2009
Февраль
№2 (115)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ТУ-БИ-ШВАТ

9 ФЕВРАЛЯ (15 ШВАТА) 2009 ГОДА МЫ ПРАЗДНУЕМ
НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ

Посадка деревьев на Ту-би-Шват.
Гравюра. Иерусалим

 

В Торе говорится — «Когда войдете в страну, сажайте в ней плодоносные деревья». В прошлом веке евреи начали собираться на своей древней родине, им действительно удалось превратить пустыню в сад.

В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту-би-Шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети.

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!

В этот праздник принято есть фрукты и сажать деревья. И если с поеданием плодов проблем, как правило, не возникает, то с посадками дело обстоит не так просто. В прошлом году деревья не сажали из-за «шмиты», а в этом для посадки в лесах осталось не так много места. Массовых засаживаний целых лесных массивов, характерных для предыдущих лет, не ожидается, но возможность посадить своё дерево там, где оно необходимо, существует.

Плодовые деревья дают нам много очень важных уроков — зрелость у дерева подобна зрелости человека. Зрелость человека в том, что он перестает быть только получателем, он становится способным давать что-то другим. В последнее время празднование Ту-би-Шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту-би-Шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев, претворяя в жизнь новый проект Еврейского национального фонда «Дерево от каждого жителя». В рамках проекта в ближайшее десятилетие планируется посадить около 7 миллионов деревьев.


Лариса Воловик

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ ИМЕНА...

ЦЕРЕМОНИЯ ПАМЯТИ В ХАРЬКОВЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ
ДНЮ ХОЛОКОСТА

 

27 января 1945 года советские солдаты 1-го Украинского фронта вошли в небольшой польский городок Освенцим, который запомнился во всем мире как самый страшный лагерь смерти. Несколько миллионов людей, два миллиона из которых были евреи, стали жертвами нацистов в этом концентрационном лагере.

Генеральная ассамблея ООН 1 ноября 2005 года провозгласила 27 января Международным Днем Холокоста.

 

 

В Харькове в этот день в Дробицком Яру — месте уничтожения харьковских евреев- состоялась Церемония памяти, посвященная Межднародному Дню Холокоста. Церемонию открыл председатель Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр» Леонид Леонидов. Он объявил минуту молчания в память 6 миллионов евреев, загубленных в многочисленных ярах в Украине, других странах, соженных в печах крематориев… Сменяя друг друга, представители области, города, консулы и послы других государств, представители еврейских организаций говорили о неравнодушии, о памяти, о том. что во многих странах возрождается фашизм, о том, что нельзя позволить, чтобы люди забыли о миллионах жертв нацизма. Генеральный консул Республики Польша Гжегож Сорочинский, консул-советник Российской Федерации Игорь Строке говорили о том, что тем, кто лежит в этой земле, не нужны памятники и церемонии. Они нужны нам, чтобы в будущем не допустить новых жертв. Об этом же говорила и глава Агенства «Сохнут-Украина» Марина Бен-Арье, представляя Государство Израиль по поручению посла Израи­ля Зины Калай-Клайтман, которую задержала в киевском аэропорту нелетная погода.

Среди участников Церемонии памяти — в большинстве молодые люди — школьники Орджоникидзевского района, учащиеся еврейских школ. Сегодня их гораздо больше, чем людей старшего поколения. И это радует, потому что именно молодым хранить память об ушедших, именно им сделать все возможное и невозможное, чтобы трагедия не повторилась.

Мы читаем имена, бесконечный список имен. В морозный день в тишине над могилами эти имена звучат как клятва живущих им, ушедшим от нас, ушедшим не по своей воле. «Помяни, господи, души жертв Катастрофы и героев ее»…

Главный раввин Харькова и Харьковской области Мойша Москович и председатель харьковской общины ортодоксального иудаизма Александр Кагановский читают Кадиш.

Церемония памяти, в которой приняли участие представители еврейских организаций и общины Харькова, бывшие узники гетто и их спасители, подходит к концу. Организаторы Церемонии — Харьковский областной комитет «Дробицкий Яр» и Харьковский музей Холокоста.

Мы признательны Американскому Распределительному комитету «Джойнт» и его директору в Харькове Оксане Галькевич за помощь в организации Церемонии.


Фотографировала Юлана Вальшонок


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПИСАНА ТОРОЙ

Великий философ XII в. Рамбам составил первый полный кодекс еврейского права и назвал эту 14-томную работу «Мишнэ-Тора». Во введении Рамбам выразил надежду, что люди смогут консультироваться с Торой и его кодексом, чтобы находить подходящее предписание без обращения к другим текстам.

Рамбам в своем Кодексе пишет: «Мы обязаны соблюдать заповедь о благотворительности более других предписаний Торы, ибо благотворительность есть отличительный признак праведных потомков праотца Авраама. И не что иное, как благотворительность, принесет освобождение Израилю, ибо сказано: «Сион освободиться правосудием, а его пленники — благотворительностью». Ни разу еще человек не беднел из-за своей благотворительности, и никакое зло и никакой ущерб благотворительностью не был причинен. Кто сочувствует другим, тому сопутствует сочувствие свыше. Евреи же и все пришедшие к ним должны быть как братья друг другу, ибо сказано: «Сыны вы Б-гу вашему». А если брат не сжалится над братом, кто сжалится над ним? К кому должны обращать свои взоры неимущие Израиля? К чужим народам ли, которые ненавидят их и преследуют?»



Рав Адин Штейнзальц

В САВАНЕ НЕТ КАРМАНОВ

Древняя еврейская пословица гласит: «В саване нет карманов». Эта пословица верна по сути, так как к савану действительно не пришивают карманы. Но смысл заключается, конечно, не в дословном значении, а в том, что в гроб с собой ничто не возьмешь. Нет карманов ни для чеков, ни для купюр. Эта тема затрагивает вопрос имущества людей. Все знают, что то, чем обладает человек, ограничено продолжительностью его жизни. Все те блага, которыми владеет человек при жизни, – верит ли он в вечность души или нет, – приходят к концу. То есть человек может наслаждаться тем, что у него есть, до конца своей жизни, долгой или короткой, но не более того. Не вдаваясь в нездоровые мысли о смерти (когда она наступает и как она выглядит), важен другой вопрос: что делают люди с тем, что у них есть? Бедняки не задаются при жизни этим вопросом, так как у них нет возможности реализовать даже минимальные жизненные потребности. Люди же со средним достатком стремятся обустроить свою жизнь, и они не обременены проблемой лишних средств.

Но что происходит с людьми, у которых все жизненные потребности обес­печены с избытком? Что они делают со своими деньгами? Выясняется, что деньги можно тратить на различные вещи, но существует одно основное ограничение – оно связано с телом. Тело существенно ограничивает человеческую способность получать удовольствие. Например, каждый в состоянии съесть только ограниченное количество пищи. Конечно, можно попытаться втолкнуть в себя больше, чем способен съесть, но все равно тело является емкостью, объем которой ограничен.

Один из богачей древнего Рима имел привычку вызывать рвоту после еды, чтобы съесть дополнительные блюда. Но и тот, кто может позволить себе есть не четыре, а восемнадцать раз в день, все равно ограничен. Человек также в состоянии наслаждаться половыми контактами и другими физическими удовольствиями до определенной границы. Таким образом, человеческое тело ограничивает возможность наслаждаться разными вещами при отсутствии внешнего ограничения.

После рассмотрения темы удовлетворения физических потребностей человека, которые сами по себе довольно скромны, рассмотрим духовный аспект. Большинство людей не склонно воспринимать его как духовный. Имеется в виду духовность не в смысле высоких материй или святынь, а как противоположность физическим потребностям. Есть разница между сытной пищей и деликатесом, приготовленным шеф-поваром. Несмотря на то, что эти виды пищи не отличаются друг от друга калорийностью и способностью насытить, разница состоит в украшении и эстетике, а также в их стоимости. Можно отведать блюдо из павлиньих языков или какой-то уникальной рыбы, которая водится только в одном определенном месте в мире. Несмотря на то, что разница во вкусовых ощущениях несущественна, в духовном плане ценность изысканной пищи выше. Люди украшают свою жизнь разными способами – от украшения пищи до украшения домов, так как границы домов много шире по сравнению с человеческим телом.

Говорят, что все женщины выглядят в темноте одинаково. В этом есть доля правды. Мужчина, который тратит крупные суммы ради красивой любовницы, платит не за чувственное наслаждение, а за духовное. И хотя странно говорить о человеке, стремящемся обладать красивыми любовницами, как о духовном, он является таковым.

Такой же вид духовности характеризует человека, построившего дом с огромным количеством комнат. Но на самом деле существование трех или семидесяти комнат не принципиально – у человека есть только одно тело, которое он может разместить в этих комнатах. В одном древнем еврейском проклятии один желает другому, чтобы у него был дворец с сотней комнат, а в каждой – десять кроватей. И чтобы у него была такая зубная боль, что он прыгал с кровати на кровать от боли.

Многие ходят в казино играть в азартные игры. Только малая их часть ходит туда, чтобы попытаться вы­играть и разбогатеть. Большинство приходит в казино для других ощущений – остроты впечатлений, риска. Людей привлекают опасности и приключения, так как игра с опасностью или со смертью – это раздражитель совсем другого уровня.

На другом жизненном этапе наблюдается погоня за почетом и уважением. Это стремление является дорогостоящим, но может наполнить человеческую жизнь. Дополнительный вид духовного наслаждения заслуживает обычно большего уважения в глазах других людей, но на самом деле ничем не отличается от предыдущего, – удовольствие от чтения книг или от приобретения знаний. В этот список можно добавить также музыку и искусство. Для реализации стремления к этим наслаждениям требуются существенные средства.

На определенном жизненном этапе некоторые приходят к выводу, что их настоящее имущество – то, которое было отдано ими другим, так как оставшееся у него осталось в прошлом, а отданное другим живет в настоящем и будет существовать в будущем.


JTA СООБЩАЕТ

 

Германский офицер отмечен «Яд ва-Шем»

ИЕРУСАЛИМ (JTA) — «Яд ва-Шем» отметил германского офицера, который стал известен, благодаря художественному фильму «Пианист», получившему премию американской киноакадемии «Оскар».

За помощь евреям в Холокосте Вильм Хозенфельд удостоен звания «Праведник народов мира», — объявил 16 февраля израильский Комитет увековечения жертв и героев Холокоста.

Польский еврей музыкант Владислав Шпильман, чьи дневники легли в основу фильма Романа Поланского 2002 года, написал в «Яд ва-Шем», что в ноябре 1944 года Хозенфельд помог ему найти убежище и предоставил ему одеяла, еду и моральную поддержку. Другой выживший в Холокосте, Леон Верм, сообщил, что Хозенфельд дал ему работу в спортивном центре после его бегства из поезда, направлявшегося в Треблинку.

Хозенфельд почти всю войну был офицером, ответственным за спортивные и культурные мероприятия в Варшаве. Во время восстания в Варшавском гетто его привлекли к допросам заключенных. Хозенфельд был арестован и приговорен к пожизненному заключению Советами. Он скончался в советской тюрьме в 1952 году.

Сыновья и две дочери Хозенфельда, живущие в Германии, от имени покойного отца примут медаль и сертификат Праведника. Дата этой церемонии еще не назначена.

 

 

 

Франция признает свою вину за Шоа

ПАРИЖ (JTA) — Впервые Франция официально признала свою вину за пособничество в убийствах французских евреев в годы Второй мировой войны.

16 февраля Верховный суд страны, Государственный совет, воспользовался выпавшей ему возможностью, чтобы признать Францию «ответственной» за отправку евреев в нацистские лагеря, когда ему был задан вопрос о выплате репараций жертвам Холокоста.

Совет заявил, что Франция должна «официально признать ответственность государства и коллективный ущерб, понесенный» из-за того, что «разрешила или организовывала депортацию из Франции жертв антисемитских преследований», — сообщила французская газета «Фигаро».

Только в 1995 году бывший французский президент Жак Ширак стал первым французским лидером, который публично признал ответственность его страны за депортацию 76000 французских евреев в нацистские лагеря в годы Второй мировой войны. По оценкам парижского Фонда памяти Шоа, из них выжили примерно 2600 человек.

До этого заявления Ширака виновными в Холокосте официально считались германские оккупанты при правительстве Виши. Запоздалое заявление Ширака не имело законного веса в постановлении, принятом 16 февраля.

Совет делегировал суду низшей инстанции окончательное решение дела о том, имеет ли право на финансовые репарации дочь жертвы Холокоста. Предстоящее решение суда еще больше усложнит возможность добиться удов­летворения новых требований о выплате репараций. Хотя государство должно «компенсировать» за страдания жертв Холокоста, суд подчеркнул, что правительство уже выплатило им «сколько было возможно».

И действительно, Серж Кларсфельд, президент Ассоциации сыновей и дочерей депортированных евреев и вице-президент Фонда памяти Шоа, согласен с тем, что французские евреи, пережившие Холокост, и дети депортированных уже получили значительные финансовые репарации от правительства.

Он сказал, что в этом году 632 миллиона долларов были направлены жертвам Холокоста и соответствующим фондам, — сообщает «Фигаро».

«Это решение удовлетворяет меня, — сказал Кларсфельд о постановлении совета в интервью «Фигаро». — Франция сейчас показывает, что идет в авангарде стран, которые берут на себя ответственность за свою историю, чего не происходило до 1990-х годов».

 

 

Экспозиция подлинников чертежей Освенцима

БЕРЛИН (JTA) — Подлинники чертежей концентрационного лагеря Освенцим представлены на выставке в Берлине.

Открытие выставки состоялось 17 февраля, через несколько месяцев после того, как газета «Bild Zeitung» купила эти чертежи у торговца антиквариатом.

Собрание пожелтевших архитектурных чертежей, подлинность которых подтверждена, будут выставлены в галерее Axel-Springer Passages до 28 февраля. Среди них первые проекты крематориев, кухонь и так никогда и не построенного жилого комплекса для служащих СС.

«Это единственная выставка в Германии, на которой показаны планы знаменитой фабрики смерти», — сказал на церемонии открытия выставки Эрнест Крамер, президент фонда Axel-­Springer Foundation.

Там же выступил и Владислав Бартошевский, бывший министр иностранных дел Польши, который 7 месяцев был узником этого лагеря.

Свен Феликс Келлерхофф, редактор газет «Die Welt» и «Berliner Morgen­post» вместе с историком Ральфом Георгом Рютом, ведущим корреспондентом «Welt am Sonntag», написали сопроводительный текст к выставке.

Рют сказал корреспонденту JTA, что, по его мнению, эти документы хранились в архивах секретной службы Восточной Германии, откуда и попали на черный рынок. Келлерхофф сказал, что их нашли, когда освобождали квартиру пожилого мужчины в Берлине, который скончался.

«Газета «Bild Zeitung» решила купить эти чертежи, потому что мы не хотели, чтобы они попали в руки неонацистов или фашистов», — сказал Келлерхофф и добавил, что скорее всего, эти документы окажутся в конечном итоге в каком-нибудь историческом институте, германском, израильском или американском.

Эти чертежи восполняют пробелы в исторической хронологии, — сказал Роберт Ян ван Пельт, эксперт по Освенциму, который приехал в Берлин специально, чтобы их увидеть. Ван Пельт, который преподает в Университете Ватер­лоо в Онтарио, сказал корреспонденту JTA, что документы «выглядят и пахнут, как подлинные».


ЮБИЛЕИ... ЮБИЛЕИ...

К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге 3 февраля 1809 г. в семье банкира Абрахама Мендельсона.

Дед композитора, знаменитый еврейский философ Мозес Мендельсон, получил признание вопреки антиеврейским предрассудкам в Германии той эпохи. Он был основателем движения Хаскала (еврейское Просвещение).

Родители композитора, Абрахам Мендельсон и его жена Лия, приняли христианство, и взяли вторую фамилию — Бартольди. Сам о себе Абрахам говорил: «Прежде сын своего отца, а теперь отец своего сына».

В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин. Феликс был вторым ребенком в семье; у него была старшая сестра Фанни, одаренный музыкант. В 1817 г. он начал брать уроки композиции у К. Цельтера, друга Гёте, и к 1820 г. в его портфеле накопилось довольно много сочинений, пока не слишком оригинальных, но поразительно складных для ребенка такого возраста. В 1821г. Цельтер взял мальчика с собой в Веймар и представил его Гёте: Феликс произвел на поэта сильное впечатление как музыкальной одаренностью, так и личным обаянием. Описание первой встречи с Гёте в письме мальчика к семье может свидетельствовать о выдающемся литературном даровании юного музыканта; теми же качествами отмечены более поздние письма Феликса к Цельтеру, в которых он рассказывает о красотах Швейцарии, где проводил с семьей каникулы.

Успешно прошли встречи молодого композитора с выдающимися музыкантами той эпохи, особенно с И. Мошелесом, однако отец Феликса все еще не был уверен в том, что сыну предназначено стать профессиональным музыкантом, и в 1825 г. он отвез мальчика в Париж, чтобы показать его Л. Керубини, крупнейшему музыкальному авторитету Франции и человеку, известному своей язвительностью и консервативными взглядами. Вопреки ожиданиям, Керубини весьма благосклонно отнесся к Феликсу и предрек ему большое будущее. К этому времени Мендельсон стал автором уже вполне самостоя­тельных сочинений, в т. ч. знаменитого «Рондо-каприччиозо». В 1825 г. появился октет для струнных ми-бемоль мажор и в 1826 г. — увертюра к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (Sommernachtstraum) — настоящие шедевры, самые яркие образцы творчества композитора. Мендельсон успешно выступал как пианист и приобрел некоторый дирижерский опыт. Четвертая опера Мендельсона «Свадьба Камачо» (Die Hochzeit des Camacho) была поставлена в Берлине в 1827 г.; успех она имела средний в сравнении с теми восторженными похвалами, к которым автор привык с детства, и Мендельсон тяжело переживал нападки критики. Настоящий триумф пришел к нему спустя два года, когда он продирижировал в Лейпциге «Страстями по Матфею» И.С.Баха — первым исполнением сочинения после смерти композитора. Через несколько недель он впервые посетил Англию, где приобрел множество друзей и выступил весьма успешно как на музыкальном, так и на общественном поприще. Мендельсон побывал также в Шотландии и в Уэльсе. В конце года он вернулся в Берлин, но вскоре возобновил странствия. В 1830 г. он посетил Рим, где встретился с Берлиозом и начал работу над двумя симфониями — Четвертой ля мажор (Итальянской, 1833) и Третьей ля минор (Шотландской, 1842); в 1832 г.снова побывал в Париже, где приобрел новых друзей, среди которых был и Фридерих Шопен. Разочарование принесла премьера Пятой симфонии ре мажор (Реформационной) в 1831 г. Вскоре Мендельсон принял должность музик-директора Дюссельдорфа, но в результате конфликтов и интриг вынужден был уйти; в 1835 г. он получил пост руководителя лейпцигского оркестра Гевандхаус.

В конце 1835 г. внезапно скончался отец композитора. От этого потрясения Мендельсон долго не мог оправиться; прийти в себя помогли работа над ораторией Св. Павел (1836) и поездка на каникулы во Франкфурт, где состоялась его встреча с Сесилией Жанрено, которая через два года стала женой композитора. Их брак был счастливым: мягкость характера и здравый смысл Сесилии великолепно сочетались с динамичной, импульсивной натурой Феликса. Оставшие­ся годы своей жизни Мендельсон провел, главным образом, в Германии и Англии; в 1843 г. с триумфом прошла премьера оратории «Илия» на Бирмингемском фестивале. В Германии деятельность Мендельсона распределялась между Берлином и Лейпцигом. Руководство музыкальным отделением берлинской Академии искусств принесло композитору разочарование, однако он с живейшим интересом занимался организацией консерватории в Лейпциге. После поездки в Англию в 1847г. он вернулся в Германию совершенно обессиленным. В довершение пришло известие о смерти любимой сестры Фанни.

Умер Мендельсон в Лейпциге 4 ноября 1847 г.

Симон Фалев

 

ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД МЕНДЕЛЬСОНА

 

3 февраля 2009 года отмечается 200-летие гениального композитора и выдающегося общественного деятеля Феликса Медельсона-Бартольди. Новаторскими музыкальными произведениями, основанием Лепцигской консерваторії, новыми подходами к музыкальному исполнительству и организации концертного дела Мендельсон повлиял на последующее развитие мирового музыкального искусства, в частности украинского (в основанной им консерватории учился М.В.Лысенко).

В свое время Мендельсон весьма удивил современников пылким отношениям к музыке прошлого. То была новость для общества, где привыкли интересоваться лишь новой, модной музыкой. Гектор Берлиоз, иронизируя по поводу, как тогда казалось, «чудачества» Мендельсона, сказал, что тот «чересчур преклоняется перед покойниками». Несмотря на непонимание и насмешки Мендельсон внедрял в концертный репертуар неправедно забытые произведения Баха, Генделя, Бетховена... Он раскрыл для слушателей очарование контраста стилей музыки разных исторических эпох. Тем он начал новую эру в концертном исполнительстве, привнес в музыкальную жизнь новый принцип, который действует и доныне; этот принцип позволяет сосуществовать на концертной эстраде музыке прошлых веков с музыкой, которая создана сегодня.

Руководствуясь этим принциом, Мендельсон первым осуществил идею «исторических концертов», где стили предстали перед слушателем в хронологической последовательности. От той новации Мендельсона берут начало и знаменитые «Исторические концерты» Антона Рубинштейна в Петербурге, и многообразная практика современных филармонических абонементов, концертов и фестивалей классической музыки. Мендельсон ощутил внутреннюю потребность «воскрешать» музыкантов прошлого еще за полстолетия до Василия Федорова, который сформулировал родственную идею об оживлении предков как философскую доктрину. Глубоко близким к такой позиции Мендельсона является тематическое содержание фестивалей «Харьковские ассамблеи», которые по поочередно раскрывают перед современным слушателем ценности музыки разных эпох и стилей (напомню, что фестиваль дважды был посвящен Мендельсону — в 1994 и 2008 годах).

Григорий Ганзбург


ЮБИЛЕИ... ЮБИЛЕИ...

ШОЛОМ — АЛЕЙХЕМ

«Казалось ангелы реяли в этом мире небесных мелодий, в этом море неземных звуков. Как волны морские, они то круто взмывали вверх, то стремглав падали. Переливаясь на тысячи ладов, эти чудесные звуки посылали привет всему живому. Они пели хвалу и славословили того, кто сотворил этот прекрасный мир, полный красоты, чарующих звуков, упоения и любви…»
«Блуждающие звезды».


Автору этих строк об еврейской народной музыке Шолому Рабиновичу, вошедшему в мировую литературу под псевдонимом Шолом-Алейхем 2 марта исполняется 150 лет со дня рождения.

Почетный президент Мемориального фонда Шолом-Алейхема, Бел Кауфман, обратилась с письмом к руководителям еврейских организаций и общин мира торжественно отметить юбилей своего дедушки, великого еврейского писателя Шолом-Алейхема. 2 марта 2009 года 97-летняя американская писательница Бел Кауфман намерена обратиться с приветственным словом к собравшимся в Киеве на вечере, посвященном юбилею ее дедушки, использовав для этого прямой телемост Нью-Йорк — Киев. Последний раз на родине писателя, в Украине, Бел Кауфман побывала в 1999 году, приняв участие в организации и проведении ставшего теперь популярным Международного театрального фестиваля «Блуждающие звезды».

Спектакль «Тевье — молочник» уже 19-й сезон идет в Национальном академическом театре драмы имени Ивана Франко в Киеве. Тевье в исполнении Богдана Ступки завоевывает сердца зрителей.

В Харькове в скором времени будет установлен памятник великому Шолому . Об этом сообщили в пресс-службе Харьковского горсовета со ссылкой на инициативу мэра Михаила Добкина.

«В Киеве памятник Шолом-Алейхему установлен в 1997 году, а Харьков отдаст дань памяти, уважения и любви еврейскому писателю, драматургу и просветителю в год его 150-летия», — сказал мэр. Городской голова также подчеркнул, что на карте города есть улица, которая носит имя Шолом-Алейхема, а памятник стал бы символом объединения трех культур — украинской, русской и еврейской. «Этот проект станет возможным, благодаря совместной работе городской власти и народного депутата Украины Александра Фельдмана», — заключил Добкин.

На фоне всех юбилейных мероприятий, посвященных 150-летию великого еврейского писателя, кощунством и средневековьем выглядит незаконный снос исторического здания в Киеве на улице Красноармейской, 35, где в начале ХХ века жил знаменитый писатель, и нападение застройщиков на съемочную группу телеканала «1+1», когда журналисты пытались заснять их действия.

В 1905 году в этом доме, в квартире №1, жил Шолом-Алейхем. Это было его последнее киевское местожительство — потом он навсегда покинул город. Именно адрес «Большая Васильковская, 35» стоит на письме, отправленном Шолом-Алейхемом в октябре 1905 Льву Толстому. Городские власти запретили всякие работы по ликвидации сооружения до выяснения обстоятельств, но несмотря на это, в субботу, 1 февраля, снос снова начался. По словам милиции, разрушать здание взялась компания «КиевЖитлоИнвест менеджмент». Причем представители компании на участке так и не появились и никаких документов, подтверждающих право собственности, милиции не представили. По сообщению телеканала, частная охранная фирма заблокировала грузовиками въезд к зданию, которое продолжали разрушать.

«Не важно как поворачивается к тебе жизнь, ты должен продолжать жить, даже если она тебя убивает» — этими словами Шолом-Алейхема мне хочется закончить эти новости в предверии 150-летнего юбилея «самого крупного юмориста в мире», как шутливо называл себя он сам.

Гл. редактор


СЕКТОР ГАЗА

Дина Рубина, Израиль

О СВИНЦОВОСТИ.

ВЗГЛЯД ПИСАТЕЛЯ НА СЕКТОР ГАЗА

У меня профессия такая: я книги пишу. Причем давно этим занимаюсь. Как говорит моя мама: «Собаку на этом съела и вторую доедаю». Рука набита. Главное в моей профессии — что? (Помимо литературных качеств, конечно.) Здравый смысл и хорошее воображение. Герой сделал то-то и то-то, а другого сделать не мог по логике событий — иначе тебе ни за что не поверит читатель и грош цена твоим сочинениям.

Я и в жизни этот метод применяю к любой ситуации: первое — здравый смысл, второе —хорошее воображение.

Предлагаю вообразить, что восемь лет круглосуточно со стороны какой-либо окраины по Москве лупят снарядами весьма густо: то крышу ГУМа проломят, то Крымский мост раздолбают, то в детский сад попадут или вот, как на днях, по дому престарелых жахнут. Жертвы, само собой, мирные жители: люди гибнут, школьники учатся в бомбоубежищах, предприятия несут тотальные убытки, попеременный вой воздушной тревоги и так далее.

Юг Израиля. Воздушная тревога

Повторяю: восемь лет.

Чего хотят те, кто наводит ракеты? А вот чего: чтоб вы все сдохли!

Ну как? Получается вообразить? Никак не получается, верно? И ни у кого не получится. Кроме израильтян. Потому как это наша реальность, причем со дня основания государства.

Это как в том мультике: «Леопольд, подлый трус, выходи!» И время от времени — выходит. Потому как больше терпеть ну никак невозможно.

Помнится, у нас в школе учился такой матерый третьегодник. Ленивый и очень симпатичный. Год был 67-й, закончилась «шестидневная война» Израиля, и на уроках политинформации только и слышно было об «израильской военщине».

И вот вызывают нашего нерадивого Шуру к доске, чтобы он повторил, что про агрессора сейчас рассказывали. Он тяжело поднимается из-за явно малой ему парты, подваливает вразвалочку к большущей карте и пристально на нее смотрит — возможно, впервые. Наконец, прикладывает ладонь к одиозным очертаниям крошечной страны на карте и смотрит изумленно: «Эт что — вот это — Израиль? А вот это все вокруг, — и руками далеко развел, вширь и вверх, — эт все — арабы?! Да вы что мозги мне парите? Эт кто агрессор-то?»

У нашего третьегодника все было в порядке со здравым смыслом. И с воображением.

Чего нельзя сказать о мировом общественном мнении, о лидерах европейских стран и об изолгавшейся и бесстыдно лоббирующей ХАМАС Организации Объединенных Наций.

Мой друг, военный человек, чин которого назвать я не могу, говорит: «Ты вообразить себе не можешь глубину и разветвленность этих туннелей с бункерами под каждым домом. Весь сектор Газа — это подземный город, который долго и тщательно могучая террористическая организация готовила к изнурительной войне. А еще они замечательно подготовились к войне информационной. А вот мы о ней забываем».

Мне говорят: но ведь гибнет мирное население. Увы, конечно, гибнет; оно, к сожалению, всегда гибнет во время боевых действий. Не в таких масштабах, о которых кричат наглые и лживые арабские СМИ, но все же гибнет. Даже если, согласно точнейшим данным одной из лучших разведок в мире, ВВС и артиллерия бьют точечными наводками, ликвидируя боевиков и военные цели; даже если армия — единственная армия в мире — перед атакой разбрасывает листовки с предупреждением мирного населения и даже звонит на мобильники! Все равно гибнет, к сожалению, мирное население — ведь идет война на уничтожение профессиональной, отлично обученной и хорошо вооруженной террористической армии, у идеологов которой нет ни малейших сантиментов к собственным соплеменникам и так называемым мирным жителям.

Этих мирных жителей (если, они, конечно, существуют на территории, где ХАМАС был избран подавляющим большинством голосов, где в колоннах будущих шахидов увлеченно и яростно маршируют десятки тысяч подростков, вскинув руки в известном приветствии, где матери самоубийц говорят прямо в объектив телекамеры, что они мечтают о такой же судьбе для всех своих сыновей, а телевидение изо дня в день пичкает малышей экстрактом ядовитой ненависти) — так вот, этих мирных жителей боевики используют для прикрытия своих складов оружия и огневых точек, из которых, между прочим, и сейчас бесперебойно палят по трети территории Израиля. Палят даже на время так называемых гуманитарных коридоров, когда Израиль прекращает боевые действия и пропускает десятки грузовиков с продовольствием и медикаментами. А во время войны — не будем лицемерами, господа, — во время войны задача армии подавить огневую точку врага. Причем какого врага — того, кто огневые свои точки располагает на крышах детских садов, школ, больниц, в глубине густых жилых застроек и передвигается по улице с чужим младенцем на руках, отобранным у первой встречной женщины. Такого врага, который не гнушается принять смерть — после предупреждения! — прямо на крыше своего дома, подняв туда вместе с собой четырех своих жен и девятерых детей.

Такого врага надо истребить, чтобы не дать миру одичать окончательно.

Оставлять его и дальше вербовать и обучать террору подростков, пытать страшными пытками пленных и тех, кто подозревается в коллаборационизме, грабить своих же мирных жителей, отнимая у них ту самую гуманитарную помощь…— такого врага щадить аморально и безответственно.

Я пытаюсь себе представить антивоенные демонстрации во время бомбежки Берлина, где тоже гибло много мирных жителей. Во время бомбежек — не сектора Газа, а одного из прекраснейших городов мира — Дрездена (населенного действительно мирными жителями, истощенными голодом и смертью и в отличие от жителей сектора Газа не получающими гуманитарную помощь отовсюду, откуда только возможно, в том числе и от Израиля)… Кто бы и где собрал в то время на подобную демонстрацию хотя бы дюжину сумасшедших?

Потому что было понятно: гадину надо задавить в ее норе. Иначе она отлежится, оправится и снова начнет свой поход.

Проснувшись, как обычно, в 5 утра, я тороплюсь включить компьютер: ну вот, ООН издала очередную декларацию о немедленном прекращении военных действий и начале переговоров о перемирии. При этом (конфуз вполне в духе ООН) в документе ни разу не упомянут ХАМАС. Очевидно, его не существует в природе. Спрашивается — с кем Израиль должен разговаривать? И кто восемь лет бомбил его действительно мирные города? И отчего бы не поговорить титанам западного мира с Усамой, например, бен Ладеном? Скорее всего, оттого, что подобные «разговоры-разговоры» бессмысленны и это понятно любому, кому еще не изменили все те же качества: здравый смысл и наличие воображения.

Сейчас многие издания цитируют известное высказывание Голды Меир: «Мир между нами и арабами наступит тогда, когда они научатся своих детей любить больше, чем ненавидеть наших».

Пока не научились.

Специально для «Новой Газеты»


ПАМЯТИ ИДИШЕ МАМЭ

11 февраля на 92-м году ушла из жизни Полина Моисеевна Шлахтер.

Бывшая узница гетто, пережившая погромы, голодомор, сталинские репрессии, вторую мировую войну, не утратившая интереса к жизни, несмотря на все трудности, выпавшие на ее долю, всегда бывшая примером для всех в харьковской общине, воспитавшая сына, любимая всеми участница наших мероприятий не дожила до весны 2009 года, которую ждала с нетерпением.

Она не спела всех песен на идиш, которые знала, рассказала не все истории своей жизни, ушла тихо, неожиданно, оставив после себя память и грусть потери.

Пусть имя ее будет благословенно и память о ней жить в наших сердцах вечно.