2013
апрель
№4 (166)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНУТ ВЗРОСЛЫМИ…

… Чуть заметные от пули дырочки –
Одежонки — целый грузовик!..
Сколько же вас — Сенечки да Фирочки?
Сколько пуль прервало детский крик?!
Ида Островская






Выставка, посвященная памяти детей Дробицкого Яра, открылась к Йом а-Шоа в Харьковском музее Холокоста.

Дробицкий Яр — урочище, в котором нашли свою смерть харьковские евреи в декабре 1941 — январе 1942 гг. Здесь были расстреляны свыше 16 тысяч человек только за то, что они родились евреями. Среди жертв Дробицкого Яра свыше двух тысяч детей — девочек и мальчиков — подростков, малышей и младенцев, которым еще не успели дать имя.

Таких яров на территории, оккупированной нацистами, было великое множество, и в этих ярах вместе со своими родителями, дедушками и бабушками, лежат дети, которые никогда не стали взрослыми. Не выросли, не стали поэтами и художниками, врачами и учителями, летчиками и музыкантами, инженерами и рабочими, просто хорошими людьми. Не успели создать семьи, родить детей, любить, смеяться и радоваться жизни.

Фотографии, представленные на выставке, сделаны, когда дети были еще живы. Всмотритесь в их прекрасные лица, произнесите их имена, помните о них. Это дань памяти еврейским детям.

Но эта выставка не о прошлом: история не только исчезнувшие, забытые люди или события. История всегда рядом с нами, она оказывает активное влияние на наши решения и нашу деятельность.

Мы, живущие, не должны допустить повторения Катастрофы ХХ века. Мир прекрасен и разнообразен. Мир хрупок, и жизнь в нем зависит от позиции каждого, кто живет на планете Земля.

Сохраните Мир во всем его многообразии. Каждый из нас в ответе за детский смех и за каждую детскую слезинку.

Лариса Воловик

Фотографировала Юлана Вальшонок



ИЗРАИЛЬ ОТМЕЧАЕТ ДЕНЬ ПАМЯТИ ПАВШИХ В ВОЙНАХ И ТЕРАКТАХ

15 апреля 2013 года накануне Дня Независимости Израиля отмечается Йом а-Зикарон — День поминовения солдат, погибших в войнах за независимость Израиля.

Каждый год к этому дню точно подсчитано число евреев, погибших в арабо-израильских войнах и терактах с 1860 года. В этом году Израиль поминает 23085 военнослужащих ЦАХАЛа, сотрудников полиции, пограничной стражи, службы общей безопасности, службы внешней разведки, управления тюрем, пожарной охраны и активистов еврейских подпольных организаций на территории подмандатной Палестины. Только за последний год страна потеряла 92 своих солдата. В этот же день в Израиле поминают и 2493 жертвы терактов.

В 8 часов вечера накануне Дня памяти и в 11 часов утра прозвучала траурная сирена. На две минуты замер весь Израиль, останавливаются люди и машины, опускают головы в знак скорби. У Стены Плача в Иерусалиме прошла торжественная церемония поминовения. На мемориальных и военных кладбищах, на местах, где проходили бои, проводятся траурные митинги и факельные шествия, поминальные церемонии. По всей стране, в школах, мемориальных музеях проводятся торжественные мероприятия.

Во время церемоний на военных кладбищах национальный флаг Израиля приспущен до половины флагштока. Участники церемоний произносят молитву «Изкор», общественные деятели выступают с речами, армейский кантор поет молитву «Эль мале рахамим» и представители различных организаций возлагают венки на могилы погибших. Церемонии завершаются залпом в память о погибших. 15 апреля главная церемония прошла на горе Герцль в Иерусалиме.

Церемония зажжения факелов на горе Герцль завершает события Дня памяти и открывает праздничные мероприятия Дня Независимости Государства Израиль.



ДАТЫ СОБЫТИЯ


65-ЛЕТИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ

19 апреля в Израильском культурном центре в Харькове состоялось празднование 65-й годовщины Независимости Государства Израиль и открытие выставки «Независимость на иврите», экспозиция которой представляет плакаты разных лет, посвященные празднику и созданные за годы существования Израиля, а так же графические работы известного израильского художника и писателя Йосефа Бау.




