Для нас это больше чем просто суд. Нюрнберг — это
еще и символ, тесно связанный с такими понятиями, как Справедливость, Законность,
Истина, победа добра над злом, свободы над порабощением, гуманизма над варварством.
Однако следует помнить, что однозначно позитивных
явлений в природе не существует. Нюрнбергский процесс также противоречив. От этого
не уменьшается важность осуждения нацистских преступников, но забывать о темной
стороне Нюрнберга не стоит.Ибо ее плоды мы ощущаем по сей день.
Нюрнбергом, словно щитом, охотно прикрываются
коммунисты и великодержавные шовинисты, изрекая гневные тирады о «недопустимости»
пересмотра советской исторической мифологии. Нюрнберг используют для косвенного
оправдания тирании, сравнимой с гитлеровским режимом. Почему? Прежде всего Нюрнберг
оказался торжеством победителей над побежденными. Именно это и не позволило ему
в полной мере стать торжеством справедливости.
Можно много говорить о судебной процедуре, которая
вызывала нарекания юристов и в далеком 1946-м, но лучше сразу перейти к сути процесса.
Нюрнбергский трибунал был призван покарать руководство страны-агрессора, грубо
попиравшей международное право и обрекшей человечество на шесть лет военного ада.
В этом смысле адекватность приговоров, вынесенных нацистской верхушке, не вызывает
сомнений. Но ведь в 1939—1940 гг. фактическим соучастником гитлеровской агрессии
в Европе выступал и Советский Союз. Заключение пакта Молотова—Риббентропа, совместный
с нацистами захват и раздел Польши, оккупация Прибалтики, нападение на Финляндию
— все это делало сталинский режим в равной мере ответственным за развязывание
мировой бойни.
Дмитрий Сенцов
Прошло 60 лет с тех пор, как на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими
военными преступниками был оглашен приговор. В международное право была введена
категория преступлений против мира и человечества...
....В последнее время раздаются призывы провести Нюрнберг №
2 — суд над коммунизмом. Эта идея вряд ли перспективна. Время для организации
показательного процесса, с живыми носителями преступной идеологии в качестве подсудимых
и мощным общественным резонансом, безнадежно упущено. И, наверное, в каком -
то смысле проведение полноценного Нюрнберга №2 сделал невозможным завершившийся
60 лет назад Нюрнберг №1. Парадоксальный и противоречивый. Справедливый и неправый.
Пригвоздивший к позорному столбу палачей со свастикой, но одновременно выдавший
индульгенцию палачам с красной звездой.
ПРЕМЬЕРЫ
Симон Фалев, Харьков
ФИЛЬМ О ХОЛОКОСТЕ В УКРАИНЕ
18 октября в Октябрьском дворце состоялся премьерный показ нового фильма, снятого
в украино-американском производстве «Назови свое имя». Режиссер картины
— украинский кинодокументалист Сергей Буковский (автор удостоенного
Шевченковской премии фильма «Война. Украинский счет», 2003); продюсер — Дуглас
Гринберг, сопродюсеры — Стивен Спилберг и Виктор Пинчук. Лента
создавалась полтора года, рассказы свидетелей и документы собирали интервьюеры
основанного Стивеном Спилбергом Фонда визуальной истории «Пережившие Шоа». (Кстати,
Фонд не забыл тех, кто в Украине собирал эти свидетельства, пригласив их на премьеру.
Среди приглашенных и харьковчанин –Яков Кранцфельд). В процессе работы удалось
собрать около 52 тысяч свидетельств выживших в Холокосте, их спасителей, родственников,
друзей и соседей убитых евреев на 32 языках, в более, чем 50 странах. Обошелся
он продюсерам в полтора миллиона долларов.
В холле Октябрьского дворца Фонд «Память Бабьего Яра»
подготовил выставку, посвященную 65-летию массовых расстрелов киевлян. На ней
были представлены фотографии, документы, а также личные вещи жертв трагедии.
Перед просмотром фильма состоялась пресс-конференция,
на которой Стивен Спилберг объяснил, что сразу после завершения фильма «Список
Шиндлера» сам для себя решил: необходимо систематизировать свидетельства людей,
которым чудом удалось спастись в войну от гибели. Именно в 1994 году и было положено
начало документальной ленте «Назови свое имя». На вопросы Спилберг отвечал коротко
и при первой же возможности сбежал от журналистов. Одет был в любимый синий костюм,
фиолетовую рубашку и галстук в тон. Был очень сдержан, но поразил всех взгляд
Стивена Спилберга и не только одухотворенностью, но какой-то сияющей восторженностью.
