2007
май
5 (94)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

С  ПРАЗДНИКОМ  ШАВУОТ

    Дорогие друзья!
    Я от всего сердца поздравляю вас с праздником Шавуот — праздником дарования Торы. Дарование Торы — величайшее событие не только в истории еврейского народа, но и в истории всего человечества. Тора — основа всей современной цивилизации, но в полном объеме Тора дана еврейскому народу.
    Почему еврейский народ удостоился такого великого дара, кто поручился за небольшой народ, всего пятьдесят дней назад бывший в рабах у фараона, в большинстве своем необразованный? Кто мог стать гарантом того, что знания, полученные в этот день в Синае, будут сохранены на протяжении тысячелетий? Мидраш рассказывает, что евреи предложили в качестве гарантов и праотцов, и себя. Но их поручительство не было воспринято. Гарантами выступили грядущие поколения — наши дети. И только тогда Тора была дарована. Верность Торе — наша обязанность не только ради самих себя, но и ради наших детей. Именно они, и это верно, во всех поколениях являются важнейшим условием великого союза между Б-жественным и человеческим. Но хотя дети во всех поколениях выступили гарантами, соблюдать Союз обязаны мы сами. Каждый еврей, в любой момент времени. Мы взяли на себя обязанность соблюдать заповеди и не можем уклониться от нее. Иначе мы нарушаем Великий Союз, Великий Договор.
    А если мы нарушаем Союз — страдают дети. И дети их детей. И примеры тому в истории бесчисленны. И поэтому, когда еврейский народ каждый год в день Шавуот вновь возвращается к тем событиям — важно сделать что-то для своих детей.
    Что самое лучшее вы можете сделать для их будущего? Я скажу вам: дайте им еврейское образование. Ни один университет, самый лучший, ни один колледж, самый престижный, не сможет дать им главного — обретения самого себя и своего предназначения. Может быть, он даст знания, может быть — связи с нужными людьми, может быть — карьеру, но без еврейского фундамента это — дом, построенный на зыбучем песке. Одно поколение, два — и он рухнет. А ведь наша история насчитывает много тысяч лет. И думая сегодня о своих детях, надо думать и о внуках, и о детях внуков ваших, и даже дальше. Даже в атеистическом коммунистическом государстве евреи не полностью потеряли свою идентичность, и в этом заслуга наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, которые в хедерах и ешивах, городах и местечках учили Тору и традиции. Этого заряда, этой энергии хватило для того, чтобы пронести еврейство через весь XX век. Представляете, какая это была духовная энергия? Сегодня — наш черед вновь начать аккумулировать ее. Для будущего и во имя будущего.
    В праздник Шавуот скажите себе снова «Наасе ве нишма!». Примите заповеди на себя, и дайте знания о них Вашим детям. Ради этого жили и умирали ваши предки. Ради этого мы несем нашу миссию и сегодня. Ради продолжения. А продолжение нас — наши дети. Именно они дадут возможность миру прийти в праздник Шавуот в сверкающий Иерусалимский Храм, и дадут возможность встретиться там всем поколениям, хранившим Тору и выполнившим Великий Союз!

Главный раввин Украины
Азриель Хайкин


ПОМИНАЛЬНАЯ СВЕЧА
(Ко Дню Победы)

    Был русский солдат. А если точнее – советский офицер еврейской национальности.
    Смерч войны затянул его в свое раскаленное чрево в конце июня 1941 года, сразу же после школьного выпускного вечера, и носил по полям и лесам страны долгих три года.
    А потом вышвырнул солдата, непригодного уже ни к строевой, ни к нестроевой, с покалеченными ногами и туберкулезом.
    И оказался он в далеком тыловом госпитале в большом южном городе. И, на счастье солдатское, жила в этом городе с давних времен семья дальних родственников, и была в этой семье девица-краса, студентка-медичка.
    И стала она ухаживать за солдатом, и подняла его на искалеченные ноги, и забрали родственники солдата из госпиталя, и стал он у них жить.
    А через год родился я. Солдат же прожил после войны всего пять лет.
    А старший брат солдата, начав воевать в Финскую, дошел с победой до Берлина и дожил до глубокой старости в городе Минске.
    А их двоюродный брат, тоже солдат, выходя в 41-м из окружения, забрел в родной украинский город, надеясь найти свою семью или узнать, что с ней случилось, да не успел узнать ничего, ибо был застрелен немцами. И, может быть, к лучшему, потому что с родителями его и сестренкой расправились местные жители еще до прихода немцев…
    А другой мой дядя, двоюродный, тоже был в окружении, потом в партизанах и носил орден Красной звезды – когда я был маленьким — на повседневной гимнастерке, а потом — на выходном пиджаке.
    И еще один дядя, хвала Господу, ныне здравствующий, и трое его братьев – летчиков прошли войну.
    А двое дядьев мамы, призванные на фронт уже немолодыми и обремененными семьями, домой не вернулись.
    И были еще — мамина двоюродная сестра, врач, прошедшая с фронтовыми госпиталями от Подмосковья до Берлина, и ее муж, потерявший первую семью в Белоруссии и оставшийся после войны надолго кадровым военным…
    И так было, наверно, почти в каждой еврейской семье.
    По подсчетам историков, в рядах союзников сражались до полутора миллионов евреев, треть из них — в рядах Красной армии.
    Почти никто из них не дожил до 60-летия Победы.

