2011
апрель
№4 (141)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

С ПРАЗДНИКОМ ПЕСАХ!

 

Уважаемая госпожа Лариса Воловик!
Примите сердечные поздравления с праздником Песах –
символом освобождения еврейского народа,
праздником национального самоутверждения.
Пусть дух свободы вселяет в Вас надежду и веру и ведет
Вас к новым свершениям.
Пусть реализуются все Ваши планы.
Пусть кошерным и радостным будет Ваш праздник Песах!
Мир и благополучие – Вашему дому.

С уважением, Юда Голанд,
Советник Посольства Государства Израиль в Украине,
Региональный директор Представительства «Натив»
в Украине и Республике Молдова

 

В ХАРЬКОВЕ

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЕВРЕЙСКОГО ДОМА
В ХАРЬКОВЕ

В церемонии приняли участие заместитель председателя Харьковской облгос­администрации Вадим Ландсман, заместитель Харьковского городского головы Игорь Терехов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Украине Зина Калай-Клайтман, Генеральный консул Федеративной Республики Германия в городе Донецке Клаус Цилликенс, руководители иностранных дипломатических учреждений в городе Харькове, представители еврейских общественных организаций.

Оксана Галькевич,
директор харьковского представительства «Джойнт»

 

 

На торжественной церемонии открытия присутствовали более шестидесяти гостей из США, Великобритании и Израиля.

Среди них — руководители международных благотворительных фондов, влиятельные лидеры еврейских общин, представители международных средств массовой информации.

Заместитель Харьковского городского головы Игорь Терехов поприветствовал от имени Харьковского городского головы Геннадия Кернеса всех собравшихся на церемонии.

«Открытие нового Еврейского дома — знаменательное мероприятие для нашего города, и очень отрадно, что столько людей собралось здесь сегодня. Это событие стало возможным благодаря усилиям международных фондов, областной администрации и городского совета. Это еще один шаг на пути укрепления международного имиджа нашего города, что особенно важно сейчас, когда Харьков готовится принимать матчи ЕВРО-2012. Желаю процветания Еврейскому дому, уюта и комфорта в нем!» — обратился к присутствующим Игорь Терехов.

 

Справка: Еврейский дом по адресу улица Тобольская, 46 был построен на средства международных благотворительных фондов: World Jewish Relief (Великобритания), Conference on Jewish Material Claims against Germany (США), The American Jewish Joint Distribution Committee (США).

Новый Еврейский дом даст возможность для 40-тысячной еврейской общины Харькова объединить социальные и культурные программы под одной крышей в самом центре города. В новом здании достаточно места для масштабных мероприя­тий. Еврейский дом будет предназначен не только для евреев — он станет частью инфраструктуры города.

Пресс-служба JDC

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ

 

26 апреля исполняется 80 лет профессору, Почетному академику Украинской академии наук, зав. кафедрой атлетики и бокса Харьковской академии физической культуры, Заслуженному тренеру СССР и Украины ЗИНОВИЮ СЕМЕНОВИЧУ АРХАНГОРОДСКОМУ.

Человек столетия, внесший наибольший вклад в развитие тяжелой атлетики Украины и создавший три лучших центра подготовки спортсменов международного класса – Кривой Рог, Днепропетровск, Харьков.

МАЗЛ ТОВ,
дорогой Зиновий Семенович! Желаем Вам продолжать свои славные дела и дальше.
И так до 120-ти!

 

ДОКУМЕНТ

Лариса Воловик

МИНУЙ НАС ПУЩЕ ВСЕХ ПЕЧАЛЕЙ
И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ!

Этой репликой из старой комедии можно прокомментировать оба документа, приведенные ниже.

