2010
ноябрь
№11 (136)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

 

ХАРЬКОВСКИЕ ХРОНИКИ

ВЫСТАВКА «ЕВРЕЙСКИЙ МИР»

29 октября в галерее «Ами» Харьковского музея Холокоста состоялось открытие выставки живописи, графики и скульптуры «Еврейский мир» (из частной коллекции Александра Фельдмана).

 

 

Открывая выставку, Лариса Воловик поблагодарила всех, кто выбрал время и откликнулся на приглашение, «несмотря на плотные графики работы, избирательную кампанию и витающий в воздухе вирус, из-за которого наши ряды заметно поредели». «Я очень признательна, — сказала инициатор и непосредственный организатор выставки, — Александру Фельд­ману, что он откликнулся на наше предложение. Частных коллекционеров достаточно много, и они располагают ценнейшими коллекциями, — что мне импонирует у Александра Борисовича, что он не просто собирает ценнейшие экспонаты, но получает удовольствие, когда с ними знакомятся многие люди, которым это приносит радость».

Это третья выставка в молодой галерее, и, как сказал Борис Каган, член Национального союза архитекторов Украины, автор первой выставки в галерее «Ами», «можно смело сказать, что у нас в городе появилась еще одна галерея, уровень которой растет с каждой новой выставкой».


Участников выставки приветствует
консул-советник России Михаил Орехов (в центре)

Михаил Орехов, консул-советник Генерального консульства РФ в Харькове отметил, что это символично открывать выставку живописи и скульптуры «Еврейский мир» именно в музее Холокоста…». Его поддержали и говорили о связи времен начальник отдела облгосадминистрации Валентина Карвацкая, директор БФ «Дар» в Харькове Ирина Бондаренко, директор хеседа «Шаарет Тиква» Борис Мурашковский, представитель «Сохнута» Джордж Файнгольд и др.

 

Валентина Карвацкая, Людмила Шевчук,
Борис Мурашковский, Ирина Бондаренко

Особый интерес вызвали на выставке пять цветных литографий всемирно известного художника из Витебска Марка Шагала из цикла «Иерусалимские окна», 1962 г.

Марк Шагал выполнил 12 иллюстраций по числу колен израилевых и подарил их в Медицинский центр Гадасса в Иерусалиме. 12 композиций из цветного стекла в синагоге Медицинского центра освещаются солнечным светом и переливаются разными красками.

Кроме шагаловских литографий на выставке представлены произведения старых мастеров конца ХІХ в. — это еврейские художники, и ориентируются они на старые академические традиции. Это и Карл Остерзетцер «Толкователи талмуда», 1887 г. (картина еще не выставлялась), и Карл Шлейхер «Толкование талмуда. Спор», и две картины конца ХІХ в. неизвестных авторов, которые не выставлялись — «Урок скрипки» и «Бар-Мицва». Среди скульптурных композиций «Танец» всемирно известного скульптора Лазаря Сегала, который жил и работал в Бразилии, и «Торговая сделка» российского скульптора Михаила Шохина.

Особо хочется обратить внимание на невыставлявшийся раннее «Семисвечник» неизвестного автора. Композиция из переплетенных фигур и поднятых рук как бы олицетворяет идею выставки и стала ее визитной карточкой.

 

 

Выставка открыта для посетителей в часы работы музея Холокоста.

Справки по тел. 700-49-90 и 714-09-59.

 

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЕВРЕЙСКИХ ЗНАНИЙ

Завершен один из наиболее значимых духовных и культурных проектов нашего времени перевод с арамейского на современный иврит Вавилонского Талмуда с комментариями р. Адина Штейнзальца (Эвен-Исраэля). Увидели свет 45 томов этого фундаментального труда. Параллельно часть материалов вышла в переводах с иврита на английский, французский, испанский и русский языки.

Этот день, 7 ноября, сотни еврейских общин в 48 странах мира отметили совместным изучением фрагментов Талмуда из трактата Таанит.