    И майским вечером я зажгу поминальную свечу и прочту кадиш     по евреям, которых унесла та война:
    по моему отцу;
    по другим моим родственникам-военнослужащим, воевавшим со смертельным врагом нашего народа;
    по моим беззащитным родственникам, убитым юдофобами;
    по погибшим 250 тысячам еврейских солдат и офицеров союзных армий, из которых 200 тысяч погибли на советско-германском фронте;
    по 6 миллионам жертв геноцида, развязанного нацистами и их приспешниками;
    по ветеранам и инвалидам войны, недожившим до наших дней.

Благословенна их память!

Иегуда Ерушалми,
Иерусалим, 2007, «Ами»


    В этом году к Международному дню музеев (18 мая) Областным управлением юстиции была зарегистрирована Общественная организация «Харьковский музей Холокоста», деятельность которой распространяется на Харьков и Харьковскую область.
    Президент организации — заслуженный работник культуры Украины Лариса Фалеевна Воловик
    В состав организация вошли зарекомендовавшие себя и известные не только харьковчанам —
    Харьковский музей Холокоста и истории евреев, созданный в 1996 году и отметивший в декабре 2006 года свое10-летие. Программы «Праведники народов Мира» и «Сохранится имя — сохранится народ» – одни из самых успешных и отработанных направлений в музее;
    Научно-просветительный центр «АМИ» («Народ мой»), работающий в составе музея с 1998 года. В 2006 году в центре создана молодежная лекторская группа. Работает библиотека и видеолекторий.
    Группа «Байт ле-мидраш» по изучению еврейских первоисточников ИИИ под руководством р. А. Штейнзальца.

НАОМИ БЕН АМИ
НАГРАЖДЕНА ПРЕМИЕЙ
«ЖЕНЩИНА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»

    19 мая 2007 года экс-посол Государства Израиль в Украине, в настоящее время глава «Натив», госпожа Наоми Бен Ами в рамках Международной общественной организации «Женщина третьего тысячелетия» была награждена Всеукраинской премией «Женщина третьего тысячелетия».
    Торжественная церемония проходила в Национальном театре оперы и балета.
    Госпожа Наоми Бен Ами удостоена этой высокой награды за вклад во взаимопонимание между народами Украины и Израиля.
    Награды такого уровня вручаются самым достойным женщинам, которые достигли особых успехов в карьере, и имеют большой потенциал и широкие перспективы.


ДИПЛОМАТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

«Антисемитизм служит стольким задачам и так много группировок его проповедуют. Он такой удобный. Он, возможно, уменьшится, но не исчезнет бесследно». Цитата из фильма

    Сегодня, более чем через 60 лет после Холокоста, в разных частях мира возрождается антисемитизм. От пропаганды ненависти до вандализма и до нападения на самих евреев. Отчеты исследовательских институтов, таких как Институт Стива Робина, изучающий современный расизм и антисемитизм, подчеркивают небывалый рост антисемитизма: начиная с 2000 года среднегодовое количество проявления насилия удвоилось с уровня 90-х годов, и особенно велико в Западной Европе, где исследования показали, что с 2000 года мусульманская и арабская молодежь была виновна в нападении на евреев и их собственность. Вскоре за границами Европы, в более арабских странах, начались теракты, усиление антисемитских выпадов на политической и общественной аренах, а также в основных центральных средствах массовой информации.
    Что страшно в росте антисемитизма в исламском и арабском мире, какой вред это приносит, и как история может помочь, нам понять, что происходит?
    На эти вопросы пытается ответить американка Джуди Вудрофф документальными средствами на канале Общественного телевидения США в фильме «Антисемитизм в ХХI веке. ВОЗРОЖДЕНИЕ», просмотр которого состоялся в мае в Научно-просветительном центре «АМИ» Харьковского музея Холокоста.
    «Фильм этот был шоком и для искушённого американского зрителя. У нас здесь некоторое засилие политкорректности, что часто не даёт полного представления публике о реальных вещах, — говорит художник Михаил Губин из Нью-Йорка, передавший в подарок музею новый фильм. — Страх задеть чем-либо какую-либо группу людей приводит к лицемерию и недостаточной информированности общества. Именно поэтому этот фильм заставил зрителя слегка встряхнуться, взглянуть на проблему по-новому».
    Фильм идет полтора часа, на английском языке, и мы благодарим Софию Вальшонок за прекрасный симультантный перевод фильма.