Но вернемся к истории. В январе 1953 года была широко развёрнута кампания по борьбе с «безродным космополитизмом», проходившая в СССР в 1947—1953 гг., которая закончилась одновременно со смертью И. Сталина в марте 1953 г. Истоки кампании относятся к 1948 году, когда врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента. Вначале этому письму не был дан ход, но затем было заведено уголовное дело против группы высокопоставленных врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров (в материалах следствия оно называлось «Дело врачей-отравителей»). В официальном сообщении об аресте было объявлено, что «большинство участников террористической группы (Вовси М. С., Коган Б.  Б., Фельдман А. И., Гринштейн А. М., Этингер Я. Г. и другие) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной американской разведкой якобы для оказания материальной помощи евреям в других странах». В связях с этой же организацией ранее были обвинены и проходившие по делу Еврейского Антифашистского комитета. Огласка дела приобрела антисемитский характер и влилась в более общую кампанию по «борьбе с безродными космополитами», которая закончилась одновременно со смертью Сталина в марте 1953 г. С обвиняемых были сняты обвинения, а сами они освобождены от преследований.

Газета «Правда» от 4 апреля 1953 года вышла с сенсационным сообщением:

«Министерство внутренних дел СССР провело тщательную проверку всех материалов предварительного следствия и других данных по делу группы врачей, обвинявшихся во вредительстве, шпионаже и террористических действиях в отношении активных деятелей Советского государства.

В результате проверки установлено, что привлеченные по этому делу профессор Вовси М. С., профессор Виноградов В. Н., профессор Коган М. Б., профессор Егоров П. И., профессор Фельд­ман А. И., профессор Этингер Я. Г., профессор Василен­ко В. Х., профессор Гринштейн А. М., профессор Зеленин В. Ф., профессор Преображениский Б. С., профессор Попова Н. А., профессор Закусов В. В., профессор Шерешевский Н. А., врач Ма­йоров Г. И. были арестованы бывшим Министерством государственной безопасности СССР неправильно, без каких-либо законных оснований.

Проверка показала, что обвинения, выдвинутые против перечисленных лиц, являются ложными, а документальные данные, на которые опирались работники следствия, несостоятельными… Лица, виновные в неправильном ведении следствия, арестованы и привлечены к уголовной ответственности»

 

Врача Лидию Федосеевну Тимашук, награжденную орденом Ленина, имя которой стало символом советского патриотизма, высокой бдительности, непримиримой, мужественной борьбы с врагами нашей Родины, лишили ордена и… забыли о ней.

Тимашук была назначена в «спасительницы Отечества» — на тех же примерно основаниях, на каких «врачи-убийцы» были назначены шпионами или отравителями. Каждому персонажу была предписана роль, задуманная главным режиссером-постановщиком спектакля. Личные помышления, деяния, качества исполнителей не принимались в расчет вовсе — лишь нужное драматургу место в задуманной многоходовой политической комбинации.

 

Николай Лебедев

БЫТЬ ЕВРЕЕМ В РИМЕ

Еврейская община Рима — старейшая в диаспоре. Местные старожилы говорят, что даже Колизей был построен на еврейские деньги.

В 66-70 годах в римской провинции Иудее произошло восстание против поработителей. Император Тит жестоко подавил его, разрушил Второй Храм, а тысячи иудеев, захваченных в плен, были приведены в Рим. Награбленное в Иудее еврейское имущество было использовано для строительства амфитеатра Флавиана, известного сегодня как Колизей.

Однако первые евреи появились в Риме раньше — в 160 году до н. э. Тогда началось восстание евреев против греко-сирийских поработителей (эти события известны нам по празднику Ханука). Еврейские вожди отправили в Рим посольство, целью которого было заключение военного союза против державы Селевкидов. Многие евреи, находившиеся в составе посольства, остались в Риме навсегда.

По легенде, после убийства Цезаря (44 г. до н.э.) римские евреи плакали на его могиле. В период принципата Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н.э.) в городе существовали синагоги. По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.

