2006
апрель
4 (81)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ЮБИЛЕИ

В ПРАГЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ПРОХОДИЛИ ЕВРЕЙСКИЕ ВЫСТАВКИ

     Коллекции Еврейского музея в Праге, который в этом году отмечает свой 100-летний юбилей, самым парадоксальным образом пополнялись во время Второй мировой войны. Как пишет в своем последнем выпуске чешский журнал «Tyden», в 1942–1944 годах немцы по инициативе сотрудников Еврейского музея свозили еврейские артефакты и другие ценные предметы из собственности уничтоженных на чехословацкой территории еврейских общин, включая собственность депортированных чешских евреев, в Прагу, где был создан Центральный еврейский музей. Группа музейных сотрудников во главе с историком Йозефом Полаком работала тогда в закрытой синагоге, тщательно сортируя коллекцию по каталогам. Ими была создана целая система сортировки и регистрации всех собранных в Праге экспонатов. В это невозможно поверить, но в ноябре 1942 года гестапо даже разрешило провести в здании пражской синагоги выставку еврейских книг и рукописей. А год спустя в другой столичной синагоге прошла выставка, посвященная еврейским религиозным традициям и обычаям. Историки до сих пор ломают головы над тем, почему нацисты мирились с этим еврейским «беспределом». Ни одна из нескольких существующих теорий, пытающихся объяснить сей удивительный факт, не подкреплена историческими свидетельствами. В соответствии с наиболее часто используемым в послевоенные годы объяснением, нацисты планировали создать после войны в Праге «Музей истребленной расы», для которого и собирали такое огромное количество экспонатов. Этого мнения придерживалась и первый послевоенный директор Еврейского музея Хана Волавкова. Однако чешский историк Магда Весельска, которая работает сегодня в музейном отделе документалистики, с этим не согласна и утверждает, что никаких письменных свидетельств такого плана нацистов в немецких документах не сохранилось. «Более того, — подчеркивает она, — мне кажется невероятным, чтобы нацисты говорили об истребленной расе так открыто уже в 1942 году».
     На официальном веб-сайте Пражского еврейского музея сообщается, что коллекционная деятельность музея в годы войны была изначально инициирована пражской еврейской общиной. Люди сообщали о брошенных в опустевших еврейских поселениях ценных предметах, а нацистские власти «по непонятным причинам» мирились с работой музея по каталогизации всех сохраненных остатков еврейской культуры в стране. Помимо упомянутых выше теорий, некоторые историки отмечали, что создание такого музея нацистам было выгодно — как возможность систематизации контроля за изъятой еврейской собственностью. Другие эксперты указывают на пропагандистский характер происходившего — оккупационные власти решили продемонстрировать всему миру уважение нациста к еврею. Однако Магда Весельска отвергает и эту идею, указывая на то, что музей не имел официального статуса, его «не существовало официально» и «никто не хвастался им» публично. Как бы то ни было, но после войны Пражский еврейский музей оказался обладателем крупнейшей коллекции. Если в 1939 году в его стенах размещалось всего около девятисот экспонатов, то в 1945 г. их число превышало 213 тысяч. Пражский Еврейский музей был основан в 1906 году. В 1939 году музей был закрыт в связи с оккупацией страны немцами. По окончании Второй мировой войны музей открылся вновь, но ненадолго — в 1950 г. его закрыли уже власти коммунистической Чехословакии. Лишь в 1994 г. здание музея было возвращено еврейской общине. Сегодня Еврейский музей является самым посещаемым музеем страны — ежегодно через его залы проходит около 600 тысяч посетителей.
     До войны на территории Чехословакии проживало около 120 тысяч евреев. Холокост уничтожил более 80 тысяч из них. В настоящее время еврейская община Чехии насчитывает лишь несколько тысяч человек.

Jewish.ru