    В VIII веке британский автор Сэмюэль Джонсон сказал, что в каждом возрасте исправляются новые ошибки и противостоят новым предубеждениям. Но, как оказывается, антисемитизм — это не новый предрассудок, а старый, который возникает и возникает новыми проблемными способами. То, что сегодня возникает, это гнилостные процессы, с которыми еще предстоит столкнуться. У нас есть лишь надежда на их уменьшение, а также на уменьшение других предрассудков. В конце концов, предубеждения зачастую приносят столько же вреда, сколько и тем, против кого они направлены.

Лариса Воловик.


О своих впечатлениях после просмотра фильма и беседы — дискуссии среди присутствовавших пишет харьковский журналист Александр Костышев

ЯДОВИТЫЕ КОРНИ ПРОБЛЕМЫ

    Как хотелось бы встретить новый век так, как встречают каждый новый год итальянцы. Прекрасный обычай — широко открыть окна и выбросить на улиц все надоевшее старье — обветшалую мебель, вышедшую из моды одежду и все то, что тянет в прошлое и мешает с надеждой смотреть в будущее, верить в него и работать для его приближения. К сожалению, не всегда и не во всем это получается. Вместе с блестящими победами разума, воли и мужества новый ХХI век сохранил все язвы минувшего — войны, голод, болезни, а так же межэтнические и конфессиональные конфликты и ненависть. В этом нас последовательно и наглядно убеждают талантливые кинематографисты, создавшие фильм «Антисемитизм в ХХI веке. Возрождение». Впрочем, мне кажется, что собравшихся в Научно-просветительном центре Харьковского музея Холокоста убеждать в этом не было особой необходимости. Здесь была и молодежь, но все же большинство собравшихся — убеленные сединами и много повидавшие на своем веку люди. Кадры фильма — жесткие, иногда даже шокирующие своей натуралистичностью. Шаг за шагом перед зрителем разворачивается история создания и культивирования ненависти. Вот ссылки на библейские события, умело извращенные и создающие религиозную основу для лютой ненависти и желания мстить. Вот события двухвековой давности, приписывающие просвещенному и далекому от какой-либо агрессивности народу дикие звериные обычаи. И, наконец, ядовитые мифы рубежа девятнадцатого — двадцатого столетий — «Протоколы сионских мудрецов», направленные на создание у обывателя ощущения опасности быть порабощенным, угнетенным и уничтоженным. Это — основа для ненависти. А затем в фильме — ее плоды. Страшные и незабываемые кадры Холокоста, свидетельства жертв и очевидцев. Этот фильм тяжелый и откровенный, нужно посмотреть. Кадры совсем недавнего времени — искаженные злобой и ненавистью лица современных нацистов мусульманского мира. Подростки, маленькие дети, воспитанные в ненависти к другому народу, призывы отрицателей Холокоста стереть с лица земли государство Израиль. Новый виток, старые приемы…
    Да, новое время породило новые проблемы. Сегодня очевидно, что события последнего времени породили в соседней России «комплекс Веймарской республики», и мы все понимаем, чем это опасно. Развитие новых стран на обломках Советского союза как нацио­нальных государств, с разделением людей на «титульную» и «нетитульные» нации, чревато обострением «новых-старых» проблем. «Создание и развитие открытого общества», при всей своей неизбежности, тоже несет новые угрозы — «на открытом рынке» народы и группы проигрывают в конкурентной борьбе, что вызывает зависть и озлобление в обществе. На смену государственному антисемитизму и ксенофобии приходит бытовой, а это ничуть не лучше и не легче.
    Новые времена — новые вызовы и новые проблемы. И они требуют углубленного, кропотливого и повседневного труда. Значит — будем работать.
ПО  МАТЕРИАЛАМ  ИНТЕРНЕТА