Еврейское население Рима не пострадало во время Иудейской войны, его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен Титом. Его отец, император Веспасиан, обложил евреев особым налогом в пользу храма Юпитера Капитолийского (так называемый fiscus judaicus — «еврейский налог»); этот налог особенно жестко взимали во время правления императора Домициана (81–96), из-за чего часть евреев Рима отошла от иудаизма. До того как христианство стало господствующей религией в Римской империи (325 г.), евреи пользовались религиозной свободой (в Риме было около 12 синагог, во II в. работала иешива, которую основал таннай Маттия бен Хереш), но образовать единую еврейскую общину в Риме власти не разрешали.

По некоторым источникам, в I–III вв. в Риме проживало 40 тысяч евреев, но эта цифра, видимо, преувеличена; по другим сведениям их было 20–30 тысяч. Евреи Рима занимались торговлей, как мелкой, так и крупной, например, ввозом хлеба, а также ремеслами (портные, мясники и т. д.); были и представители свободных профессий (актеры и художники). Поэт-сатирик Ювенал во II в. писал о большом количестве нищих евреев, проживавших в Риме. В римских катакомбах сохранились надписи, рассказывающие о жизни евреев того времени. Большинство из них сделаны на греческом языке — разговорном языке евреев Римской империи.

После завоевания Рима Византией в 555 г. власть в городе фактически переходит в руки римских пап. С 756 г. Рим — столица Папской области. До занятия Рима войсками Итальянского королевства в 1870 г. судьба римских евреев определялась папской политикой, основы которой были заложены еще папой Григорием I (590–604). С одной стороны, он считал евреев гражданами второго сорта, которые должны подчиняться действующим антиеврейским законам, но в то же время требовал, чтобы их не притесняли, позволяли соблюдать все предписания иудаизма, и выступал против насильственного крещения.

В XIV-XV вв. среди римских евреев было много богатых финансистов; евреи занимались производством тканей, в том числе шелковых. В конце XV в., в эпоху так называемого Высокого Возрождения, положение евреев Рима несколько улучшилось. В Риме селились еврейские беженцы из других стран; чувствуя в этом угрозу своему положению, римские евреи предложили папе Александру VI (1492–1503) 1000 дукатов, чтобы он не впускал в Рим еврейских беженцев из Испании. Однако папа относился к изгнанникам доброжелательно и разрешал им жить в Риме, несмотря на просьбу испанских монархов Фердинанда и Иза­беллы изгнать их. В Риме поселились евреи, изгнанные из Неаполя, принадлежавшего Арагону, королем которого был Фердинанд.

В 1555 г. папа Павел IV издал буллу о выселении евреев в гетто и о запрете евреям владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. 26 июля 1555 г. все евреи были переселены в гетто; место для него было выбрано на левом берегу Тибра, который затопляло при наводнениях, поэтому оно было нездоровым. Почти все синагоги в Риме были закрыты. Два месяца спустя гетто обнесли стеной, строительство которой оплатили сами евреи. Евреи были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находившуюся за стенами гетто.

Евреи были вынуждены обитать в гетто на протяжении 300 лет — до объединения Италии под властью Савойской династии. В 1870 г. Рим был занят войсками Итальянского королевства, и папы были лишены светской власти. Королевский декрет от 13 октября 1870 г. полностью упразднил ограничения по религиозному признаку, и римские евреи стали равноправными итальянскими гражданами.

В результате ассимиляции, эмиграции и нацистского геноцида римская община оказалась к середине прошлого столетия на грани исчезновения, однако вскоре после Шестидневной войны многие евреи, изгнанные из Ливии, поселились в Риме (Ливия в прошлом была итальянской колонией). В результате еврейское население увеличилось до 16 тысяч человек и остается стабильным уже несколько десятилетий.

jewish.ru

 

В МИРЕ

«МУСУЛЬМАНЕ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ
С АНТИСЕМИТИЗМОМ»

Крупная делегация мусульманских деятелей посетила Освенцим, печально известный фашистский концлагерь на территории Польши, чтобы почтить память миллионов евреев, потерявших жизнь при Холокосте.

