ЮБИЛЕИ
В ПРАГЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ПРОХОДИЛИ ЕВРЕЙСКИЕ ВЫСТАВКИ
Коллекции Еврейского музея в Праге, который в этом
году отмечает свой 100-летний юбилей, самым парадоксальным образом пополнялись
во время Второй мировой войны. Как пишет в своем последнем выпуске чешский журнал
«Tyden», в 1942–1944 годах немцы по инициативе сотрудников Еврейского музея свозили
еврейские артефакты и другие ценные предметы из собственности уничтоженных на
чехословацкой территории еврейских общин, включая собственность депортированных
чешских евреев, в Прагу, где был создан Центральный еврейский музей. Группа музейных
сотрудников во главе с историком Йозефом Полаком работала тогда в закрытой синагоге,
тщательно сортируя коллекцию по каталогам. Ими была создана целая система сортировки
и регистрации всех собранных в Праге экспонатов. В это невозможно поверить, но
в ноябре 1942 года гестапо даже разрешило провести в здании пражской синагоги
выставку еврейских книг и рукописей. А год спустя в другой столичной синагоге
прошла выставка, посвященная еврейским религиозным традициям и обычаям. Историки
до сих пор ломают головы над тем, почему нацисты мирились с этим еврейским «беспределом».
Ни одна из нескольких существующих теорий, пытающихся объяснить сей удивительный
факт, не подкреплена историческими свидетельствами. В соответствии с наиболее
часто используемым в послевоенные годы объяснением, нацисты планировали создать
после войны в Праге «Музей истребленной расы», для которого и собирали такое огромное
количество экспонатов. Этого мнения придерживалась и первый послевоенный директор
Еврейского музея Хана Волавкова. Однако чешский историк Магда Весельска, которая
работает сегодня в музейном отделе документалистики, с этим не согласна и утверждает,
что никаких письменных свидетельств такого плана нацистов в немецких документах
не сохранилось. «Более того, — подчеркивает она, — мне кажется невероятным, чтобы
нацисты говорили об истребленной расе так открыто уже в 1942 году».
На официальном веб-сайте Пражского еврейского музея сообщается,
что коллекционная деятельность музея в годы войны была изначально инициирована
пражской еврейской общиной. Люди сообщали о брошенных в опустевших еврейских поселениях
ценных предметах, а нацистские власти «по непонятным причинам» мирились с работой
музея по каталогизации всех сохраненных остатков еврейской культуры в стране.
Помимо упомянутых выше теорий, некоторые историки отмечали, что создание такого
музея нацистам было выгодно — как возможность систематизации контроля за изъятой
еврейской собственностью. Другие эксперты указывают на пропагандистский характер
происходившего — оккупационные власти решили продемонстрировать всему миру уважение
нациста к еврею. Однако Магда Весельска отвергает и эту идею, указывая на то,
что музей не имел официального статуса, его «не существовало официально» и «никто
не хвастался им» публично. Как бы то ни было, но после войны Пражский еврейский
музей оказался обладателем крупнейшей коллекции. Если в 1939 году в его стенах
размещалось всего около девятисот экспонатов, то в 1945 г. их число превышало
213 тысяч. Пражский Еврейский музей был основан в 1906 году. В 1939 году музей
был закрыт в связи с оккупацией страны немцами. По окончании Второй мировой войны
музей открылся вновь, но ненадолго — в 1950 г. его закрыли уже власти коммунистической
Чехословакии. Лишь в 1994 г. здание музея было возвращено еврейской общине. Сегодня
Еврейский музей является самым посещаемым музеем страны — ежегодно через его залы
проходит около 600 тысяч посетителей.
До войны на территории Чехословакии проживало около 120
тысяч евреев. Холокост уничтожил более 80 тысяч из них. В настоящее время еврейская
община Чехии насчитывает лишь несколько тысяч человек.
Jewish.ru
|