ПРОФЕССОР   ПОГИБ,
СПАСАЯ   СТУДЕНТОВ

    17 апреля Израиль отмечал День памяти Катастрофы и вспоминал шесть миллионов евреев, убитых нацистами в годы Второй мировой войны. В тот же день, но уже на другом конце земли, в Соединенных Штатах, 75-летний профессор, жертва Холокоста, спасая своих учеников, встал на пути убийцы, расстрелявшего студентов технологического университета штата Вирджиния.
    Известие о трагедии, в результате которой погибло 32 человека и более 20 получили ранения, стало одной из главных тем мировых СМИ. Когда убийца попытался войти в аудиторию, где шла лекция профессора Ливиу Либреску, тот попытался остановить его и погиб. Мужество Либреску спасло жизни студентов, успевших покинуть помещение через окна, пока профессор держал дверь. Об этом сообщил в интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ» израильский студент вирджинского университета.

    Вместе со своей семьей Ливиу Либреску в 1978 году репатриировался из Румынии в Израиль. Вдова профессора, Мерлена, рассказала, что из коммунистической Румынии их выпустили только благодаря личному вмешательству тогдашнего израильского премьер-министра Менахема Бегина. В 86-м Либреску и его супруга переехали в Вирджинию, где профессор начал преподавать на факультете машиностроения местного технологического университета.
    «Если бы отец имел возможность выбрать, как ему умереть, то наверняка предпочел бы смерть в аудитории, — говорит с горечью Арье, сын погибшего. — Вся его жизнь была в науке, учебе и преподавании. Он всегда говорил, что хочет преподавать до конца своих дней». Проживающие в Израиле сыновья Либреску рассказали, что в ближайшее время он собирался навестить их. Второй сын профессора, Джо, сообщил, что вместе с братом вылетает в США, чтобы перевезти тело отца в Израиль.
    Имя профессора Ливиу Либреску пользуется известностью и уважением в научных кругах. Он является лауреатом многих престижных наград и обладателем степеней престижных академий, автором десятков научных публикаций и книг и участником международных научных конференций и семинаров.

Станислав Шустерман, CNN

ДЭВИД ИРВИНГ   БЫЛ   ИЗГНАН

    Британский историк Дэвид Ирвинг, который отрицает Холокост, был изгнан с ежегодной Международной книжной ярмарки в Варшаве.
    69-летний писатель встал возле стенда издательства Focal Point, чтобы рекламировать свои книги. Однако организаторы выставки потребовали, чтобы он немедленно удалился, так как ни его, ни издателя туда не приглашали.
    Ирвинг был возмущен таким отношением к себе и обвинил поляков в попрании свободы слова и нарушении прав человека. Тем не менее, после небольшой словесной перепалки и обещания вызвать полицию автору пришлось уйти, передает AFP.
    За свои взгляды и, в том числе, за отрицание Холокоста Ирвинг провел 13 месяцев в австрийской тюрьме. Власти некоторых стран запретили ему въезжать на их территорию.

В   ЖЕНЕВЕ   СГОРЕЛА   СИНАГОГА

    В Женеве полностью сгорела местная синагога, передает агентство Reuters. В швейцарской полиции заявили, что сведений о пострадавших нет.
    Правоохранительные органы не исключают, что причиной возгорания стал поджог — об этом свидетельствуют масштабы пожара и скорость распространения огня.
    Вместе с тем, в полиции не выдвинули никаких предположений о возможных мотивах поджога, подчеркнув, что пока рано говорить о националистической подоплеке происшествия.
    Сгоревшая синагога была построена в начале 1970-х годов в женевском пригороде Malagnou. По сведениям агентства, обычно в ней собиралась молодежь, работали спортивные клубы, часто проводились конференции и приемы.

НОБЕЛЕВСКИЙ   ЛАУРЕАТ:
«БОЙКОТ   ИЗРАИЛЯ -
МОРАЛЬНАЯ   СЛЕПОТА»

    Нобелевский лауреат из США отменил лекции в Лондонском университете из-за растущих антиизраильских и антисемитских настроений в Великобритании.
    Как сообщает издание The Guardian, профессор физики Техасского университета Стивен Вейнберг пояснил, что его решение – ответный шаг на действия британского Союза журналистов, призвавшего к экономическому и академическому бойкоту Израиля.
    По словам Вейнберга, он «не намерен потворствовать требованиям исламского меньшинства в Великобритании».
    В письме, направленном профессором в деканат Имперского колледжа, говорится: «В данный момент, когда происходят нападения на Израиль и в свете гнетущей атмосферы агрессивности со стороны государств Ближнего Востока и других стран, бойкот Израиля указывает на моральную слепоту, которой трудно найти иное объяснение, кроме антисемитизма».


