2013
июнь
№6 (168)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

С ЭТОГО НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА

В ночь на 22 июня 1941 г. все немецкие части получили плотные конверты с сургучными печатями и строгой надписью «Вскрыть и ознакомить офицеров не позже три ноль-ноль». В конвертах был приказ Гитлера: «Доблестные солдаты, офицеры и генералы великой германской армии!

Русское правительство, не желая установить дружеские отношения, к которым я стремился, хочет решить вопрос силой оружия. Несколько случаев нарушений границ со стороны большевиков не могут быть терпимы дальше наше великой державой. Надо положить конец этим безумным действиям. Я не вижу другого пути, как ответить силой на силу. Германские вооруженные силы с твердой решимостью будут бороться за честь и жизненные права германской нации. Я надеюсь, что каждый солдат будет помнить высокие традиции германской армии и выполнять свой долг до последнего. Всегда и при всех обстоятельствах помнить, что вы — представители национал-социалистической великой Германии…»

О начале войны жители СССР узнали по радио. Первым с официальным обращением выступил министр иностранных дел В. Молотов, позже его повторил первый диктор Советского Союза Юрий Левитан, которого Гитлер считал своим «врагом номер один».

Эту дату помнит каждый советский человек — и даже те, кто родился после развала Союза. «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа…» — каждый год звучат слова военной песни. Каким Вы запомнили этот день?

Елена Исаевна Щербова. 1930 г. р.:

Это было воскресенье. Моя мама работала медсестрой в яслях. Было принято в то время вывозить детей для оздоровления на дачу под Харьков, в Покотиловку. Наша семья на лето тоже выезжала в Покотиловку — мы снимали комнату у дяди Миши Пахолкина. Мама работала, а я с маленькой сестрой Ирой и нашей домработницей Зиной Логвиненко жила там все лето. В это воскресенье, как обычно, приехал из Харькова папа. Мы собирались вместе с хозяевами за столом — обедаем, разговариваем — взрослые и дети. У наших хозяев было две дочери — старшая Таня, уже комсомолка, а младшей Кате было 10 лет, как и мне. И в этот день все было так же. Мы сидели, играли в саду, рвали вишни. Взрослые разговаривали. Кто-то постучал в калитку, и мы с Катей побежали открыть — какой-то парнишка попросил позвать Таню, и они вдвоем куда-то уехали. Минут через 40 Таня возвратилась — ее вызывали в поселковый совет и сказали, что началась война. Мы с Катей не поняли ничего, а папа оделся, сказал маме — надо ехать в Харьков. Мама бросить детей из садика не могла, осталась, а папа, я с сестрой и Зиной Логвиненко пошли на станцию. Сесть в поезд было невозможно, собралось много людей, все отдыхающие спешили вернуться в Харьков. Но пришел поезд, и мы все как-то размес­тились — приехали в Харьков на Южный вокзал. Больше на дачу не поехали. Мамины ясли начали «сворачивать».

Таким мне врезался этот день в память на всю жизнь, как будто это было вчера.

Татьяна Валерьяновна Хоруженко, 1936 г.р.:

Мне было 5 лет, и в памяти остался, вероятно, не первый день войны, а бомбежки. Мы жили на Искринской, 47. Когда начинались бомбежки, страшно выла сирена, и мы с 3-х летним двоюродным братом Игорем, взявшись за ручки бежали в убежище в саду. И меня много лет преследовал этот запах сырой земли, как из подземелья.

Лина Григорьевна Шульга, 1931 г. р.:

Мы жили в большом селе Тарановка Змиевского района. Когда объявили, что началась война, как-то на улицах стало больше народа, особенно возле Нардома (народного дома), где была радиоточка. Все старались не сидеть по домам, как раньше, а шли к людям.

А семья наша первое, что ощутила, когда по радио объявили в первые дни войны, чтобы все сдали радиоприемники. Мои братья увлекались техникой, и сами собрали первый ламповый приемник, они гордились этим. Мама даже ходила доказывать, что это приемник самодельный, собранный детьми, но пришлось его сдать.