Вскоре режиссер признался журналистам, что, ступив с трапа самолета на украинскую
землю, невольно воскликнул: «Вот я и дома»!
Знаменитого режиссера с нетерпением ждали в Украине.
В Борисполь он прилетел ночью чартерным рейсом по приглашению Виктора Пинчука,
остановился где-то под Киевом. Одно из главных условий контракта со Спилбергом
— строжайшая секретность. Он не встречается с прессой, не дает интервью.
Городской совет Одессы наградил Стивена Спилберга медалью
«За заслуги перед городом». Бабушка и дедушка мэтра родом из Одессы, его родители
(мама — пианистка, папа — инженер) носили фамилию Шпильберг. Семья переехала в
Америку из Одессы в начале прошлого века. Спилберга называют американским евреем,
но сам он себя считает украинским — «можно сказать, что я родом из Украины: корни
моей семьи — в дореволюционной Одессе. У меня до сих пор хранятся как реликвии
старинные самовар и балалайка, привезенные оттуда».
Виктор Пинчук, украинский спонсор проекта, сказал: «Для меня честь иметь
возможность поддержать работу Фонда «Шоа». Молодые люди в Украине и во всем мире
должны увидеть и услышать ужасающую историю геноцида евреев в Украине от тех,
кто пережил это, и они должны увидеть и услышать это не только в этом поколении,
а и в будущем».
На вопрос, что нужно делать, чтобы Холокост никогда не
повторился, мэтр ответил: «Показать фильм школьникам и студентам во всем мире».
Перед демонстрацией полуторачасовой документальной ленты о зверствах фашистов
к сидящим в зале журналистам вышел режиссер картины Сергей Буковский. «Фильм получился
таким, каким и был задуман, — сказал он. — Лента не претерпела никакой цензуры,
что очень отрадно: мы покажем зрителям все».
Фильм получился эмоциональным. Начальные титры фильма
«Назови свое имя» рассказали, что фашисты уничтожали всех подряд. А также
— о зверствах гитлеровцев, замучивших, по неполным данным, около полутора миллионов
евреев по всей Украине. Сидевшие в зале журналисты, актеры, политики и работники
телевидения не скрывали слез, когда пожилые люди рассказывали с экранов, как верные
псы фюрера убивали ударом об стену грудных детей, после чего на ней оставался
кровавый след.
О том, что первые лица государства будут присутствовать
на показе, журналисты узнали в последний момент. Во время демонстрации фильма
Екатерина Ющенко плакала. Президент тоже не мог сдержать слезы.
Возможно продолжение совместного проекта Стивена Спилберга
и Виктора Пинчука — фильмы о еще двух страшных трагедиях Украины — Голодоморе
и Чернобыле.
Александра Свиридова, Нью-Йорк
Рекс Блумштейн
|
Полтора часа на экране красивый маленький старинный
городок. Каменные дома позднего Средневековья, помесь холодной Скандинавии —
снаружи и неожиданная фривольность внутреннего дворика в итальянском стиле...
Горы, зеленые леса, луга... Австрия. Красивый автобус по красивой дороге бесшумно
поднимает туристов в гору и останавливается перед чистой красивой каменной стеной.
Приехали...
— Маутхаузен! — бодро объявляет экскурсовод.
Это и есть «KZ» — концентрационный лагерь в переводе.
И — начинается экскурсия...
...Хороший был бы фильм-экскурсия, каких немало. Ан не
случилось... Режиссер сделал шаг в сторону: постучал в двери живущих по соседству
с лагерем людей. И очень деликатно спросил, как им тут живется... У молодых —
как живется им в старом доме, где жили эсэсовцы, служившие в лагере... У старых
— трех женщин, которые были замужем за этими самыми эсэсовцами... Молодые пожали
плечами: чего особенного? Жили люди... С детьми, женами... Ходили на работу...
Они ж никого не убивали и не пытали у себя в доме... Хотя тут же молодой хозяин
старого дома пошутил, что смешно звучит, когда требуешь установить у себя в доме
газовую печку... А старуха глаза мечтательно закатила, когда вспомнила свою свадьбу...
Какие красивые все были — офицеры — на ее свадьбе. И какое счастье было иметь
работу в Маутхаузене... Потому что муж ее — бедный мальчик — пошел на фронт, ранило
его, вернулся с фронта, а времена тяжелые были: совсем нет работы... А тут еще
и жениться пора пришла... И так кстати работа подвернулась: прямо через дорогу...