Вместе с мусульманской делегацией в Освенцим (Аушвиц-Биркенау) при­ехал бывший канцлер Германии Герхард Шредер и израильский раввин Меир Лау. Среди 150 членов делегации были представители Марокко, Иордании, Турции и Ирака, а также раввины, христианские деятели и люди, выжившие в Холокосте.

Британский муфтий Абдулджалиль Саджид заявил, что мусульмане должны встать бок о бок с иудеями, чтобы бороться с антисемитизмом, т.к. «там, где есть место антисемитизму, недалеко и до исламофобии», пишет «Gadsdentimes».

Бывший Верховный раввин Израиля Меир Лау, сам являющийся одним из переживших Холокост, заявил, что очень доволен таким количеством мусульманских лидеров, готовых узнать больше о Холокосте.

Вице-президент американского общества переживших Холокост Элан Штейнберг заявил, что его сотоварищи очень рады этому событию, и что это серьезный удар по отрицающим Холокост.

 

 

В ЛИТВЕ ПРАЗДНУЮТ
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГИТЛЕРА

В центре столицы Литвы Вильнюсе 20 апреля, в день рождения Адольфа Гитлера неизвестные вывесили в центре города флаги фашистской Германии, а во втором по величине городе Литвы Каунасе появились надписи «Гитлер был прав», «Juden — raus» («Евреи — вон!»). Эту информацию, которую сейчас тиражируют в литовских СМИ, ИА REGNUM подтвердили в Департаменте полиции Литвы.

Напомним, 11 апреля этого года на стенах IX Форта в Каунасе, когда весь мир отмечал Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, появились изображения фашистских свастик.

 

По литовским законам нацистские символы, наряду с советскими, запрещено демонстрировать, но пока власти Литвы подвергали преследованию исключительно за демонстрацию советских символов.

ИА REGNUM

 

ПАЛЕСТИНСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ
РАССТРЕЛИВАЛИ ПАЛОМНИКОВ

Палестинская полиция открыла огонь по израильским верующим, которые посещали гробницу Иосифа, что недалеко от города Наблус. В результате, один человек погиб, четверо получили ранения; один из раненых находится в тяжелом состоянии.

 

Об этом палестинские власти официально уведомили израильских чиновников. Ранее не было известно, кто обстрелял паломников. Палестинцы заявили, что полицейские открыли огонь после того, как заметили «подозрительные перемещения» верующих.

Гробница Иосифа находится на территории, подконтрольной палестинцам, и израильтянам нельзя посещать ее без официального военного сопровождения. Паломники, попавшие под обстрел, посетили святыню в нарушение запрета.

Израильские военные сообщили, что позднее 24 апреля их представители встретятся с сотрудниками палестинской безопасности, чтобы обсудить произошедшее.

 

В ХАРЬКОВЕ

ПРАЗДНИК «ОПШЕРНИШ» ЙОСЕФА ИЦХАКА

В описаниях Торы человека сравнивают с деревом. И дерево, и человек вырастают из крошечного семени, ветвятся, достигают зрелости и дают плоды. По еврейским законам в течение первых трех лет жизни дерева, его плоды нельзя снимать и использовать. В связи с этим, во многих еврейских общинах существует традиция не стричь волосы маленького мальчика в течение первых трех лет жизни. Когда ему исполняется три года, волосы мальчика впервые подстригают на церемонии, которую на идиш называют «Опшерниш», и таким образом приобщают к еврейскому воспитанию и традициям. С этого дня мальчики начинают постоянно носить ермолку и цицит.

11 апреля 2011 (7 Нисан 5771) в зале Синагоги на Пушкинской, 12 состоялся праздник «Опшерниш» Йосефа Ицхака, сына главного раввина Харькова и Харьковской области Мойше Московича и Мириам Москович.

 

10 ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

В архиве УСБУ Харьковской области состоялась рабочая встреча сотрудников архивного подразделения (руководитель Сергей Болибок – на фото в центре), Харьковского музея Холокоста и Областного комитета «Дробицкий Яр».