Открыла выставку в галерее АВЭК Второй секретарь посольства Государства Израиль в Украине Нелли Шульман, которая отметила, что традиция создавать плакат, посвященный Дню Независимости, зародилась в Израиле сразу после провозглашения о создании государства в 1948 году, и с того времени ежегодно к 14 мая в стране появляется новый плакат, посвященный празднику. Как отметила Нелли Шульман: «Каждый плакат — частица Израиля, еще один пазл в портрете нашей небольшой, но гордой, свободной, миролюбивой и очень гостеприимной страны».

Поздравить харьковских евреев с Днем Независимости Израиля пришли дипломаты, работники науки и культуры, представители областной администрации.

В эти дни, как напомнил гостям выставки в своем выступлении Генеральный консул Республики Польша в Харькове Ян Гранат, Польша, Израиль и страны Европы отдают дань памяти участникам еще одного события, произошедшего на территории Польши в годы Второй мировой войны — 70-летие со дня начала восстания в Варшавском гетто, которое было одним из крупнейших и массовых в Европе.

Художественные интересы Бау были разнообразны. Он не только оформлял книги, занимался графикой, писал картины, создавал рекламные плакаты, но и стал практически родоначальником израильской мультипликации.

Йосеф Бау известный писатель и интерпретатор языка иврит, а одним из наиболее важных аспектов возрождения еврейской нации явилось возрождение языка иврит, который имеет статус государственного языка Израиля.

Примечательно, что художник, заслуга которого в популяризации иврита неоценима, поначалу не владел им. Молодость Бау прошла в Польше и выпала на страшные годы Второй мировой войны. В 1939 году 19-летний студент Краковского университета изобразительных искусств попал в Краковское гетто, откуда спустя два года его переправили в концлагерь Плашув. В невыносимых условиях Йосефу удалось выжить во многом благодаря тому, что еще во время учебы в Кракове юноша в совершенстве освоил искусство каллиграфии, а лагерному начальнику как раз понадобился чертежник, владеющий готическим шрифтом. Но не только свою жизнь Йосеф спас благодаря своим талантам: он освоил технику изготовления поддельных документов, с помощью которых из гетто смогли бежать более четырехсот евреев. В лагере Йосеф познакомился с любовью всей своей жизни Ребеккой Таненбаум. Там же пара тайно сочеталась браком. Эта подлинная история нашла воплощение в знаменитом фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера».


Миру Йосеф Бау более известен, как карикатурист с тонким чувством юмора и неподдельной самоиронией. Повседневную жизнь карикатурист Йосеф Бау отображал не столько красками, сколько ироническими подписями. Нелли Шульман считает, что именно искусство и юмор помогли художнику возродиться после Катастрофы, которую пережили миллионы евреев в годы Второй мировой войны: «Бау пережил гетто, концлагерь и не потерял своего чувства юмора, своего желания свободно говорить, свободно писать, действовать. Он писал, что во время Катастрофы искусство спасло ему жизнь».

В послевоенной Польше Й. Бау начинает изучать иврит, а в 50-е годы переезжает с семьей в Израиль. И, как это часто бывает с людьми, выучившими новый для них язык в сознательном возрасте, причем изучившими его до нюансов, замечал в иврите то, чего не видели другие. Он является автором нескольких книг. Это книги воспоминаний, сборники анекдотов собственного сочинения, иронические интерпретации иврита и многое другое. Чтобы не иметь дела с издателями, Йосеф Бау основал собственное издательство, где и были напечатаны все его книги. Все свои литературные труды художник снабжал собственными иллюстрациями. Всю свою жизнь он, создавал свою уникальную коллекцию рисунков и текстов, посвященную языку иврит.


Бау изобрел некую криптограмму, с помощью, которой он подписывал свои работы: что-то вроде буквы S с двумя черточками внизу. Но если повернуть этот знак горизонтально, то, на первый взгляд, непонятный символ обретает смысл: в нем четко видны три буквы ивритского алфавита: «бет», «алеф» и «вав», которые в сочетании образуют фамилию Бау.


ПАЛЕСТИНСКИЕ БОЕВИКИ В УКРАИНЕ: ПАСПОРТА И КОРРУПЦИЯ

Коррупционная схема получения палестинскими боевиками гражданства Украины вскрыта 4 марта газетой «Сегодня».