ВЫСТАВКИ.    ПРЕЗЕНТАЦИИ

ВСТРЕЧА С ЛЕО ЯКОВЛЕВЫМ


Лео Яковлев. ПОБЕДИТЕЛЬ:
Почти документальная
повесть. — Харьков.
Каравелла. 2006. — 104 с.
    В харьковском Научно-просве-тительном центре «АМИ», работающем при музее Холокоста, состоялась встреча с писателем Лео Яковлевым, который представил свою новую книгу «Победитель».

    Повесть посвящена гражданину США Ефиму Янкелевичу, бесхитростные воспоминания которого о годах войны и повседневной солдатской фронтовой работе сделали ее, как отметил автор, «почти документальной». Вторая мировая война (1939-1945) шла так долго, что мальчишки, встретившие ее детьми, успели подрасти и взяться за оружие, чтобы заменить тех, кто погиб. По-разному складывались их судьбы. Об одной такой довоенной, военной и послевоенной судьбе 18-летнего «бойца образца 43-го года» рассказывает повесть Лео Яковлева, эпиграфом к которой автор взял слова из забытой песни:

«Быть хорошо ни в чем не виноватым,
Простым солдатом, простым солдатом»…


ВЫСТАВКИ.    ПРЕЗЕНТАЦИИ

ХАРЬКОВ — ЛЬВОВ, 2007

    Научно-практический семинар по вопросам истории культуры евреев Галиции, организованный Научным цент­ром Иудаики и Еврейского искусства им. Ф. Петряковой состоялся во Львове 23-24 апреля. Интересные доклады, беседы с коллегами — профессионалами и энтузиастами своего дела оставили впечатление надолго. А поездка в Жовкву, где не осталось евреев, но сохранились стены уникальной синагоги, которую так и не удалось взорвать в годы войны оккупационным войскам (выстояли стены!) и которая сейчас, разрушаемая временем и безразличием к нашим святыням, находится в плачевном состоянии, заставила задуматься над многим (Но об этом в следующих выпусках газеты).
    Харьковский музей Холокоста представил на семинаре документальный фильм Сергея Буковского «Назови свое имя», созданный по материалам, собранным Фондом Ст. Спилберга «Пережившие Шоа».
    Дружеские отношения давно связывают нас с львовянами. Как-то так случилось, что Львов после войны стал родным городом для многих харьковчан. Это и пережившие оккупацию Харькова в годы войны Олег Васюков и Дмитрий Камышан, отец и многочисленные родственники которого лежат в Дробицком Яру (в Харьковском музее Холокоста в экспозиции «Сохранится имя — сохранится народ» отдельный стенд с их фотографиями), большая семья Праведников Мира Пустовых, спасавших в Харькове сестер Майю и Инну. Харьковский музей Холокоста помог этой семье получить звание «Праведники Мира» от института Яд Вашем. В настоящее время жива только Мария Пустовая, а спасенные сестры живут в Германии; Вадим Голембо, сын известной пианистки из Харькова Лидии Голембо…
    А сколько истинных друзей — профессор Яков Хонигсман со своей удивительной супругой Ритой; главный редактор львовской еврейской газеты «Шофар» Борис Комский; прекрасно знающий еврейский Львов идишист Борис Дорфман, историк Борис Орач!.. Без них, конечно, не обошлась творческая встреча, посвященная харьковскому музею Холокоста, которую провели во Львове автор статьи, директор музея Холокоста, и научный сотрудник музея Юлана Вальшонок. Мы презентовали наш музей, показав львовянам фильм-ролик «Сохранится память — сохранится народ» и фильм республиканской программы «Интер» «N — километр» о харьковском музее и первом процессе над нацистами в Харькове в декабре 1943 года.
    Встреча была организована во Львовском ОБО Бней Брит «Леополис» им. Э. Домбергера его президентом, профессиональным историком, Иосифом Штатманом и руководителем культурологических программ Александрой Местецкой.