Как отметили присутствовавшие на встрече, наши общественные организации знакомятся с документами в архиве СБУ уже 10 лет. За это время выявлено более сотни новых имен евреев, выданных предателями и расстрелянных нацистами в Дробицком яру. На встрече присутствующие ознакомились с новыми книгами и последними выпусками газеты «Дайджест Е».

 

 

ДНИ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ТОТАЛИТАРИЗМА
В ХАРЬКОВЕ


Кладбище жертв тоталитаризма в Пятихатках

10 апреля в годовщину трагедии под Смоленском, когда произошла авиакатастрофа и погиб президент Польши и цвет польской интеллигенции, консульство Польши в Харькове собрало харьковчан на молебен в Пятихатки, где находится Кладбище жертв тоталитаризма. Здесь, весной 1940 года, были погребены польские офицеры, расстрелянные в подвалах харьковского НКВД. Расстрелы происходили поздним вечером и ночью – стреляли в упор, приставив пистолет к задней части шеи, на уровне первых трех шейных позвонков – так оставался целым череп, и рана меньше кровоточила. Тела польских военнопленных офицеров вывозили в VI квартал лесопарка в Пятихатки в заранее выкопанные ямы поблизости от захоронений более ранних жертв НКВД.

Катынь, Медное, Харьков – убийство 21 тысячи ни в чем неповинных польских офицеров на долгие годы была «табу». Истина с трудом пробивала себе дорогу. Прошло почти полстолетия, и 13 апреля 1990 года ТАСС назвал Катынское дело одним из самых страшных сталинских преступлений.

В Харькове, поскольку захоронения польских офицеров и советских жертв террора 1937-1940 гг. находились рядом, было создано общее Кладбище жертв тоталитарного режима. Оно имеет экуменический характер, на нем присутствуют символы мировых религий; иудаизма, ислама и христианства.

 

 

«КАТЫНЬ» АНДЖЕЯ ВАЙДЫ

16 апреля посетители Харьковского музея Холокоста собрались вместе с польскими друзьями в консульстве Польши на просмотр фильма «Катынь» режиссера Анджея Вайды, чей отец был расстрелян НКВД в 1940 году в Харькове.
Генеральный консул Республики Польша в Харькове пан Ян Гранат, представляя фильм «Катынь», сказал, что смотрит его уже в 4-й раз и каждый раз находит для себя новые детали, незамеченные раннее.
После просмотра фильма состоялась беседа, и пан Ян Гранат ответил на вопросы. Когда директор музея Лариса Воловик сказала, что среди расстрелянных в Харькове офицеров было много польских евреев, Ян Гранат показал в подтверждение книгу с именами и фотографиями жертв расстрелов, которые еще пополняются...

Л. Воловик

 

КЛУБ ЗНАМЕНИТЫХ ХАРЬКОВЧАН

Валерий Тырнов

НАУМ АХИЕЗЕР: ПОРТРЕТ
НА ФОНЕ МАТЕМАТИКИ

Исполнилось 110 лет с тех пор, как в далеком белорусском Черикове в семье земского врача родился Наум Ильич Ахиезер, волею бурного времени заброшенный к нам в Харьков и ставший важной знаковой фигурой для интеллектуального облика столицы Слобожанщины.

Выдающийся математик современности, член-корреспондент АН УССР с 1934 года, профессор, заведующий кафедрой математической физики ХГУ, он был среди тех, кто представлял лицо харьковской интеллигенции и одновременно был одним из ее воспитателей.

Не так давно я испытал потрясение, когда узнал, что официальными оппонентами на докторской защите у Наума Ильича были… Жак Адамар (1865-1963) и Эмиль Пикар (1856-1941). Посмотрите на даты начала и конца их жизни. Вдумайтесь в них! Еще от шагов Наума Ильича, пожимавшего руку Адамара, не остыли камни на ул. Фрунзе, где он жил...