Экс-заместитель начальника Отдела миграционной службы в Автономной Республике Крым Николай Бельский сообщил этой газете: «Я долгие годы работал с иностранцами, желающими оформить документы на статус беженца в Крыму. Железнодорожный районный паспортный стол всегда удивлял нашу службу, так как в нем умудрялись оформлять гражданство в короткие сроки лица, которым было отказано в получении статуса беженца и которые не имели никакого отношения к Украине. И все эти люди были выходцами из Палестины. Но самое интересное не это, а то, что действительно многие из обратившихся к нам палестинцев были боевиками, бежавшими из Израиля. Они этого и не скрывали, рассчитывая стать беженцами в Украине по причине их преследования в Израиле».

Николай Бельский также рассказал, что в доказательство своих слов «беженцы» не стеснялись демонстрировать при собеседовании ранения на своем теле.

«Эти люди зачастую не умели ни читать, ни писать, рассказывали, что родились и выросли в ливанских лагерях для палестинских беженцев, и единственное, чему их научили — это воевать», — сообщил бывший замначальника Отдела миграционной службы в Крыму. «Они могли часами рассказывать о том, чем отличается автомат Калашникова от винтовки М-16».

По словам Бельского, эти палестинцы предъявляли некие «паспорта», выданные посольством Палестинской автономии в Украине. Однако ПА государством не является и своих паспортов не имеет. То есть это и не паспорта вовсе. Но в делах этих «беженцев» есть копии таких «паспортов» со штампами паспортной службы Крыма о прописке. Все документы, предъявленные палестинцами, хранятся в их личных делах в архиве нынешней миграционной службы Крыма».

Как отмечает «Сегодня», есть различные сайты, где на арабском языке разъясняется, к кому в Крыму нужно обращаться для получения украинского гражданства. При этом посредники берут за новое гражданство с арабов от $25 до $80 тыс.долларов. А посредником часто выступает глава палестинского «землячества» в Крыму.



ХАРЬКОВСКИЕ ФОТОХРОНИКИ


ЙОМ А – ШОА

День Катастрофы и Героизма, Йом а-Шоа, харьковчане отметили 7 апреля двумя минутами молчания на мемориале Жертвам Холокоста на месте еврейского гетто периода оккупации Харькова 1941-1943 гг.

Церемонию памяти открыл и вел председатель Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр» Леонид Леонидов. Среди собравшихся присутствовали три женщины, которые с родителями были в харьковском гетто и которым удалось уцелеть.

Одновременно собравшиеся харьковчане отмечали и 70-ю годовщину начала восстания в Варшавском гетто, которое стало символом еврейского Сопротивления. 19 апреля 1943 года (27 нисана по еврейскому календарю) немецкие части, применяя артиллерию и бронемашины, начали планомерное разрушение гетто и уничтожение его жителей. В течение пяти недель защитники гетто оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага.

Леонид Леонидов, председатель областного
комитета Дробицкий Яр открывает церемонию памяти

16 мая 1943 года ликвидация Варшавского гетто закончилась.

Продолжилась Церемония памяти в Зале Имен на Мемориале в Дробицком Яре, где были расстреляны узники гетто. Директор/основатель Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик говорила о гибели более двух тысяч детей в Дробицком Яре. «Они никогда не станут взрослыми», — сказала она.

На церемонии присутствовали ученики общеобразовательных школ №168 и Пономаренковской школы с. Хроли.

Главный раввин Харькова и Харьковской области прочел поминальную молитву «Кадиш».

Фотографировала Юлана Вальшонок


Ян Гранат,
генеральный консул
Республики Польша

Виталий Богданов,
консул Российской
Федерации

Людмила Давыдова,
зам. председателя
облсовета

Владимир Головко,
депутат харьковского
горсовета


Лариса Воловик, директор музея
Холокоста,и Раиса Мирлас,
узница харьковского гетто

Елена Щербова,
председатель
организации
бывших узников
и Зоя Золина,
узница харьковского
гетто

Мойше Москович,
главный раввин Харькова и Харьковской
области, произносит Кадиш в Зале имен


На месте бывшего гетто собрались учащиеся школ



ИСТОРИЯ И ПАМЯТЬ


ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО

Год назад израильский скрипичный мастер Амнон Вайнштейн получил посылку из США. В пакете лежала старая скрипка, на первый взгляд, одна из тех, что час­то приносят в его мастерскую. Когда же Вайнштейн рассмотрел скрипку повнимательнее, его удивлению не было предела.

Вайнштейн, 73-летний уроженец Тель-Авива, принадлежит ко второму поколению династии скрипичных мастеров, он специализируется на реставрации инструментов, так или иначе связанных с историей Второй мировой войны и Холокоста. К ним относится и скрипка, присланная в прошлом году из Вашингтона.

Когда Вайнштейн приступил к реставрации скрипки, внутри он обнаружил нарисованную от руки свастику и надпись: «Хайль Гитлер!» Была указана и дата — 1936-й — год Берлинской олимпиады.

Инструмент прислал Вайнштейну американский скрипичный мастер. Представлялось, что Вайнштейн, занимающийся реставрацией скрипок первой половины прошлого века, подходит для этого как нельзя лучше.

Загадочный инструмент занял почетное место в коллекции Вайнштейна, насчитывающей 45 скрипок, изготовленных в эпоху Холокоста, которую он собирает на протяжении уже 20 лет. Никогда внутри инструментов он не видел надписей, подобной этой. Графолог, исследовавший надпись, пришел к выводу, что ее сделал чрезвычайно агрессивный человек.

Израильскому мастеру не удалось восстановить историю скрипки, однако, благодаря накопленному опыту, у него есть свои соображения на этот счет. По версии Вайнштейна, некий немецкий скрипач (скорее всего еврей) в 1936 году принес инструмент мастеру на реставрацию. Пока скрипка находилась на ремонте, кто-то и сделал надпись «Хайль Гитлер!» и нарисовал свастику. «Судя по всему, — говорит Вайнштейн, — это дело рук ученика или подмастерья, который нанес надпись и рисунок, когда хозяин отсутствовал».

С одной стороны, говорит мастер, скрипка со свастикой представляет собой наглядное подтверждение антисемитского безумия, охватившего немецкий народ в нацистскую эпоху. С другой же — не следует забывать, какой популярностью пользовалась в Германии симфоническая, в частности скрипичная музыка. «Немцы, при всем том варварстве, что творилось при Гитлере, оставались культурным народом, ценившим классическое музыкальное искусство», — говорит Вайнштейн.

На текущей неделе Амнон Вайнштейн отправился в Монте-Карло, где открывается музыкальный фестиваль «Скрипки надежды», сообщает Haaretz. Мероприятие проводится при поддержке князя Монако Альберта II. Большинство скрипок, на которых будут играть участники фестиваля, принадлежали жертвам Холокоста. Более 20 лет их собирал и тщательным образом восстанавливал Амнон Вайнштейн. Теперь, после семидесяти лет молчания, они вновь оживут в руках талантливых музыкантов Филармонического оркестра Монте-Карло.

«Наша акция символизирует богатейшую культуру еврейского народа. Само ее название говорит о том, что любовь евреев к музыке сильнее любого, даже злодейского режима, — убежден мастер. — Для меня скрипка символизирует голоса из прошлого, память о шести миллионах людей, голоса которых мы больше никогда не услышим. Памятник для тех, кто 70 лет назад замолчал, причем не по своей воле».

Один из инструментов, который прозвучит на концерте в Монако, получил название «скрипка из Дранси». На нем играл французский еврей в транзитном лагере под Парижем, откуда он был депортирован в Освенцим.

Имя владельца скрипки неизвестно. Есть информация лишь о том, что, когда его везли в Освенцим, он выкинул инструмент из окна, выкрикнув при этом: «Там, куда меня везут, у скрипки все равно нет шансов». На концерте в Монте-Карло на скрипке из Дранси будет играть знаменитый турецкий музыкант Чихат Аскин. Концерты в рамках акции «Скрипки надежды» уже состоялись в Стамбуле, Измире, Анкаре, Париже, Лондоне, Мадриде и в городе Шарлотт, Южная Каролина, США.

Материал подготовил Роберт Берг


ЦЕЛЫЙ ВЕК ПОНАДОБИЛСЯ ПОТОМКАМ СЕМЬИ РАВИНСКИ, ЧТОБЫ ПОСЕТИТЬ РОДИНУ СВОИХ ПРЕДКОВ

Санди Ферштман и два ее кузена Джеф и Мэл Тобес приехали в Харьков из Калифорнии (США), чтобы увидеть город, в котором родилась их бабушка Дора Равински (где-то между 1880 и 1885 годами), в надежде найти хоть какие-нибудь документы или упоминания о ее семье или потомков. Они посетили в Харькове синагогу и музей Холокоста, рассказав историю своей семьи. После нашей встречи Тобесы связались со всеми внуками, правнуками и праправнуками Доры Равинской. Результатом стали присланные в музей фотографии Доры и ее родителей, копии некоторых документов и более подробная увлекательная история.