Когда немцы подошли к Тарановке, было распоряжение раздать продукты населению. Мой папа работал в сельпо, и когда сельчане приходили за продуктами, товарами, он все выдавал без денег. Мой брат Костя мечтал о фотоаппарате и просил папу, чтобы он принес его из магазина, на что папа ответил — приходи, как все, и я его выдам.

Аркадий Юрьевич Корсунский, 1933 г. р.:

Наша семья жила в районе Клуба железнодорожников им. Сталина. Хорошо помню, как мы с мальчишками бегали на площадь Дзержинского смотреть на подбитый немецкий танк, который там установили. А в доме было тревожно — все думали, как бежать от немцев из Харькова, родители знали, что евреев убивают.


ЖИВУ И ПОМНЮ>

Открывает встречу директор
музея Лариса Воловик

Встречу, посвященную годовщине начала Отечественной войны провел 23 июня 2013 года Харьковский музей Холокоста совместно с Областным комитетом «Дробицкий Яр».

«Хотя прошло уже 72 года с начала войны, — сказала Лариса Воловик, открывая встречу, — мы вновь и вновь возвращаемся к этой теме. Потому, вероятно, что нет ни одной семьи, которую война не затронула — будь-то фронт, оккупация, эвакуация… И, возможно, еще потому, что до сих пор историки, политики, все мы никак не придем к единому мнению о той прошедшей войне, а главное, не скажем о ней правду. Прошло 72 года, но каждый год открываются новые документы, новые материалы»…

Раиса Мирлас в музее возле
экспозиции с фотографиями своей семьи,
расстрелянной в Дробицком яре

В рамках встречи состоялась презентация книги «Живу и помню…» Раисы Мирлас, человека, прошедшего харьковское гетто, где погибла ее семья — родители и брат, которому не было суждено стать взрослым. Она выжила, но полной чашей испытала и скитания по оккупированной Харьковщине, голод, холод и страх, когда предавали, но и помощь, без которой она бы не выжила.

Раисе Павловне 85 лет, эта женщина нашла в себе мужество и написала воспоминания, издала (за свой счет) небольшую книжку «Живу и помню…», которая охватывает (фрагментарно) чуть ли не век — с конца XIX и до Победы и чуть дальше. Ей хотелось, чтобы пережитое не кануло в вечность, а осталось для внуков: «Я старалась не столько описать страдания девочки, которой предстояло бороться за свое существование, а главное, запечатлеть картину эпохи, миновавшей навсегда, людей, порожденных этой эпохой, ушедших и уходящих в прошлое, а так же обстоятельства, делавшие их добрыми и отзывчивыми».





ДВА МИРА: ПРАВИЛА И ЦЕННОСТИ


Раби Йосеф Телушкин

ЕВРЕЙСКИЙ МИР. ЦДАКА

Цдака (Глава 265)

Слово цдака означает «справедливость» или «праведность», но обычно переводится как «благотворительность».

Говорят, однажды американский президент Кулидж (известный своей немногословностью) вернулся с церковной службы.

«—О чем говорил священник? — спросила его жена.

— О грехе, — ответил Кулидж.

— А что именно он сказал?

— Он против греха».

Можно предположить, что пишущие о цдаке столкнутся с такой же трудностью, как и тот священник. Понятно, что оказать благотворительность, дать деньги на цдаку — доброе дело. Что тут еще добавить? Еврейские источники обнаруживают здесь гораздо более глубокий смысл.

Слово цдака происходит от ивритского цедек («справедливость»). Совершение справедливых поступков — основное правило иудаизма. «К правде (цедек), к правде стремитесь», — говорит Тора (Дварим, 16:20). Столетия спустя Талмуд учил: «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе» (Бава батра, 96). С точки зрения иудаизма дающий деньги на цдаку поступает справедливо; не дающий — несправедливо. Еврейское право рассматривает такое отсутствие справедливости не только как моральную низость, но и как нарушение закона. Известные истории самоуправляю­щиеся еврейские общины определяли размер цдаки так же, как теперь государство определяет размер налогов.

