2010
сентябрь
№9 (134)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

С ПРАЗДНИКОМ РОШ ГАШАНА

Год, который уже скоро подойдет к концу, был полон трагических событий. Они происходили и ранее, но прошедший год был в этом отношении особенным. Это был год стихийных бедствий: землетрясений, извержений вулканов, наводнений в одних частях планеты и всепожирающих пожаров в других. В дополнение к этому случилось несколько экологических катастроф, причиной которых был человеческий фактор. Эти события показали, как тесно переплетаются друг с другом поступки людей и природные катаклизмы. При этом стихии как были, так и остались неподвластны нам, несмотря на расширение человеческих возможностей.

У нас нет разумного объяснения всем произошедшим бедствиям. Но каждое из них может многому нас научить. Мы должны обуздывать свою гордыню, осознать ограниченность своих возможностей. Нам надо посмотреть на себя и этот мир по-новому. А те, кого не задели все эти бедствия, не должны забывать, что они не защищены от них в будущем. Эти счастливцы должны быть благодарны своей судьбе и стараться помогать пострадавшим.

Мы также осознаем сейчас, в канун нового 5771 года, что у нас есть надежда, есть будущее. Чтобы укрепить эту надежду и приблизить будущее, нам предстоит научиться молиться и, не забывая о высших силах, которые управляют миром, сделать все для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Пусть же наступающий год будет добрым, полным щедрых даров, посылаемых Свыше, годом нашей доброй воли и праведных поступков, годом утешения и благополучия для всех.

С благословением и пожеланием сладкого года, материального благоденствия и высокой духовности,

р. Адин Штейнзальц (Эвен-Исраэль)

 

 

Начало нового года — время размышлений и подготовки к новому этапу нашей жизни. Это время решать, каким путем мы собираемся идти. Наш путь нам указал

Вс-вышний на горе Синай, когда Он передал нам великую миссию, которая есть у каждого еврея в этом мире. Но каждый год мы должны снова короновать Его и принимать Его царство. Именно в этом смысле Рош ГаШана, дня, когда мы принимаем

Вс-вышнего как царя и коронуем Его, выполняя Его заповеди и трубя в шофар. В этом году Рош ГаШана имеет особое значение. Дни праздника переходят непосредственно в субботу. Шабос — день покоя, когда человек поднимается над будничными заботами и может уделить все время Б-гу. Наши мудрецы говорят, что когда наступает суббота, человек как бы завершил всю свою будничную работу.

Рош ГаШана — голова года. Когда за ним следует суббота, это говорит о том, что весь год должен быть годом покоя. Мы должны понимать, что нет никаких забот, которые могут помешать нашей миссии. Давайте в этом году соберемся в синагоге в РошГаШана, в первый день года , в 11:00, когда мы будем трубить в шофар, короновать Вс-вышнего и просить, чтобы Он послал хороший и сладкий год каждому из нас.

Хорошего и сладкого года!

Года Мошиаха!

Гл. раввин Харькова и Харьковской области
Мойше Москович

 

 

9-10 сентября

Шана Това, евреи!

Пять тысяч лет подряд раз в год
Мой собирается народ.
Он веселится, ест и пьёт
Так дружно, как умеет.
Он яблоки макает в мёд,
С молитвой отправляет в рот.
Он так встречает Новый год.
Шана Това, евреи!
Шана Това! Шана Това!
Вступает Новый год в права!
И пусть хмелеет голова –
Ведь завтра хмель развеет.
Судьба еврея – не халва,
Но живы мы, страна жива,
Так выпьем, братья, за слова –
Шана Това, евреи!

Бэлла Вайсбух-Медник

 

 

ПАМЯТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

 

МОИСЕЙ БОРОДА (1947). Кандидат искусствоведения. В 1971 г. окончил Тбилисскую гос. консерваторию. 1989 — международная стипендия фонда Александра фон Гумбольдта за исследования взаимосвязи музыкального и естественного языкa. С 1989 г. — в Германии. Председатель окружного отделения Союза Немецких Музыкантов, вице-председатель объединения Jugend musiziert Ruhr Nord e. V.

Музыка: камерная музыка для различных инструментов, вокальные циклы. Концертные исполнения. Радиопередачи: WDR 3, SWR 2 (Германия), Radio DSR 2 (Швейцария), Radio Sefarad (Испания).

Литературное творчество: рассказы, стихи, политическая публицистика. Автор книг: «Мы наш, мы новый мир построим», 2006 (под псевдонимом Михаил Баратов), «Очарованный остров», 2008 (рассказы, стихи).

В июле 2010 г. вышла третья книга рассказов и стихов Моисея Бороды «Нам этот мир и близкий, и чужой». Жанровый спектр – от сатиры до драматической повести.

Мы благодарим автора за присланную книгу. Невозможно удержаться и не представить из нее хотя бы два четверостишия из цикла, давшего название всей книге:

 

«Нам этот мир и близкий, и чужой»

                            * * *
Нам этот мир и близкий, и чужой.
Мы проживаем жизнь, мечтая о другой,
Метаясь между дьяволом и Богом,
Пока не скажут нам: «Ну, всё. Пора домой».