Лариса Воловик


ВЫСТАВКИ.    ПРЕЗЕНТАЦИИ

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ

    В Харькове отметили 59-ю годовщину Неза­висимости Го­су­дар­ства Из­раиль. С 27 апреля по 3 мая в Харькове в центре города возле Оперного театра открылась фотовыставка «Так мы живем…», посвященная жизни современного Израиля и его столицы Иерусалима. Экспозиция подготовлена ЕА «Сох­нут» и автором фоторабот Борисом Мастеровым. Харьковчанам и гостям города были представлены фотоснимки с видами современного Иерусалима и портретами его жителей. Выставка разместилась под открытым небом на центральной площадке перед Оперным театром и работала круглые сутки в течение 7 дней. Каждый вечер до полуночи здесь же, на выставке, работал импровизированный кинозал. Фильмы об Израиле, израильская музыка, декорации с изображениями людей в полный рост, имитация древних иерусалимских камней и мозаики – все это необыкновенно передавало дух Иерусалима и Эрец Исраэль.

    В ночь с 29 на 30 апреля была сделана попытка поджога. Двое молодых людей, вооружившись канистрой с бензином и спичками, совершили поджог. Пожар был во-время потушен ночной охраной выставки. Экспозиция сильно не пострадала. Следы пожара не стали убирать — пострадавшие от пожара баннеры и запах гари стали достойным дополнением к другим экспонатам выставки под названием «Так мы живем…». Особого внимания заслуживает и книга отзывов. Рядом с теплыми словами-отзывами и впечатлениями о выставке разместились в ней совершенно откровенные антисемитские и ксенофобские записи. Сотрудники ЕА «СОХНУТ» организовали постоянное дежурство на выставке и, сменяя друг друга, с честью выходили из весьма затруднительных ситуаций, а также радушно встречали гостей выставки, хотя капризная майская погода с неожиданным снегом, градом и порывами ветра порой доставляла много незапланированных хлопот и сюрпризов.

    29 апреля в Большом зале Харьковского государственного академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко прошел праздничный концерт по случаю 59-й годовщины Независимости Государства Израиль. Офи­циаль­ную часть открыли секретарь По­сольства Го­сударства Израиль в Украине Юлия Гур, главный раввин Харькова и Харьковской области Моше Мос­кович и глава пред­ставительства ЕА «Сохнут» в Харькове Марина Бен-Арье, а также представители харьковских областных и городских властей.

    В фойе Опер­ного театра перед концертом состоялась ставшая уже традиционной выставка еврейских организаций города Харькова. На приглашение Еврейского Агент­ства принять участие в выставке откликнулись все еврейские организации и учебные заведения Харькова. Выставка получилась очень живой и насыщенной.
    Харьковский музей Холокоста и Областной комитет «Дробицкий Яр» представили буклеты, печатные материалы и альбомы с фотографиями о своей деятельности. Были выставлены и некоторые раритеты музея, вызвавшие интерес посетителей.

По материалам ЕА «Сохнут» в Харькове


ВЫСТАВКИ.    ПРЕЗЕНТАЦИИ

«ЛЮДИ В ЧЕРНОМ»

    Харьковская городская художественная галерея в рамках программы «Молодежный филиал» представляет художника из Одессы Дмитрия Сытникова — лауреата ІІІ Молодёжного фестиваля проектов «Non Stop Media» в номинации «Выбор галереи». На фестивале им был представлен провокационный проект — иллюстрации к роману Генри Миллера «Тропик Рака», отражающий историю любви и ненависти, историю творчества — и безумия. Нынешний проект художника называется «Люди в чёрном». Он посвящён воспоминаниям о детстве, одесской культуре и еврейским соседям.