Тора предписывает евреям через каждые три года отдавать десятую часть своих доходов в пользу бедных (Дварим, 26:12) и дополнительный процент своего дохода — ежегодно (Ваикра, 19:9 — 10). Сотни лет спустя, после разрушения Храма и отмены ежегодного сбора на нужды храмовых священников и левитов, Талмуд предписал каждому еврею отдавать около десятой части годового дохода в качестве цдаки («Миш-нэ-Тора», Законы, касающиеся даров бедным, 7:5).

Несколько лет назад мой друг Деннис Прейгер сформулировал задачу, которую не раз ставил перед тысячами студентов, евреев и неевреев, проведя своего рода социологическое исследование.

Два человека имеют одинаковые доходы и расходы. К ним обращается бедный, остро нуждающийся в пище и деньгах для своей семьи. Первый, выслушав рассказ о страданиях бедного, плачет и от доброты сердца дает ему 5 долларов. Второй тоже сочувствует, но не плачет и не хотел бы тратить свои деньги. Но поскольку религия предписывает ему отдать десятую часть дохода бедным, дает 100 долларов. Кто поступил лучше — тот, кто дал 5 долларов от чистого сердца или кто дал по велению религии 100 долларов? Оказалось, что от 70 до 90 процентов студентов считают лучшим того, кто дал 5 долларов.

Такой ответ предполагает, что в секуляризованном обществе даже благотворительность стала эгоистическим актом. Многие меньше заботятся о благе другого, чем о своих собственных чувствах. Стоило спросить тех же студентов: а вот если бы вы сами нуждались в деньгах, то что бы предпочли? И многие дали другой ответ. Я думаю, Прейгер сформулировал идею правильно: «Иудаизм велит вам отдавать 10 процентов своих доходов каждый год, и от всего сердца. Но если бы все зависело от ваших чувств, то в большинстве случаев ждать милосердия пришлось бы очень долго. Поэтому иудаизм предписывает — дай 10 процентов, и если твое сердце возрадуется, прекрасно. А тем временем сделано доброе дело».

Так как иудаизм считает цдаку формой налога, а не доброхотным деянием, еврейская община считает обнародование сведений о дарениях такой же нормой, как американская практика — предъявление деклараций о доходах. В обоих случаях открытость заставляет людей действовать более справедливо.

Вот некоторые характерные еврейские поучения о цдаке.

A. Когда лучше быть еретиком.

«Все творения Б-га имеют цель», — сказал хасидский ребе своим последователям. «Но какова в этом случае цель ереси, отрицающей Б-га?» — спросил ученик. «Ересь полезна тем, — ответил ребе, — что, если перед тобой стоит нуждающийся, нужно вообразить, что Б-га нет, и этому человеку некому помочь, и спасти его можешь только ты».

Б. Высший уровень цдаки.

«Есть восемь степеней цдаки, одна выше другой. Самая высокая... когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы, — укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью» («Миш-нэ-Тора», Законы о дарах, 7:7).

B. Цдака.

«Цдака может и не спасти нас, но сделает нас достойными спасения» (так профессор Реувен Кимельман перефразировал слова Авраама-Иегошуа Гешеля: «Молитва может не спасти нас, но сделает нас достойными спасения»).

Г. В традиционной еврейской жизни везде находилось место цдаке.

«Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. На похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище и поющим: «Цдака спасет от смерти». Каждый поворот жизни напоминает о необходимости благотворительности... Случается ли хорошее или дурное — мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков... Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Детей часто просят дать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом» (Марк Зборовский и Элизабет Герцог).


Тот, кто созрел для оказания благотворительности, готов следовать еврейской традиции, для кого небезразлична судьба Харьковского музея Холокоста и он готов поддержать его программы и направления работы, может перечислить взнос на развитие музея на счет в банке:

Громадська організація «Харківський музей Голокосту» п/р №2600800112041 в АКРБ «РЕГІОН-БАНК» м. Харків

МФО 351254, код ЕДРПОУ 35071976.