                            * * *
Так создан мир. Он плох или хорош,
На рай он больше или ад похож —
Но если ты не в полном с ним раздоре,
То для себя в нем что-нибудь найдешь.

 

 

Моисей Борода, Германия

ДЕДУШКА

Коммунисты нас поработили. Они отняли у нас нашу землю, нашу свободу. Они хотели, чтобы мы забыли наш язык, чтобы мы… думали как они, чтобы мы были как... как vergai1, как… рабы! А они были бы… хозяева — на нашей земле!

...Что было потом?.. Когда — потом? ...Ну, да... Да... Я знала, что Вы про это спросите. Даже если бы Вы не сказали, я бы всё равно знала. Люди Вашей... Вашей нации… они любят вспоминать про это время. Как говорит мой зять: «Они любят тревожить тени прошлого». Он писатель, мой зять, он умеет так... точно сказать, как мы, простые люди, не умеем…

…Тревожить тени прошлого — зачем? Зачем? …Как будто это самое важное, что есть на свете. Как будто мы всё ещё… живём в нашем прошлом. А мы живём не в прошлом. Мы живём сейчас, молодой человек. Здесь и сейчас, а не…

...Да, если Вы хотите это слышать: Да. И с нашей стороны тоже были... эксцессы, отдельные… эксцессы. Так. Люди иногда не могли… себя держать. У многих была большая злость на... на оккупантов, на коммунистов — на этих… этих… isdavikai2, на этих… предателей. И среди них были люди Вашей… нации — некоторые говорят, их было не так мало. Вы же не будете это отрицать?

Но разве эти люди жили плохо на нашей земле? Нет! Они жили хорошо, очень хорошо! Они имели свои молитвенные дома, эти синагоги, и они имели свои гешефты. Да! В Вилниусе каждый из… каждый из них имел свой гешефт. Каждый! И в Каунасе тоже, и в Шяуляй, и в Мaриaмпoлe… — вeздe, это было так вeздe! Наш Вилниус называли тогда

Lietuvos Jeruzalе— «Литовский Иерусалим». Наш Вилниус — Иерусалим! И что же им от нас было надо? — этого мы никогда не поймём...

...Но мы… — мы всё равно не были Ваши... враги. Нет. У моей тёти была даже еврейская подруга. Да, так! Хотя это и не было... обычно. И некоторые ей даже говорили: «Юрга!» — Юрга — так звали тётю. «Юрга», говорили они, «это тебе не подобает!» Но тётя — она была верна этой своей подруге, пока… это было… можно. Она говорила: «Юдит — моя подруга, и я буду держать её сторону». Она была очень смелая, моя тётя, очень решительная, очень прямая. Она всегда говорила своё мнение.

...Девятый Форт3, Paneriai4 ...Видите, молодой человек, Вы опять хотите возвращаться туда, в то время... Да, это было… тоже. …Но… оккупация — она ведь тоже была — и почему Вы не хотите говорить про это?

...Дедушка? Да, он... он служил в… Ypatingasis Burys5 — не знаю, как это по-русски… Но... — Нет, Вы... не знаете! Вы ничего не знаете! Вы ещё такой молодой человек — откуда Вы можете знать, как это было?

...Нет, дедушка сначала не хотел. Совсем не хотел. Он говорил: «Кто знает, как ещё будет с этой войной? Один Бог это знает! Один Бог!» Он был верующий, наш дедушка...

...Нет! Кто Вам это сказал? Это неправда! Кто не шёл добровольно, у того... у того могли быть неприятности... Да!.. ...Какие неприятности? Ну... ну, например... например... — ну, что Вы от меня хотите, это же было так давно!

...Ну да, некоторые шли сами, тоже так, но… …Нет, только некоторые, я ведь это лучше знаю! Да, некоторые шли сами. Но когда Ваш друг идёт и Вас спрашивает: «А как же ты?», разве Вы скажете «Нет!»? А дедушка — он дружил с Александрасом... да, с... с Лилейкис6… Вы знаете это имя? ...И с Антанасом Гуд… …Да, так... Антанас Гуделис7… Это имя Вы знаете тоже? Вы много знаете, молодой человек. Зачем Вам это? Зачем? Но разве мы сейчас про это с Вами говорим? Ведь нет… …Нeт, Вы всё-таки не понимаeтe… людям, извините, Вaшeй нации это трудно понять…

...Ну, вот дедушка... он... он начал служить в... Ypatingasis. Кто мог тoгдa знать, что Гитлер проиграет эту войну? Кто мог знать? Вначале всё было так хорошо! А потом — потом всё стало опять плохо! И мы — в который раз! — оказались в дураках. В который раз — в дураках! Маленькая нация — она всегда виновата... Всегда. Такая у неё судьба.

...Что там дедушка делал? Про это… про это он… ничего не рассказывал. Даже я… ничего не… знала. Хотя я была его любимая внучка.