Харьковский музей Холокоста принял участие в этом событии, собрав харьковчан на традиционную еврейскую учебу. Пришли люди как знакомые с еврейскими классическими текстами, так и те, кто знает о Торе только по пересказам. Древние тексты захватили всех. Живое обсуждение организовала Юлана Вальшонок, рукодитель работающей в музее уже 8 лет программы изучения Танаха и еврейских традиций.

 

        

 

Всемирный День Еврей­ских знаний завершился в музее приобщением к прекрасному — экскурсией по выставке «Еврейский мир» и показом фильма о витражах Марка Шагала, подаренных им синагоге Медицинского центра в Иерусалиме.

 

 

 

КОНФЕРЕНЦИЯ В ГАХО

22 октября в читальном зале Государственного архива Харьковской области состоялась конференция «Велич подвигу народного. До 65-ої річниці завершення Другої світової та Великої Вітчизняної воєн».


Участников конференции приветствовали
директор ГАХО Людмила Момот (справа)
и ее заместитель Лариса Юдина

В обсуждении вопросов по истории Второй мировой и Великой Отечественной воен по документам, которые сохраняет Государственный архив Харьковской области, приняли участие историки, исследователи, преподаватели и студенты, аспиранты. Это и анализы документов фондов по Харькову и Харьковской области; Харьков в годы оккупации и нацистская пропаганда в Харьковской области (1941-1943); работа Харьковской областной редакции «Книги памяти» и судьбы харьковчан, репрессированных по политическим мотивам. От Харьковского музея Холокоста был представлен доклад Ларисы Воловик «Желтые списки, декабрь 1941» и от Областного комитета «Дробицкий Яр» — доклад Лео­нида Леонидова «Каждый народ должен гордиться своими героями».


 

И хотя направления исследований у всех были разные, участники конференции отметили, что доклады были не просто интересны, а расширили рамки видения проблемы и дали богатый материал для дальнейших исследований.

 

 


Владимир Петриченко

БЕСЦЕННЫЙ ДАР ХАРЬКОВУ

Благотворительный фонд «ДАР», парт­нером которого долгие годы является компания «ВОЛЯ», и молодежный центр европейского сотрудничества «Планета XXI» инициировали работы по восстановлению помещений харьковской школы-студии циркового искусства в здании старого Цирка города Харькова. Проект поддержали компании «Артбудинвест» и «Спецколор», которые предоставили бесплатно стройматериалы. В проекте принимают участие волонтеры из Японии, Азербайджана, Испании, Франции, Германии и других стран.

Цель проекта — привлечь внимание общественности и государственных структур к проблемам, которые существуют в цирке. Здание, которое имеет уникальную историю, находится в аварийном состоянии. Всего таких столетних цирков бывшего СССР — только четыре. Это первый стацио­нарный цирк на территории Украины. На его арене выступали такие звезды, как Ирина Бугримова и Олег Попов.

На его базе уже на протяжении многих лет идет подготовка молодых артистов цирка. Факт участия волонтеров в проекте интересный, и многие региональные СМИ уже сообщили о работах по ремонту здания.

Нам же захотелось «заглянуть за кулисы», узнать, как родилась идея привлечения волонтеров. Первую подсказку мы получили в студии по обучению детей цирковому искусству. Около 30 ее выпускников стали профессиональными цирковыми артистами Украины и зарубежья. В студии хорошо знакомы с руководителем Благотворительного фонда «ДАР» Валентиной Подгорной, руководителем проектов фонда в Харькове Ириной Бондаренко, а также компаниями «Воля» и «SigmaBleyzer», которые являются постоянными партнерами фонда. Оказалось, что идея пригласить волонтеров из различных стран — принадлежит именно Валентине Подгорной.

По ее словам, фонд «ДАР» работает в Украине в поддержку детей-сирот и детей с особыми потребностями. В студии цирка обучаются дети-сироты, поэтому «ДАР» решил помочь отстроить здание «Старого цирка». Идею поддержал ведущий украинский телекоммуникационный провайдер компания «Воля», который является постоянным партнером фонда «ДАР» уже более 8 лет. А молодежный центр европейского сотрудничества «Планета ХХІ» помог найти и отобрать волонтеров для ремонтных работ. Для партнерства были привлечены строительные фирмы, которые помогли материалами.

