деятельность и развитие инф­раструктуры Синайского полуострова стало возможным только после заключения перемирия между Египтом и Израилем, в соответствии с Кэмп-Дэвидским договором. Началось освоение морского побережья. Полоса шириной в несколько километров отделяет пустыню от бесконечных песчаных пляжей. Фасады белых одно-двухэтажных гостиниц выглядывают из-за финиковых пальм, бугенвилий, лавров и другой растущей, цветущей и пахнущей экзотики. Среди названий гостиниц «Тропикана», «Батерфляй», «Жемчужина моря» неожиданно появляются крупные красные буквы «СССР». Над ними наш бывший герб, а рядом, высотой с четырех­этажный дом, кремлевская башня с «рубиновой» звездой — ушедшая в прошлое символика расколовшейся страны служит рекламным аттракционом в руках находчивого бизнесмена.
    Русская речь слышна часто. Есть гостиницы, где все обслуживание рассчитано на приезжих из России. Люди едут сюда, чтобы, как и мы, осмотреть египетские древности, группа евреев из Москвы совершает паломничество по Святым местам, но большинство приехало, чтобы просто нырнуть в лазурные волны Красного моря. Чистейшее, очень соленое, с температурой воды 24 градуса (это в январе), море ласково принимает всех приезжих. Большие желтые, красные, черные рыбины плавают на расстоянии вытянутой руки. Ощущение, что находишься в аквариуме.
    Очевидно, что преобразование побережья — только начало освоения пустующих земель Синая. Но и то, что уже сделано — приносит весьма ощутимые финансовые плоды. Это прекрасный пример, чего можно достичь при наличии мирных доб­рососедских отношений между странами и народами. И пусть, как эхо прошедших, пропахших порохом десятилетий, на улицах Египта часто встречаются люди в черной форме с «калашниковым» на плече, это не армия, а охрана. Принимаются меры по защите от терроризма, как политического, так и банально-уголовного. Египтянам есть что и кого защищать. Наряду с историческими и культурными ценностями, наряду с жизнью своих сограждан, Египет защищает покой и безопасность своих гостей — туристов, паломников и ученых.
    Эта статья была написана в начале текущего года. Сегодня в Шарм-эль-Шейхе гремят взрывы и льется кровь. Проблема уже не связана с территориальными претензиями или религиозным противостоянием. Кому-то мешают жить купающиеся в море люди. Кому-то плохо от доходов, получаемых Египтом от эксплуатации пустующих земель. Кого-то не устраивает мирное небо над Синаем...
    Разъедутся туристы, паломники, ученые. Вернутся на опустевший берег Красного моря желтые пески пустыни...
Справятся ли египтяне с проблемой терроризма? От этого зависит будущее не только исторического полу­острова, но и всего Ближневосточного региона.

Павел Чечельницкий,
член-корреспондент
Академии архитектуры Украины.
Специально для «Дайджест Е»