
МЕДИНАТ ИСРАЭЛЬ -
ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948
года (5 ияра по еврейскому календарю). Закончилась Вторая мировая война. Мир
праздновал победу над нацизмом. В этой войне уцелела лишь треть почти девятимиллионной
еврейской общины Европы, но для оставшихся в живых испытания еще не закончились.
После войны англичане наложили еще большие ограничения на еврейскую репатриацию
в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления», ставившего
своей целью борьбу с британскими властями за свободный въезд в страну. Несмотря
на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по
1948 год тайными, нередко опасными путями, в Палестину было переправлено около
85000 человек.
Положение в стране было крайне нестабильным, практически
кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской
проблемы в руки Организации Объединенных Наций. 29 ноября 1947 года Генеральная
Ассамблея ООН большинством голосов (33 против 13) приняла резолюцию о разделе
Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали
военные действия. Так, территорию, определенную ООН для создания еврейского государства,
пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового.
14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского
мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-авивском музее зачитал Декларацию
Независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль
(Государство Израиль).
Через несколько часов после принятия Декларации Независимости
армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого
государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость,
наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать
месяцев, погибло более 6000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование
Государства Израиль стало реальностью.
На следующий год кнесет Израиля принял закон о национальном
празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут — День Независимости.

Ефим Тайблин. Нью-Йорк.
60 !
Обыкновенное чудо!
14 мая 1948 года в 8 часов утра в Иерусалиме был спущен флаг Соединённого Королевства,
и мир услышал по радио голос Давида Бен-Гуриона, огласившего Декларацию Независимости
нового государства - родины всех евреев, которое «будет придерживаться возвещённых
еврейскими пророками заповедей свободы, справедливости, мира».
До этого на Земле не случалось ничего подобного!
Обыкновенное чудо: государство Израиль существует уже
шестьдесят лет! И каких лет! Сегодня - это процветающая, демократическая, высокоразвитая
страна. Пустыня, превращённая в цветущий сад! Под непрекращающимся артиллерийским
обстрелом. Ни дня без войны.
Шестьдесят лет для истории - это песчинка с Тель-авивского
пляжа. А для документа ООН – это время, подтвердившее правильность принятого решения
о создании государства Израиль. Государство состоялось. Государство жизнеспособно.
Государство является хорошим примером для многих других стран.
Обыкновенное чудо!
В этот праздничный день многие израильтяне соберутся за
праздничным столом и провозгласят тост за мир на святой земле. По всей стране
пройдут гуляния, будет салют, фейерверки и, конечно, парад. Счастливые, радостные
люди пройдут по улицам городов под бело-голубыми знамёнами с шестиконечными звёздами.
Но был и другой парад. Его очевидец, Иосиф Флавий, описал
этот парад в своей легендарной книге «Иудейская война»:
«Семидесятый год нашей эры. Иерусалим осаждён римскими
войсками. Перед последним штурмом император Тит, стремящийся завоевать сердце
еврейской принцессы Береники, даёт защитникам Иерусалима шанс одуматься и обещает
сохранить им жизнь, если они сдадут город без боя. Для большего устрашения Тит
устраивает военный парад на видном для осаждённых месте. Он вручает каждому солдату
жалованье и награды. Стоя рядом с принцессой Береникой, Цезарь принимает парад.
Вне досягаемости для выстрелов, но на глазах у осаждённых
проходят войска. Легионы идут по шесть человек в ряд, в полном вооружении, с открытыми
щитами, которые обыкновенно накрывались чехлами, обнажив мечи. Всадники ведут
под уздцы разубранных коней. Ярким блеском серебра и золота сияет окрестность
города. А осаждённые смотрят с иерусалимских стен на это зрелище. Вся северная
стена, кровля храмовой колоннады и храма усеяна людьми, даже крыши домов покрылись
любопытными. Весь город, казалось, кишел толпами людей, созерцавшими мощь, многочисленность
и блеск своих врагов.
Но Тит был мрачен и расстроен: вон сидят евреи на своих
стенах, на крышах, тысячи осаждённых, смотрят и молчат. Если бы они хоть кричали,
насмехались. Но их молчание служит признаком ещё более глубокого неприятия. Да
и Береника за всё время, что армия маршировала мимо неё, не проронила ни слова.
И тут Тит принимает решение: последнюю попытку договориться. Начальник подобной
армии может предложить противнику соглашение, не боясь, что в этом усмотрят признак
слабости. Тит посылает на переговоры Иосифа Флавия, который мог говорить с соотечественниками
на их родном языке. Иосиф обходит стену и останавливается против главных ворот
на расстоянии, чтобы быть услышанным. На Иосифа смотрят со всех валов римляне,
с городских стен – евреи. Со всей присущей Иосифу пылкостью в своей пространной
речи он пытается уговорить евреев сдаться на милость победителя, сохранить город
и храм. Когда Иосиф закончил говорить, наступает напряжённая тишина. Все замирают
в ожидании. И тут ворота со скрипом приоткрываются .... из ворот выходит свинья»...
Иерусалим был разрушен, храм сожжён, а его сокровища отправлены
в Рим.
Римское господство продолжалось непрерывно до 395 года
н. э. С тех пор прошло тысяча девятьсот тридцать восемь лет.
Необыкновенное чудо!
Отстроен Иерусалим. Возродилось государство. Благодаря
Провидению, несмотря ни на что, Израиль сегодня празднует своё шестидесятилетие!