В первую очередь решено было сделать ремонт в тех помещениях, которые более всего необходимы для работы с детьми. Сейчас ремонтируется будущий офис студии, который составят три помещения: комната для оборудования и аппаратуры, костюмерная и класс для занятий. Волонтерам помогают родители детей, которые занимаются в цирковой студии. Работа волонтеров вызвала большой интерес у харьковчан. Благодаря появившейся в прессе информации, у иностранцев-энтузиастов сразу же появилось много друзей и добровольных помощников, а к завершению работ волонтерский отряд увеличился в разы, пополнившись местными кадрами.

— Каждый проект фонда «ДАР» — это огромный заряд надежды и позитива независимо от комплексности и сложности поставленной задачи. Это всегда искренне, профессионально — и потому эффективно. Каждая частичка нашего наследия бесценна, и мы верим, что добрый почин всегда находит последователей, — делится руководитель отдела по связям с общественностью компании «Воля» Алина Сигда. — Идея по восстановлению цирка далеко не единственный проект «ДАРа». Хотелось бы назвать достаточно масштабный проект по сбережению наследия выдающегося украинского художника Василя Кричевского, поддержку международного фестиваля кукол и сценической анимации «ANIMA». Мы искренне гордимся тем, что являемся партнерами этого фонда — это действительно исключительно социально ответственно».

«Сегодня»

 

ПРАВДА ИСТОРИИ


Александр Шульман

ЕВРЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ, СРАЖАВШИЕСЯ
ЗА ФИНЛЯНДИЮ

Финляндия была единственной страной, входившей в зону влияния нацистской Германии, не поддавшейся давлению нацистов и отказавшейся лишить своих еврейских граждан их прав и свобод.

Положение финских евреев во время войны было уникальным и в другом отношении — сотни еврейских офицеров и солдат сражались в рядах финской армии, многие из них были отмечены высшими боевыми наградами за отвагу на поле боя.

Перед войной в Финляндии жило около 2 тысяч евреев-финских граждан.

Это были потомки еврейских солдат русской армии, служивших в крепостях Великого княжества Финляндского, входившего в состав Россиийской империи, и оставшихся там после 25 лет армейской службы. Большинство из финских евреев жили в Хельсинки, Турку, Тампере, Виипури (Выборге).

Финские евреи, как и все граждане Финляндии, проходили армейскую службу, многие из них стали офицерами. Кроме того, многие финские евреи были членами добровольных военизированных формирований, таких как Гражданская Гвардия, Шюцкор. Молодые еврейские женщины активно вступали в женскую военизированную организацию Lotta Svаrd.

Финские евреи поддерживали сионизм, особенно его ревизионистское направление. Военный опыт, полученный в рядах финской армии, пригодился в ходе боев в Эрец Исраэль — группы финских добровольцев регулярно присоединялись к еврейским боевым формированиям в Палестине. После создания Израиля значительная часть финского еврейства репатриировалась в еврейское государство.

 

Еврейские солдаты на Зимней войне 1939-1940 гг.

В Финляндии ясно осознавали смертельную опасность, нависшую над их страной: нацистская Германия и Советский Союз подписали 23 августа 1939 года пакт, по которому Финляндия оказывалась «в сфере интересов СССР».

Итогом союза Гитлера и Сталина стало нападение СССР на Финляндию: 30 ноября 1939 года советские войска атаковали Финляндию на всем протяжении советско-финской границы.

В войсковой группировке, действовавшей на фронте от Баренцева моря до Финского залива протяженно­стью более 1400 км, была задействована 1/4 часть всех сухопутных войск РККА. Численность Действующей армии, включая соединения и части сухопутной армии, флот, авиацию и войска НКВД, составила приблизительно 1 млн. человек. Сталин расчитывал за несколько дней уничтожить финскую армию и торжественным маршем войти в Хельсинки.

