2008
ноябрь
11(112)

  Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

9  НОЯБРЯ  ГЕРМАНИЯ
ОТМЕЧАЕТ  СРАЗУ  ТРИ  СОБЫТИЯ

    Два из них — те, которыми Германия может гордиться, и одно — ее постоянный и несмываемый позор.
    9 ноября 1938 года по всей Германии загорелись синагоги. Страшные погромы нацисты цинично назвали «хрустальной ночью». Но в этот же день в другие годы вершились события, также навсегда вошедшие в исторический календарь.
    Так, 9 ноября 1918 года стал днем свержения монархии и провозглашения Веймарской республики. Но продержалась она недолго.
    Беспомощные и безответственные правительства сменяли одно другое. И уже 9 ноября 1923 года штурмовики национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером устроили шествие в Мюнхене. А десятилетие спустя на волне массовой безработицы и глубокого разочарования в демократических ценностях Гитлер легально пришел к власти в Германии. Мир оказался на пороге самой страшной катастрофы за всю историю.9 ноября 1938 года улицы городов Германии были усыпаны осколками разбитых витрин магазинов, принадлежавших евреям. Поэтому этот погром и был цинично назван «хрустальной ночью». Около 100 евреев были убиты, 26 тысяч отправлены в концентрационные лагеря.
    «Хрустальная ночь» стала своего рода генеральной репетицией Холокоста, массового уничтожения европейского еврейства. 9 ноября 1938 года навсегда останется в немецкой истории днем стыда и позора, пишет корреспондент Deutsche Welle Марсель Фюрстенау.
    9 ноября 1989 года пала Берлинская стена — символ «холодной войны», символ раздела Германии и всего мира на враждующие лагеря. Это было, пожалуй, самое радостное для немцев событие послевоенной истории.
    Крах социалистического режима назревал давно. Тысячи жителей ГДР бежали через тогдашнюю Чехословакию и Венгрию на Запад. Уже и Михаил Горбачев попенял геронтократам в ЦК ГДР на их железобетонную твердолобость, мол, «кто опаздывает, того наказывает жизнь». Уже и многотысячные демонстрации в городах восточной Германии проходили под лозунгом «Мы — один народ»! Падение Берлинской стены пришлось именно на 9 ноября. Власти ГДР в те дни решили задобрить население послаблениями в поездках на Запад. И вот на пресс-конференции в Берлине на вопрос итальянского журналиста о том, когда же жителям ГДР можно будет выезжать на Запад, один вконец растерявшийся партийный босс промямлил что-то вроде, да вот прямо сейчас, пожалуй, и можно. Вот так, совершенно случайно, падение Берлинской стены и выпало на этот день.

www.mignews.com


ШАГ  В  ИСТОРИЮ

Александр Яновицкий

МНИМОЕ СПАСЕНИЕ: ДВА НЕЙТРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И ХОЛОКОСТ

     Продолжение.
Начало в №10(111
)

     Для формального обоснования отказа принять своих еврейских подданных испанские власти использовали многочисленные лазейки в декрете Примо де Риверы. Так, не все евреи, получившие гражданство по декрету, были внесены в реестры граждан в заграничных консульствах. У других не были натурализованы их супруги и дети, родившиеся после 1930 года. Были, наконец, и просто сторонники Республики.
     В январе 1943 года, после того как 47 испанских евреев на законном основании (как им казалось) въехали из Франции в Испанию, Мадрид открыто объявил, что он более не признает своими подданными сефардов: их испанское гражданство — это фикция, оно может спасти от преследований, но не дает право на репатриацию. Так сложилась абсурдная и чудовищная ситуация: Испания не репатриировала собственных граждан, к тому же находившихся в смертельной опасности.
     В конце 1942 — начале 1943 года Германия издала серию ультиматумов нейтральным странам и союзникам: либо репатриировать своих евреев, либо согласиться на их «депортацию на Восток». Для Испании сроком был поставлен конец января. Между тем у Испании была своя разведка, которая докладывала, что жизнь евреев под немецкой властью находится в опасности и что депортации из Салоник, начавшиеся в марте 1943 года, «будут иметь трагические последствия». Закрытие иммиграции для сефардов, сообщало из Берлина в МИД испанское посольство, означает для них смертный приговор.
     Испанский МИД согласился нехотя на допуск испанских граждан маленькими группами; было оговорено, что этот допуск — лишь транзит, и сам каудильо Франко требовал гарантий того, что все «репатрианты» покинут Испанию. Была выработана сложная процедура «репатриации» евреев в Испанию. Кандидат на «репатриацию» должен был собрать множество документов. Группы «репатриантов» не должны были превышать 25 человек. Еврейские организации и Красный Крест были предупреждены, что, если дальнейшая отправка этих «репатриантов» в Португалию, Северную Африку или за океан приостановится, въезд евреев в Испанию будет прекращен.
     Немцы несколько раз продлевали финальную дату своего ультиматума, а Испания четыре месяца тянула время и не объявляла о начале репатриации евреев. Репатриация началась только в конце июля 1943 года и уже 17 августа была приостановлена.
     До июля 1943-го всего 112 испанских евреев сумели въехать из Франции в Испанию. В августе репатриировалось еще 85 евреев и 120-ти было отказано. В октябре репатриация интенсифицировалась, из Франции въехало 319 евреев. В октябре 1943 года истек немецкий ультиматум, и немцы начали арестовывать испанских евреев во Франции. Мадрид формально протестовал, и немцы даже освободили испанских евреев из Дранси и слегка продлили действие ультиматума. В августе 1944 года репатриировалось 117 испанских евреев и, возможно, еще 69 в июле.
     В Салониках, откуда в марте 1943 года началась депортация евреев в Треблинку, 511 евреев имели испанское гражданство, и они верили, что Испания их спасет. Однако вопрос о репатриации евреев из Салоник затягивался, и 2 августа немцы депортировали 367 испанских граждан в пересыльный лагерь Берген-Бельзен, остальные сумели бежать. В декабре 1943 года Испания подняла вопрос о своих еврейских подданных в Берген-Бельзене. В феврале 1944 года 365 из них (двое умерли в лагере) достигли Испании, с тем чтобы переехать в Северную Африку; они были предупреждены, что если они будут критиковать Испанию, то дальнейшие репатриации евреев прекратятся.
     В Афинах около 200 евреев обладали испанским гражданством, часть из них составляли беженцы из Салоник. 25 марта 1944 года немцы арестовали 155 из них (остальные бежали) и отправили в Берген-Бельзен. Только в апреле 1945-го они были освобождены американцами около Магдебурга. Лишь немногие из них поселились в Испании.


Евреи, окруженные в порту города Салоники германскими солдатами.
Начало 40-х годов.

     Те 801 (или 870) испанских евреев, которых их «родина» согласилась принять из Франции и Греции, оказались в Северной Африке, откуда большинство сумело добраться до Земли Израиля.
     Отношение официальной Испании к своим еврейским подданным выразил в декабре 1943 года в письме к своему коллеге из военного министерства министр иностранных дел Франсиско Хордана-и-Соуса: «Мы не можем привести их всех в Испанию и поселить в ней <...> но мы не можем и оставить их в их нынешнем положении, игнорируя то, что они испанские граждане, потому что это может вызвать суровую критику в иностранной печати, особенно в Америке, и создать нам серьезные международные трудности... Рассматривается проблема допуска их в страну группами по 100 человек, и только тогда, когда одна такая группа будет покидать Испанию — проходя через нашу страну как свет через стекло, не оставляя следа, — будет допускаться следующая группа».

ТУРЦИЯ

    Современная историческая литература уверяет нас в том, что на протяжении веков отношения между турками и евреями были идеальными: в отличие от христианских подданных Османской империи, евреи всегда поддерживали турецкое государство и были опорой османской власти. Историки подсчитывают, сколько евреев предпочло перебраться в Турцию после отделения Болгарии от империи в 1878 году, после перехода Салоник под власть Греции в 1912 году и т. п.
    Между тем с конца XIX века Турция была страной постоянной еврейской эмиграции. Все большее количество евреев стремилось покинуть обнищавшее и постоянно воюющее государство. Более всего евреев покинуло Турцию во время Балканских войн 1912–1913 годов и во время Войны за независимость Турции в 1921–1922 годах. К началу второй мировой войны только во Франции проживало около 10 000 турецких евреев; еще столько же проживало в других странах Европы.
    После оккупации Франции немецкими войсками многие из турецких евреев пожелали возвратиться в Турцию. Те, кто утратил турецкое гражданство, старались его восстановить. Со второй половины 1942 года, когда начались депортации французских евреев в Освенцим, стремление репатриироваться у турецких евреев стало всеобщим.
   Репатриация оказалась нелегким делом. Турецкие власти не собирались беспрепятственно принимать «дезертиров». Закон о гражданстве 1935 года гласил: граждане, покинувшие страну и не вернувшиеся, чтобы участвовать в Войне за независимость или в течение пяти лет после ее окончания, автоматически теряют турецкое гражданство. Те, кто не регистрировался в консульствах каждые пять лет, — тоже. Если у человека было турецкое гражданство, это также отнюдь не гарантировало ему немедленной репат­риации. Турки ссылались на логистические проблемы: вывозить евреев морем в условиях войны было опасно, а выво­зить их в поездах было невозможно, так как промежуточные страны — Хорватия, Сербия, Болгария — не разрешали транзита евреев через свою территорию.
    С 1933 года турецкие власти соглашались на допуск в страну тех беженцев, включая евреев, от которых они ожидали получить какую-то практическую пользу. Так, до 1939 года Турция приняла несколько сотен ученых и деятелей культуры — беженцев от нацистского режима в Германии. Беженцы из Центральной Европы помогли Турецкой Республике перестроить Стамбульский университет, создать консерваторию и т. п. Первые евреи, которым удалось репатриироваться в Турцию на индивидуальной основе в 1942 году, должны были обещать, что по возвращении они пройдут воинскую службу (Турция, ожидавшая в 1941–1942 годах немецкого вторжения, держала под ружьем миллионную армию).
    Только в мае 1943 года — тогда, когда из Франции было уже депортировано в Освенцим 49 000 евреев, и большинство из них были иммигранты — турецкое посольство во Франции, с санкции МИДа, известило через газеты турецких граждан, что они могут подать в консульства заявления о репатриации и получить турецкие паспорта; при этом мужчины призывного возраста должны были подписать обязательство пройти воинскую службу.
    Технически, евреи могли репатриироваться в Турцию двумя путями. Те, кто жил на юге Франции, отплывали из Марселя. За 1943–1944 годы из Марселя, а также через Италию, морем выехало в Турцию около 1000 евреев. Евреи Парижа и Бельгии выезжали по железной дороге так называемыми караванами, которые состояли из нескольких спальных вагонов, прицеплявшихся к поезду, следующему в Стамбул. За расходы по репатриации турки требовали сначала 3000 франков с человека, потом 10 000.
    За весь 1943 год турецкие консульства отправили всего три таких каравана; в них в страну прибыло 200 мужчин призывного возраста. Со 2 февраля по 25 мая 1944 года в восьми железнодорожных караванах репатриировалось 414 евреев, а также 11 мусульман и двое христиан — их родных. В двух последних караванах немцы предложили туркам вывезти всех турецких евреев, содержавшихся в транзитном лагере Дранси, однако турецкие власти вывезли только часть из них.
    Пока турецкие власти бездействовали, нацисты продолжали делать свое дело. Евреев, «утративших турецкое гражданство», немцы и власти Виши арестовывали и отправляли в транзитные лагеря. После того как немецкий ультиматум о репатриации евреев — иностранных подданных истек, нацисты депортировали в Освенцим (а не в Берген-Бельзен, как испанских граждан) 949 евреев — турецких граждан и еще 333 «гайри мунтазе», то есть находившихся в процессе восстановления турецкого гражданства.
    Из 665 еврейских женщин и детей, прибывших 5 ноября и 16 декабря 1943 года в концлагерь Равенсбрюк преимущественно из Брюсселя, было 69 турецких граждан. Немцы содержали их в несколько привилегированных условиях, и многие из них выжили. Нельзя сказать, чтобы турецкое правительство не знало о депортации своих подданных в Равенсбрюк: в феврале 1945 года, когда стало известно о миссии графа Бернадотта, договорившегося с нацистским руководством о вывозе 5000 заключенных Равенс­брюка в Швецию, оно потребовало, чтобы в их число были включены и турецкие граждане.
    Все вышесказанное не означает, что турки не сочувствовали евреям — жертвам нацизма. Там, где находился энергичный чиновник, такой, как вице-консул в Марселе Недждет Кент, он мог эффективно оказывать консульскую протекцию евреям — турецким гражданам в данном городе. 19 июля 1944 года, во время депортации евреев с острова Родос, турецкий консул на острове Селяхеттин Улькюмен добился у немцев освобождения 42 человек — турецких граждан и их супругов (остальные 1673 еврея Родоса были депортированы). Турки могли спасать не только собственных граждан. Местные власти на Эгейском побережье принимали евреев, которые бежали сюда из Греции на лодках (тем более что заботы об этих евреях взяла на себя еврейская община Измира). Только с помощью греческого Сопротивления и британских агентов в 1943 году на Эгейское побережье прибыло более 300 греческих евреев.


Дети французских еврейских беженцев в марсельском порту.
Начало 40-х годов

    Тем не менее турецкое государство противилось репатриации евреев, и утверждение американского историка К. Браунинга о том, что «после долгих колебаний и проволочек турецкое правительство репатриировало всех евреев — своих граждан», ни на чем не основано.
    Ни Испания, ни Турция не выполнили своего долга по отношению к тем, за кого они несли ответственность, — за своих граждан-евреев, проживавших за границей. Франкистский режим не хотел присутствия евреев в Испании и, уж по крайней мере, не хотел роста еврейской общины в стране. Идейный союзник Гитлера, Франко, был антисемит. В 1975 году смертельно больной генералиссимус в последний раз предупредил свой народ об опасности «еврейско-марксистско-масонского заговора».
    На нашем уровне знания трудно понять, чем мотивировалось нежелание турецких властей репатриировать собственных подданных — тогда, когда промедление в репатриации означало смерть. Это могла быть и мстительность — стремление наказать «дезертиров», и попросту антисемитизм. Турецкие архивы ревниво охраняют тайну политики Республики по отношению к евреям во время Второй мировой войны — не менее ревниво, чем все, что связано с геноцидом армян в 1915 году.


МНЕНИЕ

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕВРЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА?

    Год назад, на юбилейном заседании, посвященном 10-летию первого в Украине Харьковского музея Холокоста в Израильском культурном центре, прозвучало много выступлений, связанных с трагическими событиями 1941-43 годов. Выступали люди, чудом избежавшие смерти на склонах Дробицкого Яра. Выступали Праведники Народов Мира, с риском для жизни спасавшие евреев от рук нацистов и их прислужников. Страшные цифры погибших звучали в притихшем зале
    Организаторами Харьковского музея проделана огромная работа по сбору документов и исторических данных, по уточнению списков людей, путь которых окончился в братских могилах Дробицкого Яра, по сбору свидетельств и воспоминаний среди друзей и родственников погибших.
    Тем не менее, я не могу не поднять еще одну актуальную тему. Речь идет о многовековом планомерном искоренении культуры, проводимой среди евреев всего христианского и мусульманского мира. Не составляет исключение дореволюционная Россия и СССР. Если в области литературы и музыки нацио­нальные традиции в той или иной степени сохранились, то в архитектуре система запретов и ограничений способствовала уничтожению всего еврейского.


Синагога в Берлине.
Стиль — европейский модерн


Синагога в Самаре.
Стиль — смесь модерна с мавританским стилем

    У всех народов эстетические идеалы и национальные традиции ярче всего проявляются в сакральной архитектуре. С интересом и грустью листаю страницы монографий: «Архитектура европейских синагог» (А. И. Локотко, Минск, «Ураждай», 2002 г.) Представлены здания в стиле готики, европейского барокко и модерна, испано-мавританской архитектуры. А где же еврейское национальное зодчество? «Синагоги СНГ в прошлом и настоящем» (М. Бейзер, Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет Джойнт, 2002 г.) На исторических фото около 60-ти зданий, в том числе 22 существующих или ранее существовавших на территории Украины. И снова видим то же европейское барокко и классицизм, провинциальные вариации на тему русского или европейского модерна. Использование в Закавказье местных строительных традиций не решает проблем, связанных с еврейской национальной архитектурой.
    Польские евреи, которым в XV веке разрешалось жить в селах и местечках, были вынуждены строить синагоги с фасадами, имитирующими крестьянские избы. Традиционные купольные завершения скрывались во внутренних пространствах чердака. Прошло более 200 лет! К западу от Днепра кровавыми зорями прокатились хмельничина и гайдамачина. Победы А. Суворова привели к исчезновению польского государства. На присоединенных к России землях были введены новые законы, а живущие в черте оседлости евреи по прежнему прятали купола синагог в чердаках польских изб. В начале ХХ столетия варшавские искусствоведы изучали старо-польское крестьянское зодчество по облику синагог Украины.


Готическая синагога в Праге.


Юбилейная синагога в Праге,
объединяющая марроканский стиль и модерн

    Фасады харьковской хоральной синагоги в значительной степени копируют мечети Каира. Мне пришлось видеть множество подобных зданий, формирующих застройку части огромного Каирского некрополя. Этот стиль, использующий детали мусульманской и византийско-христианской архитектуры, был привнесен в Египет турецкими янычарами. Французские художники и архитекторы — участники наполеоновского похода, ознакомили Европу с архитектурой Египта. До конца ХIХ века их альбомы использовались как источник информации о зодчестве «Ближнего Востока». Эта «восточная» архитектура послужила прототипом при разработке Я. Гевирцом проекта синагоги в Харькове.
    В советский период наметившийся интерес к еврейскому искусству был оборван в конце 40-х годов. Не допус­кались какие-либо исследования в этой области. Энциклопедические и краеведческие издания попросту игнорировали еврейскую архитектуру городов и местечек, искажая или опуская исторические факты. Исключения были крайне редки.
    Четырехтомный справочник-каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» (Ю. С. Асеев и др., Киев, «Будівельник», 1983 г.) называет 7 памятников еврейской архитектуры республиканского (теперь государственного) значения, в том числе, 4 караимских кенасы Крыма.
    Авторы монографии «Історія Українскої архітектури» (Ю.  С. Асеев и др., Киев, «Техника», 2003 г.) смогли выделить еврейской архитектуре 1,5 страницы, поместив 5 иллюстраций.


Синагога в Херсоне.
Стиль — русский модерн


Синагога в Днепропетровске.
Стиль — классицизм

    Фактически, это все! Попытку заполнить вакуум предпринял в 1997 г. Иерусалимский центр документирования наследия диаспоры, совместно с институтом исследований еврейской диаспоры при Петербургском еврейском университете. Был издан исторический путеводитель «100 еврейских местечек Украины. Выпуск 1. Подолия» (В. Лукин, Б. Хаймович). Об издании последующих выпусков, связанных с другими регионами Украины, данных нет.


Х
оральная синагога в стиле модерн
в Санкт-Петербурге.


Испанская синагога в мавританском стиле
в Праге.

    Торжественным погребальным реквиемом звучит рассказ путеводителя: «Кипучая жизнь, бившая ключом во всем диапазоне человеческих интересов, — от высот духовного подвига, до прозаической коммерции, навсегда покинула местечки Восточной Европы. Остались лишь камни — свидетели многовековой еврейской истории этих мест. Настало время собирать камни. Если сегодня не попытаться спасти наследие этого мира от забвения, завтра уже будет поздно.».
    Стыдно и горько читать! Стыдно — потому что об этом пишет зарубежье, а не Украина. Горько — потому что будет забыта еще одна страница нашей общечеловеческой истории.
Но может быть, я зря волнуюсь? Все перечисленное всего лишь последствие нашего европейского бескультурья?
    В этом году с группой харьковских архитекторов мне удалось побывать в Израиле. Мы встречались с архитекторами — выходцами из СССР, из стран Европы и Азии, с родившимися в Израиле. И всем я задавал один и тот же вопрос: «Что такое еврейская национальная архитектура?» . Ответ был одинаков: «Мы собрались из разных стран. Мы воспитаны на разных культурных традициях. Поэтому общих признаков еврейской архитектуры не существует!».
    После такого утверждения напрашивается вывод, сделанный в одной из советских энциклопедий: евреи — не национальность, объединенная одной культурой, а группа народностей…
    Данное утверждение ни коим образом не вписывается в национальное еврейское самосознание. И это говорит о том, что архитекторы ошибаются. Уверен, что первоочередные экономические, политические и военные проб­лемы страны не позволили произвести полноценный научный анализ архитектурного наследия. Народ, сумевший возродить из небытия национальный язык, восстановит и национальные строительные традиции.
    Поразительно, что в ХХI столетии в Европе (а также в Украине) остались не изученными целые пласты еврейских архитектурных памятников: общественные здания, в том числе, сакральнаяархитектура с ее настенными росписями, жилая застройка, резные надгробные стелы и многое другое.
    Сегодня в Украине ситуация коренным образом изменилась. Впервые в истории не на словах а на деле национальные меньшинства страны возрождают и развивают свои традиции и культуру. Для целого ряда народов многонациональный Харьков стал центром этого процесса. С каждым годом ярче и красочнее проходит фестиваль «Харьков — наш дом», где в калейдоскопе песен, музыки, стихов и танцев разных народов сверкают выступления студенческого культурного центра «Гилель» и др. еврейскх организаций. С возрождением национальных архитектурных традиций все обстоит сложнее. На всеукраинских смотрах лучших проектов отмечены призами многие работы харьковских зодчих, связанные с возрождением исторических стилей разных народов. Это жилые дома и детский сад для крымских татар, дом для семьи из Южной Осетии, дома для граждан Украины корейской национальности. Возрождается и сакральное зодчество. Уже действует храм Армянской Апостольской церкви. Построена татарская и возводится азербайджанская мечети. Сдан в эксплуатацию буддийский (вьетнамский) центр.
    Однако возникает вопрос, где же еврейская архитектурная стилистка? Несмотря на то, что мемориальный комплекс Дробицкого Яра отмечен несколькими призами на смотрах, и в настоящее время разрабатываются проекты еще нескольких памятников, посвященных трагическим событиям прошедшей войны, нельзя исторические еврейские традиции сводить исключительно к теме Холокоста. Нельзя растить детей на кладбище!
    И не пора ли построить новую, пусть небольшую синагогу, отвечающую современным взглядам еврейской молодежи?
    И снова цитирую путеводитель В. Лукина и Б. Хаймовича: «Созерцание гибели <…> имеет смысл, но лишь в том случае, если оно пробуждает энергию к пресечению этой гибели, жажду восстановления утраченного…»

Павел Чечельницкий,
заслуженный архитектор Украины


ВСТРЕЧИ.  ИМЕНА

В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ…

    В конце октября 2008 года в прекрасном городе, жемчужине Крыма — Ялте проходила крупнейшая на территории СНГ еврейская культурно-образовательная конференция «Лимуд».
    В одной из уютных аудиторий гостиницы «Ялта» состоялась презентация автобио­графического фильма «В борьбе обретешь ты право свое…» известного борца за права советских евреев 1960-80 годов, проведшего за свои убеждения около 10 лет в лагерях, ныне израильтянина Иосифа Бегуна.


Иосиф Бегун. Ялта, Лимуд 2008.

    Зрителями были, в основном, люди поколения 60-70-х годов. Молодых людей в зале было немного, хотя, на мой взгляд, такой фильм должны были посмотреть все участники конференции, ведь именно благодаря многолетней борьбе таких героев, как Иосиф Бегун, стали возможными доступ советских евреев к своим национальным традициям, изучению родного языка — наконец, выезд на свою историческую родину в Государство Израиль.
    Популярная песня «Владимирский Централ» для большинства из нас является лишь примером пресловутого «русского шансона» и символом блатной романтики. А для героя нашего рассказа Иосифа Бегуна этот самый Владимирский Централ — не легенда, а одно из мест — наряду с пермскими лагерями для политзаключенных и колымской ссылкой — где он отбывал заключение…
    Фильм производит потрясающее впечатление не только как история борьбы, которую вели еврейские активисты в СССР против политики насильственной ассимиляции, но и как обличительный документ, дающий возможность современному зрителю увидеть и узнать из «первых рук» намерения и методы, применяемые тоталитарным советским режимом в подавлении гражданских и национальных свобод.
    Закончился показ фильма. В зале зажегся свет. После минутной паузы — шквал аплодисментов, и на героя фильма обрушились вопросы зрителей и самый главный: а что было потом?
    А потом, после освобождения из лагеря в феврале 1987 года, Иосиф Бегун на своей квартире в Москве создает еврейскую библиотеку, куда потянулись московские евреи и где значительное количество материалов было отпечатано самиздатовским способом: на печатной машинке и методом фотографирования нелегально ввезенных в СССР книг.
    А осенью 1987 года двое молодых еврейских парней из Чернигова Семен Гуревич и Олег Быков решили съездить на осенние еврейские праздники в Москву в Московскую синагогу.
В синагоге любознательным молодым людям посоветовали познакомиться сИосифом Бегуном и его библиотекой.
    Вернувшись в Чернигов, Семен Гуревич начал потихоньку распространять среди еврейского населения (тогда еще и подумать-то никто не мог, что через пару лет рухнет коммунизм!) привезенную от Бегуна литературу.
    Однажды, встретив меня на улице, он предложил мне прочитать книгу «Еврейские притчи и сказки». Как сейчас, помню эту маленькую квадратную книжицу и притчу в ней о том, как царь Соломон разрешил спор двух женщин, претендовавших на одного ребенка…
    Так, в 30-летнем возрасте я впервые стал знакомиться с еврейским культурным и духовным наследием, читая еврейские книги и статьи, регулярно привозимые Семеном Гуревичем из Москвы, из домашней библиотеки Иосифа Бегуна. Таким образом, косвенно благодаря Иосифу Бегуну и в не меньшей степени его жизненному примеру «как быть евреем», я в далеком Чернигове стал заниматься изучением, а впоследствии и пропагандой еврейской истории и культуры. А познакомиться лично с Иосифом Зиселевичем мне довелось только несколько лет назад.
    Смутные времена конца восьмидесятых. Социалистическая система терпела крах. Однако она еще не сдавалась. Коммунистическая власть отступала неспешно, отдавая врагу не все бастионы сразу, а один за другим — постепенно. Но главный враг СССР, как его определяли партийные идеологи, как и раньше, был на Западе и в Тель-Авиве.
    Советская пропаганда свирепствовала: об Иосифе Бегуне знали, что называется, «от Москвы до самых до окраин». Чернигов исключением не стал. 6 декабря 1987 года в главной газете области «Деснянська правда» появилось явно организованное властями письмо «Відповідь провокаторам», подписанное несколькими известными в городе евреями, которые в письме осуждали «экстремистские выкрутасы так называемых отказников», которыми «верховодил пресловутый борец за свободу советских евреев Иосиф Бегун»…
    Однако через некоторое время после публикации этого коллективного письма в редакцию пришло еще одно письмо — от Семена Гуревича и Олега Быкова, которые не разделяли точку зрения подписавших «Відповідь». «Это — человек, который хоть как-то поднимает культуру еврейского народа… Именно благодаря Бегуну в Москве открылась еврейская публичная библиотека, еврейский национальный музей…» — писали авторы письма.
    Трудно объяснить, почему однако ответ властей последовал со значительной задержкой, только через 11 месяцев. 23 ноя­бря 1988 года «Деснянська правда» публикует подвальную статью «ЗНАК ЗРАДИ» с подзаголовком «Потрапивши в тенета сіон­ської пропаганди, вони готувалися залишити Батьківщину за дорогу ціну — ціною зради її інтересів…», где мишенью автора становится уже не только Иосиф Бегун, но также Семен Гуревич и Олег Быков. Что могла означать такая публикация — объяснять не надо…

    Эту историю об Иосифе Бегуне и его черниговских единомышленниках я, по просьбе самого Иосифа Зиселевича, рассказал в гостинице «Ялта» на презентации фильма «В борьбе обретешь ты право свое…». Свидетелем этого рассказа была моя давняя знакомая, директор Харьковского музея Холокоста и истории евреев, редактор газеты «Дайджест Е», заслуженный работник культуры Украины Лариса Фалеевна Воловик. И эту статью я пишу по ее просьбе специально для газеты«Дайджест Е».


Семен Бельман, председатель Черниговской областной еврейской общины,
редактор газеты «Тхия», заслуженный работник культуры Украины и Иосиф
Бегун, «узник Сиона 1977 г.», главный редактор журнала «Новый век»

    … Заканчивалась конференция. Около гостиницы «Ялта» прощались ее участники.
    Прощались и мы с Иосифом, который, верный своей неуемной, любознательной натуре, готовился перед отлетом на родину к взятию очередной своей «вершины» — горной вершины Ай-Петри.
На прощанье Иосиф достал из рюкзака и протянул мне диск с записью своего фильма. На коробочке было написано:
    «Дорогому Семену из славного города Чернигова в память о встрече в Ялте на Лимуде — 2008 года и с большим чувством о тех годах, уже давних, когда мы обретали право свое… Быть евреем! Иосиф Бегун».

Семен Бельман


НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ И НЕКОРРЕКТНОСТЬ ИДУТ
ВСЕГДА РУКА ОБ РУКУ

    Портрет женщины на траурном митинге в Бабьем Яру, автором которого является профессиональный фотограф Дмитрий Пейсахов, представлен в экспозиции Харьковского музея Холокоста со дня его основания в 1996 г. Это лицо старой женщины, ее выразительные глаза для меня как символ сопереживания трагедии, случившейся с еврейским народом в годы Второй мировой войны. Взгляд посетителей музея всегда задерживается на этой фотографии.
    Может быть, поэтому ее стали перефотографировать и вместе с другими экспозиционными находками Харьковского музея использовать в буклетах, выставках, различных экспозициях (к примеру – музей школы № 170; в комнате для экскурсоводов на Мемориальном комплексе в Дробицком яру). Но, главное, фотопортрет «потерял» не только автора, но и при проведении экскурсий оброс легендами – будто это женщина из Дробицкого яра перед расстрелом. И это самая мягкая из «легенд», которые как грибы после дождика создаются людьми «при холокосте», для которых еврейская катастрофа стала «зарабатыванием» денег или престижа…
    Харьковский музей Холокоста приглашает всех, кого интересует тема Катастрофы и кто недостаточно владеет информацией, в музей на Петровского, 28, где вам ответят на вопросы, которые позволят в дальнейшей избежать некорректности в изложении материала, а иногда обыкновенного невежества или безграмотности.

Лариса Воловик,
директор/основатель Харьковского
музея Холокоста, заслуженный
работник культуры Украины


В  МИРЕ  КНИГ
    Презентация книги Питера З. Малкина и Гарри Штейна «Эйхман в моих руках» состоялась в Ялте на одной из сессий Лимуда 2008 г. Книгу презентовали два харьковских бизнесмена Вадим Вишневский, которому одна из поездок в Нью-Йорк подарила встречу, «память о которой остается на всю жизнь», встречу с человеком-легендой Питером Малкиным, «схватившем палача Эйхмана за горло на безлюдной улице Буэнос-Айреса», и Феликс Давыдов, предложивший издать на русском языке книгу П. Малкина, которую тот подарил его другу Вадиму. Книга о подлинных событиях, связанных с захватом и вывозом из Аргентины в Израиль нацистского преступника Адольфа Эйхмана, хорошо издана, повествование в ней ведется от лица Питера З. Малкина и будет читаться с большим интересом.
    К сожалению, в книге отсутствуют выходые данные — издательство, тираж, фамилии переводчиков и пр. Как высказались историки и исследователи, без ссылок использовать в работе материалы книги невозможно, что снижает ее ценность.

 ПОДПИСКА НА 2009 ГОД
Культурно-просветительная, информационная независимая газета
«Дайджест Е» выходит в Харькове 1 раз в месяц с 1995 года

Харьковчане и жители Харьковской области могут подписать нашу газету
в любом почтовом отделении связи на любой срок

ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС 21785

Желающие оформить подписку газеты из других городов должны
обратиться в редакцию по адресу: ул. Петровского, 28, 2-й этаж.

Тел. (057)700 49 90, (057) 714 09 59.

Для иногородних в стоимость подписки будут включены почтовые расходы


 ХАРЬКОВСКИЙ МУЗЕЙ ХОЛОКОСТА
благодарит за финансовую поддержку

Всеукраинский благотворительный фонд «ДАР»

председатель правления Валентина Подгорная, Киев

Благотворительный фонд «DAAR»,
директор Наташа Блейзер, Хьюстон

Харьковское отделение Американского Распределительного Комитета «Джойнт»,
директор Оксана Галькевич

Ассоциацию еврейских организаций и общин Украины (Ваад Украины),
председатель Иосиф Зисельс, Киев

Надежду Дерябкину,
г. Ромны, Сумской области


Учредитель:
Харьковский областной комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста

Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959

При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: volovik@vlink.kharkov.ua
Подписной индекс 21785

Газета выходит при финансовой поддержке Благотворительного фонда «ДАР»