Счастливого тысячелетия тебе, страна Израиль!
Статья прислана в редакцию автором
Мария Гришина. Иерусалим
ИЗРАИЛЬ ОПОЗДАЛ НА 60 ЛЕТ
Только спустя почти 60 лет после образования Израиля
в этой стране появился закон (25 февраля его принял парламент) об уголовной ответственности
за пропаганду и поддержку нацизма или любой другой идеологии расистского толка.
Отныне за членство в организации, проповедующей расизм или нацизм, или за подстрекательство
к национальной розни полагается наказание: год тюрьмы. До сих пор в еврейском
государстве подобного закона не было, хотя как раз евреи больше всего пострадали
от нацизма во Второй мировой войне.
«Израиль никогда ранее не объявлял нацизм вне закона в
собственной стране, поскольку даже в страшном сне мы не могли подумать, что у
нас появится такая необходимость», — объяснил «Времени новостей» автор законопроекта,
депутат кнесета от религиозной партии «Яадут а-Тора» («Единство Торы») Моше Гафни.
Израильский историк Павел Вигдорчик подтвердил «ВН»: «Еще недавно было дико представить
себе, что в еврейском государстве могут появиться граждане-нацисты или что могут
быть замечены некие проявления нацизма. Поэтому и закона отдельного не существовало».
Наш собеседник опроверг мнение о том, что многие законы в Израиле, особенно на
заре становления государства, принимались в спешке и поэтому о нацизме просто
забыли.
Израильских законодателей заставила принять закон об уголовной
ответственности за проявления нацизма громкая история с задержанием группы выходцев
из стран СНГ, оказавшихся последователями Гитлера. В прессу информация об аресте
группировки просочилась в сентябре 2007 года. До этого в течение всей половины
прошлого года израильская полиция выслеживала банду, пока в конце августа не арестовала
восьмерых молодых людей от 16 до 21 года. Им были предъявлены обвинения в нападениях
на гомосексуалистов, иудеев и иностранных рабочих. Дома у них были обнаружены
листовки, призывающие оправдать Гитлера, книги о неонацизме, униформа, значки
в виде свастики, фотографии с поднятыми в нацистском приветствии руками и даже
самодельный пистолет и взрывчатка.
Члены банды, в числе прочего рисовавшие свастики в синагогах,
не стеснялись записывать свои акции на видео. Среди материалов следствия присутствует
кассета, на которой изображено, как неонацисты нападают на эмигранта из СНГ и
заставляют его «извиниться перед русским народом за то, что он еврей и наркоман».
На след группировки полицейские вышли, расследуя дело
Ростислава Богуславского из израильского города Петах-Тиква. Его заподозрили в
убийстве двух бомжей и в издевательствах над животными. Он и его подельники приехали
в Израиль по закону о возвращении: это означает, что кто-то из их предков был
евреем. Но молодчики себя евреями не считали. В Израиль имеют право репатриироваться
дети и внуки евреев. При этом согласно религиозным канонам (Галахе) национальность
в Израиле передается по материнской линии. Иными словами, если у человека мама
русская, а отец еврей, то он не будет считаться евреем, хотя и имеет право на
проживание в этой стране.
До этого в Израиле об антисемитизме и расизме говорилось
лишь в законе об уголовных наказаниях. Но там не было упоминаний о нацизме и действиях,
связанных с его пропагандой. Поэтому банду неонацистов пришлось судить по другим
статьям. Им предъявили обвинения в порче имущества, нападениях на людей и расистских
подстрекательствах. В прошлом году они получили разные (от двух до восьми лет)
сроки заключения. Теперь же, как отмечает газета «Едиот Ахронот», «Израиль встал
в один ряд с цивилизованными странами, где за пропаганду нацизма сажают в тюрьму».
КО ДНЮ КАТАСТРОФЫ
«ХОЛОКОСТ НАЧИНАЛСЯ ЗА УГЛОМ»
Беседа в полицейском подвале с комиссаром
полиции Дюссельдорфа
Очищение правдой
Григорий Крошин
|
Это очень необычная выставка. Акт публичного покаяния
немцев. Сегодняшняя германская полиция показывает обществу архивные документы
— и текстовые, и фото, — детально, со скрупулёзной немецкой тщательностью показывающие
посетителю, как предшественники нынешних служащих полиции, то есть бывшие их коллеги,
во времена правления Гитлера, с 1933-го по май 1945-го становились военными преступниками,
убийцами, истреблявшими мирное население, участвовавшими в погромах, помогавшими
нацистам уничтожать людей в концлагерях и… так далее.
— Мы должны быть в согласии с собственной историей, —
сказал, открывая выставку «Прозрачность и тень» (Дюссельдорфские полицейские между
диктатурой и демократией) начальник полиции Дюссельдорфа (официально — Полицай-президент
города) Герберт Шенкельберг.
«Выставка раскрывает самую чёрную главу в истории дюссельдорфской
полиции, — отметил в своём выступлении на открытии экспозиции министр внутренних
дел земли Северный Рейн-Вестфалия Инго Вольф. — Много служащих полиции насильно
были впутаны в нацистские преступления. Они терроризировали и убивали». А, по
словам одного из инициаторов создания выставки историка Томаса Кёлера, «наши полицейские
были не просто причастны, а весьма активно участвовали в этой бойне, в расстрелах
мирных людей, в частности в депортации и убийстве евреев. Так, например, мы документально
установили, что 3 ноября 1943 года более 18 тысяч польских евреев были расстреляны,
и среди их убийц были также и полицейские из Дюссельдорфа». И Кёлер заключает:
«Холокост начинался прямо здесь, за углом»...