Я слушал его лекции и не имел понятия о том, что он видел живьем соавтора формулы Коши — Адамара. Уже для меня Адамар был так же легендарен, как и Пифагор. Что это все значит? А значит это, что вся история математики, а с ней – всего современного научно-технического прогресса, – спрессована в чрезвычайно узком временном интервале. И все это грандиозное – рядом, только что, буквально вчера…

Поражающая воображение эпоха, в которой Наум Ильич был как открывателем и творцом математических истин, так и рядовым покупателем гречневой крупы (о крупе еще скажем).

Лет 20 тому назад кто-то стянул у меня «Вариационное исчисление в целом» Зейферта и Трельфалля. Книгу, мне совершенно не нужную, но купленную в свое время в знаменитом книжном магазине «на Свердлова» только потому, что на ней случайно оказался автограф Наума Ильича. Еще на ней был оттиск печати библиотеки Математического института, в котором Наум Ильич проработал много лет. Эта книга до сих пор остается моей горькой потерей.

Если вы читали «непьесу» Марины Цветаевой «Конец Казановы», то, конечно, должны помнить сцену, в которой Казанова выговаривает Франческе за срезанную с его туфли стразовую пряжку, копеечную стекляшку, на которую соблазнилась вульгарная наивная девчонка. «Но вы ее носили?» – спрашивает Франческа. «Да, носил». И в этом все дело.

Обаяние Наума Ильича покоряло любого, кто попадал в его сферу, внушая чувства, близкие к влюбленности, ну а математика и все с ней связанное вплетались в этот сложный оборот эмоций, приобретая особый вкус и цену, как та стразовая пряжка для Франчески. Или наоборот? Да, и наоборот тоже. Потому что был он немыслим без математики и вне математики. Он не мог бы стать в жизни, скажем, путевым обходчиком или генералиссимусом – только математиком.

Он был культовой фигурой в математическом сообществе, скорее всего, прекрасно об этом знал, но относился к этому отстраненно, как будто это не он сам, а кто-то другой. Однажды я с некоторым удивлением и недоумением наблюдал, как Наум Ильич загружает в свой портфель с серебряной монограммой брикеты гречневой каши по 9 копеек из киоска на углу Пушкинского въезда и ул. Пушкинской. Буквально через полчаса я рассказал об этом Лие Яковлевне, преподавательнице математики из ХПИ. Реакция была такая:

– Наум Ильич? Гречневые концентраты?! Наверное, его жена в отъезде. А он, как истинный интеллигент, не может сказать своей аспирантке «сварите мне, милочка, обед», хотя любая мехматовская аспирантка была бы счастлива сварить ему обед и вспоминать об этом всю оставшуюся жизнь. Вот он и обходится собственными силами…

Впрочем, нужно сказать, что и математика его привлекала не всякая. Почему прервалась его академическая карьера в Москве? Почему он не стал действительным членом АН СССР? Скорее всего, дело было в том, что он, как рассказывал его брат А. И. Ахиезер, категорически отказался от предложения высоко ценившего его И. В. Курчатова возглавить все математические расчеты по атомной бомбе. Груз, ложившийся при этом на совесть, уравновешивался очень существенными материальными благами, но таким был его нравственный выбор, о котором когда-то было принято говорить как о выборе перед Богом. А выбор перед Богом, как ни старайся от него отвертеться, с одной стороны, неотвратим, а с другой – превыше всего. И по тем очень непростым и просто страшным временам нужно было быть очень цельным человеком, чтобы голос начальства не заглушал в тебе голос совести. Потому что она – и есть Бог.

Потом, уже в 60-х годах, он получил предложение баллотироваться в действительные члены АН СССР, но отказался от этой чести, рекомендовав вместо себя талантливого математика с блестящей перспективой – С. М. Никольского, который по сей день живет и здравствует, перешагнув через возраст в 105 лет. И это тоже был его нравственный выбор.