Чайка, 2007

    «Мне совсем не хочется ничего ни писать, ни говорить о своих работах. В том и суть живописи, графики, всего визуального искусства — обходиться без слов, — говорит Дмитрий Сытников. — Тем более что здесь ни скажешь, это будет в лучшем случае лишь полуправда. А правда на 50% — это неправда на 100%.
    Например, ещё со студенческих времён при построении учебных композиций, меня раздражала необходимость придумывать, в какой цвет покрасить одежду тому или иному герою картины. Однажды я решил этот вопрос — стал красить всех одной краской. Это касается и моего нынешнего проекта «Люди в чёрном». Отсюда вывод: я избрал героями своих работ одетых в чёрные одежды иудеев потому, что мне так легче компоновать фигуры людей в плоскости картины. Но это только часть правды.
    Эти люди на улицах моего города появились сравнительно недавно. Возможно, они и раньше встречались мне, но по известным причинам они были одеты по-другому. Теперь каждая наша встреча для меня праздник.
    Один известный американский писатель писал: «Я засыпан евреями, как снегом». Это обо мне. В детстве я любил слушать, как ругались мои соседи — тётя Ида и дядя Лёва. Они ругались на непонятном мне языке, содержание беседы мне было неизвестно, но тембр и интонации доходили до меня. Это была настоящая музыка. К сожалению, их дети не говорят на языке их родителей, и мне неинтересно слушать их ругань.
    Мои картины лишены всякого реализма. Я к этому и не стремился. Нет здесь никакого глубокого смысла, во всяком случае, при создании этих работ, ни о чём таком я не думал. Герои моих картин попадают в иррациональные, абсурдные ситуации, но и их прототипы, мне также кажутся пришельцами из другого измерения.
    В заключении хочу сказать, все герои и ситуации вымышлены, всякие совпадения с реальными людьми и событиями являются случайными».
    Презентация работ с участием автора состоялась 21 мая.


ПОЗДРАВЛЯЕМ

ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНУ БОЕВУ
с присвоением званияПраведник народов Мира

    Семья Боевых — Ольга и ее дочери Любовь и Надежда в годы оккупации Харькова спасли Марию Косую, бежавшую из харьковского гетто.
    Мы очень рады, что, наконец, справедливость восторжествовала. Дело №7670 на присвоение звания «Праведники мира» семье Боевых находилось в комиссии Яд Вашем на рассмотрении с 1994 года и было отложено, несмотря на то, что спасенная жива, а в 1941 году ей было 20 лет.
    15 мая 2007 года комиссия Яд Вашем пересмотрела дело семьи Боевых и признала их Праведниками Мира.
    Из семьи спасителей жива только Любовь Владимировна.


ИМЕНА.    ЛИЧНОСТИ

РАЗНЫЕ   ГРАНИ   ТАЛАНТА
ЛЕОНА   КОПЕЛЬМАНА

    Личность черновицкого художника Леона Озиасовича Копельмана (1904 - 1982) привлекает постоянное внимание не только художников, но и многочисленных ценителей искусства г. Черновцы. Однако за пределами Буковины его имя мало известно, хотя достойно более широкого признания. К счастью, Черновицкий художественный музей обладает наибольшей по числу произведений коллекцией этого художника, а также многочисленным архивом, включающим документы, фотографии разных периодов жизни, личные вещи. Столь полное собрание произведений мастера попало в музей благодаря жене художника Шарлотте Зильберштейн, которая передала собрание музею, и только небольшая часть из общего числа была закуплена. Это позволило сотрудникам музея всесторонне изучить и осмыслить наследие незаурядного художника, расставить акценты в богатом и неоднозначном собрании его произведений. На первый взгляд жизнь художника протекала спокойно, без внешних драматических потрясений. За внешним спокойствием скрывалась интенсивная творческая деятельность, а подчас и необходимость идти на компромисс с собственными убеждениями для сохранения главного — личности художника. В силу сложившихся обстоятельств творчество Копельмана в разные периоды жизни кажется неоднозначным, даже неравноценным по уровню мастерства. Однако, чтобы понять и оценить это, необходимо знать основные вехи жизненного пути этого талантливого художника, которые отражают реалии сложной и драматической эпохи еще не столь отдаленного прошлого.
    Будущий художник родился 25 мая 1904 года в селе Старый Волчинец Глыбокского района Черновицкой области в семье служащего. В начале 1920-х годов закончил еврейскую гимназию в Черновцах. В 1924 году ему удалось поступить в академию искусств во Флоренции — одном из известнейших центров мирового искусства. Обучаясь в академии на факультете живописи в мастерской известного художника Феличе Карена он, однако, увлекся графикой. Формирование творческой личности художника припало на годы, насыщенные сложными политическими и социальными потрясениями и интенсивной художественной жизнью, куда органично вплетались различные модернистские течения — кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм и другие.
    Чуткий ко всему новому и прогрессивному юноша не мог не примерять новые стили к собственному мировосприятию. Во время обучения в академии и вскоре после ее окончания он создал серию выразительных, насыщенных глубоким философским смыслом автопорт­ретов в техниках ксилографии и офорта. В графических листах в емких, лаконичных образах автор своеобразно отражал существующую действительность.
    После окончания академии Копельман вернулся в Черновцы, где прошла вся его дальнейшая жизнь. В художественной среде города в 1930-х годах преобладала реалистическая живопись. На этом фоне творчество Копельмана отличалось стилистической самобытностью и глубокой философской насыщенностью. Молодой художник активно включается в культурную жизнь края. Он создает серию гравюр, содержащих политический протест: «Кресты», «На старом заводе», «Сбор податей». Неординарные произведения привлекли внимание критиков и были названы в черновицкой прессе «революционными манифестами».