Клаус Дёнекке
|
Во время осмотра скандальной выставки в подвале Полицай-президиума
Дюссельдорфа вашему корреспонденту удалось побеседовать с главным инициатором
её проведения главным комиссаром полиции 51-летним Клаусом Дёнекке, который с
самого начала разговора подчеркнул: «Выставка в нашем подвале — это не музей,
а экспозиция, развёрнутая, заметьте, в функционирующем учреждении. И она будет
постоянно действующей. Со свободным доступом сюда любого интересующегося. Она
только что открылась, но уже сейчас к нам приходят примерно по 30 посетителей
в день…
— Господин Дёнекке, а от кого исходила идея столь необычной
выставки?
— Идея исходила от нас, то есть снизу, а не сверху, не
от начальства. Это не было каким-то поручением нам или служебным заданием. Нет!
И я сам давно уже шёл к этому. В конце 90-х наш тогдашний полицай-президент получил
письмо, содержавшее документ, присланный ему в качестве подарка для дюссельдорфской
полиции. Этот документ был датирован 1912 годом и написан очень красивым старым
- готическим - шрифтом. И шеф спросил меня, не хотел бы я взять этот документ
для нашего музея полиции, так как я ранее, до Дюссельдорфа, работал в подобном
музее в другом городе. И я заинтересовался личностью полицейского сержанта, о
котором шла речь в документе, поэтому спросил шефа, нет ли, может быть, каких-то
более подробных данных, касающихся личности этого сержанта. Потом мой коллега
из отдела кадров полицейского управления сказал мне, что имеется картотека, в
которой, вероятно, есть сведения и об этом служащем, и я мог бы ознакомиться с
картотекой на этот предмет. Вообще-то в нашей картотеке есть сведения о каждом
из сотрудников, начиная с прихода его на службу в полицию и вплоть до конца его
деятельности в ней. Мы с коллегой пошли на чердак этого здания, где находилось
множество картонных коробок с документами, в том числе и личными делами сотрудников
управления. И он сказал, что я могу покопаться в них и поискать то, что мне нужно.
И я стал вскрывать эти коробки, но… ничего не нашёл. Он сказал, что имеется ещё
одно помещение, где может быть нужный мне документ, там мы тоже можем посмотреть.
Там было тоже очень много старых документов. Я пошёл к президенту полиции, пригласил
его, чтобы мы вместе с ним посмотрели на всё это, и чтобы он разрешил мне ознакомиться
с архивом. Но он сразу ответил мне, что я могу самостоятельно работать с этими
документами так, как мне это нужно.
Так я начал изучать архив дюссельдорфской полиции. В 2003
году я привлек к работе с архивом двух молодых учёных-историков из университета
Мюнстера — 37-летнего Карстена Дамса и 31-летнего Томаса Кёлера, и мы наткнулись
на более 4000 считавшихся пропавшими личных дел сотрудников дюссельдорфской полиции,
работавших в ней с 1919-го по 1949 год. И уже с 2004 года мы официально основали
общественное Объединение «История на Юргенсплатц» (Verein «Geschichte an Jurgensplatz»),
в том числе и для того, чтобы иметь право собирать небольшие деньги в виде добровольных
пожертвований: мы же, само собой, не могли рассчитывать на финансирование из бюджета
управления, да оно и не имело на это права. А созданное Объединение такое право
имело. И конечной целью нашего Объединения как раз и было создание выставки. Мы
привлекли к этой работе студентов — архитекторов и дизайнеров из дюссельдорфских
институтов, объявив среди них конкурс на лучший проект выставочного дизайна и
оформления экспонатов. В конкурсе приняли участие 30 студентов, на конечном этапе
осталось к рассмотрению 6 проектов, один из которых, на наш взгляд, наиболее эстетически
выразительный, мы и выбрали. Этот вариант оформления выставки вы и видите сегодня
в нашем подвале.
— Да, могу подтвердить, с эстетической точки зрения,
вариант отличный, эффектный, но… К сожалению, пояснительные надписи, текст на
матовом стекле, подсвеченный сзади, трудновато читать… Пока я здесь ходил, ко
мне несколько раз обращались недоумённые посетители, в основном, правда, пожилые
люди, жалуясь на трудное для их глаз чтение текстов на стекле.
— Да, мы это, конечно, знаем, но… При определённом
усилии всё же, согласитесь, прочесть можно. Идея дизайна была такой: эти стенды
предназначены для посетителей, которые как раз и должны будут сделать усилие,
чтобы тоже, как и мы, отыскать следы истории полиции Дюссельдорфа. А не читать
эти экспонаты как обычный плакат, газету или книгу. Нужно вглядываться в них,
посмотреть сбоку, заглянуть сзади и так далее, чтобы попытаться найти следы. Поэтому,
если правильно смотреть, прочесть всё это, мы считаем, можно.
— Что лично для вас, господин Дёнекке, для кадрового
полицейского, означает эта выставка, вскрывающая, как сказал ваш министр, весьма
неприглядные, самые чёрные стороны истории дюссельдорфской полиции?
— Мы хотим знать правду, а именно — что сделали наши
предшественники в дюссельдорфской полиции. Наши коллеги. При этом — ни в коем
случае не исказить прошлое. Что, скажем, было в полиции в кайзеровское время?