Или сдать деньги в музей на ул. Петровского,28, 2-й этаж.

«Цдака может и не спасти нас, но сделает нас достойными спасения»

Профессор Реувен Кимельман


Литаль Шемеш

НЕПРИМИРИМОСТЬ ПАЛЕСТИНСКИХ АРАБОВ

Вместе с другими израильскими и палестинскими политическими активистами, я приняла участие в проекте «Диалог о мире». Целью проекта было выявление будущих лидеров, которые в будущем смогли бы добиться мира. Проект включал регулярные встречи и заключительный семинар в Турции.

На третий день семинара, когда все были друг с другом знакомы, барьеры были отринуты, и участники угощали друг друга рахат-лукумом, словно их никогда не разделяла пограничная стена, мы начали затрагивать темы, болезненные для обеих сторон. Палестинцы говорили о дорожных заграждениях и израильских солдатах на «территориях».

Теракт на дискотеке «Дельфинариум», 2001

Израильтяне говорили о постоянном страхе, смертоносных атаках террористов и непрекращающемся ракетном обстреле из Газы. Израильская сторона, включавшая в себя как левых, так и правых, пыталась понять, как палестинцы представляют себе завершение конфликта, пыталась докопаться до условий, при которых палестинцы согласились бы жить с ними в мире. В каких областях они согласились бы проявить гибкость? Какие решения лучше всего отвечали бы их надеждам? Где, по их мнению, должны проходить будущие границы палестинского государства, о котором они так пылко мечтают?

Для нас было потрясением открыть, что ни один из арабов не упомянул палестинское государство, или, точнее, палестинское государство, сосуществующее с Израилем. Они говорили об одном государстве — своем. Они говорили о контроле над Яффой, Тель-Авивом, Хайфой, о страданиях, которые принесла им накба (катастрофа, как называют арабы воссоздание Израиля). Будущего для них не существовало — только прошлое. «Евреи не имеют права жить рядом с нами. Пусть сперва расплатятся за свои преступления».

В процессе диалога, который деградировал до криков, палестинцы потребовали, чтобы мы не называли террористов-смертников террористами, потому что они их таковыми не считали.

— Так как же вы называете человека, который надевает пояс со взрывчаткой и взрывает себя в тель-авивской толпе, целенаправленно стремясь убить как можно больше невинных людей? — спросила я участников.

— У меня есть четырехлетний ребенок, — ответил Самах из Абу-Дис (рядом с Иерусалимом). — Если, Боже упаси, с ним что-нибудь случится, я постараюсь сжечь какой-нибудь израильский город целиком.

— Три недели назад у нас родился сын, — ответил Амихай, религиозный студент-еврей из Иерусалима. — Если, Боже упаси, с ним что-нибудь случится, смерть других людей меня не утешит.

В семинаре принимали участие израильтяне, представлявшие весь политический спектр страны: Ликуд, Партия труда, Кадима, Мерец и Хадаш (объединенная еврейско-арабская социалистическая партия). Все они пришли к выводу, что все сочиненные ими замечательные сценарии мира между Израилем и палестинцами просто не выдерживают столкновения с действительностью.

Проблема в том, что большинству израильтян никогда не представляется возможность сесть за стол с палестинцами и вступить в диалог, который продемонстрировал бы им, что, в действительности, думает о конфликте другая сторона.

Источником нашей информации являются заявления Махмуда Аббаса международной прессе, которые всегда противоречат тому, что он говорит в своих интервью аль-Джазире, где он рисует совершенно иную картину.

Я приехала на семинар полной надежд. Я возвращаюсь домой с болезненным чувством безнадежности. В идее сосуществования двух государств есть что-то, противоречащее действительности.

Как мы можем вернуться к столу переговоров, если израильская сторона говорит о «двух государствах для двух народов», а палестинская — об «освобождении» «Палестины» от реки Иордан до Средиземного моря?

Как может мир пустить корни среди людей, для которых терроризм является образом жизни?

Это — далеко не первый случай, когда группа израильских пацифистов встречается с арабами только для того, чтобы убедиться, что говорить им не о чем и не с кем.

Перевод Александра Таллера, Walla.«Stop-News», Израиль

Литаль Шемеш — молодая, либеральная израильская журналистка, активно вовлеченная в политическую деятельность на различных фронтах. Ее считают восходящей звездой израильской прессы, открыто выражающей свои политические взгляды.


ХАРЬКОВ. СОБЫТИЯ

ИЮНЬСКИЕ ХРОНИКИ

ПРОЕКТ «ПЕРСПЕКТИВА» ОТКРЫВАЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ...

Открывает встречу главный
раввин Харькова и Харьковской
области Моше Москович

3 июня 2013 года в Еврейском общинном культурном центре «Бейт Дан», расположенном в современном красивом здании на улице Тобольской, 46, произошло событие, знаковое для всей Украины — стартовал проект «Перспектива», нацеленный на содействие в трудоустройстве харьковчан и жителей области.

В уютном зале атмосфера торжества чувствовалась во всем: ярко-зеленые, как цвет весенней молодой травы, шары поднимали настроение гостей, звуки духового оркестра привносили неповторимый колорит душевности, маленькие записочки с трогательными пожеланиями для каждого создавали ощущение какой-то тайны, предвкушения чего-то прекрасного… Но вместе с тем в зале происходила серьезная работа: представители лучших центров профессионального обучения демонстрировали свои выставочные материалы, участники проекта имели возможность напрямую пообщаться с потенциальными работодателями и рекрутинговыми агентствами, завязывались партнерские отношения и дружеские связи.

Презентация проекта «Перспектива» заинтересовала многих — более ста человек, оставив неотложные дела, стали участниками торжества. Казалось, что на какое-то время проект «Перспектива» увлек одной идеей и объединил общим делом все еврейские организации города Харькова, еще раз подтверждая великую заповедь ответственности евреев друг за друга. Особо почетным гостем, которому было предоставлено первое слово был главный раввин Харькова и Харьковской области Моше Москович. Кроме этого, проект «Перспектива» вызвал резонанс в обществе, и этого не скрывали представители разнообразных общественных организаций и областного центра занятости населения, присутствовавшие на презентации.

Команда проекта «Перспектива»: Алена Марадудина,
координатор по обучению, Екатерина Рощина,
руководитель проекта в Украине, Ирина Фоменко,
руководитель проекта в Харькове,
Марина Ладыженская, менеджер по трудоустройству

Уникальность этого совершенно бесплатного социального проекта состоит в том, что любой человек, оказавшийся без работы и материальной поддержки, столкнувшийся с трудными жизненными обстоятельствами, может получить не просто квалифицированную психологическую помощь во время посещения 10-дневного курса-тренинга «Добро пожаловать на работу!», но и самоопределиться на рынке труда, научиться презентовать свои навыки, повысить самооценку, раскрыть внутренние способности. Следующим этапом к успешному трудоустройству для участников проекта станет возможность прохождения профессионального обучения или курсов с целью повышения уровня знаний или освоения новых специальностей. И, наконец, именно такой специалист сможет реализовать как свой профессиональный потенциал, так и зарплатные ожидания, и будет оценен работодателем по достоинству!

Идея подобного проекта для жителей Украины назрела давно. Инициаторами и ключевыми партнерами создания механизма, нацеленного на содействие в трудоустройстве, стали Международная организация «Всемирная Еврейская Помощь» (WJR), Благотворительный фонд «Wohl» и Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт», которые поддерживают все добрые начинания, направленные на повышение уровня жизни людей.

В Украине проект «Перспектива» реа­лизуется общественной организацией «Фонд «Профессиональное развитие». К слову сказать, город Харьков не является пионером проекта — более года он успешно реализуется в Кривом Роге, Запорожье, еще раньше подобный проект стартовал в Молдове. За это время сотни людей поверили в себя и свои силы, получили достойную работу, смогли изменить свою жизнь к лучшему.

Великий Леонардо да Винчи, человек, опередивший свое время на несколько столетий, считал, что в природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Проект «Перспектива» помогает людям найти и дело по душе, и путь к достойной жизни, так как именно это является главными составляющими зыбкого баланса, который так хочет познать каждый человек!

Ирина Фоменко, руководитель проекта в Харькове Специально для «Дайджест Е»


СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИЗРАИЛЯ ФИСАНОВИЧА

17 июня 2013 года в Областном комитете «Дробицкий Яр» состоялось совещание по подготовке предстоящего в 2014 году 100-летия со дня рождения Героя Советского Союза Израиля Ильича Фисановича. В совещании приняли участие руководители 4-х организаций: Николай Филинюк (Общество ветеранов-подводников имени Героя Советского Союза Израиля Фисановича), Лео­нид Леонидов (Областной комитет «Дробицкий Яр»), Лариса Воловик (Харьковский музей Холокоста), Владимир Пелевин (Харьковское областное отделение «Маринист» Всеукраинского союза писателей-маринистов).

В ходе обсуждения были намечены мероприятия, которые войдут в план подготовки. Среди них:

— установить бюст Герою перед зданием школы № 8;

— ходатайствовать о присвоении школе № 8 имени И.И. Фисановича;

— выпустить юбилейную почтовую марку, почтовый конверт с юбилейным гашением, почтовую открытку, посвященные 100-летию Героя;

— повторно обратиться к руководству Южной дороги о присвоении имени И. Фисановича одному из составов электропоездов;

— изготовить юбилейную медаль к 100-летию (эскиз уже разработан);

— провести в Харькове международную конференцию к 100-летию Героя;

— обратиться в Нацбанк Украины с предложением выпуска юбилейной монеты к 100-летию И. Фисановича;

— издать юбилейный настенный календарь к 100-летию;

— издать карманные календари к 100-летию;

— в дополнение к Резолюции митинга от 03 апреля 2012 года обратиться к харьковскому городскому голове о проведении работ на улице И. Фисановича с целью приведения ее в образцовое состояние;

— запланировать к 70-летию Победы над нацистской Германией установку на территории Гидропарка стелы, с фамилиями харьковчан-подводников, погибших в период Великой Отечественной войны.


Участников конференции
приветствует зам. директора
Госархива Лариса Юдина

КОНФЕРЕНЦИЯ В ГАХО «ХАРЬКОВЩИНА В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ (1941-1943 гг.)»

21 июня 2013 года в Государственном архиве Харьковской области состоялась конференция «Харьковщина в период оккупации (1941-1943 гг.)»

На пленарном заседании с докладами выступили историки и исследователи, руководители отделов архива, преподаватели ВУЗов. С докладом «Харьковский процесс 1943 года» выступила президент Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик.

На конференции присутствовали студенты Авиационного университета, проходящие практику в ГАХО. Вопросы по истории Харьковщины в период оккупации 1941-1943 гг. с живым интересом обсуждались участниками конференции.


МНЕНИЯ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ИСТОРИИ С УРГАНТОМ

Глупая шутка Ивана Урганта и последовавшее за ней информационное цунами — отражение не столько комплексов украинцев, сколько невежества и высокомерия россиян.

Как в Москве, так и в Киеве на прошлой неделе не было недостатка в комментариях по поводу неудачной шутки Ивана Урганта в программе «Смак»: «Порубил зелень, как красный комиссар — жителей украинской деревни».

Конечно, отчасти правы те, кто говорит: уверенный в себе народ не стал бы обижаться на неудачную шутку — пожали бы плечами и дальше пошли. Публичная же обида — проявление затаенных комплексов. Но те, кто так говорит, правы лишь отчасти. Все же украинцы, в определенном смысле, молодая нация — у них за плечами всего неполных 22 года национальной независимости. Такие вещи, как национальное самосознание, национальная самоидентификация, национальная гордость, у множества украинцев только формируются, только просыпаются.