Дора Равински (Ревински) родилась в Харькове 15 сентября 1882 г. (Rе: Ancestry.com свидетельство о смерти) в семье скорняка Аарона Самуэля Равински и Софи Измах Шпринтс. В семье, кроме Доры, было еще четверо детей: две старших сестры Шифра (Софи) и Фанни, близнец Доры брат Давид и младшая сестра. Имя ее неизвестно, но известно, что она умерла в 36 лет.

Шифра (Софи) и брат Давид из Харькова не уезжали и, как надеется семья Тобес, может быть, у них в Харькове есть потомки.

Сестра Фанни вышла замуж за Авраама Левина из Латвии (или Литвы) в апреле 1901 года. Авраам был столяром. У них было двое детей в Харькове, которые умерли в младенчестве. Фанни и Авраам затем эмигрировали в 1903году в Торонто (Канада).

Вместе с Фанни уехала ее младшая сестра Дора.

Дора была вынуждена уехать со своей старшей сестрой и Авраамом, потому что она хотел сбежать с мужчиной, который женился 11 лет назад, и у него уже были дети.

Открылось это случайно, кстати, Авраамом Левиным, который во время своей поездки по продаже шкафов, наткнулся на деревню, в которой жил этот мужчина, и сообщил людям известие о том, что его невестка обручена, Тогда и раскрылась реальная история. Авраам вернулся в Харьков и рассказал своей жене Фанни, которая сразу же сообщила отцу. Отец, недолго думая, запер Дору в ее комнате, пока не договорились о поездке в Америку.

У отца Доры Аарона Равински были контакты в Торонто, и он сосватал ее. Жених должен был встретить Дору, когда она сойдет с парохода ( потомки не знают, где она сошла). Но на пароходе Дора заразилась брюшным тифом и потеряла все свои волосы. Узнав об этом, жених сказал: «Я приеду, когда волосы вырастут снова!»

Фанни, Авраам и Дора жили в Торонто в доме над мясным магазином. У Фанни и Авраама Левина было еще двое детей, Лина 1906 г. и Сэмми 1911 г.

Дора вышла замуж за Гарри Тобеса (Tobes) в Торонто 26 ноября 1906 года (Re:Ancestry.com Канадское свидетельства о браке). Потомки точно не знают его фамилии. Возможно, это было Товбис, Tovich, Давидович, Dovatovitch. Он приехал в Торонто в 1904 году (Re:Ancestry.com Детройтское пересечение границы). Джеф, Мэл и Аманда предполагают, что он вступил в русскую армию в Одессе в 1904 году, чтобы воевать в русско-японской войне. Попал далеко в Стамбул, дезертировал, как-то пробрался в Будапешт, возможно, потом в Англию и Канаду, изменив по пути свое имя, чтобы избежать русской армии и еврейских погромов того времени.

В Торонто Гарри жил рядом с Дорой и однажды услышал ее красивый голос и объявил всем, что на этой женщине он женится. Так он и сделал.

13 апреля 1924 года Дора и Гарри эмигрировали в США — в Детройт, штат Мичиган вместе со своими семью детьми. (Re:Ancestry.com Детроитское пересечение границы).

Гарри Тобес умер от почечной недостаточности 26 сентября 1933 года после того, как по ошибке, выпил соляной кислоты.

Дора пережила его на 40 лет. Она умерла 30 апреля 1974 года в Дейтройте.

Что еще известно о Доре Равински? В 1947 году она весила 157 фунтов и была ростом 4 фута 10 дюймов, со светлыми волосами и серыми глазами.

Санди, Джеф и Мэл очень надеялись, что публикация истории их бабушки Доры поможет отыскать потомков семьи Равински. Все возможно. И если не самих потомков, то хотя бы их следы. Только не учли они, что за то время, как Дора уехала из Харькова, была Первая мировая война, революция, погромы, Вторая мировая, оккупированный нацистами Харьков, а для харьковских евреев — Дробицкий Яр.

Лариса Воловик

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР