2007
апрель
4 (93)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ПОЗДРАВЛЕНИЕ р. ШТЕЙНЗАЛЬЦА
С ПРАЗДНИКОМ ПЕСАХ

    Праздник Песах называют «временем нашей свободы». Это время выхода сынов Израиля из египетского рабства, к свободе и самоопределению. Этот праздник, в особенности ночь седера – первая пасхальная ночь – напоминание о том, как мы стали народом. Мы вспоминаем не только о великом Исходе, но обо всех событиях на протяжении нашей истории, которые привели к реальности сегодняшнего дня. Нам необходимо напомнить себе о том, что в любых условиях мы, по сути своей, свободные люди.
    Подобное понимание внутренней свободы обязывает нас осмыслить саму суть этого термина. Свобода – это не отсутствие рабства, но утверждение чего-то позитивного. Всякой вещи можно придать негативную окраску, любое понятие можно извратить. И далеко не все может стать свободным. Кресло можно сковать цепью, затем снять ее, – оно станет раскованным, но не свободным. Свобода подразумевает наличие собственной воли, собственных устремлений, и ее может обрести только тот, кто обладает этими качествами. По самой сути своей это понятие подразумевает наличие самостоятельной личности.
    Человек, не обретший индивидуальность и самобытность, может дойти до «беспредела», но не в состоянии стать свободным. Но справедливо и обратное – человек, который хранит свою индивидуальность, никогда не может быть по-настоящему порабощен, даже находясь в оковах и влача тяжкое ярмо. То же можно сказать и о целом народе. Пока люди сохраняют свою неповторимость и внутреннюю независимость, они сохраняют свободу. И только тот человек или народ, который теряет собственный облик, культуру, язык, ни о чем не мечтает и ни к чему не стремится, лишает себя свободы, добровольно становится рабом, даже если никто на него не посягает и не пытается подчинить себе.
    Обретение свободы неразрывно связано с поиском самоопределения, индивидуальности. Человек должен найти свою самобытную дорогу в жизни, свои мечты и свой, не затрагивающий интересы окружающих, способ проявления внутренней независимости.
    С пожеланием исхода и обретения этой независимости – подлинной свободы.


     22 апреля (4 ияра по еврейскому календарю) - Йом а- Зикарон - День Памяти воинов Армии Обороны Израиля, павших во всех войнах за независимость Израиля...
     
Каждый год к этому дню точно подсчитано число евреев, погибших в арабо-израильских войнах. В 8 часов вечера накануне Дня Памяти и в 11 часов утра звучит траурная сирена. На две минуты замирает весь Израиль, останавливаются люди и машины, опускают головы в знак скорби. У стены Плача в Иерусалиме проходит торжественная церемония поминовения. На мемориальных и военных кладбищах, на местах, где проходили бои, проводятся траурные митинги и факельные шествия, поминальные церемонии. По всей стране, в школах, мемориальных музеях проводятся торжественные мероприятия. В последнее время в Израиле в этот день поминают и тех, кто погиб от рук террористов. К сожалению, таких безвинных жертв, становится все больше - маленькие дети, старики, женщины, все они, как и павшие в боях воины, достойны всеобщей памяти.

     День Памяти павших воинов отмечается накануне Дня Независимости (Йом а-Ацмаут). В этом году этот день выпадает на 23 апреля (5 ияра)
     14 мая (5 ияра) 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию Независимости нового государства, получившего официальное название - Мединат Исраэль(Государство Израиль).
     Через несколько часов после рождения государства семь арабских стран, без объявления войны, перешли границы и начали военные действия. Евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся 15 месяцев, погибло более 6000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью.
     В Израиле праздник отмечается торжественными приемами. Военные базы открыты для посещения, устраиваются воздушные парады и демонстрируется оснащение военно-морского флота. Сегодня Израиль может гордиться технической оснащенностью армии. Накануне праздника вручаются государственные премии в области литературы, искусства, научных исследований. Читают особые молитвы и обязательно молитву "а-Лель", символизирующую национальное освобождение Израиля. Во всех городах и поселениях Израиля проходят общественные гуляния. Звучит музыка, на импровизированных сценах выступают танцевальные коллективы, хоры, музыкальные ансамбли. Традиционным завершением праздника стал красочный фейерверк.


МИР НАКАНУНЕ ДНЯ КАТАСТРОФЫ


Апокалипсис Холокоста. Фотоколлаж Льва Левинсона (Израиль)

    День Катастрофы и героизма европейского еврейства установлен в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны. День этот отмечается 27-го нисана по еврейскому календарю (в этот день в 1943 году началось героическое восстание в Варшавском гетто). У нас в этом году 27 нисана выпадает на 15 апреля.
    В этот день в Израиле по всей стране звучит траурная сирена. На две минуты прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди замирают в скорбном молчании. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В мемориальном музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы. Миллионы евреев, живущих в Израиле и за его пределами, читают в этот день заупокойную молитву «Кадиш».
    Причины враждебного отношения к евреям восходят к глубокой древности. Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана, Адриана). С утверждением христианства начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев. Крестовые походы резко усилили в христианском обществе антиеврейские тенденции. Многие еврейские общины Северной Франции и Германии были полностью уничтожены. Антисемитизм, как идеология и политическое движение, направленное на борьбу с евреями, возник в конце 70-х гг. XIX века в Германии. Постепенно антисемитизм становился составной частью программы политических партий и оружием в политической и пропагандистской борьбе. Само значение понятия «антисемитизм» указывает на то, что евреев считали не людьми другого вероисповедания и не людьми другой национальности, а представителями особой расы.
    Как обстоят дела с отношением к евреям в мире в настоящее время?

МГУ расследует обвинения в антисемитизме (JTA)

    В ответ на жалобы студентов, что антисемитские и экстремистские взгляды присутствуют в отдельных лекциях и семинарских занятиях, Московский государственный университет проводит проверку педагогических стандартов и качества жизни в общежитии.
    Расследование на факультете социологии одного из самых престижных российских университетов было начато, когда внимание прессы привлекло организованное выступление студентов.
    «Деканат раздал всем студентам брошюру, в которой цитируются «Протоколы сионских муд­рецов», на масонов и сионистов возлагается вина за развязывание мировых войн и утверждается, что они контролируют американскую и британскую политику, а также мировую финансовую систему», — написала студенческая группа в своем обращении, добавив, что условия жизни в факультетском общежитии «невыносимы».
    Декан социологического факультета Владимир Добреньков признал, что условия в общежитии действительно неважные, но отверг обвинения студентов в антисемитском и ксенофобском содержании учебной программы, назвав это заявление «полным намеков, слухов и полуправды».

Глава Европарламента объявил выговор польскому депутату-антисемиту (БРЮССЕЛЬ,
РИА Новости, Александр Шишло)

    Председатель Европарламента немец Ханс-Герт Поттеринг объявил выговор независимому депутату от Польши Мажею Гертыху, представляющему ультраправую партию «Лига семей», за издание и устроенную им в стенах Европарламента презентацию брошюры антисемитского содержания под названием «Воинствующие цивилизации в Eвропе».
    «Для меня особенно огорчителен факт оскорбления человеческого достоинства, на защите которого стоит наш институт. В связи с этим я принял решение объявить депутату Гертыху выговор», — говорится в распространенном пресс-службой Европарламента заявлении Поттеринга.
    Депутаты органа представительной власти Евросоюза, со своей стороны, требовали временно отстранить коллегу-антисемита от парламентской дея­тельности, а правозащитники — лишить его депутатской неприкосновенности.
    В опусе Гертыха утверждается, в частности, что евреи якобы добровольно обрекали себя на жизнь в гетто, демонстрируя тем самым свою исключительность. На обложке брошюры парламентарий разместил логотип Европарламента. Реакция институтов ЕС на демарш депутата не заставила ждать. Глава Европарламента потребовал, со своей стороны, немедленно провести административное расследование.
    «Заявления, которые основываются на расовой дискриминации или антисемитизме, противоречат фундаментальным европейским ценностям, и являются неприемлемыми. Они должны быть решительно осуждены», — говорилось в заявлении Поттеринга.
    В Еврокомиссии также выразили осуждение в связи с изданием брошюры антисемитского содержания, потребовав от Европарламента принять в отношении ее автора «надлежащие меры».

Подвергся нападению мемориал Холокоста
в Западной Украине

    Массовое захоронение вблизи Луцка было осквернено ранее в этом месяце, — сообщила 29 марта местная еврейская община.
    На месте массового убийства нацистами 25000 евреев в 1990 году был установлен памятник. 18 марта местные еврейские активисты и представители их общины-побратима из Лондона пришли к памятнику и обнаружили, что железобетонная ограда вокруг могилы разломана по всему периметру, а некоторые останки погибших извлечены из земли. Органы правопорядка начали расследование.

Университет, отменивший лекцию об антисемитизме в исламе, обвиняют в цензуре (Шон О’Нил, The Times)

    Университет британского города Лидс был обвинен в нарушении свободы слова в связи с отменой лекции немецкого ученого об «исламском антисемитизме». Матиас Кенцель прибыл в университет, чтобы выступить с трехдневной программой лекций и семинаров, однако ему сообщили об отмене мероприятий «по соображениям безопасности».
    Доктор Кенцель, политолог, выступающий по всему миру с лекциями об антисемитизме в идеологии исламистских групп, сказал The Times, что у организаторов возникли опасения в связи с возможным нападением на него. Ученый заявил, что «возмущен» отменой лекций и все еще ждет объяснений.
    Университет пошел на этот шаг после жалоб со стороны студентов-мусульман. Руководство учебного заведения отрицает, что этим была нарушена свобода преподавания доктора Кенцеля, и заявляет, что должного соглашения на проведение его лекций заключено не было.
    Лекция под названием «Наследие Гитлера: исламский антисемитизм на Ближнем Востоке» была организована немецким факультетом университета. О ней было объявлено три недели назад, и ожидалось большое число слушателей.
    Доктор Кенцель, бывший советник Партии зеленых в Германии, заявил: «Мне сообщили, что лекцию пришлось отменить по соображениям безопасности. Кажется, возникли опасения, что против меня применят насилие».
    «Я выступал с лекциями на эту тему во множестве стран. Недавно я провел аналогичную беседу в Йельском университете, а теперь впервые был приглашен с лекциями в Великобританию. Никогда прежде со мной не случалось ничего подобного — это настоящая цензура».
    «Это спорная тема, но я привык дискутировать. Я ценю честный научный спор, и мне кажется, что он оказался в опасности. Это крайне важный вопрос, и, если его нельзя затрагивать в университете, для чего тогда вообще предназначен университет»?
    Доктор Кенцель, научный сотрудник Международного центра по изучению антисемитизма в Иерусалимском еврейском университете, сообщил, что ему продемонстрировали два электронных письма с возражениями против лекции.
    Автором одного из них, судя по всему, является студент. Он пишет: «Для меня как мусульманина и как араба это огромное потрясение. Единственная цель, с которой это может делаться, — усилить вражду. Я считают это открытым расистским выступлением».
    Ахмед Савалем, председатель студенческого Исламского общества университета, признал, что он связался с ректором, профессором Майклом Артуром, чтобы подать ему официальную жалобу.
    «Тема лекции сформулирована провокационно. Я нашел в интернете его работы, и они оказались не слишком приятными, — рассказывает Вавалем. — Мы не против свободы выступлений. Мы лишь подали жалобу, но не просили отменить лекцию».
    Во вторник руководство университета связалось с немецким факультетом и попросило изменить название лекции. Факультет согласился изменить ее на «Наследие нацистов: экспорт антисемитизма на Ближний Восток». Позднее, декан немецкого факультета, профессор Стюарт Табернер был вызван для разговора с ректоратом и главой службы безопасности. После этой встречи лекция и семинары доктора Кенцеля были отменены.
    Аннет Сейдел Арпаси, преподаватель немецкого факультета, заявила: «Предполагался научный диспут, а не политическое выступление. Внезапная отмена мероприятия — это отход Лидского университета от академической свободы, в особенности от свободы выступлений».
    Пресс-секретарь университета сообщила, что она с уважением относится к свободе слова, и добавила, что отмена лекции — сугубо организационный вопрос. «Решение об отмене встречи никак не связано с академической свободой, свободой слова, антисемитизмом или исламофобией, и те, кто говорит об обратном, ошибаются», — заявила она.
    Из работ доктора Кенцеля: «Антисемитизм, основанный на утверждении о всемирном еврейском заговоре, берет начало не в исламской традиции, а скорее в европейских идеологических моделях. Данная идеология в основном проникла в мусульманский мир в 1937-1945 годах под влиянием нацистской пропаганды... Хотя исламизм — отдельное антисемитское, противоречащее духу современности массовое движение, многие его ранние представители, например «Братья-мусульмане» в Египте, муфтии и кассамиты в Палестине, получали финансовую и идеологическую поддержку правительственных органов национал-социалистической Германии».

JesusChrist.ru со ссылкой ИноПресса

    Материал подобран редакцией.
    К сожалению, список этот может быть продолжен до бесконечности.


ПЛОДЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Думать – значит сравнивать.
Вальтер Ратенау

    В апреле этого года мне довелось побывать в Нюрнберге, что в Баварии. Среди многих достопримечательностей этого города есть одна, мимо которой можно пройти или проехать, так ее и не заметив. В туристических справочниках о ней обычно не сообщают. Речь идет об интерьере станции метро под названием «Ратенауплатц». Ее стены отделаны разноцветной мозаикой, и при взгляде на нее можно увидеть лишь афоризм, взятый мною в качестве эпиграфа. Все остальное предстает в виде хаотичного набора цветных квадратиков. И лишь при взгляде на каждую из стен под углом видны огромные портреты. По одну сторону от платформы — портрет Теодора Герцля, по другую — портрет Вальтера Ратенау.

    У обоих сосредоточенные лица и задумчивый, почти печальный взгляд. Эти люди надолго определили альтернативные подходы евреев к своей судьбе. Евреев не только немецких. Один подход — со­здание своего самостоятельного государства (Герцль), другой — ассимиляция (Ратенау).
    Вальтер Ратенау был подлинным патриотом. В Веймарской республике он возглавлял министерство иностранных дел. В этом качестве в 1922 году участвовал в Генуэзской конференции, в ходе которой между Германией и Россией был заключен Рапалльский договор, означавший прорыв экономической и политической блокады Советской России. Всем был Ратенау для немцев хорош, кроме одного: был евреем, причем активно выступавшим за равноправие своего народа. Он был убит тремя офицерами из праворадикальной организации «Консул». Одному из них с места преступления удалось скрыться. Примечательна его дальнейшая судьба. Мать Ратенау написала его матери письмо, в котором во имя памяти своего сына выразила готовность простить убийцу при условии, что он «перед земным судом полностью и открыто признает свою вину и перед Б-гом покается». Письмо это заставило преступника осознать весь ужас им содеянного и, по его собственному признанию, открыло ему новый мир. Бывший антисемит все сделал, чтобы искупить свою вину. Во время войны он спас во Франции 700 еврейских беженцев.
    История с Вальтером Ратенау является прямо-таки хрестоматийным примером высокой толерантности, когда ненависть и жажда мести были побеждены материнской любовью. Причем толерантности в самом высоком смысле этого слова, когда под ним понимают не только и не столько терпимость к кому-либо, но и великодушие. Пример этот в значительной мере отвечает на деликатный вопрос о мере толерантности и ее пределах. От преступника требуется раскаяние, причем искреннее. Оно необходимо, но в какой степени может быть достаточным для его помилования — вопрос очень сложный…
    Вспоминается другой пример, заставивший содрогнуться самих же немцев, — убийство своих детей супругами Геббельс перед суицидом. Причина — они не смогли себе представить жизнь своих детей в послевоенной Германии. В этом случае, также по-своему хрестоматийном, ненависть к противникам возобладала над любовью к своим детям. Послевоенная Германия дала такие примеры толерантности, которые совсем уже невозможно было предвидеть. Один из них — судьба Адольфа Бормана, сына партайгеноссе, правой руки Гитлера. С окончанием войны у 14-летнего подростка, учащегося элитной нацистской школы, начался путь к себе. Этот путь завершился полным прозрением и его деятельностью в качестве пастора. Он смог подняться над антисемитизмом отца и по достоинству оценить иудео-христианские ценности, положенные в основу европейской культуры.
    Прививка против коричневой чумы оказалась для немцев достаточно надежной. Сейчас на улицах и детских площадках города нередко слышна русская речь переселенцев, приехавших сюда на постоянное место жительства из бывшего СССР. Не сказать, правда, чтобы немцы были от них в восторге. Сказывается, прежде всего, растущая в стране безработица со всеми ее последствиями. Ощущается она не только коренными жителями страны, но и приезжими. Молодые люди, чтобы иметь гарантированный заработок, подумывают не только об университетах. Некоторые из них, отчаявшись, идут на курсы сиделок по уходу за престарелыми. На эту прямо-таки ассенизаторскую работу мало кого загонишь. У евреев, собравшихся идти на такие курсы, ко всему прочему, не может не проявиться обоснованное беспокойство о том, кем были в молодости их будущие недееспособные пациенты. Потому как с исторической памятью договориться им бывает трудно. Но утешить таких людей нелегко. Действительно, кем мог бы быть в молодости при Гитлере теперь уже пожилой среднеарифметический немец, если недавно избранный римским папой баварец Йозеф Ратцингер успел в молодости побывать в гитлер-югенде и даже послужить в вермахте? А ведь святее римского папы, как говорится, никого не бывает. Уповать приходится опять-таки на толерантность, причем на толерантность взаимную. Мне рассказывали, что в Израиле в одном из пансионатов, предназначенном для престарелых, трудятся молодые немцы, добровольцы из Германии. Они свой день начинают с молитвы, которую произносят на коленях, прося у Б-га прощение за те преступления перед евреями, которые совершили их предки.
    …На днях в прессе появилось сообщение о том, что Германия и Израиль намерены учредить специальный совместный фонд для улучшения молодежного, научного и культурного обменов между двумя странами. Это ощутимые плоды толерантности, столь тяжело дающейся евреям после недавнего Холокоста.

Григорий Шехтман,
доктор технических наук


ИУДЕЙСКАЯ ШКОЛА С УЧЕНИКАМИ-МУСУЛЬМАНАМИ

    В школе Царя Давида, расположенной в районе Мосли британского Бирмингема, проходит праздник окончания учебного года. Дети сидят на полу, скрестив ноги, а их родители возятся с видеокамерами. Глава школы Стив Лэнгфорд, одет в галстук с персонажами детской передачи «Улица Сезам».
    Это вполне обычная церемония, проводимая в любом учебном заведении. Но именно в этом учебном заведении есть обстоятельство, которое делает ее одной из самых необычных школ в стране: это «строго иудейское» учебное заведение. Здесь учат Иудаизму и иврит, в здании школы есть синагога. Однако половина из 247 учеников в этой финансируемой государством школе, существующей уже 40 лет, являются мусульманами.
    Очевидно, что их родителям, следующим заповедям Ислама, приходится пре­одолевать множество трудностей (например, переселяться поближе к школе) для того, чтобы их дети учили иврит и встречались с теми людьми, которых, как кажется многим, они должны были бы ненавидеть более всего на свете.
    Родители из мусульманских семей, в большинстве своем очень религиозных (матери нередко носят хиджаб), говорят, что их привлекают этические принципы и атмосфера школы, а также приготовляемые в ней кошерные завтраки, которые пригодны для мусульман, поскольку пищевые предписания у иудеев и последователей Ислама практически идентичны. Сотрудники школы с уважением относятся к Исламу — в школе предусмотрена молитвенная комната для детей, а на время Рамадана в нее приглашаются преподаватели-мусульмане.
    Во время исламских праздников руководство школы поздравляет маленьких мусульман со словами «’Ид мубарак». Детям также позволено носить куфию (традиционный мусульманский головной убор) круг­лый год. Но многие ученики из исламских семей предпочитают вместо нее носить иудейскую кипу.
    Во время утренника по случаю окончания года учительница Кэрол Купер говорит детям: «Бокер Тов» («Доброе утро» на иврите»). «Доброе утро, миссис Купер», — говорят дети в ответ. После этого вся школа: мусульмане, евреи, плюс несколько христиан и сикхов, начинают молиться.
    Члены кружка игры на скрипке для четвероклассников (пять мусульман, два иудея) играют песню «Little Bird, I Have Heard». Хуссейнам, Хассанам и Шабинам вручается столько же призов за успешную учебу, сколько и Саулам, Ребеккам и Руфиям. Мусульмане, похоже, даже смогли обогнать иудеев по успеваемости в этой школе. Так, приз за успехи в учебе вручается сияющему от счастья маленькому мальчику по имени Валид, приз за успехи в изучении Иудаизма отдается мальчику по имени Имран, носящему кипу, а премию за изучение иврита получают мальчик Хабиб и девочка Алия.
    Несмотря на то, что этнические меньшинства находятся под защитой властей в Великобритании, школа Царя Давида, избегая излишнего внимания общественности, не стремится себя особенно рекламировать в городе, где семена мультикультурализма еще только начали давать первые всходы. Рядом со школой находится стенд с информацией, который мало может сказать случайному прохожему о ее уникальном характере.
    На стенах смонтированы две камеры наблюдения, а на входе в школу стоят двое ворот, управляемых электроникой. К сожалению, эта школа до сих пор остается «подпольной», по выражению Лоренса Шармана (христианина), председателя родительско-учительского комитета.
    Родители-мусульмане, которых мы встретили на детской площадке, однако, были только рады, когда мы обратились к ним с расспросами о таком необычном решении отдать детей именно в эту школу.
    «Мы на самом деле даже купили квартиру в районе этой школы только для того, чтобы водить сюда своих детей», — говорит Нахид Шафик, жена Мухаммеда, водителя такси, мать четырехлетней Зайны и девятилетнего Хамзы. «Нас привлекли высокие моральные стандарты, установленные в этой школе, которые нам хотелось бы внушить нашим детям. Никто из нас не испытывает неудобства или беспокойства по поводу того, что это иудейская школа. Да и с чего бы мы стали беспокоиться? В наших религиях много общего. Для нас это не является проблемой».
    «Иногда в мечети к нам подходят люди и спрашивают, зачем мы отдали своих детей в эту школу, но никто из них не испытывает к нам враждебности, равно как и никто из родственников. На самом деле, это решение мы приняли на большом семейном совете. Насилие, предрассудки и проблемы — все это не настоящее, это только то, что показывают в новостях», — добавляет Нахид.
    Фавзия Исмаил (мать девятилетней Али-Разы и шестилетней Алии) столь же позитивно настроена. «Мой племянник ходил сюда, а мой брат показал мне эту школу, так что это практически семейная традиция, — рассказывает она. — Мы очень, очень довольны этой школой. Она такая дружелюбная и располагающая к себе. Все дети ходят друг к другу в гости и устраивают вечеринки. Между нашими народами и культурами очень много общего».
    Ирум Рашид (мать девятилетней Ханан и четырехлетней Мариам) говорит, что многие мусульмане из района Смол Хит начали подумывать о переезде в Мосли, поближе к школе Царя Давида. «Это просто замечательная школа, поведение у детей замечательное, пища тоже прекрасная, кошерная, да и успеваемость у детей высокая», — рассказывает она.
    Но как насчет изучения иврита и Иудаизма? «Я думаю, что это замечательно. Чем больше у детей знаний, тем лучше они понимают мир, — говорит одна из матерей. — В школе при мечети они узнают все, что им необходимо знать о своей религии».
    Родители-иудеи, с которыми мне удалось поговорить, тоже оказались полны энтузиазма. «Вы знаете, учитывая нынешние сложные времена, я думаю, что нам нужно показать пример всем, как нужно налаживать взаимоотношения. Мы даже в чем-то становимся «маяком терпимости», — говорит один учитель, трое детей которого ходили в школу Царя Давида и в итоге поступили в Оксфорд.
    Тревор Арембандт родился в Южной Африке. «В Йоханнесбурге у нас были еврейские школы, но они были 100% еврейские, и потому мы были немного шокированы, когда пришли сюда в первый раз. Но интеграция здесь действительно хорошо налажена. Именно так и нужно действовать в современном мире. Моему сыну восемь лет, и у него есть множество друзей-мусульман», — рассказал он.
    Самым главным, как мне часто говорили родители школьников, является то, что дружеские отношения между представителями разных культур, которые завязываются в школе Царя Давида, очень крепкие и остаются прочными на всю жизнь. На площадке я услышал разговор о том, как некая Ребекка собирается прилететь из Штатов на свадьбу ее подруги Фатимы. Мне также рассказали о двух друзьях, иудее и мусульманине, которые стали друзьями со времен яслей и продолжают дружить вплоть до настоящего времени, когда они уже закончили университет и живут неподалеку друг от друга со своими семьями, вместе отмечая исламские и иудейские религиозные праздники.
    Школа Царя Давида изначально не замышлялась своими создателями в качестве «маяка межрелигиозной дружбы». Основанная в 1865 году под названием «Еврейская школа», она оставалась 100% еврейской до конца 1950-х годов.
    Далее стали происходить следующие вещи: в районах проживания людей со средним достатком наподобие Мосли начало расти количество мусульман, а количество евреев — уменьшаться, в особенности за пределами крупных городов вроде Лондона и Манчестера. Дети-мусульмане начали ходить в эту школу в начале 1960-х годов, но нынешняя ситуация, в которой они оказались в большинстве (среди учеников школы 35% евреев, 50% мусульман и 15% христиан, сикхов и прочих), сложилась совсем недавно.
    «Одна из тех вещей, которая более всего удивляет людей в этой школе, — говорит Лэнгфорд, — это то, что она не является какой-то особенно привилегированной. У половины из наших детей английский является дополнительной дисциплиной. Но удивительно, как хорошо здесь все налажено. У нас есть маленький мальчик из Китая, который в самом начале обучения несколько недель назад мог по-английски разве что попроситься в туалет. Теперь же он спокойно говорит по-английски».
    «Если Вы хотите измерять успех, например, количеством расистских инцидентов, о которых в школы всегда сообщает местный отдел образования, то у нас они случаются максимум один раз в год. И обычно они выражаются в несдержанных высказываниях с расистским подтекстом где-нибудь на игровой площадке. В мультикультурных городских школах, где я преподавал, подобные вещи случались намного, намного чаще — возможно, раз в неделю или более того», — добавляет он.
    По уровню поступления выпускников школы в вузы и по результатам инспекций государственной комиссии по образованию, школа Царя Давида также на первых местах. Ей присвоен рейтинг «хорошо» — вторая сверху оценка — по всем показателям, при этом, комиссия сделала особый акцент на успехах школы в социальной интеграции детей различных рас и вероисповеданий. Согласно недавним результатам выпускных тестов, ученики школы получили намного более высокие баллы по всем предметам, чем в среднем по стране.
    Стив Лэнгфорд, выпускник Уор­викского университета по экономической специальности, сам является в некотором смысле парадоксом. Его родители по обеим линиям принадлежат к англиканской церкви, и сам он заинтересовался Иудаизмом во время работы в еврейском летнем лагере в Массачусетсе во время академического отпуска. Его любопытство сослужило ему хорошую службу, когда он смог в итоге устроиться на работу в этой школе.
    Раввин бирмингемской синагоги в Сингерс-Хиллс, один из спонсоров школы Царя Давида, гордится Стивом Лэнгфордом и необычайно высоким уровнем преподавания в школе.
    «Школа Царя Давида просто удивительна, — говорит Танн. — Причина, по которой она настолько успешна, заключается в том, что расизму подвержены только взрослые люди. В детях же нет ничего подобного. Радостная игра вместе с остальными сверстниками — это их естественное состояние. Проблемы начинаются только тогда, когда взрослые говорят им: «Не играй с ним, он негр, или не общайся с ним, он мусульманин»
    «У нас никогда не было никаких расовых или межрелигиозных проблем. Никогда. За двадцать лет, как я живу здесь, ничего подобного здесь не случалось. Мы учим их тому, что если им кто-то не нравится, то им лучше избегать таких людей, а не оскорблять их. Не нравится человек — не надо играть с ним, лучше уйти на другую сторону детской площадки. Я считаю, что если бы примеру этой школы следовало больше людей, в нашем мире бы стало намного меньше конфликтов».

Джонатан Марголис, The Independent


МАРК   ШАГАЛ   И   ДРУГИЕ


Марк Шагал. Молящийся еврей.
Бумага. Смешанная техника.

    Выставка «Марк Шагал и другие» открылась в харьковской галерее «АВЭК» 30 марта. Экспозиция, которую презентует благотворительный фонд Александра Фельдмана, включает в себя 48 скульптурных и изобразительных работ из наследия мастеров Парижской школы, объединенных еврейской тематикой. Выставленные экспонаты — из частных коллекций Франции, Израиля, Германии, обла­датели которых откликнулись на предложение Александра Фельдмана показать их харьковчанам. Многие экспонаты демонстрируются впервые.
    Главную цель выставки Александр Фельдман определил как «еще один горизонт межкультурного общения, еще один шаг на пути приобщения к общечеловеческим ценностям мировой культуры». Открытие выставки приурочено к началу Песаха. Галерея «АВЭК» в рамках проекта «Диалог культур» постоянно проводит выставки, посвященные искусству разных народов. В прошлом году это было путешествие в удивительный мир японского искусства, сейчас — яркие краски и своеобразие жизни и быта еврейского народа.
    Основу экспозиции составляют произведения Марка Шагала, относящиеся к позднему периоду его творчества, и художников, скульпторов творческого круга его друзей и коллег по Парижской школе — Моиса Кислинга, Мане- Каца, Альберта Вейбаума, Бера Рыбака, Ицхака Френкеля.


Михаил Шохин. Торговая сделка.
Бронза, литье

    Интересно, что все они, кроме Кислинга, имеют корни в Украине. Живописец и график Моис Кислинг (1891-1959) родился в Кракове, но почти всю жизнь прожил в Париже. Дружил с Модильяни, который оказал на его творчество большое влияние, известен как портретист, самое лучшее из созданного им — образы людей «потерянного» поколения.
    Живописец, график, керамист Иссахар Бер Рыбак (1897-1935) родился в Елисаветграде (Кировоград), учился в Киеве, затем жил в Москве, с 1926 г. — во Франции. Еврейская тема — главная в его творчестве, но она лишена шагаловского «визионерства» и связана больше с конкретной повседневностью.
    Живописец и скульптор Мане (Иммануэль) Мане-Кац (1864-1962) родился в Кременчуге, учился в Вильнюсе, Киеве, Париже, Петер­бурге. В 1918-1919 гг жил и работал в Харькове, был видной фигурой харьковской литературно-художес­твенной богемы. С 1922 г. — в Париже. Его творческой манере свойственны эмоциональная напряженность, экспрессивность, ностальгическое настроение.
    Живописец Альберт (Абрахам) Вейбаум (1890-1943) родился в Каменец-Подольском. Учился в Кракове и Одессе, с 1910 г.жил в Париже. Пишет натюрморты с цветами и портреты, которым свойственна созерцательная уединенность, меланхолия и острая интимность. Вейбаум погиб от рук немецких нацистов в Аушвице.


А. Зигс. Старик с газетой, 1915
Смешанная техника.

    На выставке представлены работы российских художников  — известного сценографа Нины Айзенберг (1906-1989) и одного из мэтров русского авангарда Соломона Гершова (1906-1989). Выставленные работы художников, не принадлежавших к шагаловскому кругу — А. Кольника, Г. Станеску, М. Шо­хина, Я. Эп­штейна, А. Кре­сина, Х. Шольца, С. Василь­ков­ского относятся к разному времени, но все касаются еврейской тематики.
    Наибольший интерес на выставке, безусловно, вызывают семь произведений Марка Шагала, 125 лет со дня рождения которого исполняется в этом году.
    «Молящийся еврей» выполнен в смешанной технике, а шесть остальных работ – это цветные литографии: «Букет и птичка», «Колено Леви», три иллюстрации к «Иерусалимским окнам», «Литография №3». Все работы относятся к позднему периоду творчества художника.


Марк Шагал. Колено Леви.
Цветная литография.


Марк Шагал. Иллюстрация к «Иерусалимским окнам».
Цветная литография.

    Цветную литографию Шагал освоил еще во время войны, выполнив в США 13 ослепительных по красоте листов к арабским сказкам «Тысячи и одной ночи». Цветная и черно-белая литография становятся после войны его излюбленной печатной техникой. Эта разновидность гравюры наиболее близка к живописи и отвечала особенностям стиля позднего Шагала. В литографиях уплощенные изображения уподоблялись фрескам, написанным широкой и свободной кистью. Вместо неуловимых переходов и контрастов света и тени характерно столкновение и согласие красок разного тона и светосилы, то приглушенных, то горящих в полную мощь. В цветных литографиях Шагала ощущается его связь с венецианскими колористами и современными мастерами цвета, такими как Матисс или Боннар. Шагал передает с помощью прерывистого, дробящегося на мелкие частицы краски литографского мазка ощущение микрокосмичности бытия. Экспрессивность и мягкость, наивная непосредственность и «точная небрежность», присущие Шагалу, ощущаются во всех работах, представленных на выставке. В них в равной мере ощутимы и дискретность бытия, и его непрерывность.

