2007
февраль
2 (91)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский
СОБЫТИЯ

«У МЕНЯ ЕСТЬ УКАЗАНИЕ,
И Я ЕГО ИСПОЛНЯЮ»…

    14 февраля стало днем скорби и боли в общине Житомира. В коридорах еврейской гимназии стояли дети и старики. Они читали «Тегилим» и плакали. А в небольшой комнате, где сойферы пишут мезузы и тфилин, происходило изъятие Свитков Торы. В первый раз после борьбы с религией, устроенной большевиками, после закрытия синагог и осквернения храмов других конфесcий, после Холокоста и уничтожения еврейских общин, происходило надругательство над святынями. Из распахнутого металлического шкафа Свитки, пережившие революцию и огонь Второй Мировой, грубо изымались. Их засовывали в пакеты для мусора, на них ставили печать и уносили (выделено редактором).

    Работники Житомирского архива, казалось, сами стесняются того, что они творят. Они отказывались отвечать на вопросы прессы, старались не поднимать глаз. Некоторые из них даже тихо говорили членам общины: «Это — ваши Торы. Мы уверены, что они скоро к вам вернуться». Когда пакеты со Свитками Торы проносили по живому коридору, дети и взрослые старались поцеловать их, не скрывая слез. Десять Свитков Торы были изъяты у общины. Председатель религиозной общины Житомира Владимир Розенгуртен и представитель Совета Федерации еврейских общин Украины р. Мойше-Лейб Колесник пытались объяснить журналистам происходящее. Многие из представителей прессы были шокированы также, как и члены общины. «Я не мог себе представить, что в свободной демократической Украине такое возможно, — сказал руководитель пресс-службы ФЕОУ Олег Ростовцев. — Это напоминает средневековье, это напоминает кошмарный сон». Но, увы, это было явью. Зам. директора Житомирского архива Наталья Шимченко упорно отказывалась что-либо комментировать или давать интервью. «У меня есть указание, и я его исполняю», — повторяла она. Когда она в очередной раз произнесла эту фразу, один из пожилых евреев, с орденскими планками, вздрогнул и, закрыв лицо руками, вышел из комнаты. «Мы уже слышали это: «Я всего лишь исполнял приказ,» — глухо сказал он.
    Как могла сложиться такая ситуация, что архив отобрал у евреев их священные Свитки, которые он сам, при прежнем директоре, вернул общине? Как тогда радовались! Сколько восторженных статей и репортажей было в Украине и зарубежных СМИ! И было это всего три года назад…
    В 2004 году Житомирский архив торжественно передал еврейской общине 17 Свитков Торы из 290, находящихся в его распоряжении. При передаче, в присутствии журналистов и многочисленных государственных и общественных деятелей, подчеркивалось, что тем самым восстанавливается историческая справедливость, и Свитки передаются их подлинным владельцам, у которых они были отобраны в годы советской власти и нацистской оккупации. Ссылаясь на несовершенство украинского законодательства, не предусматривающего полной передачи каких-либо материалов из архива, руководство Житомирского госархива предложило передать Свитки «в долговременное пользование» до того момента, пока не будут приняты соответствующие нормативные акты, позволяющие полностью вернуть Свитки Торы общинам.
    Свитки Торы были переданы без какой-либо инвентаризации, в том состоянии, в каком их выдал архив. Несколько лет еврейская община хранила Свитки, не имея возможности начать их реставрацию. Община нашла возможность пригласить авторитетную комиссию из израильского Института Торы, которая, осмотрев Свитки, могла дать заключение о степени их сохранности и возможности реставрации. Некоторые Свитки были чрезвычайно повреждены, некоторые состояли из двух или трех отдельных фрагментов. Община Житомира принимает решение о подготовке к реставрации Свитков, как только будут приняты надлежащие законы. Приобретается дорогостоящее оборудование, начинается подготовка специалистов. Сотрудники архива, ссылаясь на внутренние инструкции, время от времени посещают общину, чтобы убедиться в сохранности Свитков. Председатель общины каждые три месяца подписывает просьбу на продление срока пребывания Свитков в общине.
    «Мы понимали, что реставрировать Свитки, как это принято в нашей традиции, закон нам пока не разрешает, — говорит Владимир Розенгуртен. — Поэтому я обратился к руководству госархивов Украины с просьбой найти возможность официально оформить эти 17 Свитков за нашей общиной и позволить нам восстановить хотя бы некоторые из них. То, как прореагировали работники архивов на эту просьбу, не только обескуражило, но и оскорбило нас».
    Очередная «формальная» проверка стала унизительной ревизией, шкаф был вскрыт, Свитки Торы вытащены и … «Их разложили на полу, как рулоны обоев, — вспоминает помощник раввина Илья Олановский. — Ни раввина, ни председателя общины в этот день в стране не было, а я не мог понять, что происходит, почему так грубо ведут себя представители архива, почему они так бесцеремонно обращаются со Свитками. Измерив каждый Свиток рулеткой, работники архива стали предъявлять претензии. Оказывается, существовали карточки, где был обозначен метраж каждого Свитка, и другие данные, которые до этого никто вообще не видел. Многие из тех Свитков, что состояли из двух или трех фрагментов, имели на каждом специальную отметку архива, но в карточке числились как целые. Метраж одних был меньше указанного в карточке, других — больше. Очевидно, что карточки заполнялись формально, не учитывая особенностей Свитков: например, в них были указаны такие странные для Свитков параметры, как переплет или количество страниц. Было очевидно, что все эти несоответствия — результат неточности или небрежности самих работников архива, возможно, еще в те времена, когда туда передавались Свитки, реквизированные советской властью, или сразу после освобождения Житомира от немецких оккупантов. Это очевидно, однако в наш адрес немедленно посыпались обвинения, что это мы умышленно повредили Свитки, и что их надо у нас забрать».
    Составлен Акт, в котором было обозначено несоответствие 7 Свитков параметрам внутреннего учета архива. К 10 Свиткам вопросов не было. Все Свитки опечатаны в шкафу печатью архива, и общине было предложено «по-хорошему», без шума, вернуть их назад в архив. Главный раввин Житомира, Центральной и Западной Украины Шломо Вильгелем немедленно обратился к руководству архива с целью прояснить ситуацию и предложил провести экспертизу — «ведь возраст надрыва или разреза пергамента можно легко определить».
    Однако новый директор архива Игорь Рафальский не пожелал слушать никаких аргументов. Он обвинил общину в разрушении документов национального архива Украины, в изменении «количества единиц хранения» и потребовал, чтобы община вернула Свитки Торы «подлинному владельцу» — архиву. Илья Олановский не видит другого объяснения, как то, что руководство архива пытается решить свои внутренние проблемы, — при передаче Свитков Торы в 2004 году архив не удосужился даже внимательно посмотреть, что именно он передает.
    Еврейская община, возмущенная клеветой, требовала проведения экспертизы. В начале архив не был с этим согласен. Но 3 января работники архива, явившись в сопровождении милиции, изъяли 7 Свитков, как они утверждали, для проверки экспертами. Община не возражала, т. к. была уверена — после беспристрастной экспертизы справедливость восторжествует, и Свитки вернутся в общину.
    Руководство архива не дожидаясь результатов экспертной проверки, решило изъять и те 10 Свитков, к которым у него не было претензий. Община обратилась в облгосадминистрацию с просьбой не изымать у нее Свитки Торы до результатов экспертизы. Губернатор Житомирской области Юрий Павленко поддержал ходатайство общины, направив письмо в соответствующий госкомитет по архивам. Ответ был отрицательным. Общине отказались продлить договор, угрожая изъять Свитки силой и указывая, что они являются документами национального архивного фонда. В этих условиях, опасаясь провокаций, община Житомира приняла решение позволить работникам архива изъять Свитки.
    Р. Шломо Вильгелем: «Для меня является оскорблением заявление о том, что мы умышленно повреждали Свитки Торы. И мы будем настаивать, чтобы те, кто утверждает это, принесли официальные извинения. Не мне лично, а тем старикам и детям, которых они сегодня оскорбили. Я верю в справедливость и демократию в Украине. Евреи Житомирщины будут танцевать со свитками Торы, когда их нам вернут, и когда мы их реставрируем и передадим в общины. Я верю, что правда восторжествует».

Александр Пинскер
Печатается в сокращении