2008
декабрь
№1 (102)

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ВСТРЕЧАЯ  2008-й  ГОД

    Для еврейского сообщества 2008-й принесет букет юбилеев.
    Во-первых, исполняется 60 лет образования государства Израиль.
    Во-вторых, 20 лет начала возрождения еврейской культуры, духовности, религии в распавшейся стране под названием — СССР. В апреле 1988 года возникли первые еврейские организации и газета в Эстонии. В июле 1988 года была зарегистрирована первая в Украине еврейская организация — Черновицкий еврейский общественный культурный фонд, который возглавил Иосиф Зисельс, осенью — в Киеве.
    22 ноября в Харькове был создан общественный комитет «Дробицкий Яр» при Харьковском отделении Украинского фонда культуры, юридически зарегистрирован под названием «Харьковский областной комитет «Дробицкий Яр».
    В-третьих, исполняется 20 лет особо знаковому событию, происшедшему в еврейской жизни Харькова в июне 1988 года. Малочисленная группа еврейских активистов начала энергично заниматься регистрацией общины иудейского вероисповедания и эта же группа начала вести активную борьбу (иначе и не назовешь события тех лет - ред.) с режимом за возращение синагоги на Пушкинской.
    Обо всех этих юбилеях мы постараемся вспомнить на страницах нашей газеты по мере их приближения.

Леонид Леонидов
Специально для «Дайджест Е»


15 ШВАТА (22 ЯНВАРЯ)
ТУ-БИ-ШВАТ

    Этот праздник не является ни праздником из Торы, как Песах, Шавуот, Суккот, Рош а-Шана или Йом-Кипур; ни днем памяти, установленным мудрецами, как Ханука, Пурим или 9 Ава. Празднования Ту-би-Швата установились постепенно, наслаивая один обычай над другим.
    Все праздники в Торе связаны с жизнью в стране Израиль, но когда римляне изгнали наших предков из Эрец-Исраэль, евреям пришлось перестроить свои головы и на полтора тысячелетия «отключиться» от Страны. И все праздники были перестроены на выживание в изгнании. Песах перестал быть праздником Храма, а остался лишь праздником семейным; в Шавуот была забыта жатва пшеницы и праздновалось лишь Дарование Торы; в Суккот мы уже не веселились из-за сбора урожая, а все веселье было переведено на Симхат Тора — Радость Торы и на сидение в шалашах, как памяти о хождении по Пустыне. Все это было сделано не по своей воле, а под давлением тяжелейших обстоятельств. В галуте (изгнании) евреи были вынуждены убрать из многих праздников Эрец-Исраэльный аспект, потому что иначе они не смогли бы выжить. Мечта восстановить государство в своей Стране была настолько сильной в начальный период потери независимости в конце эпохи Второго Храма, что евреи подняли больше мощных восстаний против Римской Империи, чем любой другой народ. Количество евреев, погибших за три восстания против Рима (в 70 году — Великое восстание, в 115 году — Восстание Диаспоры и в 135 году — восстание Бар-Кохбы) составляет примерно 2 млн. человек. Страна была почти полностью уничтожена. И если бы евреи не задавили сами в себе эту страстную жажду Эрец-Исраэль, то народ мог бы быть просто физически уничтожен. Поэтому вавилонские Мудрецы Талмуда специально «заблокировали» страсть к восстановлению еврейского государства в Эрец-Исраэль. В частности, они зачастую не разрешали своим ученикам вернуться в Страну. В Талмуд были внесены «три заклятия», провозглашавшие невозможность начать войну за Землю Израиля и т. п. Все праздники, вся еврейская культура и религия постепенно были переделаны под галут — ибо это было необходимо, чтобы выжить в галуте.
    В XVI веке, когда евреи стали возвращаться в Страну Израиля, то оказалось, что все «обычные» праздники, которые в Торе должны были быть связаны с Эрец-Исраэль, теперь уже с этим не связаны, евреи привыкли уже воспринимать их по-другому. Стало необходимым установить специальный праздник, связанный именно со страной, а не с теми аспектами сельского хозяйства, которые праздновались с древности и которые не были актуальны в то время. Ариэль (р. Ицхак Лурия) выбрал в качестве такой даты Ту-би-Шват, и на этот день «навесил» празднование Эрец-Исраэль. Именно таков классический еврейский подход: если нужно сделать новый праздник, то берем подходящую старую дату из календаря и «навешиваем» на нее обновленное содержание.
    Был введен обычай в Ту-би-Шват есть плоды Эрец-Исраэль; прежде всего — те плоды, которыми славится Страна, а именно: финики, инжир, гранаты, виноград и маслины, а также пшеница и ячмень. Празднование наполненного мистическими смыслами «фруктового седера Ту-би-Шват» усиливало связь евреев с Эрец-Исраэль и акцентировало жажду возвращения к ней. И обычаи, которые установил Ариэль, были приняты всеми еврейскими общинами, во всем мире, и поэтому все общины празднуют сегодня Ту-би-Шват по его канонам.
    В последние века, когда началось новое сионистское движение по возвращению евреев в свою Страну, этот праздник приобрел еще один смысл. Когда в 1880-х годах сионистские «первопроходцы» начали развивать сельское хозяйство в Эрец-Исраэль, то они обнаружили, что страна почти совершенно опустела. Арабы никогда не заботились об экологии Страны, и поэтому почти вся растительность была вырублена, а оставшуюся поели козы (которых Талмуд запрещает разводить в Стране). Замечательное описание Марком Твеном его путешествия по Святой Земле в середине ХІХ века: «Страна эта совершенно пуста и безлюдна, нет ни деревца, ни кустика, едешь целый день и видишь только голые скалы. И ведь когда-то это была замечательная страна, очень плодородная, которая кормила громадный народ. А теперь она вымерла и умерла, и, по-видимому, ничего в ней никогда не будет».
    Конечно, в середине ХІХ века Марк Твен никак не мог предположить, что евреи вдруг «проснутся» и придут строить Страну — а ведь действительно, пока евреи не возвращаются в Эрец-Исраэль, она не может расцвести, ибо таков удивительный закон здешней природы. Когда сионистские первопроходцы, увидели запустение страны и необходимость срочно сажать деревья, то они, решив установить праздник посадки деревьев, выбрали для его даты Ту-би-Шват. Они добавили к этому дню новый аспект, установив его в качестве «нового года посадки деревьев» (хотя исходно это был «новый год урожая деревьев»). Так шло продвижение от только лишь «поедания плодов» к «посадке деревьев» — первопроходцы сионистского движения активно продвигали в жизнь возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль, поэтому их способ празднования Ту-би-Шват активен, и он в посадке деревьев.
    Необычайно актуален в наше время и лозунг первых сионистов, провозглашенный в 1884 г.: «У каждого народа ровно столько неба над головой, сколько земли под ногами»,

