2006
январь
1 (78)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

КЛУБ  ЗНАМЕНИТЫХ  ХАРЬКОВЧАН

ЭНТУЗИАСТ КОНСТРУКТОРСКОЙ МЫСЛИ


Исай Павлович Александер

    Александер Исай Павлович родился 1 января 1915 года в городе Харьков в семье врача. В 1929 году закончил семилетку и поступил в «Техникум точной механики», в котором окончил 2 курса. В 1931 году он перенес неудачную операцию левой ноги, которая чуть не стоила ему жизни. После операции он хромал, однако это не помешало ему заниматься планерным спортом в институте и быть даже инструктором планерного спорта.
    В 30-е годы при поступлении в институт предпочтение отдавалось, детям рабочих и крестьян, а его отец был врачом и относился к категории служащих. И поэтому Исай Павлович после учебы в техникуме пошел работать на завод им. Дзержинского (тогда Коммуна им. Дзержинского), где работал шлифовальщиком линз, а вскоре был назначен мастером участка.
    Как-то он прочитал в журнале «Техника для изобретателей» о том, что требуется сконструировать автоматический регулятор для ветряных двигателей. Взялся и разработал «приспособление для изменения угла наклона лопастей ветродвигателей» и получил на него авторское свидетельство.
    В 1934 году Александер И. П. становиться студентом Харьковского авиационного института. Учился легко, обладая прекрасной памятью, он все схватывал буквально на лету. Доброжелательная атмосфера молодого коллектива института располагала к тесному контакту студентов и преподавателей. Увлечение Александера популярным в те годы планеризмом, слитое с незаурядными способностями и стремлением к творческому поиску привело его в группу создателей планера ХАИ-9. На этом планере впервые были применены сдвижные закрылки — весьма совершенное приспособление для улучшения летных качеств крыла. Благодаря хорошим аэродинамическим свойствам ХАИ-9 мог проходить большие расстояния от одного восходящего потока к другому. Создание аппарата сопровождалось финансовыми трудностями, не хватало средств. Пришлось обратиться в Наркомат авиа­промышленности (НКАП). Необходимая сумма была выделена. Пригласили столяров-краснодеревщиков, но студенты и сами принимали непосредственное участие в строительстве планера.
    Наконец, в декабре 1937 года планер был построен. Его создателям приказом директора института была объявлена благодарность и выплачено денежное вознаграждение. Начались летные испытания. Пилот Гавриш, несколько раз поднимался на планере, отмечая его хорошие летные качества. Наступившие морозы заставили отложить дальнейшие полеты до весны. Планер отнесли в сарай, а весной вдруг обнаружили, что летать на нем уже нельзя: древесные грибки сильно повредили планер.Денег на восстановление не было.
    Вскоре Александера и его товарища по созданию ХАИ-9 увлекла новая идея. Проходя производственную практику в московском КБ авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, они задумали создать истребитель с оригинальной схемой, поз­воляющей достичь посадочной скорости около 100 км/ч, в то время этого никому не удавалось сделать. Проведя предварительные расчеты, подтвердившие их задумку, воодушевленные практиканты добились приема у авиаконструктора А. С. Яковлева. Он одобрил интересную идею, посетовал на жесткие условия производства, затруднявшего экспериментальную работу, и предложил ребятам реализовать свою идею в дипломных разработках. Так и поступили. В качестве дипломного проекта Исай разрабатывал конструкцию одноместного истребителя-моноплана с посадочной скоростью в155 км/ч. Работал, как всегда, легко и вдохновенно. Защита диплома длилась 15 минут. Члены комиссии были единодушны: «отлично».
    Вскоре институтская газета «За авиакадры» написала: «И. Александер заслужено получил диплом с отличием. Это талантливый, всесторонне развитый студент, энтузиаст конструкторской мысли». Такого же мнения был о своем проектанте и Н. Н. Поликарпов, настоятельно просивший отдел кадров наркомата, направить молодого специалиста в свое ОКБ. Исай уехал в Москву, но не пробыл там и месяца, вернулся домой — заскучал по своей дружной семье, по родному городу. Так можно было поступить по молодости лет.
    23 марта 1940 года он поступил в ОКБ завода № 135 инженером-конструктором. Однако в октябре 1941 года завод был эвакуирован а Пермь. Туда же поехал и Александер. Затем был переезд в Омск.
    Творческая, доброжелательная атмосфера КБ В. М. Мясищева, в которое был распределен Исай Павлович после расформирования завода, пришлась по душе Александеру, и уже через год, в 28-ми летнем возрасте, Исай был назначен начальником бригады крыла. Вскоре КБ Мясищева переводят в Москву, и расформировывают, всех сотрудников перевели на завод к Ильюшину. Потом бывших начальников бригад Мясищевского КБ переводят к А. С. Яковлеву причем на должность рядовых конструкторов. Исай Павлович, правда, был назначен заместителем начальника бригады. То ли А. С. Яковлев помнил ту восьмилетней давности встречу с Александером, то ли получил о нем хорошие отзывы от своих коллег — неизвестно, но данный факт говорит сам за себя.
    Тем не менее, и здесь Александеру не по душе: он искал творческую работу, которая бы соответствовала складу его пытливого ума, полету инженерной мысли. Он нашел подходящее место в вертолетостроительном КБ И. П. Братухина (в последствии завод им. М. Л. Миля) — должность ведущего инженера. В 1947 году ведущий инженер КБ Александер принимает участие в расчетах нового вертолета, поступает на заочное отделение механико-математического факультета МГУ и заканчивает первый курс по традиции на «отлично». Он полон творческих сил и новых замыслов…
    И вдруг — банальный приступ аппендицита. Растерянность врачей. Когда И. П. Братухину сообщили, что Александер находиться в критическом состоянии, тот привез в больницу ведущих медицинских светил, но было уже поздно.
31 августа 1947 года на 33-м году жизни Исай Павлович Александер скончался.
    Обидно, когда так нелепо уходят из жизни молодые люди. Вдвойне обидно, когда уходят лучшие из лучших, не реализовав свои творческие способности.

Юлия Русанова
Хранитель фондов Мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых
Специально для «Дайджест Е»