…Да, это правда: Я была его самая любимая внучка! Дедушка меня очень любил, больше, чем других внуков. Он мне даже обещал подарить к моему… моему… совершенно…летию свой Вальтер! Я с детства мечтала иметь этот Вальтер, дедушка мне даже давал с ним поиграть, когда я была маленькая. Конечно, под его… присмотром, но всё же... Я ещё сегодня помню эту... эту… там была такая… гравировка: Р38. Представляете: маленькая девочка мечтает иметь пистолет! Хотя — к чему женщине пистолет? Война ведь совсем не женское дело...

Но я хотела быть как дедушка. У нас было много его фотографий, он нам посылал фотографии из тех мест, где он... где он... служил. Он был уже тогда лейтенант! И на одной фотографии он был в форме и с этим Вальтером в руке. Это была моя любимая фотография. И я говорила потом дедушке, когда он вернулся домой после… войны: «Дедушка, я хочу быть как ты!». А он улыбался. Он всегда был очень добрый ко мне. Другие внуки даже завидовали, что дедушка меня больше любит, чем их. Но он ведь их любил тоже. Он был очень любящий, наш дедушка!

…Почему Вы на меня так смотрите? …Мы ничего не знали! Ничего! Мы только потом узнали, позже... на… суде. Эти… эти… оккупанты — они арестовали дедушку! Они устроили ему процесс, судили его! Как будто они имели право его судить! Им нужны были преступники из нашего маленького народа. Который только хотел быть свободным. Больше ничего.

…И мы узнали на этом… на этом суде, что будто бы дедушка… будто бы он… расстреливал детей, этих еврейских детей. Будто бы он… стрелял им в… голову, в затылок. И будто бы он… ставил детей в строй …затылок в затылок, и… и стрелял в первого из… автомата, так что и последний в ряду… падал убитым.

Но всё это — ложь! Ложь, ложь, ложь, и ещё раз ложь, и ещё раз ложь!! Дедушка этого не делал! Он бы никогда себе не позволил так… так издеваться на детьми. Пусть они дaжe были приговорённые!

Он был… он был добрый, наш дедушка. И он был… верующий…

…Да, он был верующий! Он пожертвовал деньги на ремонт нашей церкви. Большие деньги. Там на церкви, у входа даже есть табличка с его именем. Вы мoжeтe потом посмотреть.

Но знаете, как говорят: Что ты хорошего ни делай, а злые языки всегда найдут, что сказать. Так и некоторые злые люди говорили, что эти деньги — только маленькая часть того, что дедушка… выручил за… за золотые коронки. Ну… коронки, которые он будто бы после каждой… каждой… акции от своих начальников получал.

Но это всё — всё! всё!! всё!!! — неправда! Мы никогда никаких коронок у дедушки не видели! Даже я их не видела, хотя я была его любимая внучка. Про золотые коронки только эти... свидетели, эти

bailiai8, эти nieksai9, на суде рассказывали.

…Дедушкина судьба? Но Вы же знаете: его… приговорили… и… Нет, это неправда! Откуда Вы это знаете? Из газет? В газетах написали неправду. Нет, дедушку не расстреляли. Его... его повесили. Повесили! Как какого-нибудь бродягу! Как преступника…

Мы взяли тогда хорошего адвоката, мы заплатили много денег. Этого мы большевикам не оставили! Дедушка как-будто предчувствовал свой арест и хорошо спрятал деньги.

…Откуда у него были деньги? От труда, от тяжелого труда. Он не то, что некоторые, которые не хотели по-настоящему работать, а только свои гешефты делали — за счет нашего гостеприимного маленького народа. Нет, дедушка был очень, очень работящий...

…Мы тогда решили, что возьмём самого дорогого адвоката. Мы были даже готовы на то, чтобы это был еврей. И самый лучший адвокат во всём городе действительно был еврей. Но этот… этот… адвокат — он отказался защищать дедушку! Отказался! И его нельзя было соблазнить никаким гонораром.

Мы тогда пошли к нему вдвоём с моей сестрой, я очень волновалась и попросила её пойти со мной. И моя сестра спросила этого… адвоката, почему он не хочет защищать дедушку. Ведь мы ему предложили такой хороший гонорар. А он посмотрел на мою сестру, а потом на меня… нехорошим взглядом и потом сказал, что… что на этом процессе он хотел бы быть… не защитником, но обвинителем. Так! Так он сказал: обвинителем! И что ему не нужны деньги, на которых… кровь его близких… Как будто наш дедушка был виноват, что родители этого… адвоката... что они попали в... в Paneriai, в этот лагерь! И я тогда не смогла себя сдержать и закричала этому ев… этому адвокату в лицо: Nieksas10! И потом мы ушли, а моя сестра, когда мы были уже в дверях, обернулась и крикнула eму:

Kiaule11! Bjaurybe12! — и хлопнула дверью…

…Почему Вы опять так смотрите? Нет, моя сестра — она не против… не против Вашей… нации. Нет. Нет. Но она очень была зла тогда, моя сестра, и я тоже, что ничего у нас не получилось, что этот… что этот адвокат... что он отказался защищать дедушку.

…Но некоторые наши знакомые говорили, что мы этому… адвокату просто мало предложили. Вы извините, я Вас не имею в виду, но… ведь это же… это же все знают, что евреи… больше всего на свете любят деньги, они, можно так сказать, рождаются с деньгами в руках...

…Да… — ну вот, нам ничего не помогло. Конечно, если бы удалось уговорить того адвоката, тогда, может быть, у дедушки был бы… шанс. Всё-таки это произвело бы впечатление, когда еврей защищает не… своего. Они ведь защищают только своих. Вы извините, что я так говорю, но это же... известно.

…Но что говорить! Имя дедушки стояло во всех газетах, во всех их проклятых газетах. Они называли его «Палач из Вильно», они поливали его грязью. А потом... — потом его… приговорили.

Но дедушка не плакал. Нет, он не плакал. И он не просил пощады. И когда ему объявили приговор, он бросил этим…

nieksai13, этим… судьям в лицо: «Наш народ не убьёшь!» И в своём последнем слове он попросил расстрелять его — как солдата… Многие в зале плакали. Только эти, которые… ну, которые… выжили — они радовались и бросали в лицо дедушке злые слова. А он стоял мужественно, прямо. Как солдат, который выполнил свой долг.

...Почему Вы так на меня смотрите? Я знаю, что Вы сейчас думаете. Дедушка... он выполнял приказ, он выполнял свой... долг. Ради свободы для нашего маленького народа... Да, он выполнял свой долг. И он был… честным и… справедливым...

…Не надо так смотреть! Да, дедушка был честным. И он был справедливым. И когда один солдат из его… команды был… когда этот солдат… украл… ценности, дедушка приказал его расстрелять.

...Какие ценности? Ну, которые были у этих... у приговорённых. Там было много разных ценностей: золотые кольца, часы, портсигары… там даже были портсигары из золота! Из чиcтoгo золота! Так! Если подумать — что некоторые люди могут себе позволить! И эти… эти... приговорённые — они должны были... сложить всё… сложить эти ценности сами.

Солдаты не имели право вмешаться. Они должны были только следить, чтобы всё… чтобы всё было… tvarkingas14… padorus15… Эти... люди… ну… которых… — они были очень… неспокойные.

...Откуда я это знаю? Так рассказывают люди.

…И этот солдат... — этот солдат взял какие-то ценности себе. И когда дедушка об этом узнал, он приказал расстрелять этого солдата перед строем. Хотя это не был плохой солдат… Он был честным, наш дедушка, и он был справед…

…Эти люди? Почему Вы так говорите — рaзвe Вы это знаeтe? Нет! Я… я жалею этих людей. Да. Да, я испытываю к ним сочувствие. И я знаю, что они… не все были коммунисты. Те, у которых был хороший гешефт — они не были коммунисты. Им это не было нужно.

...Но... Но… — эти люди имели всё! Они имели всё, о чём мы не могли даже мечтать: деньги и золото, и жемчуг и бриллианты, и их женщины имели красивые нарядные платья, и могли одевать сегодня одно платье, а завтра другое, а послезавтра третье, и они имели шубы из дорогого меха и серьги с бриллиантами, и ожерелья из жемчуга, а их мужчины имели дорогие часы и портсигары из золота — из чистого золота! — и у них были деньги как песок в море, они могли покупать всё, что им хотелось, всё, что им захотелось бы, они могли купить, а мы — мы работали, работали и работали с раннего утра и до позднего вечера, и всё равно не могли себе позволить ничего из того, что эти люди имели, и я в школе должна была видеть, как эти еврейские девочки на перемене поглощают роскошный завтрак, а я не имела из дома ничего, кроме хлеба, сыра и пары каких-нибудь фруктов — ничего, кроме этого, и они были всегда красиво и нарядно одеты, эти еврейки, на них было всегда всё новое, а я ходила несколько лет в одном и том же платье, в одном и том же платье. И это есть справедливость? Это есть справедливость?

Это… это не может быть, чтобы… чужой народ на нашей земле, за счёт нас строил себе богатство, строил себе… хорошую жизнь, это… это… не идёт, так не может быть долго!

...Не надо смотреть на меня так! Я... я не имею… зла на этих людей. Пусть их судит Бог — как он будет судить всех нас когда-нибудь… Конечно, они… пострадали. Это так, кто будет это отрицать. Но… Да, Вы можете мне верить или нет, но я… не имею на них зла. Пусть им Бог будет судья…

…Ну, видите, я Вас совсем… заговорила! Вы извините, что я так… что я не могу… спокойно рассказывать. Но Вы ведь тоже не могли бы спокойно об… об этом говорить, о том, как это было, если бы Ваш дедушка… ну… Вы ведь меня понимаете? Вы ведь не обижаетесь, что я так… эмоционально с Вами говорила, так…. aistringas16?

…Что я хотела сказать Вам на прощанье? Ах, да! Недавно был парад того… дивизиона, в котором служил дедушка. И на этом параде участники — совсем уже пожилые люди, как быстро проходит время! — они несли дедушкин большой портрет, и…

…Конечно, в форме, как же иначе! Он ведь потом стал у них командиром! …Да, и на портрете была надпись: «Погиб в борьбе с большевизмом»...

…Вот и вся история. Вы извините, я Вас опять… заговорила. Приезжайте к нам ещё раз.