Отчаяние, 1926 г., офорт


Еврейская легенда, 1932 г., ксилография

     Многочисленное творческое наследие Копельмана включало кроме творческой работы и промышленную графику: рекламу черновицких предприятий, этикетки, афиши а также экслибрисы. Большая часть этой продукции хранится в коллекции Черновицкого художественного музея ( свыше 400 разнообразных произведений).
    Завесу над кардинальным изменением творческого кредо мастера в послевоенные годы приоткрывают факты его биографии, оставившие неизгладимый след в его дальнейшей судьбе. В документах, хранящихся в архиве музея, в частности, содержатся сведения о том, что юноша, закончивший в Черновцах еврейский лицей, был записан румыном. После окончания такого престижного учебного заведения, как Флорентийская академия художеств, он должен был сдавать экзамены в Бухарестской школе изящных искусств на подтверждение права преподавания рисунка и каллиграфии в учебных заведениях Румынии. Во время войны он вынужден был жить в черновицком гетто, о чем свидетельствует удостоверение личности с желтой шестиконечной звездой. Эти факты, отчасти, объясняют неоднозначность личности художника и компромиссы, к которым он прибегал в дальнейшем во имя собственной безопасности и возможности спокойно трудиться.
    Действительно, в послевоенные годы стилистическая манера Копельмана радикально изменилась. В определенной мере это отражало политическую ситуацию в стране во второй половине ХХ столетия. Отныне Копельман стал работать в русле официально признаного искусства так называемого «соцреализма», обращался в основном к пейзажным произведениям, выполненным в акварельной технике. Он создал множество видов Черновцов и их окрестностей, карпатских ландшафтов, портретов передовиков черновицких предприятий и сельских тружеников Буковины. В областной прессе его отныне стали называть «певцом старого города». Добротные по композиции и рисунку картины отличались скрупулезным отображением каждой детали, тяготея порой к академичности. Однако отмеченные профессионализмом работы утратили самобытность манеры, своеобразие и свежесть восприятия.
    Леон Копельман умер 8 сентября 1982 года и был похоронен на еврейском кладбище в Черновцах. Трудами сотрудников музея был исследован фонд произведений Копельмана и создан экспозиционный раздел, где представлены наиболее талантливые произведения раннего (1920-30-е гг.), наиболее плодотворного периода его творчества. В 1994, 2004 годах были организованы персональные выставки, посвященные 90 и 100 летним юбилеям со дня его рождения.


Автопортрет с цветком на фоне пейзажа,
1927 г., офорт

    В 2007 выпущено второе издание буклета этого незаурядного мастера. В памяти потомков он всегда останется глубоко интеллигентным человеком, талантливым художником, великим тружеником, посвятившим всю свою жизнь благородному делу — воспеванию прекрасного.

Елена Гужва, Черновцы.
Областной художественный музей.
Специально для «Дайджест Е»


ПАМЯТИ   МСТИСЛАВА ЛЕОПОЛЬДОВИЧА   РОСТРОПОВИЧА

   Всемирно известный музыкант, народный артист СССР Мстислав Леопольдович Ростропович скончался на 81-м годужизни.
    Знаменитый виолончелист умер в одной из московских больниц после продолжительной болезни, сообщает радиостанция «Маяк».
    Не стало легендарной по масштабу личности, великого музыканта, чье имя навсегда вписано в летопись мировой культуры, Свобода — вот слово, определявшее все его творчество и жизнь.

ХАРЬКОВСКИЙ МУЗЕЙ ХОЛОКОСТА И ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ «ДРОБИЦКИЙ ЯР» БЛАГОДАРЯТ ЗА ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ В МАЕ 2007 ГОДА

Харьковское отделение Американского Распределительного комитета «Джойнт»
(директор Шира Гениш)

Благотворительный фонд «DAAR»
(директор Наташа Блейзер, Хьюстон)

Всеукраинский благотворительный фонд «ДАР»
(Председатель правления Валентина Подгорная, Киев)

Жанну Аршанскую-Доусон
(Орландо, США)


Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: volovik@vlink.kharkov.ua