Лариса Воловик. Фото автора


ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ЭПШТЕЙНА

    Не стало Леонида Юльевича Эпштейна. Он не дожил какой-то месяц до своего 71 дня рождения. Выходец из профессорской семьи Леонид Юльевич вначале продолжил наследственное инженерное дело –закончил престижный в те годы инженерно-физический факультет знаменитого Харьковского политехнического института. В не менее известном НИИ «Укрхиммаш» прошел спринтерски все ступени от инженера-конструктора до руководителя группы. В 1967 г. становится лауреатом I Всесоюзного смотра технического творчества молодежи, награждается серебряной медалью ВДНХ.
    В 1971 г. – защита диссертации по виброизоляции центрифуг. В течение 70-х на его счету целая гроздь зарегистрированных изобретений, множащиеся научные публикации.
    Все это — одна сторона его деятельности...
    А другая... Еще в институте Леонид серьезно увлекался спортом, играл за команду ХПИ в гандбол. К сожалению, после полученной травмы, играть больше не мог, но со спортом не расстался. В 1966 г. стал самым молодым судьей, получив звание судьи Всесоюзной категории по легкой атлетике. Второе звание судьи Всесоюзной категории по комплексным спортивным мероприятиям Леонид Юльевич получает за судейство на Спартакиаде народов СССР (спортивное мероприятие, не уступающее по размаху в те времена Олимпийским играм). В 1975 г. он — главный секретарь Московских Олимпийских игр по легкой атлетике. В 1980 году Л. Ю. Эпщтейну присвоено звание Почетного судьи СССР по спорту, за активную работу по подготовке и проведению в Москве Олимпиады-80 награжден почетным знаком Оргкомитета. С Олипиады-80 ширится его известность в отечественных и зарубежных кругах. Он – мировой авторитет в империи «королевы спорта» - легкой атлетике. Вместе со всесоюзными авторитетами Леонид Юльевич создает уникальную «АСУ-Олимпиада», единственную в своем роде информационно – аналитическую систему, в корне меняя традиционные представления о работе секретариата крупнейших чемпионатов и первенств и по художественной гимнастике, и по волейболу.
    В 1983 году Леонид Эпштейн получает приглашение на работу во вновь созданный Харьковский государственный институт физкультуры. Несмотря на отсутствие «базового образования» и присутствие пресловутой «пятой графы» Л. Эпштейн становится ведущим специалистом, педагогом, ученым главного спортивного вуза Слобожанщины.
    В последние годы мы запомнили его как профессора Харьковской академии физкультуры, руководителя им же созданного Центра информационного обеспечения спорта, включающего в себя современный редакционно-издательский отдел. Международная ассоциация статистики легкой атлетики в Лондоне единодушно признала Л. Эпштейна как лучшего в СНГстатистика королевы спорта.
    С 1999 г. Л. Ю. Эпштейн – заместитель председателя Совета Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр». И несмотря на занятость в академии, частые командировки на судейство соревнований, он находил время и для комитета. Высоко эрудированный интересный собеседник, выслушивающий чужое мнение, но имеющий свою точку зрения, на заседаниях комитета был убедителен, спокоен. Встречи в научно-просветительном центре «АМИ» при харьковском музее Холокоста, организованные с участием Леонида Юльевича, всегда вызывали огромный интерес. Он был неповторимым рассказчиком, обладающим энциклопедическими знаниями. К сожалению, не успел реализовать свое давнее желание – собрать харьковчан евреев- ветеранов большого спорта и организовать для них экскурсию по мемориальным местам харьковского Холокоста.
    Мы понимаем, что век каждого из нас измерен, но все же, все же так тяжело осознавать, что Леонида Юльевича Эпштейна, верного рыцаря королевы спорта, как называли его, уже не будет с нами.
    Да будет благословенна память о нем.

ХОК «Дробицкий Яр», НПЦ «АМИ», Харьковский музей Холокоста, редакция газеты «Дайджест Е»


ДЕТИ ПРАВЕДНИКОВ

    Еврейский совет Украины (президент И. Левитас) утвердил звание "Дети праведников".
    Международное звание "Праведник народов Мира", утвержденное Институтом Яд Вашем в Иерусалиме, и звание "Праведник Украины", утвержденное Еврейским советом Украины, как известно, присваивается представителям разных национальностей, которые в годы Второй мировой войны с риском для жизни спасали евреев на оккупированных нацистами территориях от расстрелов. Спасители рисковали не только своей жизнью, но и жизнью своих детей.
    К категории "Дети праведников" относятся люди 1928-1943 гг. рождения, чьи родители удостоены звания "Праведник народов Мира" и "Праведник Украины".
    Программа "Праведники Мира" при Харьковском музее Холокоста просит всех, чьи родители удостоены высоких званий праведников, для оформления документов на получение статуса "Дети праведников", связаться с нами по тел. 700-49-90;
714-09-59
.
    Мы ждем Вас в музее Холокоста по адресу:
    ул. Петровского, 28; 2-й этаж. (ст. метро "Пушкинская").

Лариса Воловик, руководитель
программы "Праведники Мира"


Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: volovik@vlink.kharkov.ua