Платили хорошо, свадьбу закатили на славу.
Одно плохо — все старики вспоминают — отвратительный запах
от этой печки... День и ночь ведь палили этих поганых людей. Без остановки!
— Да-а-а-а... — вторит другая старушка. — Вонища — это
да, но когда однажды все эти горы свалили прямо перед воротами лагеря — зрелище
было еще более отвратительное, чем запах...
— Горы трупов? — уточняет режиссер.
— Да нет! Они еще живые были... И эта гора вся шевелилась...
И мальчики ходили и стреляли, стреляли...
Добивали тех, кто еще шевелился. А потом уж кидали тушу
на тушу и затаскивали в лагерь... А там — в печку...
— О Господи-Господи-Господи... — заканчивает старуха.
Встык режиссер монтирует чистенького молодого священника,
который служит тут же — в городке.
— Вас никогда не спрашивают прихожане, где был Б-г,
когда все это творилось в Маутхаузене?...
В МИРЕ
ЭЛИ ВИЗЕЛЬ НЕ БУДЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ ИЗРАИЛЯ
21
октября известный писатель и лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель (78)
не намерен принимать участие в выборах президента Израиля. Об этом он заявил,
отвечая на вопросы журналистов после выступления в Сорбонне (Париж). Визель рассказал,
что получил такое предложение, но не принял его: «Я не подхожу для этой должности.
Это очень лестно, но я писатель и не более того».
На вопрос, не думает ли он, что мог бы многое сделать
на этом посту, писатель ответил: «Президент Израиля – фигура представительская,
решения принимает правительство». Ранее он заявил газете «Едиот ахронот»: «Президент
не обладает властью, но пользуется почетом. Трудно сказать «нет», но я говорю
«нет». Я слишком люблю Израиль». Он также добавил: «Я всю жизнь чурался политики».
Напомним, что ранее глава правительства Эхуд Ольмерт заявил,
что предпочел бы видеть на посту президента не ставленника одной из израильских
партий, а человека со стороны. Примерно тогда же от его приближенных стало известно,
что в качестве одного из кандидатов рассматривается Эли Визель. Вместе с тем,
информации о том, что писателю официальным образом предложили принять участие
в выборах, не поступало.
Таким образом, и на этот раз президентом станет человек,
выдвинутый партией. Не исключено, что это может быть Шимон Перес («Кадима»), в
прошлый раз проигравший на выборах Моше Кацаву. Но Амир Перец, лидер «Аводы»,
в которой некогда состоял Перес, пообещал, что поддержит его соперницу — Колет
Авиталь...
ПАМЯТЬ И
ИМЯ
Евгений Буцкий, Виталий Власко
К
55-летию со дня рождения Вячеслава Самуиловича Савина (Шнитмана).
В. С. Савин (Шнитман) родился 21 октября 1951 г.
в Харькове. Окончил Харьковский Политехнический и Харьковский авиационный институты.
Работал в авиационной промышленности. Много лет посвятил изучению и популяризации
истории воздухоплавания и авиации Украины. Автор четырех книг, более шестидесяти
научных и популярных статей, сценариев, им выпущено в свет немало видеофильмов.
Доктор философии. Действительный член Аэрокосмической академии Украины.
Погиб в авиационной катастрофе в горах Ирана 23 декабря
2002 года.
Почти четыре года, как нет с нами Вячеслава Самуиловича
— авиационного инженера, видного историка отечественной авиации, писателя, журналиста,
руководителя фирмы «Авиафильм», доброго товарища и коллеги. Сегодня ему исполнилось
бы 55 лет!
В. С. Савин (Шнитман) родился и вырос в трудовой еврейской
семье. Его детство и юность прошли на Кацарской улице города Харькова, где жили
родители. Он рано заинтересовался техникой. Его влекла авиация, с которой он связал
всю свою жизнь...
ПАМЯТЬ И
ИМЯ
Владимир Оглин
В начале сентября группа харьковских шахматистов собралась
на Чернышевского, 34 с единственной целью – исполнить, хотя и с опозданием, долг
по сохранению светлой памяти их товарища, замечательного человека, профессора,
доктора технических наук, преподавателя высшей школы, лауреата Государственной
премии СССР Гаррия Семеновича Пантелята (справа на фото), безвременно ушедшего
из жизни 12 июня 2006 года...
|