У нас тут дaжe сохранились развалины старой синагоги. Некоторые предлагали их снести — всё равно, мол, евреев у нас почти не осталось. Но я против этого. И мой муж, и наши дети — они тоже против. Всё-таки, как говорит мой зять, это — тоже деталь нашей культуры...

…А вообще я иногда думаю: Надо же когда-нибудь про всё это забыть! Все мы совершаем ошибки. Так почему же одни более виновны, чем другие? Почему? ...Ну, так давайте забудем. Разве так не лучше — жить друг с другом в мире, пусть другие и занимаются своими гешефтами, ну пусть даже так. Каждому своё. А что было и как оно было, и было ли оно вообще — не нам, маленьким людям, об этом судить...

  1. (лит.) vergai = рабы (oт vergas = раб)
  2. (лит.) isdavikai = предатели (oт isdavikas = предатель)
  3. Девятый Форт — один из фортов находящейся в нескольких километрах к северу от центра Каунаса старой крепости. Девятый форт, как и упоминаемый дaлee в тексте расположенный к юго-востоку от Вильнюса Paneriai (в польском варианте — Понары, в немецком — Понар), вошёл в историю Холокоста, как однo из самых страшных мест массовых убийств евреев.
  4. см. прим. 3
  5. Ypatingasis Burys — Литовская вспомогательная полиция. Находившиеся в её структуре полицейские батальоны — aнaлoги немецких «зондеркоманд» — активно участвовали в массовых убийствах еврев как на территории Литвы, так и за её пределами (в частности, в Белоруссии).
  6. Александрас Лилейкис — начальник полиции безопасности в Вильнюсе во время немецкой оккупации. С 1952 года законтактирован отделением ЦРУ в Мюнхене. Нашёл на долгие годы надёжное убежище в США, откуда он в 1996 году, по доказательству его участия как руководителя литовской «Саугумас» (Saugumas) в преступлениях, был выдворен, после чего вернулся в Литву. В 1998 году против него был начат в Литве судебный процесс (значительную роль в том, что этот процесс состоялся, сыграли публикации Эфраима Зуроффа (Efraim Zuroff) из Центра Симона Визенталя). В конечной стадии перед судом предстал 91-летний человек в состоянии, близком к смерти — которая и последовала в 2000-м году, избавив подсудимого от необходимости повторно выслушивать изложение его кровавых дел (за которые он к тому же нe чувствовал угрызений совести и уж тем менее — какое-то стремление к покаянию), а судей — от вынесения приговора, которому вряд ли была бы суждена популярность «в народе».
  7. Антанас Гуделис. Хотя Центр Симона Византаля представил доказательства участия Антанасa Гуделисa в массовых убийствах евреев, процесс по его делу, насколько известно автору, не начат.
  8. (лит.) bailiai = трусы, от bailys = трус
  9. (лит.) nieksai = негодяи, мерзавцы
  10. (лит.) nieksas = негодяй
  11. (лит.) kiaule = свинья
  12. (лит.) bjaurybe = мерзавец, гадина
  13. см. прим. 10
  14. (лит.) tvarkingas = как полагается
  15. (лит.) padorus = достойно
  16. (лит.) aistringas = страстно

 

Публикуется с любезного разрешения редакции журнала
«Заметки по еврейской истории».


КЛУБ ЗНАМЕНИТЫХ ХАРЬКОВЧАН



19 сентября отмечает свой 80-летний юбилей Зиновий Владимирович Сагалов. Известный драматург родился в Тбилиси, но всю жизнь, за исключением нескольких лет эвакуации, провел в Харькове. В 1952 г. окончил отделение журналистики Харьковского госуниверситета.

Зиновий Сагалов — автор более двадцати драматических произведений разных жанров, поставленных и идущих в театрах Украины, России, Казахстана, а также в Израиле, Германии и США. Профессиональное знание законов сцены (автор долгие годы работал зав.литературной частью театра), мастерство в построении сюжета, владение приемами современной, подчас парадоксальной драматургии- все это дает возможность для создания ярких, интересных спектаклей. Его пьесы печатались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Нева». «Молодежная эстрада», «Райдуга» и др., а также изданы отдельными сборниками: «Три жизни Айседоры Дункан» (1998), «Седьмая свеча» (Полеты с ангелами»(2001), «Клип, или Забавы мертвецов» (2001), «Всемирный заговор любви»(2002), «Сестры Джоконды» (2005). В разные годы изданы несколько поэтических книг, адресованных детям: «Королевство Тру-ля-ля», «Город мыльных пузырей», а также сборник лирических стихов «Однажды». Изданы и его документальные повести «Прелюдия к Нюрнбергу» (1990), «Смерть магистра» (1997).

С 2001 г. живет в Аусбурге (Германия), где закончил работу над романом «Дело «Джойнт, или Шуба для палача» и написал четыре новые пьесы: «Любовные игры Сары и Элеоноры», «Блонди и Адольф», «Далекая палуба, или Яд для Петра Ильича» и « Не верьте г-ну Кафке!» Последняя пьеса отмечена дип­ломом на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица 2005».

В Аугсбурге создал свой авторский театр

«Lesedrama», где и поставил четыре свои пьесы.

Член Союза писателей, Союза журналистов и Союза театральных деятелей Украины, Международной федерации русских писателей и Российского авторского общества (РАО).

Редакция газеты «Дайджест Е» поддерживает постоянную связь с нашим земляком. Следит за его успехами и искренне радуется им.

Отмечая юбилейную дату в жизни Зиновия Сагалова, чьи произведения в той или иной степени связаны с его интересом к еврейской национальной жизни, традиции и деятельности мастеров еврейской культуры, мы желаем ему творческого вдохновения, новых пьес, спектаклей, всегда не только находиться в гуще событий, но и быть их активным участником. И так до 120-ти!

К юбилею Зиновия Сагалова, который, как сказал сам юбиляр — «неуклонно приближается, несмотря на мое противодействие», мы публикуем новый рассказ, презентованный нашей газете автором.

 

 

Зиновий Сагалов, Аусбург

ПЛОМБА

Слово «война», помню, ворвалось в нашу дачную жизнь откуда-то из тенистой глубины сада. Там, в конце жердяной изгороди, отделявшей нас от живущих рядом Егоянов, валялось в зарослях крапивы несколько выпавших кольев. Именно оттуда бежал сосед Сергей Артемович с этим страшным словом на трясущихся губах:

— Война! Только что!…Война!

И вмиг сломалась ласковое солнечное утро. Застыла, оцепенев, моя рука с ложкой пахучей клубники в сметане. Закончились неспешные прогулки на пруд, полуденный сон в гамаке, жмурки и прочая, никому уже не нужная, дребедень. Главным стал висящий на стене веранды самодовольно-круглый диск репродуктора, не выключавшийся теперь ни днем, ни ночью. Ни о чем хорошем он нам не сообщал. Немцы победно шли по Украине, захватывали города и села, вешали, расстреливали, жгли…

Вскоре мы съехали с дачи. В июле первые бомбардировщики, ведомые веселыми белокурыми асами, прорвались до Харькова. Пацанва охотилась за осколками авиабомб. Мы собирали их после налета на мостовых и на крышах. Рваные, искареженные железяки, изготовленные в далекой стране…

 

Та самая фугаска,

Та самая фугаска,

Которая на детство наше упадет..

        Мы пели когда-то:

                «Если завтра война…»,

                Мы пели когда-то:  «Если завтра в поход…»

Пожаром и дымом пришла к нам она

В тот сорок суровый и памятный год.

(из моей песни в спектакле «Начало фанфарного марша»).

Осколки хранились в коробках из-под конфет. Ими обменивались, как марками или монетами.

В августе сирены раздирали душу почти каждый вечер. Бомбоубежище — подвальный этаж нашего же дома. Мы спускались туда втроем: бабушка Агнесса, мама и я, каждый нес с собой самое ценное. Мама — документы и облигации «золотого займа», бабушка — столовое серебро, а у меня в руках был карманный фонарик, привезенный мне год назад соседом из завоеванной нами Эстонии. Папа с нами не ходил — намытарившись за день, он самозабвенно храпел на кожаном нашем диване, закрыв газетой лицо от проклятых мух. Он был героем, он не боялся бомб. Он спал глубоким мирным сном.

 

За лето разбомбили нашу тридцать шестую школу. 1 сентября мы при­шли в чужие классы чужой, восемьдесят второй, на Чернышевской. В каждом классе сидело теперь человек по шестьдесят, бои между хозяевами и пришельцами кипели на переменах и на уроках. Домашних заданий никто, конечно, не делал — разве только дураки и отличники. Умники же прекрасно понимали, что сейчас ни таблица умножения, ни действующие вулканы Азии, ни первое спряжение глаголов никакого значения не имеют.

Мама была занята подготовкой к отъ­езду. Паковала в мешки зимние вещи, обувь, посуду. Более ценное — платья, костюмы — укладывалось в большой коричневый чемодан с облезлыми боками. Перед самым отъездом мама обнаружила в одном из моих зубов дупло. Мог ли сын зубного врача отправиться в эвакуацию без пломбы? Сборы были приостановлены. Мы пошли к маминой знакомой, практикующему врачу по фамилии Бимбад (звали ее, по-моему, Эсфирь – да простится мне, ежели я ошибаюсь).

 

Это была дородная, цыганистого типа женщина с горячими обжигающими глазами, похожая, как я впоследствии отметил, на певицу Веру Александровну Давыдову в роли Кармен. Ее запястья, массивная царственная шея и мочки ушей сияли переливающимися драгоценностями. Перед тем как зайти в кабинет мы немножко посидели в гостиной. Горка с хрусталем и фарфором, красного дерева мебель, невиданные замки и дворцы в массивных золоченых рамах — все это было так непохоже на нашу полутемную, длинную как коридор комнату в коммуналке с продавленным диваном и двумя школьными полушариями на стене, прикрывающими затертую трещину.

Пока я сидел с открытым ртом в кабинете, держа в поле зрения одну только зловещую бормашину, готовую со сладострастным визгом впиться в мой зуб, мама и Эсфирь продолжали начатый в гостиной разговор.