Недавно я прочел толкование слова «джентльмен», данное Бернардом Шоу. Джентльмен, – говорил он, – это тот, кто кладет в общий котел больше, чем берет оттуда. Когда я прочел это, то первым, кого вспомнил – и немедленно – был Наум Ильич.

Я не знаю, какое место отводил в своей жизни сам Наум Ильич факту, в связи с которым его помнят очень многие харьковчане, – по его инициативе в городе была создана знаменитая физико-математическая школа №27. Может быть, и небольшое. Теперь этот лицей стал одним из центров подготовки, я бы сказал, мировой научно-технической элиты: его выпускники работают на всех континентах, включая, наверное, и Антарктиду.

Многие по этому поводу говорят: «Ну да, ему надо было где-то собственных детей учить, вот он для них эту школу и сделал». Вполне допускаю, что в этом мнении некая доля правды присутствует. Отчего бы и нет. Но… Он ведь мог организовать своим детям прекрасную школу прямо на дому – любой репетитор, среди которых в то время было немало прекрасных преподавателей, был бы счастлив заниматься с ними у них дома. И это был бы вопрос всего лишь небольших денег, а не больших организационных усилий, хлопот, забот и многолетних тревог. Однако же, осознав, что проблема элитного школьного физико-математического образования – проблема не только его семьи, он не пошел по пути наименьшего сопротивления, а стал решать ее полномасштабно. Вот это и есть джентльменский подход к жизни – отдать много, а взять чуть-чуть. Много ли есть среди нас людей, применяющих такие стратегии в своей жизни?

Сегодня есть Фонд им. Н. И. Ахиезера, поддерживающий материально молодые математические дарования Харькова. Его донором является американский (в прошлом – советский) математик Михаил Брин (отец куда более знаменитого Сергея Брина), которого Наум Ильич в свое время сильно поддержал в конфликте с проректором МГУ. Несколько дней тому назад состоялось очередное заседание Фонда, на котором шести молодым математикам были присуждены годовые стипендии им. Наума Ильича Ахиезера. Так что учил молодых людей Наум Ильич не только математике, но и джентльменскому отношению к жизни и к людям. И этот его свет «и во тьме светит, и тьма не объяла его».

 

«Время», 4 марта 2011 года

 

 

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ МИХАИЛ КОЗАКОВ

После продолжительной болезни умер известный российский актер Михаил Козаков, проходивший лечение в одной из израильских клиник, сообщает радиостанция «Эхо Москвы».
РИА «Новости» сообщает со ссылкой на Кирилла Козакова, сына покойного, что Михаил Козаков скончался в клинике в Тель-Авиве.

Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова.

В 1952 году поступил в школу-студию МХАТ. В 1956 – 59 годах работал в театре имени Маяковского. Сыграл Гамлета в спектакле Николая Охлопкова.

В 1959 году перешел в театр «Современник», в котором служил до 1970 года. Сыграл яркие роли в спектаклях Олега Ефремова «Голый король», «Сирано де Бержерак», «Всегда в продаже», «Декабристы». Играл в спектаклях Галины Волчек.

В 1971 году Михаил Козаков перешел в МХАТ, а в 1972-86 годах работал в Театре на Малой Бронной. В этом театре Михаил Козаков поставил спектакли по пьесам Леонида Зорина «Покровские ворота» и Юджина О`Нила «Душа поэта».

В 1991 году вместе с семьей репатриировался в Израиль. Работал в Тель-Авивском камерном театре. В 1996 году вернулся в Россию.

Впервые снялся в кино в 1956 году – в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Снялся во многих фильмах, среди которых «Человек-амфибия», «Соломенная шляпка», «Хождение по мукам», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Безымянная звезда», «Покровские ворота».

В 1978 году дебютировал как кинорежиссер – комедия «Безымянная звезда». По его сценариям поставлены фильмы «Визит дамы» (1989), «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), «Ужин в четыре руки» (1999).

В 1980 году Михаил Козаков был удостоен звания народного артиста РСФСР. В 2010 году он получил орден Почета.