Что было после Первой мировой войны? Наконец, что было во времена нацистского
правления? И лично меня особенно интересовала именно последняя тема: дюссельдорфская
полиция при Гитлере.
Мы, например, узнали из архива, что 1200 дюссельдорфских
полицейских были задействованы во время Второй мировой войны в так называемых
«зарубежных действиях», то есть в войне гитлеровской армии в Восточной Европе
и Советском Союзе… Это означает, что были специальные полицейские батальоны либо
полицейские в составе «полицейских дивизионов СС», которые шли за армейскими частями
и «наводили порядок» на оккупированных территориях среди захваченного мирного
населения… Это означает и то, что в 1939-м, после нападения на Польшу, началось
участие в том числе и полицейских в расстрелах польских евреев. И далее, в 1941
году, после нападения на Советский Союз, немецкие полицейские участвовали в расстрелах
русских, захваченных на оккупированных территориях. И в это же время — эти факты
мы тоже установили из архива — особой жестокостью отличались немецкие (в том числе
и дюссельдорфские) полицейские в акциях по уничтожению еврейского населения в
занимаемых фашистами советских городах и прочих населенных пунктах, а также по
массовой депортации евреев в концлагеря для последующей их ликвидации. И в этом
участвовали не только специальные подразделения СС и другие группы нацистов, но
и в большом количестве также служащие «Полиции порядка» («Ordnungspolizei»), переодетые
в эту униформу бывшие сотрудники гражданской «Защитной полиции» («Schutzpolizei»),
в том числе и из Дюссельдорфа. Кстати, 700 из тех самых 1200 дюссельдорфских полицейских
были зачислены непосредственно в подразделения СС…
В нашем распоряжении имеются доказательства того, что
дюссельдорфские полицейские участвовали в преступных акциях нацистов по всей территории
занятой тогда немцами Европе — от Греции до Финляндии и от Франции до России…
Мы имеем упоминания об участии полицейских из Дюссельдорфа и в блокаде Ленинграда,
и в оккупации Украины, и в частности, что тоже совершенно чётко, документально,
нами установлено, об участии их в самом ужасном событии войны — убийстве более
35 тысяч евреев в Бабьем Яре.
В рамках «окончательного решения еврейского вопроса»
Некоторые историки говорят: «Ты должен быть надо всем
этим». Однако меня это и лично затрагивает, лично! Так как я тоже — немецкий полицейский!
Ведь множество военных преступников, которые в те времена уничтожали людей только
из-за того, что те были евреями, — это же были мои коллеги по профессии! И поэтому
я имею ко всему этому совсем другое отношение, чем обычные историки. Личное! Оно
намного эмоциональнее.
— Совершенно ясно, что в Дюссельдорфе, как и в других
немецких городах, было всё предварительно подготовлено для преследования евреев,
для их депортации и проч. Как в этом конкретно участвовала местная «защитная полиция»?
— Да, безусловно, и в нашем городе были точные списки
евреев, которые потом использовались нацистскими властями для преступных акций
в отношении еврейского населения. Требовали, чтоб они в обязательном порядке регистрировались.
В рамках так называемого «окончательного решения еврейского вопроса»… В Дюссельдорфе,
с железнодорожной товарной станции «Дерендорф», где был создан сборный пункт,
евреев регулярно депортировали. Одна из таких депортаций подтверждена в нашем
архиве документально. А именно: 11 декабря 1941 года по приказу отделения дюссельдорфского
гестапо состав с евреями был отправлен в распоряжение гестапо Риги. В нашем распоряжении
(в материалах архива) оказался страшный документ — отчёт высшего начальника, капитана
Пауля Залиттера, руководившего этой депортацией, в списке которого было 1007 еврейских
фамилий и против каждой стоял перечёркнутый штрих, что означало депортацию данного
человека. О вопиющей циничности и бесчеловечности говорит, в частности, такой
факт: полицейский капитан Залиттер, отправлявший этих несчастных людей на верную
смерть, позже жаловался начальству лишь на то, что полицейские во время проведения
этой акции страдали от… холода.
Между прочим, этот документ, снабжённый фотоматериалами
и подробными комментариями наших историков, мы отправили в Израиль, в известный
в мире Музей памяти жертв Холокоста - Яд Вашем - с предложением о совместной работе.
В ответ мы получили не просто согласие, а встречное предложение о кооперации.
Будем впредь с израильскими партнёрами обмениваться имеющимися у каждого из нас
фактами и материалами о жертвах Холокоста и преступниках. Это важно для раскрытия
полной правды о том, что было в те годы. Это важно и для учителей, и для школьников
наших стран, да и всего мира. Во всяком случае, мы со своей стороны уже договорились
с несколькими школами города о посещениях нашей выставки ребят с их учителями,
где я в качестве экскурсовода буду рассказывать им об истории полиции Дюссельдорфа.
Сейчас мы думаем над конкретной программой: чего мы хотим от этих экскурсий. Ведь
наши школьники очень мало знают не только об истории полиции, но и вообще о войне,
о преступлениях нацистов, о Холокосте.
Например, о том, что в Риге наряду с еврейским гетто был
и концлагерь, где планомерно уничтожали евреев. Частично евреев из рижского гетто
отправляли затем в Освенцим. Я пару раз в последние годы с моими коллегами посещал
Освенцим. Если вы помните, там есть огромная карта Европы с большим красным кружком
«Освенцим». Так вот, в эту красную точку идут стрелки из тех мест, откуда сюда
поступали узники и будущие жертвы: там есть и стрелка из Риги.
Множество людей прибывало в эшелонах в Освенцим, большинство
из которых вскоре уничтожалось нацистами. Сопровождали эти эшелоны всегда полицейские.
Не эсэсовцы, а совершенно «нормальные» полицейские. И в их числе — и дюссельдорфские…
— В печально знаменитой «хрустальной ночи» 9 ноября
1938 года также, вероятно, принимали участие дюссельдорфские полицейские?
— Конечно. В этот период уже начался процесс травли
евреев. Больше того: именно в этом же 1938 году была первая депортация из Дюссельдорфа
польских евреев.
— Видимо, наивный вопрос задам сейчас: были ли среди
дюссельдорфского штата полицейских евреи? Или к моменту прихода к власти нацистов
евреев уже всех вычистили из полиции?
— Нет, конечно, к этому времени евреев среди сотрудников
полиции уже не было. До прихода к власти нацистов их было много, определённо.
Но при нацистах — ни одного. Ими был даже издан специальный закон, не допускавший
евреев на работу в полицию, под лицемерным названием Закон о «восстановлении бюрократии»…
Известен лишь один случай, когда полицейским был человек — Теодор Винкенс, жена
которого была еврейкой. Но друзья вовремя предостерегли его от последствий его
нахождения в должности (в нарушение упомянутого гитлеровского закона), и он ушёл
из полиции. Однако вернулся в неё 16 апреля 1945-го, когда в среде полиции образовалась
антинацистская группа сопротивления во главе с Францем Юргенсом, про которого
Винкенс слышал, что Юргенс не нацист.
Никто не забыт, но и… не наказан
— Как говорил на открытии выставки ваш коллега историк
Карстен Дамс, «большинство преступников в полицейской форме не были привлечены
к ответственности за их преступления — вопреки всем более поздним усилиям прокуратуры».
Это так — неужели никто так и не был наказан?
— Конечно, некоторые преступники получили свои наказания.
В основном, это были те крупные начальники, которых судили в Нюрнберге. Однако
множество процессов было прекращено ввиду недоказанности прямой вины того или
иного конкретного полицейского в нацистские времена. По германским законам, каждый
должен по суду отвечать лишь за собственные индивидуальные преступления. А доказать
это часто не удаётся.
— И, значит, многие из участников тех событий (и в
их числе, может быть, даже такие «неуличённые» преступники), вероятно, работали
ещё потом, после войны, в полиции?
— Да! И таких сотрудников было тогда от 10 до 15
процентов. Прямых улик на них не было, а специалисты они были опытные, профессиональные.
Поэтому от их услуг в полиции не отказывались.
Здесь ведь была английская зона, и англичане рассуждали
прагматически: «Мы нуждаемся в опытных, высокообразованных полицейских. Ты не
совершил ничего ужасного, что было бы доказано, значит — можешь работать дальше»…
Так что в юстиции в этом смысле было и ещё осталось много проблем.
— Подобная выставка устроена вами впервые в Германии?
— Нет-нет. Впервые в СРВ — из федеральных земель, это
да. Но Дюссельдорф был не первым из СРВ. До нас коллеги из Кёльна что-то подобное
сделали, коллеги из Дортмунда также устраивали выставку, вскрывающую теневые стороны
нашей полицейской истории. Мы ещё в 1983-м начинали изучать нашу собственную
историю, а за год до этого, в 1982-м, вышла книга журналиста Хайнера Лихтенштайна,
который тогда работал на радио WDR.
В ней он описал все послевоенные судебные процессы, которые
проходили в нашей земле по делу о преступлениях нацистов. То есть уже имеется
определённая традиция освещения этой темы в земле СРВ.
И, повторюсь, мы были федеральной землёй, которая первой
занялась исследованием теневых сторон нашего прошлого, нацистского прошлого, в
частности, ролью «защитной полиции» в те времена. Раньше ведь говорили, что преступления
творили лишь гестапо и СС, а об участии «защитной полиции» в преступлениях наряду
с этими организациями стали всерьёз и открыто говорить лишь примерно 20-25 лет
назад.
Знать правду!
— Вы как-то сказали мне, что я как журналист тоже
мог бы помочь Вам в Вашем начинании. Что Вы имели в виду?
— Я подумал: может быть, у Вас есть какие-то контакты
с коллегами-журналистами из западной Польши, из Украины, где во время войны фашисты
уничтожали или депортировали еврейское население, и они могли бы сообщить мне
новые факты участия дюссельдорфских полицейских в акциях массовых убийств мирного
населения, в том числе и еврейского? Уже на следующий день после открытия нашей
выставки один человек позвонил мне, попросил мой адрес, а затем прислал по почте
пачку фотографий из Бабьего Яра: там был немцами уничтожен его отец. Это страшное
зрелище… И сделать всё для того, чтобы избежать подобного в будущем, чтоб такое
больше никогда не повторилось, — для этого нужно знать правду: как всё это было
на самом деле и кто принимал в этих преступлениях участие. Чтобы, в частности,
полиция не могла быть изнасилована режимом в будущем так, как это произошло при
нацизме. То есть: против правоэкстремистов, против нацизма — за демократию. В
этом и состоит мой личный интерес в выставке, которую мы организовали на основе
изучения архивов.