— Ты, Роня, сумасшедшая! Все бросить и уехать! И куда? К черту на рога?

— Мы поедем в Саратов, к моей сестре, — отвечала мама. Внешне она была спокойной, лишь я знал, чего ей стоило принять такое решение.

— «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»! –захохотала Эсфирь и вставила в бормашину сверло. — Открой рот, детка, шире, еще шире! У твоей сестры, Роня, что, лишние квадратные метры? Может быть, она имеет профессорские апартаменты? Ах, только одну комнату? Вот-вот, представляю себе, как она обрадуется, когда на нее свалится все твое семейство.

Завыла, зажужжала пыточная машина.

— Не все семейство, Фира. Владимир с нами не едет.

— Умный человек твой муж, я всегда это знала.

— Он подъедет позже.

«Кармен» выключила бормашину.

— Ты уверена, что надо ехать?

Она наклонилась к маме и сказала внушительно:

— Мне рассказывал знакомый инженер. К ним на авиазавод приезжал маршал Тимошенко. Было собрание, общее, прямо в цеху. И он сказал: « Товарищи, работайте спокойно, никакой паники. От имени Советского правительства, от имени товарища Сталина заверяю вас, что Харьков мы не сдадим».

— Наверное, то же самое он говорил и в Киеве, который уже у немцев.

— Ну знаешь, Роня!…В конце концов, даже если придут немцы…Это же европейский цивилизованный народ.

— А ты газеты читаешь? Кто убивает, кто расстреливает? Не этот ли цивилизованный народ? И в первую очередь евреев.

Бимбад снисходительно улыбнулась. Орудуя шпателем, она уже заделывала замазкой дупло.

— Как ты можешь верить нашим газетам? Ты ведь умная женщина, Роня, неужели не понимаешь, что это все пропаганда?

Мама и Бимбад на прощание поцеловались. «Кармен» положила мне на головку унизанную кольцами руку.

— Придешь после войны. Надеюсь, моя пломба сохранится.

 

Через пару дней мы уезжали из Харькова. Южный вокзал был погружен в зловещую темноту. В черном небе шарили лучи прожекторов. Эшелон подали на седьмую платформу, мы бежали туда через пути, спотыкаясь о рельсы. Толпа брала поезд штурмом. Мешки и чемоданы по головам были кое-как вброшены в вагон. Мешков оказалось меньше, чем числилось у мамы. Но эшелон уже двинулся. Сидели в полной тьме, не видя даже ближайших соседей. Изредка за окном вспыхивали синие зарницы разрывов. Поезд, спасаясь от бомбежки, убегал в ночь. Чей-то тихий голос затянул песню. «Розпрягайте, хлопці, конів…» Ее подхватили — тоже негромко. Прощались с Украиной, с родным домом. Кто знал, куда мы едем? В никуда…

Вернулись за год до конца войны. Харьков был весь в руинах. Остовы домов в поперечном разрезе через все этажи.. Бывшие квартиры — где штукатурка, где обрывки обоев. Висящие батареи отопления, мусор. Пошли на Рымарскую, к дому, где на втором этаже жила Бимбад. Он сохранился. Ее квартира, превращенная теперь в коммуналку, была заселена другими людьми. Маминой подруги среди них не было.

В декабре сорок первого все еврейское население Харькова было согнано в бараки Тракторного завода и уничтожено. Среди погибших была и семья Бимбад.

А пломба, действительно, сохранилась.

 

В МИРЕ

IХ ЕВРОПЕЙСКИЙ ДЕНЬ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

5 сентября по всей Европе пройдут праздничные мероприятия в рамках IX Европейского дня еврейской культуры. 25 европейских стран примут участие в фестивале, главной темой которого в этом году станет «Иудаизм и искусство». В программе — выставки, семинары, лекции, посвященные выдающимся еврейским деятелям культуры и искусства — художникам, композиторам, актерам, скульпторам во всем спектре от древности до наших дней. Мероприятия, приуроченные ко Дню еврейской культуры, запланированы в Бельгии, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Хорватии, Дании, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Испании, Швеции, Швейцарии, Турции, Украине и Великобритании.

Европейский день еврейской культуры является одним из наиболее масштабных и ярких еврейских фестивалей в Европе. Его главная цель — продемонстрировать богатство и уникальность культурного и исторического наследия еврейского народа.

Учрежденный в 2001 году, фестиваль открыт как для еврейской, так и для нееврейской публики. Задача Дня еврейской культуры — привить обществу идеи толерантности. Благодаря фестивалю население Европы получает возможность больше узнать об иудаизме и о вкладе еврейского народа в развитие мировой цивилизации. Особое внимание уделено истории еврейской культуры и сохранению ее уникальных памятников.

Впервые День еврейской культуры был организован «Бней брит» в 2001 году в Страсбурге — как реакция на просьбы туристов, интересующихся еврейской культурой, и с тех пор ежегодно проводятся по всей Европе при участии «Бней брит», Европейского совета еврейских общин и испанской еврейской организации Red de Juderias.