И самое главное. Только очень хорошо зная украинскую историю, в частности, историю Голодомора 1929-1933 годов, можно понять, что в Украине любые шутки по поводу трагической судьбы крестьянства так же неуместны, как шутки по поводу Холокоста в Израиле, — даже если вывести за скобки незавершенный спор историков и политиков, был ли Голодомор геноцидом украинского народа или жестокая сталинская коллективизация не разбирала национальностей. Замечу: я лично сильно сомневаюсь в том, что Иосиф Виссарионович, как бывший нарком по делам национальностей, отлично разбиравшийся в соответствующих вопросах, не знал, что в силу исторической специфики именно крестьянство является становым хребтом украинской нации.

Сомневаюсь я и в том, знают ли в России украинскую историю хотя бы хорошо образованные, достаточно эрудированные люди? А если даже и знают, то в какой версии? Осмелюсь предположить, что исключительно в «великодержавной», где, к примеру, возведены в абсолют Переяславская Рада 1654 года и решение гетмана Богдана Хмельницкого о союзе с московским царем, которое впоследствии стало отмечаться как «воссоединение» Украины и России, хотя как многим современникам, так и историкам последующих веков это событие представлялось лишь временным тактическим ходом старого хитрого гетмана, где гетман Иван Мазепа — изменник царю Петру и только — и так до наших дней…

Сомневаюсь я и в том, что многие в России пройдут, например, такой экспресс-тест по истории Украины, не заглядывая в Википедию:

1. Воевали когда-нибудь между собой русские и украинцы?

2. Все слышали фамилию Петлюра, но кто он был такой?

3. Где провел годы Второй мировой войны лидер украинских националистов Степан Бандера, которого в России привычно изображают бандитом, изувером, гитлеровским прихвостнем и коллаборационистом?

Для многих в России поиск ответов в интернете принес бы много неожиданностей.

Эпизод с Ургантом — отражение иной проблемы, которую я описал бы как подсознательно высокомерное отношение российских интеллектуалов к Украине.

Они никак не могут в толк себе взять, что Украина не Россия, что это другая страна, которая давно уже откололась от бывшего имперского материка и медленно — порой очень медленно и неуверенно! — но все дальше и дальше отплывает от него, страна с другой ментальностью, другими традициями. Исторически она гораздо теснее связана с Европой и гораздо слабее — с Азией. Татаро-монгольское владычество и крепостное право повлияло на нее в значительно меньшей степени.

Она по-другому устроена политически, экономически, социально, культурно, религиозно.

Тех же католиков в Украине почти 5 млн — меньше, чем православных, но это меньшинство весьма многочисленное. Что же касается политики, тут вообще колоссальные различия. В который раз повторю: сложно представить себе, чтобы в России почти половина депутатов парламента представляла оппозицию — не декоративную, а вполне реальную? Чтобы эта оппозиция была столь же серьезным образом представлена во множестве областных законодательных собраний, а в некоторых из них обладала большинством? Чтобы ее представители имели возможность выступать в прямом эфире в политических дискуссионных программах на основных телеканалах?

Чтобы власти делали все возможное, чтобы всеми правдами и неправдами оттянуть выборы столичного мэра, потому что в столице кандидат от партии власти обречен на поражение и никакими ухищрениями эту ситуацию не исправить? Чтобы президент страны со всем своим огромным административным ресурсом, тем не менее, мог рассчитывать на переизбрание только в упорной борьбе и только во втором туре — если повезет? Что даже те украинцы, которые говорят и думают по-русски, в большинстве своем являются украинскими патриотами, убежденными сторонниками независимости, евроинтеграции и совершенно не хотят обратно — в объятия новой Российской империи?

Высокомерие проявляется даже в мелочах. Мои наилиберальнейшие, наидемократичнейшие московские друзья встают на дыбы, когда слышат, как я — уже по давней киевской привычке — употребляю принятое здесь политкорректное словосочетание «в Украине», и с некоторым вызовом заявляют: «В Украине» — так по-русски не говорят! Хоть убей, но мы всегда будем говорить «на Украине». Я лично в этом упорном отрицании очевидного ощущаю психологическую неготовность признать Украину полноценной отдельной страной.