По материалам П. Полонского


К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ КАТАСТРОФЫ

    В каждой стране, в каждом городе, который был оккупирован нацистами во Второй мировой войне есть своя трагическая дата, когда были зверски уничтожены его жители, когда нацисты расправились с евреями больших городов и маленьких местечек и сел. По прошествии более 60 лет на местах трагедий живущие теперь люди вспоминают о страшном прошлом и судьбах нацистских жертв, чтобы никогда не допустить повторения пройденного. Польский городок Освенцим (Аушвиц) стал символом жестокости, воплощением самых темных сторон человеческой натуры. 27 января 1945 года советская армия освободила этот лагерь смерти, где были уничтожены несколько миллионов людей, два миллиона из которых были евреи. Генеральная ассамблея ООН приняла решение об учреждении 27 января Международного Дня Холокоста.
    Общественная организация «Харьковский музей Холокоста» проводит в январские дни памяти Катастрофы ряд просветительных мероприятий, главная цель которых рассказать о том, как это было, выслушать тех, кто пережил Катастрофу, призвать всех никогда не оставаться равнодушными и призадуматься, к чему могут привести человечество любые фобии и неверно принятый выбор. Нам надо помнить, что наша планета, сотрясаемая природными катаклизмами, в мире с высокими технологиями, достаточно невелика, чтобы позволить себе разобщать живущие на ней народы и призывать к ненависти и уничтожению. Это — путь в никуда, и мы должны помнить, к чему это привело в ХХ веке.