— Да, наличие документов из этих мест было бы хорошим
подспорьем в Ваших раскопках. Вы, вероятно, намерены и дальше изучать документы…
— Конечно. И не только изучать, а и, по мере возможности,
распространять эту информацию как можно шире. Нельзя допустить, чтоб люди забыли
о своём прошлом — светлое оно или тёмное. Иначе всё это, не дай бог, может когда-нибудь
повториться. Этого мы не должны допустить. Никогда. В том числе, надо рассказывать
людям и о том, что не все полицейские в те жуткие времена нацизма слепо и покорно
подчинялись режиму. В частности, я обязательно буду рассказывать о мужественной
группе дюссельдорфских полицейских офицеров во главе с Францем Юргенсом. 16 апреля
1945 года тогдашний командир дюссельдорфской Защитной полиции Франц Юргенс нарушил
приказ нацистов, решив сдать американцам город без боя. И его группе это удалось.
Однако он сам и 4 его соратника оплатили это своей жизнью: верными режиму полицейскими
они были расстреляны той же ночью. Одним из членов группы Юргенса — к счастью,
уцелевший — был архитектор Алоис Оденталь (я был с ним хорошо знаком, много беседовал
вплоть до его смерти в 2003 году в возрасте 93 лет). Видите, на моём рабочем столе
всегда стоит его бюст. И на выставке он есть.
«Заметки по еврейской истории» №12
НОВОСТИ В УКРАИНЕ И В МИРЕ
УКРАИНА, ХАРЬКОВ
Встреча в Харьковском музее Холокоста
В Научно-просветительном центре Харьковского музея
Холокоста 13 апреля состоялась творческая встреча с доктором физико-математических
наук, одним из старейших сотрудников ХФТИ (бывш. УФТИ) профессором Владимиром
Соломоновичем Коганом.

Руководитель НПЦ Лариса Воловик
представляет профессора
Владимира Соломоновича Когана
Владимир Соломонович в студенческие годы не раз слушал
лекции Льва Давидовича Ландау, был свидетелем некоторых жизненных коллизий. Он
до сих пор живет в доме УФТИ, где жили все именитые сотрудники института. Признавая
несомненные заслуги великого ученого, у него в то же время свой взгляд на Л. Ландау
— человека; взгляд, возможно, субъективный — В. Коган работал, жил рядом, дружил
со многими коллегами-учеными в те годы.
Затем участникам встречи был представлен видеофильм, снятый
10 лет назад в Украинском физико-техническом институте на встрече по случаю 90-летия
Льва Ландау — «А. И. Ахиезер вспоминает о Льве Давидовиче Ландау».
Об Александре Ильиче Ахиезере необходимо сказать
отдельно.
Его коллеги сделали такое признание: «Александр Ильич
— уникальное явление в теоретической физике. Он — личность, обогатившая науку
фундаментальными результатами первостепенного значения, настоящий научный лидер,
учитель нескольких поколений физиков-теоретиков, основатель большой и авторитетной
теоретической школы, которая органично продолжила то, что было основано в Харькове
великим Ландау».
Академик
Александр Ильич Ахиезер
|
Академик Александр Ильич — ученик, коллега, друг Ландау,
не перестававший восхищаться гениальностью этого человека. Сам А. Ахиезер в 1986
году полностью ослеп. Но с каким мужеством он принял этот удар судьбы! Он продолжал
жить полноценной жизнью: работал, встречался с людьми, всем интересовался...
В конференц-зале старого корпуса института совершенно
слепой академик четыре часа рассказывает о Л. Ландау — с восхищением, с присущим
ему юмором, о непростом времени и гениальном ученом...
Александр Ильич Ахиезер ушел из жизни майским днем 2000
года. Но научная школа академика Ахиезера жива и продолжает развиваться.
Симон Фалев
США, Нью-Йорк
Папа Римский Бенедикт ХVI
в Нью-Йоркской синагоге
Недавно мне довелось посмотреть в интернете нацистский
фильм «Вечный жид», снятый в Германии в 1940 году. Слово «жид» сыпалось с экрана
как барабанная дробь. О, как же я ненавидел жидов, когда смотрел этот фильм: живут
в грязных жилищах среди насекомых и крыс. Всё бы им только торговать, обманывать,
воровать. Вино, карты, наркотики, разврат, убийства.
А как эти жиды отвратительно молятся, раскачиваясь в своих
белых накидках. И какая гадость написана в их молитвенных свитках. А как жиды
издеваются над скотом, который убивают изощрённым способом. И когда в конце фильма
фюрер призвал нацию окончательно решить еврейский вопрос, и все в огромном зале,
кто это слышал, в едином порыве вскочили с мест, вытянув в гитлеровском приветствии
руки, а кинооператор крупным планом показывал счастливые мужественные лица белокурых
бестий, я уже искренне верил, что правильной дорогой идут товарищи!
Наверное, в том далёком сороковом смотрел этот фильм парнишка,
взятый против его воли в члены гитлерюгенда и направленный в германскую армию
в последние месяцы Второй мировой войны — Joseph Ratzinger, сегодняшний глава
католической церкви и государства Ватикан Папа Бенедикт ХVI.
В это же время еврейский мальчик Аrthur Schneier с мамой,
бежавшие из оккупированной фашистами Австрии в Венгрию, работали в «трудовом»
лагере, а оставшиеся в оккупированной Вене многие члены их семьи были угнаны в
концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау и там убиты. Сегодня этот мальчишка главный
раввин нью-йоркской Park East синагоги.