И последнее. Каков поп, таков и приход. В свое время газета «Коммерсантъ» рассказала, как весной 2008 года на встрече с тогдашним президентом США Джорджем Бушем в Бухаресте президент РФ Владимир Путин при свидетелях стал с раздражением рассказывать ему примерно следующее: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!». Характерно, что многие украинские политики вместо того, чтобы возмутиться, стали наперебой утверждать, что президент России не мог сказать ничего подобного. Хотя Кремль даже не пытался ничего опровергать.

Нечто похожее случилось и через пару лет — уже в присутствии телекамер. Виктор Янукович вскоре после своей победы на президентских выборах 2010 года приехал в Москву и на встрече с Путиным произнес несколько пафосную тираду, смысл которой сводился примерно к следующему: «Мы привезли вам, Владимир Владимирович, хорошую весть: в нашей стране отныне установилась политическая стабильность», на что Путин со своей фирменной интонацией ответил: «Лучше бы сала привезли».

Вот и украинский МИД тогда возмущаться не стал. И что-то мне подсказывает, что такое, увы, случилось не в последний раз.

Евгений Киселев, журналист, директор компании Национальные информационные системы Український Конгрес Росії. Портал УКРРОСІНФО


ЮНЕСКО ЛИШАЕТ ИЗРАИЛЬ ПРАВА НА ИЕРУСАЛИМ

Черным днем для ЮНЕСКО назвал израильский МИД состоявшееся 24.06.2013 в Пномпене голосование по резолюции о так называемой иудизации Иерусалима, представленной палестинской делегацией. В Израиле считают, что организация фактически отказывает Израилю в праве на Иерусалим, что «перечеркивает историческую память в угоду политике».

Как сообщает «Курсор», в распространенном МИД Израиля заявлении также указывается, что палестинцы продолжают манипулировать ООН, добиваясь обретения своей независимости вне переговорного процесса. По мнению израильской стороны, сталкивание гуманитарной организации в сторону политики противоречит задачам ЮНЕСКО и отвлекает ее от основной миссии.

Израильский МИД подчеркивает, что пропалестинская резолюция была принята в противоречие мнению большинства стран, представленных в ЮНЕСКО, и содержит лишь расхожие штампы по отношению к еврейскому государству.

В заявлении указывается, что Израиль продолжит выполнять свои обязательства по поддержанию подлинной толерантности в Иерусалиме.

Напомним, что в мае израильские власти отменили визит делегации ЮНЕСКО в Иерусалим, обвинив палестинцев в попытках политизировать работу миссии и использовать ее для новых нападок на еврейское государство.

В МИД тогда пояснили, что для Израиля неприемлемы попытки палестинского руководства изменить мандат миссии, согласованный еще в 2010 году, и расширить перечень подлежащих осмотру объектов, включив в него, в частности, комплекс мечетей Храмовой горы.

Палестинцы в свою очередь обвиняют Израиль в проведении политики демографической и культурной «иудизации» Иерусалима в ущерб его «арабо-исламской идентичности».

Отмечается, что в конце октября 2011 года ЮНЕСКО предоставило несуществующему «государству Палестина» статус полноправного государства — члена организации. Решение принято на проходившей 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже. Во время поименного голосования палестинцев поддержали, среди прочих, Россия, Франция, Норвегия, Люксембург, Испания, Греция, Финляндия и Турция.

В ответ на это США объявили о прекращении финансирования ЮНЕСКО, составляющего почти четверть всего бюджета организации. В свою очередь власти Израиля выразили недоумение в связи с тем, что организация, призванная заниматься культурой, выходит на политическую арену в качестве действующего игрока. Незадолго до голосования Израиль также объявил, что прекратит финансирование ЮНЕСКО после принятия в нее палестинцев.

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР