2006
май
5 (82)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ПАМЯТЬ И ПАМЯТНИКИ

Давид Гарбар, Германия

    Несколько слов от автора
    И опять мы отмечаем «День памяти Катастрофы — Иом Гашоа». И опять в душе происходит нечто такое, что нельзя передать словами. Особенно здесь, в Германии. Особенно сейчас, когда «некоторые» пытаются поставить под вопрос эту величайшую трагедию. Нет, не только трагедию еврейского народа — трагедию всего Человечества. Опять сжимается сердце. Опять, опять...

Х О Л О К О С Т
(триптих)

    Так случилось, что в конце апреля 2004 г. мы с женой приняли участие в экскурсии по теме «Евреи в Германии». Побывали в Берлине, в «Еврейском музее», в Потсдаме, постояли на берегу озера Ванзее, там, где принималось «окончательное решение»...
    На обратном пути в автобусе кто-то запел «Тум-балалайку» Вот под эту мелодию и сложился триптих.

Ванзее
  Было тихо и мирно, вино разносила прислуга.
Дамы в платьях вечерних, мужчин обрисовывал фрак.
Господа улыбались и шутки скользили по кругу.
А Европа? — Европу окутывал ужас и мрак...

Это было впервые, — такого еще не бывало,
Чтобы к смерти вот так приговорен был целый народ.
Над Европою черное солнце вставало.
Ну, а здесь веселился в мундиры затянутый сброд.

Тихо дремлет Ванзее — ничто не нарушит покоя...
Нету траурных флагов, нет скорбных сирен — не гудят.
Как случилось такое? Как случилось такое!
Шесть миллионов сквозь воды Ванзее глядят и глядят...
Потсдам — Дуйсбург, 20 — 22.04.2004 г.

Сад Либескинда
(в Берлине, в Еврейском музее архитектором Даниелем Либескиндом установлен памятник — «Сад Изгнания» – 49 бетонных колонн)
 
Тум-бала, тум-бала, тум балалайка...
Мчит автобус через ночь...
Отлетают версты прочь.
Боль неуемна, мысль непрестанна:
Что же случилось в мире сем странном...

Жили народы вместе столетья.
Бури бывали и лихолетья.
Как же случилось в жизни такое?!
Мысль неотступна. Нет мне покоя...

Столб из бетона, «сад» из бетона.
Ходят по «саду» вопли и стоны...
Но сквозь бетон... прорастает трава:
Жизнь побеждает. Правда права.
Тум-бала, тум-бала, тум ба — ла — ла...
Берлин — Дуйсбург, 20 — 21.04.2004 г.
 
Реки
Мне трудно сочетать слова:
Рейн, Волга, Шпрее и Нева.
Уж так устроен человек:
У каждого своя река... и век.

Мне трудно совместить себя с страной:
Они чужие... Да и я не свой...
И столько между нами — как забыть...
Как эту реку переплыть? Как переплыть...

Я знаю сотни рек в полсотне стран.
И все вливаются в единый океан.
Подобен капле человек.Все в океан...
Из века в век.
Берлин — Потсдам — Дуйсбург, 20 — 22.04.2004 г.


    Примечание.
Иногда меня спрашивают: как можно совмещать такое понятие, как Холокост, с мелодией этого еврейского «шлягера»? Вначале мне тоже казалось странным: почему именно эта мелодия «подтолкнула» меня к написанию триптиха? Потом я понял: эта незатейливая и расхожая мелодия сродни траве и деревьям, прорастающим сквозь бетон в «саду Либескинда». В ней для меня непобедимость еврейского народа, его способность пройти сквозь горе и напасти и сохранить себя. Сохранить вопреки всему... И в этом сила моего народа. И еще: когда я впервые напел эти слова, мне показалось, что у меня закружилась голова — как на «наклонном полу» в «саду Либескинда»...
    Этот триптих был написан в 2004 году и впервые опубликован в интернет-журнале «Заметки по еврейской истории...» в июле 2005 года. Потом его перепечатывали разные интернет-издания.
    Вот теперь настала очередь и Вашей газеты. Вечная память невинно убиенным. И наша скорбь.
Прислано в редакцию автором