 

ПАМЯТНИК КОРАБЛЮ «СВ. ЛУИ»

Знаменитый архитектор Дэниэль Либескинд был избран для проектирования и строительства канадского памятника «Св. Луи» — кораблю времен Холокоста. В знак отказа Канады принять корабль и еврейских беженцев памятник будет установлен на 21-м пирсе канадского иммиграционного музея в Галифаксе.

Этот пароход вышел из нацистской Германии с 907 еврейскими беженцами на борту в 1939 году и направлялся в Латинскую Америку. Ни одна из стран региона, включая Канаду и Соединенные Штаты, пассажиров корабля не приняла, и они были вынуждены вернуться в Европу в самом начале войны. В конечном итоге, по меньшей мере треть пассажиров корабля погибли в Холокосте.

В прошлом году канадское правительство объявило, что выплатит грант в размере полумиллиона долларов на частичное финансирование этого проекта.

Либескинд предложил поставить мемориал под названием «Колесо совести», сделанный из металла с четырьмя выступающими моторами, вращающими маленькие колесики, на которых выгравированы слова «ненависть», «расизм», «антисемитизм» и «ксенофобия».

Либескинд, который победил в этом конкурсе многих художников, — сын выжившего в Холокосте и создатель мемориала Холокоста в Берлине.

Канадский Еврейский конгресс, который тесно сотрудничает с музеем и организовал конкурс проектов, сообщил в своем заявлении, что мемориал станет главным элементом проекта Канадского Еврейского конгресса по просвещению канадцев об истории «Св. Луи», ее влиянии на канадское общество и историю иммиграции.

 

ИЗРАИЛЬ

 

СКОНЧАЛСЯ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕНЕРАЛ ИСРАЭЛЬ ТАЛЬ

Генерал запаса Исраэль Таль скончался сегодня в возрасте 86 лет. Он является отцом-основателем проекта по созданию танка «Меркава». Таль – лауреат Премии Израиля за особый вклад в развитие государства и общества.

Исраэль Таль родился в 1924 г. в Эрец Исраэль в семье репатриантов из России. Военную службу начал в 1942-м, когда вместе со многими молодыми сионистами добровольно вступил в британскую армию, освобождавшую Европу от нацистов. Война за независимость Израиля положила начало военной карьере Таля в ЦАХАЛе. Он воевал в пехоте и танковых частях, был начальником офицерских курсов, во время Синайской кампании был назначен заместителем командира танкового корпуса и командиром 7-й бронетанковой бригады. В Шестидневной войне командовал 162-й танковой дивизией. Войну 1973-го генерал Таль встретил в чине начальника оперативного управления и заместителя начальника генштаба, на её конечных стадиях командовал Южным фронтом.

 

 

 

РЕПАТРИАНТЫ ИЗ СНГ: В ИЗРАИЛЕ НАШИМ ДЕТЯМ БУДЕТ ЛУЧШЕ!

Институт изучения общественного мнения «Дахаф», руководимый доктором Миной Цемах, провел опрос среди 350 новых репатриантов, прибывших в Израиль из стран СНГ в 2009 году. Следует подчеркнуть, что уже восьмой опрос такого рода, проводимый институтом Мины Цемах.

Подавляющее число опрошенных – 74%, указали, что главным движущим мотивом их репатриации было стремление объединиться с семьей и друзьями. Кроме того, 60 % добавили, что еще одним фактором при принятии решения для них стали рекомендации друзей и родственников, живущих в Израиле. Следующими по значению мотивами были указаны: стремление обеспечить лучшее будущее для своих детей –53%, экономическое положение страны исхода – 40%, личная безопасность или опасение антисемитизма – 37%.

В соответствии с опросом, 73% репатриантов проконсультировались перед принятием решения с представителем Еврейского агентства, 43% принимали участие в разъяснительных мероприятиях об Израиле, проводимых Сохнутом, а 35% в программах алии и абсорбции Сохнута. Подавляющее большинство – 93%, дали высокую оценку работе посланников Сохнута, с которыми они сталкивались в стране Исхода.

После сравнения с аналогичными вопросами, заданными репатриантам в предыдущих опросах, сотрудники «Дахаф» пришли к следующим выводам:

1. Значительно увеличилось число репатриантов, принявших решение об алие в Израиль на том основании, что именно в Израиле их детям будет обеспечено лучше будущее – с 38% до 53%.

2. Значительно возрос и фактор экономического состояния страны исхода – с 28% до 40% (что, безусловно, связано с всемирным экономическим кризисом).

3. Существенно возросло число репатриантов, принимавших участие в разнообразных мероприятиях Еврейского агентства, проводимых в стране исхода.

Глава отдела алии и абсорбции Еврейского агентства Эли Коэн отметил в связи с результатами опроса — «Этот опрос показывает, что новая система работы Сохнута, в соответствии с которой осуществляется индивидуальный подход к каждой семье потенциальных репатриантов, оправдала себя. Конечно, это не единственный фактор, но такой метод позволил нам работать более эффективно и оперативно».

Давид Шехтер,
Пресс-секретарь Еврейского
агентства (Сохнут)
Прислана в редакцию автором