Гл. редактор

КОНЕЧНАЯ СТАНЦИЯ - ОСВЕНЦИМ

    …9 ноября 2007 года с железнодорожной станции во Франкфурте отправился необычный состав. За полгода следования «Поезд памяти» пересечет германские земли и завершит свой путь в бывшем нацистском концлагере Аушвиц.
    За шесть месяцев в дороге уникальная передвижная выставка, посвященная трагической судьбе депортированных нацистами в концлагеря во время Второй мировой детей, сделает остановки в более чем в 30 городах и напомнит их жителям о том, что происходило шесть десятилетий назад. Цель маршрута «Поезда Памяти» – ад на земле, его протяженность – 2 тысячи миль и 65 лет в прошлое. А задача — призвать немцев никогда больше не допустить повторения пройденного.
    По расчетам организаторов выставки, поезд достигнет своей конечной станции — польского городка Освенцим накануне 8 мая, когда будет отмечаться 63-я годовщина победы над фашизмом, пишет журнал «Шпигель».
    Четыре вагона, которые поведет за собой архаичного вида паровоз 1921 года выпуска, расскажут посетителям выставки о бездушном механизме геноцида, леденящих кровь ужасах того времени и дадут этому оценку с точки зрения современного гуманизма.
    Среди экспонатов – маршрутные карты «Рейхсбанна» (нацистского предка современного «Дойчбанна»), письма узников, хронологические справки, постановления, инструкции и официальные документы, рассказывающие о роли в истории Холокоста немецкой железной дороги.
    Кроме того, в экспозиции представлены рисунки, записки и даже стихи некоторых пассажиров «Поездов смерти» — пассажиров, которым уже никогда не довелось вернуться назад. Им – еврейским и цыганским детям из Германии, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии, Греции, Польши и республик бывшего Советского Союза, и посвящена эта выставка.
    Кроме того, организаторы хотят также рассказать о героях подполья и Праведниках Мира, спасавших детей из концлагерей. Инициаторы акции надеются, что в дороге экспонатов существенно прибавится – члены экипажа поезда станут не только экскурсоводами, но и исследователями. В населенных пунктах, через которые пролегает маршрут «Поезда памяти», его пассажиры будут собирать информацию, фотографии, документы, искать следы переживших Холокост детей.
    «Имперская железная дорога была главным средством транспортировки схваченных нацистами евреев и цыган в лагеря, - объясняет один из организаторов выставки Ханс Рудигер-Миноу. - В то время зачастую случалось так, что следы терялись, и после войны о судьбе депортированных можно было узнать только из железнодорожных документов».
    …Марго Кляйнбергер было только 11, когда ее вместе с другими детьми депортировали из Ганновера: «После всех мытарств на городских улицах, где над нами часто издевались только за то, что мы были евреями, многим детям казалось, что поезда отвезут нас в другие, лучшие края», - вспоминает она, - но не выжил почти никто»…
    Жертвами фашизма в годы Второй мировой войны становились не только взрослые. По меньшей мере полтора миллиона детей и подростков в период с 1940 по 1944 год были схвачены нацистами и отправлены в конц­лагеря. Только 10 процентам из них посчастливилось выжить.
    Об участии немецкой железнодорожной системы в массовых депортациях времен Холокоста впервые заговорили в полный голос только год назад. Бывший тогда министром транспорта Германии Вольфганг Тиффензее предложил провести на железнодорожных вокзалах Германии выставку «11 тысяч еврейских детей: по «Рейхсбанну» — к смерти». Организованная известным французским антифашистом Битом Кларсфельдом выставка, включающая в себя 150 фотографий, была показана на французских станциях и имела успех. По мнению министра, она бы заставила немецкую молодежь призадуматься о возможных последствиях неверного политического выбора.
    Но министру-социалисту Тиффензее вдруг энергично возразил глава национального железнодорожного перевозчика «Deutsche Bahn» Гартмут Мехдорн, мотивировав отказ финансовыми, организационными и техническими причинами.
    «Тема слишком серьезна для того, чтобы пережевывая дорожный бутерброд и опаздывая на поезд, сопереживать несчастным жертвам Холокоста», — сказал тогда глава «Дойчбанн».
    Однако у нежелания Мехдорна размещать выставку на вокзалах могут быть и другие причины.
    Хотя «Дойчбанн» не отрицает своей причастности к депортациям, привлечь внимание тысяч пассажиров компании к темному прошлому немецких железных дорог — равноценно публичному признанию соучастия государственной транспортной компании в Холокосте. А это могло бы создать нежелательный прецедент. Ведь 10 процентов бывших пассажиров «Поездов смерти» выжили, получив в лагерях душевные и физические травмы, а многие остались инвалидами. И их полное право – через суд потребовать у национального перевозчика компенсаций за перенесенные страдания и подорванное здоровье.

Материал подготовил Григорий Желнин


ШАГ В ИСТОРИЮ
Яков Хонигсман, Львов

ОСВЕНЦИМ ДО КАТАСТРОФЫ

    Освенцим, где самое большое еврейское кладбище в Европе, был на протяжении нескольких сот лет важным центром экономической и религиозной жизни евреев Западной Галиции и всей юго-западной Польши.
    Освенциму – центру уничтожения нескольких миллионов людей, в том числе, более двух миллионов евреев из Польши, Венгрии, Словакии и других стран Европы, выдающийся ученый и поборник мира лорд Э. Рассел посвятил ряд страниц в своей знаменитой книге «Проклятие свастики», переведенной на многие языки народов Европы и Азии (Москва, ИЛ, 1954). Автор писал: «Небольшой польский городок Аушвиц (Освенцим) с населением в 12 тысяч человек, расположенный на расстоянии160 миль к юго-западу от Варшавы, был до войны неизвестен за пределами Польши. Его географическое положение очень неудобно. Он находится на дне неглубокой впадины и окружен прудами со стоячей водой. Воздух там сырой, зловонный и вредный. Жизнь в течение тысячелетия обходила его стороной потому, что там на страже стояла смерть».
    Но смерть стояла там на страже лишь с приходом гитлеровских варваров. До войны в этом городе бурно развивалась еврейская жизнь. В 30-50-х годах ХV века в Чехии вспыхнуло революционное гуситское движение, в результате которого произошла секуляризация церковных земель. Этим воспользовался польский король Казимир Ягаллончик (1427-1499) и присоединил в 1564 г. Освенцимское княжество к своим владениям. Чтобы ускорить хозяйственное развитие этих земель, он пригласил туда евреев, пожаловав им право проживать в Освенциме и его окрестностях, строить синагоги, ритуальную баню, закладывать кладбище и религиозные школы, заниматься товарообменом и разными ремеслами. Так возникла в Освенциме еврейская община со своим автономным кагалом и кагальной структурой.
    Евреи поселились в северной части Освенцима, а затем расширили свое проживание на улицы возле замка и городского рынка. Вся их жизнь сосредотачивалась вокруг синагоги, построенной в 1558 г., и кагала. Улица получила название Еврейской. Сейчас евреев в городе нет, а старая еврейская улица названа по имени героя Костюшковского восстания 1294 г. полковника Берка Йоселевича. В 1559 г. город получил магдебурское право, заимел свой городской Совет, в котором заседали только католики – чехи, немцы и поляки. Евреев в городской совет не допустили. Но в отличии от других городов там возникли еврейские цехи, объединявшие несколько десятков мастеров портняжного и скорняжного дела, сапожников и рымарей.
    В 1772 году освенцимская земля была завоевана австрийскими войсками. В городе разместился военный гарнизон. Его обслуживали еврейские ремесленники, портные, обувщики, рымари и другие. Это привело к оживлению экономики города и его окрестностей. Освенцим стал важным центром торговли и ремесла в юго-западной части Польши. Население города составило в конце XVIII в. более 2500 жителей, половина из них – евреи. Многие евреи работали на возникших в городе кожевенной и суконной мануфактурах, организованных Яковом Берманом.
    На протяжении первой половины ХІХ в. хозяйственное положение Освенцима и его жителей значительно окрепло. Возникли новые ремесленные цеха в химической и лесопильной промышленности. Евреи города разводили рыбные хозяйства на арендованных прудах, товарную рыбу возили в Краков и города Силезии.
    В первой половине ХІХ в. численность населения Освенцима значительно увеличилась. Появилась местная интеллигенция, среди которой было немало евреев. В 1861 г. был создан краевой сейм Галиции, а еще через 6 лет была опубликована первая Конституция, по которой Австрия превратилась в дву­единую Австро-Венгерскую монархию. Евреи были уравнены в правах. В 1867 г. в Освенциме проходили выборы депутатов в городской совет. Было выбрано 24 радных, т. е. членов совета, в том числе 9 евреев. По их инициативе были учреждены новые школы, в том числе, еврейская школа и первая государственная гимназия. В 1876 г. знаменитый раввин Чадик Хаим бен Арье-Лейб Хальберштам основал в Освенциме филиал краковской иешивы, прославившейся глубокими талмудическими знаниями ее выпускников. Эту иешиву расширил Рабин Соломон Бен Натан Хальберштам из Бобово (1847-1906) и его внук Бен-Цион Хальберштам (1877-1941).
    В 1880 г. число горожан Освенцима составило 4754 человека, а том числе, было 2565 евреев. Многие из них вели широкий товарообмен с купцами Силезии и Германии. Возникли новые ремесленные мастерские в химической и горнодобывающей промышленности, товары которых вывозили в западные рай­оны Австро-Венгерской монархии. В конце ХІХ в. в Освенциме появилось много новых промышленных предприятий. Была основана большая фабрика ликероводочных изделий Якова Габрефельда, заводы кирпича, кровельной толи и производство асфальта, лесопромышленные предприятия Натансона и Мальцера, фабрика паркета и кровельной толи Вольфа и Ландау, предприятие по производству красок, мыла, бумаги и канцтоваров Шенкера.
    Еврейская община в Освенциме укрепилась и могла подчинить своему влиянию ряд малых общин в Кенты, Грабово, Бендзин и др., а так же еврейское население, проживающее в селах всего округа. Еврейская жизнь по-прежнему была сосредоточена вокруг новой синагоги, построенной в 1863 г., малых молитвенных домов и клубов различных еврейских общественных организаций, объединявших местных купцов, ремесленников и рабочих местной промышленности. Евреи Освенцима активно участвовали в политической жизни города. Наибольшим влиянием в этой среде пользовались консервативные партии ортодоксов и хасидов Агудат Исраэль. Огромной популярностью в Освенциме в межвоенное время пользовалась большая иешива рав. Шломо Справедливого. Выпускники этого учебного заведения, как правило, всегда получали приглашения занять должности раввинов в малых местечках Западной Галиции и Силезии. Иешива рав. Шломо Справедливого стала цент­ром талмудической студии в Западной Галиции. Наряду с этой большой иешивой функционировали талмудические школы-иешивы хасидов — сторонников цадиков Натана Хальберштама и его внука Бен-Циона. Он был основателем большой иешивы в Бобове.
    Популярностью среди хасидов Освенцима пользовался цадик из Бэлза Исахар Дов (1854-1927), стоящий во главе ортодоксальной организации Махзика ха Дат и его сын Аарон (1880-1957), которому чудом удалось спастись от гитлеровских бандитов в 1941-44. В 1944 г. ему удалось уехать через Венгрию в Палестину. В 30-х годах по инициативе освенцимской еврейской общины и депутатов городского совета, в котором было двенадцать авторитетнейших представителей еврейской общины Освенцима, были учреждены две еврейские библиотеки, еврейские общественные организации, семь хедеров, в которых учащиеся изучали не только религию и историю евреев, но и светские дисциплины. Перед войной в Освенциме работали две еврейские средние школы-гимназии, два еврейских любительских театральных коллектива. Еврейские дети учились так же и в государственной польской гимназии им. Ст. Конарского, выпускники которой весьма успешно продолжали учебу в польских и заграничных высших учебных заведениях. Из пяти адвокатов Освенцима трое были евреями, а из восьми врачей половина тоже была евреями.
    Перед началом войны в Освенциме функционировали женские еврейские организации, занимавшиеся благотворительностью и распространением светских знаний среди еврейских и нееврейских граждан города. В городе работали 4 еврейских спортивных клуба, мужские и женские хоры и оркестры, 3 библиотеки с большим количеством литературы на идиш, древнееврейском, польском и немецком языках. Любительские драмстудии каждый месяц ставили новые пьесы еврейских и польских авторов.
    Перед началом агрессии гитлеровской Германии на Польшу в Освенциме был основан ряд новых предприятий машиностроительной и химической промышленности. Возникли новые учреждения культуры. Все это было уничтожено с началом немецкой агрессии на Польшу в сентябре 1939 г. Как только нацисты захватили Освенцим, они подожгли большую синагогу, разрушили еврейское кладбище, разграбили еврейские библио­теки и местный музей, уничтожили другие учреждения культуры. В октябре 1939 г. Освенцим был переименован в Аушвиц и включен в границы третьего рейха.
    18 февраля 1941 г. оккупанты объявили о выселении евреев Освенцима в города Хжанов, Бендзин и Сосновец. Их квартиры были разграблены и переданы под жилье прибывшим немецким оккупантам. Часть еврейского населения была арестована в облавах и депортирована в концлагеря, в том числе, и в огромнейший концлагерь смерти, строи­тельство которого началось. Многие освенцимские евреи были уничтожены в своем родном городе, в созданном конц­лагере Аушвиц, предназначенном для «окончательного решения еврейского вопроса» в Европе. В 1942 г. город Освенцим был полностью очищен от евреев. От семитысячной еврейской общины осталось в живых только 70 человек.
    После войны в Освенцим вернулись раввин Куперман, доктор Моше Гольдберг и еще несколько десятков евреев. Они сразу же взялись за восстановление еврейского кладбища и синагоги. Восстановить еврейскую общину в городе, ставшем кладбищем, было невозможно. Долгое время после войны в Освенциме проживал один – единственный еврей, который был занят упорядочением еврейского кладбища, восстановлением синагоги (газета «Дайджест Е» №10, 2000 г. печатала о нем статью Мошковичаред.) Освенцим стал кладбищем евреев, и теперь там нет ни одного еврея.

Передано в редакцию автором


JTA СООБЩАЕТ

Дан Голдберг

В  ПОИСКЕ  ШИНДЛЕРА

    Имя Леопольд Пфефферберг было совершенно непроизносимым для американских чиновников, поэтому в 1947 году на Эллис-Айленде они изменили его на Леопольд Пейдж.
Однако у нацистов подобных проблем не возникло. Они сократили его до номера 69006.
    Родные и друзья Пфефферберга называли его просто Полдек.
Если бы не настойчивость этого человека, пережившего Холокост, писатель Томас Кенилли не получил бы Букеровской премии в 1982 году за «Список Шиндлера», а режиссер Стивен Спилберг не получил бы своей первой премии киноакадемии Оскар в 1994 году за экранизацию этой книги.
    Но куда важнее то, что если бы не несгибаемый дух Полдека, Спилберг мог никогда не учредить фонд Шоа, архив более 52000 свидетельств, рассказанных на 32 языках пережившими Холокост из 56 стран.
    Сейчас, спустя 25 лет после написания «Списка Шиндлера», Кенилли написал полуавтобиографическое продолжение «В поисках Шиндлера», которое рассказывает о том, как случайная встреча с Полдеком в 1980 году в его магазинчике «Handbag Studio» в Беверли-Хиллс повлекла за собой цепь невероятных событий, коснувшихся миллионов людей по всему миру.
    «Полдек был свечой зажигания, а я — лишь одним клапаном в двигателе, — скромно говорит 70-летний Кенилли в беседе с корреспондентом JTA в его доме в Сиднее. — Я считаю себя просто катализатором. Я не был великим героем-зачинщиком».
    Полдек, неугомонный владелец магазина, на протяжении десятилетий пытался заразить своей историей спасения каждого писателя, который появлялся на пороге его магазина. Когда он встретился с Кенилли, рекламу книги которого он только что прочел в журнале «Ньюсуик», Полдек необычайно оживился.
    «Я знаю прекрасную историю, - сказал Полдек писателю. - Это история не только для евреев, она - для всех. Это самая грандиозная история гуманизма, человек человеку». Австралийский писатель отнесся к этой эскападе скептически. «Я никогда не слышал, чтобы слова шли прямо из души так ясно, не видел такого колоритного восточного европейца с густым баритоном и басовыми обертонами в голосе и интонациями, полными жизни, как Леопольд Пфефферберг/Пейдж», - пишет он в первой главе своей новой книги.
    Полдек, 173-й номер в знаменитом списке Шиндлера, рассказал Кенилли, как его самого и его жену спас «полный пьяница, торговец черного рынка и шарлатан» Оскар Шиндлер, германский промышленник, который рисковал собственной жизнью во имя спасения 1200 евреев в самом конце Второй мировой войны.
    Кенилли, который шесть лет учился в семинарии на католического священника, прежде чем решил стать писателем, сказал, что две вещи подкупили его в истории с Полдеком. «Я смотрел на его большое честное лицо и думал: «Что в нем такого, что заставило европейцев поверить, что он - вирус на теле европейской цивилизации и его следует уничтожить?» - пишет Кенилли, который родился в семье ирландских иммигрантов.
    Кенилли был так же восхищен Шиндлером, чья героическая порядочность укоренилась в продажности и алчности бизнесмена. «Оскар был мерзавцем-спасителем, - написал Кенилли. - Писатели любят парадоксы — а тут невозможно было сказать, где заканчивались его альтруистические намерения и где начинался оппортунизм».
    У Кенилли ушло два года на беседы с людьми, спасенными Шиндлером - в Соединенных штатах, в Израиле, Австралии и Европе - и просмотр тысячи документов, чтобы написать книгу.
    Еще десять лет прошло, прежде чем Спилберг сделал фильм, несмотря на невероятные усилия Полдека, который пытался воздействовать на голливудского режиссера через его мать — он часто захаживал в ее кошерный ресторан и неутомимо повторял свою мантру: «Оскар за Оскара!».
    История показала, что Полдек был семь раз прав.
    «Список Шиндлера» вычерпал все премии киноакадемии 1994 года, что происходило на глазах двух людей, без которых этого бы не случилось: скромного австралийского писателя с пиратским хохотом и шкиперской бородкой и евреем из Кракова.
    Полдек скончался в 2001 году.
    Для Кенилли 25 лет, прошедшие после публикации «Списка Шиндлера», были совсем иными. Автор удостоился мирового признания, встретился с президентом Биллом Клинтоном и был представлен охотнику за нацистами Симону Визенталю в ночь премьеры фильма в Вене. Полиция так опасалась нацистских инцидентов в тот вечер, что к группе Спилберга были приставлены охранники.
    Сейчас на двери кабинета Кенилли прикреплена мезуза.
    «Часть еврейской сути состоит в том, чтобы чтить ушедших, — сказал он. — Я чувствую, что тоже должен занять место ушедших, хотя я и нееврей».
    Кенилли жалеет и палестинцев, он говорит, что они «те, кто избран заплатить за страшные европейские преступления против иудаизма».
    Автор книги посмертно выполняет одно из обещаний, которые он дал Полдеку.
    «За любой историей всегда есть своя история, — сказал Кенилли. — Когда Полдек был еще жив, я обычно говорил: когда-нибудь я напишу о тебе книгу».
    «В поиске Шиндлера» — это и есть обещанная книга.


JTA СООБЩАЕТ

РЕДКАЯ  МАРКА

    На конверт, в котором прислали открепительный талон, была приклеена очень редкая марка «Перевернутый Дженни», стоимость которой составляет, по меньшей мере, 200000 долларов. В 1918 году таких марок было выпущено всего 100 штук. Коллекционеры уже 88 лет гоняются за ними в попытке отыскать все до одной.
    По иронии судьбы марку невозможно отклеить, так как конверт с ней по закону нельзя извлекать из контейнера, в котором он находится. К тому же, жертва оказалась напрасной. На конверте не было указано имя отправителя. Так что его голос при голосовании все равно не учли.
    Марку обнаружил комиссар округа Бровар Джон Родстром (John Rodstrom) во время просмотра открепительных талонов. Когда-то Родстром собирал марки, поэтому без труда узнал редкий экземпляр. Несмотря на это, он выполнил свой долг до конца и опечатал коробку с талонами. В таком состоянии она будет храниться 22 месяца. После их истечения она попадет в юрисдикцию окружного главы избирательной комиссии. Обычно открепительные талоны уничтожаются. Возможно коллекционерам удастся достучаться до главы избиркома, но пока она молчит, словно воды в рот набрала.
    В октябре 2005 года блок из четырех таких марок был продан за 2,7 миллиона долларов.
КЛУБ  ЗНАМЕНИТЫХ  ХАРЬКОВЧАН
Юрий Грот, Харьков

ЭТОТ  НЕПОСТИЖИМЫЙ  БЛЯХ


Владимир Блях

    История сохранила для нынешних поколений имена далеко не всех новаторов, сумевших в минувшем веке сказать нечто новое в спорте, футболе, оставить потомкам ристалища, занявшие нынче далеко не последнее место в нашей жизни. Но мы обязаны воздать должное тем энтузиастам, которые, если и не открывали принципиально нового в спортивном «лексиконе», то всеми силами стремились сделать такие открытия достоянием, как тогда принято было говорить, «широких масс», популяризировали, «несли в народ» сами идеи физической культуры. Владимир Блях был именно таким. Спортсмены Харькова первого «советского» поколения считали его не просто ярким лидером, а родоначальником новой эпохи в физической культуре в нашем городе.
    До спорта ли, казалось, было в 20-е годы истерзанной войнами и революционными катаклизмами молодой советской Украине? На гребень волны тогда взлетали дилетанты-пустозвоны, начисто отрицавшие едва ли не все разумное, достигнутое «старым строем». Но наряду с такими «проповедниками революционных идей» в ту пору на авансцену вышли и вожаки-энтузиасты, умевшие убеждать делом, собственным примером, силой логики и знаний. Владимир Блях, впрочем, не был в городе новой фигурой. Его еще «при царе» знали, как достойного представителя популярной медицинской семьи и организатора не самой, правда, сильной, но наверняка интересной футбольной команды «Модерн». Правда, начинать свою футбольную карьеру еще юношей, в 1909 году, ему довелось в поселковой команде «Рыжов». Теперь этот кряжистый, дышащий энергией молодой врач, покорявший собеседников высочайшей эрудицией и скромностью, великолепно знавший не только анатомию, но и физиологию спорта, решил отдавать свои богатейшие знания и опыт тем, кто его окружал, с кем он, заядлый игрок, встречался на зеленых газонах «Феникса» и «Гельферих-Саде». Когда в столичном Харькове был сформирован орган, взявший на себя проблемы развития спорта в республике, — Высший Совет Физической Культуры, его секретарем, а затем председателем научно-методического совета стал Владимир Абрамович Блях.
    Вместе с коллегами и партнерами он, не знавший усталости, старался направлять в правильное русло самые первые шаги физкультурной «отрасли» искавшей свое «лицо» республики. Это по его настоянию в Харькове начал действовать первый и единственный в Украине Дом физической культуры на Марьинской, 14, в котором подготовили самых первых общественных организаторов — инструкторов физической культуры. Блях принял деятельнейшее участие в подготовке выпуска самого первого в украинской истории специализированного печатного органа, журнала «Вестник физической культуры». Необычайно полезные аналитические, доходчиво написанные статьи Владимира Абрамовича публиковались чуть ли не в каждом его номере. И первым председателем редколлегии — строгим, придирчивым, делавшим, кажется, все от него зависящее, чтобы их первенца полюбили, охотно читали, пришлось стать ему, Бляху. В редакционное помещение, свет в котором порой не выключался до самого утра, он превратил одну из комнат собственной квартиры на Московской улице, 9. В другие руки Владимир Абрамович передал «Вестник», только отладив до мелочей механизм работы редакции, добившись того, что журнал «шел» без заминок и срывов.


В.Блях (третий справа) с футболистами Харькова 20-х годов.
Справа: Р. Норов, А. Бем, В. Фомин, Е. Губарев, К. Фомин,
Г. Шелекетин и др.

    Авторитет, положение популярного руководителя республиканского ранга никак не повлияли на его характер, манеру поведения. Он был совершенно равнодушен к славе, почестям. Характерным кабинетным работником, чиновником Блях так и не стал. Зато в любой спортивной компании его, острослова, принимали как своего. А волейболисты и вовсе считали «прикипевшего» к футболу Владимира своим крестным отцом. Ведь это он весной 1925-го привез по оказии из Москвы самые первые в Украине мяч и сетку, а потом в зале Дома физкультуры рассказывал курсантам-инструкторам правила совершенно новой игры, учил их основам техники. Так что не только в родном Харькове, но и во всей республике, волейбол начинался «от Бляха», жадно искавшего новое, приобщавшего к нему других.


Поселковая команда «Рыжов», 1911 год.
Стоит второй справа — В.Блях

    Ему, кажется, доставляло особое удовольствие делиться знаниями не только с друзьями-приятелями, но и с каждым, кто оказывался рядом. Но вместе с тем, Владимир, не переставая, учился сам. Хотя в сборной города по хоккею он был одним из ключевых игроков, перенимать что-то полезное от партнеров — долговязого Вити Старикова, отличного «технаря» Степана Романенко, жилистого Лени Ордина, многих других, Владимир старался в каждом матче. И футболом с хоккеем круг его спортивных увлечений, естественно, не ограничивался. Он здорово играл в гандбол и теннис, бегал и прыгал. Без этого широкоплечего атлета с поблескивающими стеклами очков в те годы не обходились ни одни соревнования, ни один футбольный матч. Часто он выходил на зеленый газон как арбитр, и выполнял эту миссию только с отличной оценкой. Но с очень многими участниками спортивных баталий Бляху, профессору лечебной физкультуры, частенько приходилось встречаться и в несколько иной обстановке. За помощью к нему обращались едва ли не все спортивные светила тех лет.
    Его любимейшим детищем стал Украинский научно-исследовательский институт физической культуры. Несколько комнатушек в Доме физкультуры, робкие поиски тематики и тех, кто действительно способен был заняться серьезными исследованиями, непрерывные проблемы с финансированием — таким было начало деятельности будущего фундаментального центра, получившего широкое признание в подразделениях МОК, воспитавшего десятки ученых с мировым именем. А когда в 1930-м в Харькове начал действовать единственный в республике институт физкультуры, В. А. Блях взялся вести в нем предельно актуальный для всех времен и эпох курс лечебной физкультуры. В годы военного лихолетья те, кто проходил у профессора выучку, первыми пришли работать в госпиталя. Силой лечебных упражнений они ставили на ноги раненых, возвращали их, если и не в строй, то, во всяком случае, к активной деятельности. Заслуга в этом в значительной мере принадлежала, конечно, ему — неугомонному, пытливому, остроумному человеку, жившему для других, отдававшему им свой талант, энергию, силу.
    Блях оставил о себе память многими добрыми делами, хотя по мрачному правилу тех страшных лет его изображение уже вымарывалось, а то и вырезалось ножницами на коллективных фотографиях, подпись под статьями и в шапках книг — уничтожалась. Его, избитого и униженного, доживавшего в переполненной тюремной камере последние дни и часы, клеймили позором, как врага народа, на многолюдных собраниях вчерашние коллеги обливали его грязью и шельмовали на все лады. Да только ли его? По украинскому, харьковскому спорту страшной рукой преступного беззакония в 37-38-м жесточайший режим нанес непоправимый удар. Внезапно исчезли, так и не возвратились из мрачных застенков ГПУ добрые приятели и коллеги В.Бляха по спортивному ордену А.Шпаковский, В.Бедункевич, О.Концевич, преподаватели ГИФКУ А.Юреско, Н.Бутаков, сотни, тысячи других чис­тейших, преданных сердцем Родине людей...
    Хотя, казалось бы, еще накануне, в 1936-м, во втором номере «бляховского» журнала, получившего тогда уже новое название «Спорт», Владимир Абрамович увлекательно рассказал о перипетиях острейшей борьбы на тяжелоатлетическом матче Украина—РСФСР. В девятом номере того же журнала напечатали сообщение о том, что Совнарком УССР утвердил В. А. Бляха заместителем председателя Украинского комитета по делам физкультуры и спорта. В 1934 году вместе с ВСФКУ ему пришлось переехать в Киев, но семья пока что оставалась в харьковской новой квартире, на Лермонтовской улице. Связь с Владимиром Абрамовичем оборвалась внезапно, и мало кто удивился, что и он оказался в бесконечной череде жертв режима... Умевшие видеть истину, мыслить объективно, отлично понимали, что «брали» каратели, бросали за решетку и казнили прежде всего честных и порядочных.
    Злобные волны «раскрытия преступных групп», кощунственно диких судебных процессов и бесследных исчезновений на просторах «первого в мире государства рабочих и крестьян» стали едва ли не нормой. Почему и Бляха занесли в черные списки «предателей», остается только догадываться. Но дело было в том, что он еще в Харькове, как врач лечебной физкультуры, опекал Косиора, Постышева, других членов политбюро ЦК КП(б)У, руководителей правительства, которых теперь тоже «раскрыли», бросили за решетку, уничтожили. А то, что Блях вхож был в их семьи, общался с «врагами» и в неформальной обстановке, для ГПУ, разумеется, не было тайной. И чекисты не простили такое видному ученому. Но где, когда и как оборвалась жизнь яркого пионера украинского физкультурного движения, даже его семье узнать не удалось. Палачи свои тайны не раскрывали.

© Специально для «Дайджест Е»


ЮБИЛЕИ

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО

    22 января исполняется 80 лет Семену Федотовичу Орлянскому, кандидату исторических наук, одному из организаторов проводимых и пользующихся популярностью среди научного мира «Запорожских еврейских чтений», бессменному ответственному секретарю Запорожского регионального Центра по изучению истории евреев Украины при Запорожском государственном университете. Он так же молод и полон энергии сейчас, как и в те годы, когда только задумывались еврейские штудии в Запорожье.
    Дорогой Семен Федотович, желаем бодрости и того же накала активной творческой энергии, которая всегда восхищает и вызывает уважение всех, кто Вас знает.

Желаем Вам по еврейскому обычаю — до 120!
Будьте здоровы и счастливы!

С  90-ЛЕТИЕМ

    25 ноября 2007 г. пережившие Ката­строфу, бывшие узники и Праведники Мира отметили 90-летие Полины Моисеевны Шлахтер. Чествование проходило в зале хеседа «Шаарет Тиква» с угощением, подарками, концертом и (что самое главное) речами. Дарили книги мудрецов — Полина Моисеевна активный член группы «Бейт ле-мидраш» — и говорили-говорили, много и хорошо…
    Полина Моисеевна каждую субботу обязательно приходит на молитву в синагогу. И появление главного раввина Харькова и Харьковской области Моше Московича с ребецин Мирьям, которые пришли специально, чтобы поздравить Полину Моисеевну, стало неожиданным и дорогим подарком для нее. А как было приятно слушать, когда они заговорили на идиш. Надо сказать, что Полина Моисеевна знает столько песен и пословиц на идиш, как никто другой.
    Прожившая нелегкую жизнь, пережившая Катастрофу в Могилев-Подольской области, эта женщина не утратила свойственного ей, как и многим евреям, юмора. Она внимательно слушала дифирамбы в свой адрес и в какой-то момент, не выдержав, произнесла: «Я себя не узнаю, я узнала о себе столько нового… Может быть, речь идет о ком-то другом»? Слова эти вызвали смех и аплодисменты присутствующих.

Мы желаем нашей любимой «идише мамэ»
до 120-ти и дальше!


Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: volovik@vlink.kharkov.ua
Газета выходит при финансовой поддержке Благотворительного Фонда «ДАР».