Эти два человека, каждый по-своему пережившие трагедию
Второй мировой войны, встретились в манхеттенской синагоге накануне главного еврейского
праздника Песах и вместе молились за безвинно погибших в Холокосте миллионов евреев.
В Нью-Йорке есть мемориальные места, посвящённые Холокосту.
Есть музей Холокоста. В синагоге Beth Israel среди мемориальных досок есть и отдельная
доска Холокоста в память об убитых родственниках прихожан.
Кстати, ещё два слова о фильме, упомянутом вначале. Если
при просмотре отключить голос за кадром, то многие кадры в фильме просто уникальны.
Это вынос торы, великолепное пение кантора, празднование Пурима, портреты выдающихся
деятелей искусства, науки, финансовых гениев, политических лидеров Германии и
других стран. Это потрясающие съёмки Варшавского гетто. Тысячи людей на улицах
Варшавы. Ещё живые молодые мужчины, женщины, старики, дети!
Из четырёх миллионов польских евреев в годы Холокоста
три миллиона человек было убито.
Впервые порог еврейского храма преступил глава всех католиков
Папа Иоан Павел II, когда в 1986 посетил главную Римскую синагогу. Мой сосед Абрам
Захарович, пусть земля ему будет пухом, рассказывал мне о случайной встрече с
Папой Иоанном Павлом II. Как и многие евреи, Абрам Захарович иммигрировал со своей
семьёй из СССР через Италию. В один из воскресных дней он вместе с внуком отправился
в Ватикан на экскурсию. Был какой-то христианский праздник, и Папа Иоан Павел
II вышел к людям. Он разговаривал с людьми, благославлял их, обменивался рукопожатиями.
Так получилось, что Папа остановился возле Абрама Захаровича и его внука. Он протянул
руку, чтобы возложить её на голову мальчика для благословления. В этот момент
Абрам Захарович тихо сказал: «Мы евреи». Рука Папы на секунду замерла, повиснув
в воздухе, и тут же уверенно легла на голову еврейского мальчишки. При этом Иоан
Павел II громко сказал: «А Б-г один»! И это так! И мы в это верим!
ШМА ЙИСРОЭЙЛ АДЭЙНОЙ ЭЛЭЙГЭЙИНУ АДЭЙНОЙ ЭХОД!
Ефим Тайблин, Нью-Йорк.
Прислано в редакцию автором
ИЗРАИЛЬ
Мечеть в израильском цвете
Жители израильской арабской деревни выкрасили свою
мечеть в белое с голубым — в честь 60-летия еврейского государства.
Порвав со многими израильскими арабами, которые заявили, что
будут бойкотировать юбилейные торжества, жители деревни А-Тайбе в районе горы
Гильбоа покрасили купол мечети в национальные цвета.
«Мы — граждане государства Израиль, — пояснил корреспонденту
газеты «Маарив» старейшина деревни Хишам Зуаби. — Нас религия призывает к объединению
разных народов. Цель предельно проста: сосуществование. Евреи, приехавшие к нам,
должны чувствовать себя здесь, как дома, а не во враждебном окружении».
В А-Тайбе живет примерно 2000 человек, у них прекрасные отношения
с соседними еврейскими общинами.
JTA
ШАГ В ИСТОРИЮ
Эли Элкин.
УКРАДЕННЫЕ ДЕТИ
Присяга молодых солдат-евреев
Посредине Финского залива, примерно в 26 километрах
от Петербурга, располагается остров Котлин. Он тянется с запада на восток почти
на 10 километров. С 1703 года по указанию Петра Первого на острове был заложен
форт Кроншлот, который по замыслу решительно настроенного монарха должен был стать
не только преградой на пути вражеских кораблей, но и базой российского военного
флота. В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Крепость
не раз отражала атаки неприятеля. Один лишь вид мощных укреплений и многочисленных
фортов приводил врага в растерянность...
В 1827 году Николаем I был издан и вступил в силу печальной
памяти указ о рекрутской повинности. Тысячи еврейских мальчиков были оторваны
от своих семей на бесконечно долгий срок. Агенты тайной полиции и так называемые
«хаперы» («ловцы») охотились за уклоняющимися от призыва. Отслужившие в царской
армии порядка тридцати с лишним лет (отсчет двадцатипятилетнего срока начинался
лишь с достижения призывного возраста) эти сыновья — в большинстве случаев — уже
никогда не возвращались в свои семьи.
В эти дни Третий Любавичский Ребе Менахем-Мендл (Ребе
Цемах-Цедек) взвалил на свои плечи тяжелейшую ношу — спасение еврейских душ от
опасности крещения и даже смерти. Члены созданного им тайного общества следили
за тем, что происходит с похищенными детьми, собирали деньги и в подходящий момент
выкупали мальчика. Таким путем были освобождены тысячи украденных детей.
В 5603 (1843) году Ребе был приглашен в Петербург для
участия в раввинской конференции. Известие о прибытии Ребе взволновало солдат-кантонистов.
Они подали вышестоящему начальству рапорт с просьбой разрешить им встретиться
с Ребе, и просьба эта была удовлетворена.
Шестьсот пехотинцев, матросов и кавалеристов, одетых в
парадную форму, собрались в одной из крепостей Кронштадта. Вскоре туда прибыл
Ребе в сопровождении пятидесяти хасидов.
Один из солдат обратился к Ребе: «Прежде чем встретиться с Ребе, мы вычистили
свою форму, отполировали пуговицы. Теперь мы хотим очистить наши души и просим
Ребе помочь нам в этом!..»
Эта искренность и простота вдохновили Ребе на речь, которую
он произнес на идише и которая начиналась стихом из книги пророка Йешиягу: «Стер
Я, как облако, грехи твои...» (44:22). Беседа эта обсуждала концепцию веры, греха
и раскаяния. Ребе говорил о самопожертвовании и призывал солдат хранить верность
наследию своих отцов.
Слова Ребе, идущие из самой глубины сердца, подняли дух
собравшихся. Многие из них даже не осознавали, насколько велики их души.
— Пуговицы чистят песком и водой, — сказал Ребе. — Псалмы,
которые читают наизусть многие из вас во время будничных своих занятий, тот же
песок, который чистит душу, а ваши слезы — вода, смывающая нечистоту с ваших душ...
— Но разве победа в войне приходит через слезы? — спросил
кто-то из солдат. — Когда мы идем сражаться, мы маршируем и поем!
— Верно замечено, — ответил Ребе. — Солдаты подчиняются
своему командиру беспрекословно. Если им приказано идти воевать, они идут воевать.
Они идут победным маршем, и песня сопровождает их. Они не думают об опасности,
они просто выполняют приказ. И поэтому в их душах нет места для слез...
Но командиры, — продолжал Ребе, — видят войну по-другому.
Да, они тоже маршируют вместе с солдатами, и тоже подхватывают их песню, и тоже
уверены в победе. Но командирам о предстоящем сражении известно гораздо больше.
Они продумали план сражения до мельчайших подробностей, они даже знают приблизительное
число потерь, они осознают, какой смертельной опасности подвергают сотни, тысячи
жизней своих солдат. И от этого их души и сердца плачут...
Спустя несколько дней Ребе Цемах-Цедек получил с курьером
уведомление от военного командования о том, что кантонисты вновь желают встретиться
с ним, чтобы выразить свою благодарность и признательность.
На этот раз встреча состоялась в Петропавловской крепости.
Ребе произнес речь, начинавшуюся стихом «Шма Исроэль» и раскрывающую суть страданий
и невзгод в контексте раскаяния. Многие из солдат плакали, тронутые искренними
словами Ребе.
— ...Вы — сильные евреи! — закончил Ребе свою речь. —
Сильные и телом, и духом, ибо верите всем сердцем в своего Творца и в то, что
Его Благоволение простирается к каждому. Кто-то из вас помнит, как читать псалмы,
кто-то — «Шма», кто-то — застольную молитву. Вы благодарите Бога, вы молитесь
Ему. Берегите же и дальше эту цельность ваших тел и душ, и Всевышний вернет вас
домой в целости и сохраннности!..
— Указ о кантонистах, — рассказал Ребе сопровождавшим
его хасидам, — это отголосок сражения воинов Йегуды Маккавея против греко-сирийских
захватчиков. Это — духовная война, война, нацеленная на уничтожение нашей религии.
Но против тех, кто хочет разрушить наши души, стоят сейчас эти простые солдаты,
измученные, оторванные от своих семей, от своей веры... И никто, — Ребе повысил
голос, — никто не может даже представить себе, какую величайшую радость доставляют
Всевышнему эти «неучи»! Их вера в Бога и Его заповеди проста и чиста, а их простые
молитвы и псалмы во много раз ценнее наших молитв!..
— А что же делать нам? — спросил один из хасидов, рабби
Хаим, преуспевающий коммерсант и блестящий знаток Талмуда. — Как нам достичь такой
же ступени? Как стать нам такими же искренними евреями с чистыми сердцами, готовыми
без лишних рассуждений пожертвовать своей жизнью во имя Всевышнего?..
— Ты думаешь — это так легко? — вопросом на вопрос ответил
Ребе. — Это во много раз тяжелее, чем досконально изучить весь Талмуд!.. Единственное
средство для достижения этой цели — абсолютное и безоговорочное подчинение Высшей
Воле. Это называется — принять ярмо Небес!
Принятие ярма, — продолжил Ребе, — преобразует сущность.
Когда простой человек служит в такой манере, мы видим, что он несет ярмо служения,
даже когда спит. Принимая на себя такое же ярмо, выдающийся ученый и мудрец может
достичь высоты и величия простого, искреннего человека, способного на самопожертвование...
Выступление Ребе взволновало солдат-кантонистов, вдохновило
их и вызвало в их душах настоящую эмоциональную бурю. Ожидая нежелательных последствий,
чиновники министерства внутренних дел установили на всякий случай наблюдение за
тем, что Ребе говорит и пишет.
По ходу конференции Ребе двадцать два раза подвергался
аресту — за выступления против «просветителей» Вильно и Риги, за требования разрешить
издание священных еврейских книг, за протест против запрета, наложенного на публикацию
канонических трудов учения хасидизма и Каббалы. Возмущенный такой строптивостью,
один из министров бросил Ребе обвинение: «Разве это не бунт против правительства»?!
«За бунт против правительства полагается смерть тела, — ответил Ребе Цемах-Цедек,
— за бунт против Небесной Власти — смерть души. Что же я должен, по-вашему, выбрать»?!
В конечном итоге все требования Ребе были удовлетворены.
«Окна», 2008
|