Однако ход войны пошел не по советскому сценарию — несмотря на колоссальное превосходство в живой силе и технике, агрессор столкнулся с ожесточенным сопротивлением финской армии, прекрасно подготовленной к боевым действиям в условиях суровой северной зимы и готовой стоять насмерть, защищая свою страну.

 

Финская хроника советско-финской войны

Финские евреи, также как и их соотечественники, активно участвовали в отражении советской агрессии — в ряды финской армии были призваны 350 еврейских солдат и офицеров, фактически все мужчины и многие женщины призывного возраста.

О еврейском участии в Зимней войне рассказывается в вышедшей в Финляндии книге «Tuntematon sota» .

Финское командование использовало такой фактор, что, благодаря знанию идиш, у еврейских солдат, в отличии от финнов, не было языкового барьера с добровольцами из стран Северной Европы — шведами, норвежцами, датчанами, прибывшими на помощь сражающейся Финляндии.

В 10-м пехотном полку, состоявшем, в основном, из бойцов шведского происхождения, многими офицерами и сержантами были финские евреи. Полк оборонял районы Харанпаанниеми и Виланиеми на Карельском полуострове. Бои там были жестокие, многие офицеры погибли. Двое еврейских офицеров, лейтенанты Май­з­лич и Штейнбок, были командирами рот в этом полку.

Особо отличился командир роты 64-го пехотного полка лейтенант Соломон Класс. Класс был опытным офицером — в предвоенные годы он был командиром Шюцкора, возглавлял финское подразделение Еврейского Воинского союза (Брит а-Хайяль), куда входили еврейские ветераны финской армии. Еще до Зимней войны Класс более 5 лет провел в Эрец Исраэль, сражаясь в рядах еврейских боевых формирований против арабов. Солдаты называли Класса «Грозой Палестины».

 


Командир роты 64-го пехотного полка
лейтенант Соломон Класс

Со своей ротой Класс сражался на решающем участке в районе Суомуссалми, на дороге Раате. Ему удалось взорвать мост важного значения через реку Пурасйоки и тем самым остановить продвижение советской 163-й дивизии.

После этих боев 64-й пехотный полк, куда входила рота Класса, перебросили к Ладожскому озеру. Рота Класса обороняла остров Максиманссаари, по которому проходила линия окружения двух советских дивизий. Их окружили 10 января 1940 года.

Советские войска пытались прорваться к окруженным как раз в районе этого острова и прилегающего к нему залива шириной в километр.

Классу и его солдатам пришлось обороняться против превосходящих сил противника. После атаки 203-го московского десантного училища (так в книге «Tuntematon sota») финны насчитали на острове 293 убитых советских бойца, не считая многих, тела которых остались на льду.

Говоря о Зимней войне, необходимо сказать и о тысячах еврейских солдат, сражавшихся с другой стороны фронта — в Красной Армии, и также образцово выполнявших свой воинский долг. Не менее четырех из них за подвиги на Зимней войне получили звание «Герой Советского Союза».


Герой Советского Союза,
командир роты 212-го стрелкового полка
л-т Леонид Бубер

Командир роты 212-го стрелкового полка лейтенант Леонид Бубер 17 февраля 1940 года, успешно форсировав реку Тайполен-йоки, захватил плацдарм, чем содействовал форсированию реки другими подразделениями батальона. Был трижды ранен (в руку, шею и касательное в голову), но не оставил поля боя.

Еврейский летчик, помощник командира эскадрильи 3-го легкобомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Израиль (Александр) Летучий совершил подвиг, небывалый в истории авиации.

1 февраля 1940 года при выполнении задания самолет одного из ведомых Летучего был подбит и произвел вынужденную посадку на лёд озера Иля-Лаваярви. Приказав остальным экипажам барражировать над местом посадки и огнем из пулеметов прикрывать озеро, Летучий посадил свой самолет и забрал экипаж с подбитого самолета.

Командир батальона 255-го стрелкового полка капитан Хаим Краснокутский 6 марта 1940 года стремительным броском захватил командную высоту, уничтожив противника, засевшего в траншеях и дотах, решительно повёл батальон в атаку, захватив вражеские орудия, пулемёты и 2 автомашины.


Герой Советского Союза,
командир артбатареи
капитан Давид Маргулис

Капитан Давид Маргулис командовал артиллерийской батареей дальнобойных орудий. Когда на позиции батареи прорвались финские лыжники, капитан Маргулис умело руководил боем, ведя огонь прямой наводкой по скоплениям финнов.

Еврейские солдаты понесли в Зимней войне тяжелые потери. Сотни евреев находились на передовой, еврейская община Хельсинки потеряла 9% своих членов — участников войны. По сравнению с лютеранскими общинами это одна из самых высоких цифр. Все еврейское население города Виипури (Выборга), а это более 250 человек, покинуло свой город, оставленный финскими войсками. В ходе ожесточенных бомбардировок

Виипури советской авиацией и артиллерией была сожжена местная синагога.

Зимняя война закончилась 13 марта 1940 года, когда был заключён мирный договор между Финляндией и СССР. Ценой огромных потерь — они составили более 130 тысяч человек, СССР удалось добиться территориальных уступок от Финляндии. Финны потеряли около 30 тысяч человек — колоссальное число относительно небольшого населения Финляндии. Однако финнам удалось отстоять свою независимость.

 

Еврейские солдаты на советско-финской войне 1941-1944 гг.

Союз между Гитлером и Сталиным оказался недолговечен — уже 22 июня 1941 сам СССР стал обьектом нацистской агрессии.

Финляндия вновь оказалась между советским и германским жерновами. Финны расчитывали при поддержке немцев вернуть свои территории, утраченные в ходе Зимней войны.В начале лета 1941 года Финляндия договорилась с Германией о совместных боевых действиях против СССР, но финны отказались подписать союзный договор с Германией и полностью вывели свои войска из подчинения германскому командованию. Финны выдвинули условия, при которых они согласятся на войну, в частности:

- гарантия независимости Финляндии;

- возвращение границ между СССР и Финляндией к состоянию на 1939 г.

Также, одним из важных пунктов соглашения было то, что Финляндия не является агрессором, т.е. вступает в войну только после атаки со стороны советских войск.

В ходе тайных переговоров с США, финны заявили, что наступательная операция на Карельском перешейке остановится на старой (до советско-финской войны 1939—1940 годов) границе, и что «ни при каких обстоятельствах» Финляндия не примет участие в наступательной операции против Ленинграда, а будет поддерживать статичную оборону в ожидании политического разрешения конфликта.

Утром 22 июня немецкие войска, которые базировались в Северной Норвегии, начали продвижение к советско-финской границе в районе Петсамо. Финляндия не позволила немцам нанести непосредственный удар со своей территории, и немецкие части в Петсамо и Салли были вынуждены отказаться от атаки, тем самым Мурманск был, возможно, спасен от нацистской оккупации.

24 июня 1941 года советская авиация внезапно нанесла авиаудары по 18 финским городам. Это была явная провокация с целью вовлечения Финляндии в войну. 25 июня должна была состояться сессия финского парламента, на которой премьер-министр Рангель должен был сделать заявление о нейтралитете Финляндии в немецко-советском конфликте, однако советские бомбардировки вынудили его объявить о войне Финляндии с СССР.

Так же, как и прочие финские граждане, еврейские солдаты были мобилизованы в армию, которая разворачивалась на новой границе с СССР.


Еврейские солдаты Финской армии возле синагоги Хельсинки

30 июня 1941 года финская армия начала наступление. Маршал Маннергейм поставил перед своими войсками задачу выйти на старую финско-советскую границу. В период июля-августа 1941 г., финская армия захватила все территории, которые передала Финляндия СССР по результатам Зимней войны. Вместе с тем, финны начали наступление на Восточную Карелию, территорию, жители которой являются этнически близкими к финнам, хотя никогда официально не входили в состав Финляндии.

31 августа финские войска закрепились на старой финско-советской границе у Ленинграда, тем самым замкнув блокаду Ленинграда с севера. Можно считать, что финны, заняв северный берег Ладожского озера и недопустив туда немцев, в значительной степени разрушили немецкие планы по полной блокаде Ленинграда — по Ладожскому озеру проходила «Дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие и вывозились люди из блокированного Лениграда. Маннергейм приказал своим войскам не атаковывать этот единственный канал связи Ленинграда с Большой землей. Кроме того, финны отказались перерезать Мурманскую железную дорогу, по которой всю войну шли поставки оружия и снаряжения от западных союзников для СССР.

 

Финская хроника советско-финской войны

1 октября советские части оставили Петрозаводск. В начале декабря финны отрезали Беломоро-Балтийский канал.

От конца 1941 года линия советско-финского фронта стабилизировалась до лета 1944 года.

Для большинства финских евреев неожиданное «товарищество по оружию» с гитлеровской Германией было тяжелой моральной дилеммой, с которой они должны были смириться, будучи лояльными гражданами Финляндии.

Журнал финской еврейской общины «Маккаби» в декабре 1942 года писал, что еврейские солдаты сражаются «за свободу и независимость Финляндии». Но все же они оставались евреями и должны были выработать собственный взгляд на участие в войне на стороне Гитлера.

В Финляндии немцы старались не поднимать «еврейский вопрос». Многие финские офицеры-евреи единодушно подтверждают, что офицеры вермахта относились к ним нормально. Не известно ни одного случая, когда немцы, узнав о еврейском происхождении финского офицера, отказались бы с ним сотрудничать.


Еврейские солдаты Финляндии: четыре брата Хиршовиц Самуэль, Бернард, Изидор, Рафаил

Финским евреям было известно об антисемитских акциях их могущественного союзника. Сведения об этом поступали в Финляндию еще перед войной. 40 лет спустя капитан Иосиф Левкович напишет: «Мы воевали за нашу свободу и человеческое достоинство, в то время как наших безоружных братьев по религии истребляли в соседних северных странах и в Европе».


Дина Полякофф с братом,
капитаном Мико Полякофф

Являясь гражданами Финляндии, евреи выполняли свой воинский долг.Три финских еврея за мужество и отвагу, проявленные на поле боя, были награждены немецким Железным Крестом. Это были офицеры капитан Соломон Класс и майор Лео Скурник и еврейская девушка Дина Полякофф, медсестра из женской военизированной организации Lotta Svаrd. Все трое евреев отказались принимать немецкие награды.

Александр Шульман

Окончание читайте в следующем номере.

 

В МИРЕ

СТРУНЫ ПЛАЧА

В швейцарском городе Сион (кантон Вале) открылась выставка «Скрипки надежды», посвященная музыкальным инструментам, на которых играли евреи-заключенные нацистских концлагерей. Скрипки 1930-х годов показывают в рамках Международного музыкального фестиваля. В бывшей тю

рьме Сиона выставлено шесть скрипок из коллекции мастера и реставратора Амнона Вайнштайна. Собирать инструменты, на которых играли заключенные лагерей, начал еще отец Вайнштайна сразу после Второй мировой войны. Основную часть коллекции составили инструменты созданного в 1936 году Филармонического оркестра Палестины. Дирижер Артуро Тосканини и скрипач Бронислав Губерман, классики исполнительского мастерства, создали оркестр для того, чтобы пригласить в него около 3 тыс. музыкантов и таким образом спасти их от нацистских преследований. Музыканты играли в основном на инструментах, сделанных в Германии. Ненависть ко всему немецкому заставила многих музыкантов выбросить или уничтожить инструменты после окончания войны. Вайнштайн-старший искал и выкупал их.

В 1984 году Амнона Вайнштайна пригласили на конференцию в Дрезден, посвященную немецким музыкальным инструментам, найденным в Израиле. Вайнштайн согласился. За этим последовали предложения устраивать концерты на скрипках из его коллекции. После телевизионных трансляций таких концертов Вайнштайну начали предлагать инструменты, принадлежавшие жертвам нацизма. Как нетрудно догадаться, со многими из них связаны трагические истории. Одна из скрипок в собрании Вайнштайна принадлежала 12-летнему мальчику из еврейского местечка в Белоруссии, семью которого уничтожили фашистские войска. Прибившись к партизанам, он впечатлил их своим талантом, и партизаны отправили его играть немцам. Мальчик, естественно, не только развлекал оккупантов, но и перетаскивал динамит в подвалы нацистской казармы. Он погиб в засаде через год после того, как взорвал постройку.

На выставке показаны инструменты из Освенцима, принадлежавшие музыкантам лагерного оркестра. Один из них передан в коллекцию Вайнштайна офицером Американского объединенного еврейского комитета по распределению фондов. Офицер, в свою очередь, получил инструмент от бывшего участника оркестра. «Их заставляли играть, когда сокамерники отправлялись и возвращались с работ, когда шел дождь, снег или дул ветер. По вечерам оркестр должен был играть до тех пор, пока нацисты не пересчитают умерших и оставшихся в живых»,— поясняет Вайнштайн.

Скрипки из его коллекции работают не только на выставках. 24 сентября 2008 года, например, несколько выдающихся музыкантов во главе с израильским скрипачом Шломо Минцем играли на инструментах Вайнштайна во время празднований 60-летия Государства Израиль в Иерусалиме. Вайнштайн только рад тому, что скрипки при деле. «Для меня такие события символизируют окончательную победу над фашизмом»,— говорит он.

Рита Русакова, «Коммерсантъ» № 155, 2010г.

 

 

БЫТЬ ТЕРРОРИСТОМ, ЧТОБЫ СТАТЬ СТУДЕНТОМ

Любыми методами добраться до израильской тюрьмы и получить срок — именно такова цель молодого поколения палестинцев.

Там тепло, светло, работают кондиционеры, еда три раза в день и, главное, абсолютно бесплатное образование в вузах еврейского государства, то есть, там есть то, о чем молодой палестинец может только мечтать.

Непостижимо, но факт. Палестинская молодежь специально держит за пазухой нож, чтобы быть пойманной и отправиться в тюрьму для получения там образования. Об этом пишет газета «Исраэль хайом».

В соответствие с законом об обязательном образовании, министерство просвещения предоставляет заключенным подросткам, отбывающим наказание за преступления против безопасности государства, учебные часы для восполнения пробелов в образовании. А молодым преступникам предоставляется возможность получить академическую степень в рамках Открытого университета.

Министр внутренней безопасности Израиля Ицхак Ааронович рассказал об этом явлении, приведя цитату одного из таких «террористов»: «Родители заставляют нас тяжело работать, требуют денег, уважения, жесткого соблюдения семейного кодекса, а я хочу учиться и это мой путь».

«Речь идет о странном явлении», говорят в полиции. Это «явление» пытаются изучить в министерстве внутренней безопасности. Сам министр Ицхак Ааронович вместе с командирами МАГАВа и сотрудниками службы безопасности присутствовал на допросах палестинских подростков, арестованных в последнее время в районе Пещеры праотцев в Хевроне.

Там-то и обнаружилась странная тенденция. Подростки рассказали, что родители заставляют их работать, а они предпочитают бежать из дома и спокойно учиться в израильских тюрьмах. А отсидев, начать новую жизнь, но, уже имея образование, а значит, и другую «базу».

Напомним, в настоящий момент в Открытом университете обучается 250 террористов, отбывающих различные сроки в израильских тюрьмах.

Некоторые из «студентов» являются членами ХАМАСа. Но это не мешает им пользоваться и другими тюремными благами: каждый заключенный террорист имеет право на личный радиотранзистор и вокмэн, а также на ежемесячный бюджет на покупки в тюремном ларьке. Все это оплачивают израильские налогоплательщики.

Им также разрешено посылать

4 письма в месяц и получать неограниченное число писем. Им положено два свидания с семьей в месяц. Им разрешено фотографироваться у тюремного фотографа и посылать снимки домой. Кроме того, им положены утренние спортивные занятия, регулярные медицинские проверки и еще разные другие приятные мелочи.

 

 

ГЕРМАНИЯ СЕГОДНЯ: ШКОЛЬНИКОВ ПРЕСЛЕДУЮТ ЗА СВЕТЛЫЕ ВОЛОСЫ И ХОРОШИЙ НЕМЕЦКИЙ

Германский министр по делам семьи Кристина Шредер выступила по государственному телеканалу с преду­преждением о том, что многие дети из семей «этнических» немцев подвергаются унижениям и дискриминации со стороны детей иммигрантов. Ей пришлось признать, что «немецких детей унижают за то, что они немцы».

«Антигерманские выступления — это форма ксенофобии и расизма» — подчеркнула министр. И посчитала нужным пояснить: «Это дискриминация за принадлежность к определенной этнической группе». Шредер добавила, что это явление распространено в школах и в общественном транспорте.

Глава правительства земли Бавария Хорст Зеехофер не удовлетворился констатацией печального факта дискриминации коренного населения, и добавил, выступая в тот же день, что Германии следует закрыть двери перед мусульманскими и арабскими иммигрантами.

Чем вызваны столь откровенные и резкие высказывания немецких политиков?

В конце прошлой недели немецкая газета BILD и телеканал Das Erste опуб­ликовали скандальные материалы об издевательствах и избиениях немецких детей в некоторых школах Германии, в которых «этнические» немцы оказались в меньшинстве.

В школах Эссена, например, где около 70% учащихся составляют дети иммигрантов, царит настоящая «германофобия».

«Над ними насмехаются, часто даже бьют. В классе с ними никто не разговаривает, они держатся забито, постоянно начеку и редко высказывают свое мнение, короче говоря, они не интегрированы в классе. Думаете, речь идет о детях иммигрантов в немецкой школе? Нет, это немецкие дети в обычной средней школе — 5-9 класс», — рассказывает репортер.

«Они, конечно, не угрожают ножами каждый день, но иммигрантские дети ведут себя своеобразно, — говорит директор школы в Эссене. — Нашим учительницам приходится работать с детьми, которые говорят о них своим сверстникам: «Не разговаривайте с ней, это просто немецкая шлюха».

«В период Рамадана школа на чрезвычайном положении, — рассказывает преподаватель. — В этот Рамадан дошло до того, что они плевали в еду соучеников. Принято считать, что дискриминируют иностранцев, но у нас как раз наоборот».

В ответ немецкие дети или дерутся, или стараются приспособиться к ситуации. На переменках они жмутся по углам. «16-летний Себастьян чувствует постоянную угрозу со стороны иммигрантских детей и часто дерется. Юлия дружит с набожным Салехом из Палестины. Она уверяет, что чувствует себя мусульманкой, это значит — никаких вечеринок, алкоголя и секса».

В Берлине не лучше. Преподаватели одной из берлинских школ написали докладную в профсоюз учителей, где жалуются на антинемецкое поведение учащихся. Над школьниками издеваются, им угрожают, а если дело доходит до драки, на помощь иммигрантам приходят их родственники и друзья.

Учитель физкультуры Оливер Люк говорит, что унижения немецких детей обычное явление.
15-летний Домициан из Берлина-Шарлоттенбурга рассказывает корреспонденту газеты BILD, что с самого начала чувствовал себя аутсайдером в своем классе, так как у него светлая кожа и волосы, он хорошо говорит по-немецки и с уважением относится к учителям.

 

ZMAN.com

 

 

 

ПАМЯТИ ГРИГОРИЯ АЙЗЕНШТАТА

 

 

26 октября на 71-м году ушел из жизни председатель Конотопского еврейского общества «Лэбн», главный редактор газеты «Лэбн» Григорий Израилевич Айзенштат.

Лидер еврейского движения Конотопа Григорий Айзенштат создал уникальный формат еврейской общины для маленького города. Он был идеалистом, который верил в будущее украинского еврейства, и, как реалист, строил это будущее своими руками. Он был разносторонним и открытым к общению человеком.

Нам всем, кто знал Григория Айзенштата, будет недоставать его.

Газета «Дайджест Е»
Харьковский музей Холокоста
Областной комитет «Дробицкий Яр»