2014
февраль
№2 (176)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

РЕЧЬ ГЛАВНОГО РАВВИНА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЛОРДА ДЖОНАТАНА САКСА

Выступление на конференции AIPAC
(Американско-Израильский комитет
по общественным связям)

Друзья, я хочу рассказать вам, как дела выглядят сегодня в Европе.

Когда я был ребенком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: «Ибо не один только (фараон) хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить». И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не к моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись даже с единственным случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: «Папа, они ненавидят нас!» Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе.

В последние две недели было много известий о росте антисемитских инцидентов: во Франции на 58 процентов в течение одного года, в Бельгии — на 30%, в Дании — на 100% в течение трех лет. Во Франции и Италии были нападения на английских футбольных болельщиков не потому, что они были евреями, но потому, что они оказывали поддержку футбольной команде, среди болельщиков которой было много евреев. И я не знаю, читали ли вы, — я уверен, вы читали, — заявление в прошлую среду президента Турции г-на Эрдогана, назвавшего сионизм «преступлением против человечности».

Я должен сказать вам, что то, с чем мы росли: «Никогда больше», начинает звучать как «всегда снова». И в центре этого заключена именно враждебность к Израилю. Конечно, не всякая критика в адрес Израиля является антисемитской. Но не сомневайтесь в том, что произошло.

В средневековье евреев ненавидели на религиозных основаниях. В ІХХ и ХХ веках — на расовых. Сегодня, когда уже некорректно ненавидеть людей за их религию или расу, евреев ненавидят за их государство. Основания изменились, но ненависть остается той же. Антисионизм есть новый антисемитизм. (Аплодисменты)

... Друзья, антисионизм сегодня распространен во всем мире. Все наши студенты в университетских городках знают об этом. И в чем наше преступление? В чем преступление Израиля? Им является наша chutzpah (наша дерзость, наша решительность).

Позвольте мне сказать о нашей дерзости. В конце концов, существует 56 исламских государств, 125 стран, большинство населения которых является христианским, и теперь евреи хотят собственное государство. Как они посмели? И такого большого государства! Друзья, вы знаете, каким большим является Израиль?

В уголке Южной Африки есть прекрасный парк. Я не знаю, бывали ли вы там. Это своего рода дикий заповедник, где можно увидеть львов, жирафов, слонов, бегемотов или гиппопотамов в зависимости от наличия или отсутствия у них классического образования. (Смех) Это Нацио­нальный парк Крюгер. Друзья, Израиль имеет такой же размер, как Национальный парк Крюгер.

Как же евреи посмели хотеть так много? Не знают ли они, что им суждено быть рассеянными, разобщенными, бездомными и беззащитными? А теперь они захотели пространство, где смогут себя защитить! Как посмели? Друзья, мы смеем, потому что мы люди. Смеем, потому что не позволяем тем, кто отказывают нам в праве самозащиты, обращаться с нами как с неполноценными людьми. Г-н Эрдоган! Это антисионизм является преступлением против человечества. (Аплодисменты) Как долго должен еврейский народ бороться за право существования?

Позвольте мне рассказать вам, друзья, что представляет собой Израиль. Элэйн и я только что вернулись оттуда. Всего 10 дней назад мы были в Израиле с миссиями разного рода. И позвольте рассказать вам, что мы видели, напомнить вам, что вы видели, что все видят, но мир не видит.

Мы видели одну школу за другой, один молодежный лагерь за другим, где дети из неблагополучных семей находят любовный уход, дающий им надежду в жизни и будущее. Мы видели молодежные лагеря, где эфиопские дети получают возможность перешагнуть через века и достичь успехов в новой жизни. Мы видели, как сила любви преображает жизнь.

Мы видели больницы. Я не знаю, были ли вы недавно в госпитале имени Рамбама в Хайфе. Там строят крупнейшую в мире подземную больницу, защищенную от бомб, ракет, химического и биологического оружия. Враги Израиля стремятся уничтожить жизнь, евреи будут защищать и продолжать ее.

Мы увидели новый Бар-Илан, медицинский центр в Цфат, созданный с целью обеспечить пациентов самыми современными методами лечения. Кого? Только евреев? Нет! Также и мусульманам, христиан, друзов из деревень по всей Галилее, потому что быть евреем в Израиле означает бороться за каждую жизнь, ибо каждая жизнь священна. (Аплодисменты)

Мы видели Laniado, госпиталь в Нетании, который я всегда посещаю, потому что он вдохновляет меня чрезвычайно. Многие из вас знают, что этот госпиталь был построен Клаусенбургским Ребе, узником Освенцима, который во время Холокоста потерял жену и 11 детей. И там, в лагерях смерти, он дал клятву, что если выживет, он посвятит всю свою жизнь борьбе за жизнь.

Это то, что я вижу в Израиле. Каждый раз, когда я посещаю Израиль, я вижу среди израильтян, светских и религиозных, непоколебимую преданность делу Моше Рабейну, давшему нам великую команду: «Выбери жизнь». Израиль остается непреклонным вызовом ненависти и силе во имя жизни, потому что мы народ, который освящает жизнь. (Аплодисменты)

Друзья, в последнее десятилетие уравнение изменилось. Сегодня борьба против Израиля является уже не только борьбой против Израиля. Сегодня то, что поставлено на карту судьбой Израиля, это будущее самой свободы. Потому что, можете не сомневаться, это будет решающей битвой ХХІ века, в которой столкнется воля к власти через насилие, террор, ракеты и бомбы с волей к жизни с ее больницами, школами, свободой и правами человека. Поверьте, я знаю, что говорю.

Я говорю вам из моего опыта. Израиль является источником вдохновения не только для нас, но и для христиан, индусов, сикх, умеренных мусульман, потому что он говорит каждому народу на земле, что вы не должны быть большим народом, чтобы быть великим народом. Нация не должна быть богата природными ресурсами, чтобы процветать.

Израиль был постоянно окружен врагами, и все же он показал, что даже в этом случае страна может быть демократией со свободной прессой и независимой судебной системой. Израиль является единственной страной на Ближнем Востоке, где палестинец может выступить на национальном телевидении, критиковать правительство и на следующий день все еще быть свободным человеком.(Аплодисменты)

Израиль является источником вдохновения для мира. Мы проводим довольно много времени, путешествуя по миру, и часто встречаем свидетельства этому. Я нередко посещаю места бывшей Британской империи. Мы потеряли Гонконг. Мы потеряли империю. Я не так уж рад вспоминать и 1776 год — не думайте, что мы забыли, но все же... (Смех)

Друзья, у нас есть люди, делающие странные вещи в Великобритании. Три года назад, — я не знаю, читали ли вы это в газетах, — британские атеисты потратили целое состояние на украшение автобусов Лондона надписью: «Вероятно, Бога нет» Вы читали об этом? Все лондонские автобусы вещали: «Вероятно, Бога нет».

Я написал ответ. Вы знаете, это очень интересное слово: «вероятно». В конце концов, какова вероятность того, что Вселенная должна существовать? Какова вероятность того, что жизнь должна существовать? Какова вероятность того, что из всех трех миллионов форм жизни на Земле, только одна, наша, способна задавать вопрос «почему»? Все, что интересно, маловероятно!

И тогда я сказал, посмотрите на еврейский народ. Насколько вероятно, что один человек, Авраам, кто не стоял во главе империи или армии, не совершил никакого чуда, не пророчествовал, оказался, без сомнения, самым влиятельным человеком, когда-либо жившим на земле, духовным предком 2.4 миллиарда христиан, 1.6 миллиарда мусульман, и большинства из вас в этой комнате сегодня? (Смех)

Какова вероятность того, что эта маленькая группа людей, еврейский народ, насчитывающий менее одной пятой одного процента населения мира, должен был пережить великие мировые империи — египтян, сирийцев, вавилонян, греков, римлян, — каждую империю, которая когда-либо поднималась, чтобы уничтожить нас. Они стали достоянием истории, а мы живы и поем «Ам Исраэль Хай» — НАРОД ИЗРАИЛЯ ЖИВ! (Аплодисменты)

Какова вероятность возвращения нашего народа после 2000 лет изгнания на свою землю, и там, всего лишь после трех лет встречи со смертью в Освенциме, лицом к лицу с ангелом смерти, провозгласить в 1948 году: «Я не умру, я буду жить наперекор преступникам, совершившим величайшее злодеяние человека против человека»? Израиль является самым большим коллективным утверждением жизни во всей еврейской истории. (Аплодисменты)

Друзья, иудаизм есть победа над вероятностью силою возможности. И нигде вы не увидите силу возможности больше, чем в государстве Израиль сегодня.

Израиль принял бесплодную землю и сделал ее цветущей снова.

Израиль принял древний язык, язык Библии, и заставил его заговорить снова.

Израиль взял старейшую веру Запада и сделал ее опять молодой.

Израиль принял смертельно раненый народ и дал ему новую жизнь.

Друзья, давайте не успокаиваться, пока светит свет Израиля во всем мире, великий символ жизни и надежды для всего мира. Аминь. (Аплодисменты)



ЗА ВЫДАЮЩУЮСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Европейская микроволновая ассоциация (ЕМА) наградила профессора ЯКОВА СОЛОМОНОВИЧА ШИФРИНА именной медалью «За выдающуюся профессиональную деятельность 2014» (EuMA Outstanding Career Award 2014). Эта престижная награда присуждается один раз в год в единственном числе, начиная с 2008 года. Представителю СНГ она присуждена впервые.

«Уважаемый профессор Шифрин!

Мне очень приятно сообщить Вам, что по предложению комитета по наградам Европейской микроволновой ассоциации (ЕМА) Совет директоров ЕМА принял решение наградить Вас Наградой ЕМА «За выдающуюся профессиональную деятельность 2014».

Как Вы знаете, эта награда присуждается каждый год для признания человека, профессиональная деятельность которого являет собой пример выдающихся достижений в области СВЧ.

Эта награда будет выдана Вам во время пленарного заседания Европейской микроволновой недели (ЕМН) 2014. Эта неделя проводится в Риме с 5 по 10 октября, пленарное заседание состоится во вторник 7 октября.

Примите, пожалуйста, мои самые теплые поздравления!

Надеюсь на встречу в Риме.

С лучшими пожеланиями, Вольфганг Хайнрих Prof. Dr. Wolfgang Heinrich/Президент Европейской Микроволновой Ассоциации (EMA)».



ПОЗДРАВЛЯЕМ

нашего друга и единомышленника профессора ЯКОВА СОЛОМОНОВИЧА ШИФРИНА, главного научного сотрудника Харьковского национального университета радиоэлектроники, Лауреата премии им. А.С. Попова АН СССР, Заслуженного деятеля науки и техники Украины, президента Украинской национальной ассоциации «Антенны», организатора антенной науки в Украине с момента ее становления как самостоятельного государства, почетного профессора двух украинских вузов (Харьковского университета радиоэлектроники и Севастопольского) и двух российских (Таганрогского технического и Казанского авиационного университетов), а также почетного доктора ХНУ им. Каразина, пожизненного действительного члена международного института радиоинженеров (Life Fellow IEEE) с высокой престижной наградой. Впервые в истории Европейской Микроволновой Ассоциации эта награда присуждена представителю на постсоветском пространстве.

Мы рады, что это харьковчанин, наш с вами земляк.


Справка:

Европейская микроволновая ассоциация (ЕМА) учредила две награды для признания тех, кто внес исключительный вклад в микроволновое сообщество. Награда за отличную службу в знак «признания лица, внесшего выдающийся вклад в работу на пользу Европейскому микроволновому сообществу и, в частности, в развитие Европейской микроволновой ассоциации».

Награда за выдающуюся профессиональную деятельность в знак признания лица, карьера которого являет собой пример выдающихся достижений в области СВЧ»

Обе награды представляют собой бронзовую медаль, на которой изображены название награды и имя награжденного.

Награда за отличную службу ЕМА присуждена профессору Fred Gardiol в 2004 г., профессору Peter Clarricoats в 2005 г., профессору Tibor Berceli в 2006 г., профессору Erik Kollberg в 2007 г., профессору Leo Ligthart в 2008 г., профессору Peter Russer в 2009 г., профессору Roberto Sorrentino в 2010 г., господину Holger Meinel в 2011 г., профессору Paul-Alain Rolland в 2012 г. и доктору Asher Madjar в 2013 г.

Награда ЕМА за выдающуюся профессиональную деятельность присуждена профессору Hans Hartnagel в 2008 г., профессору Tatsuo Itoh в 2009 г., профессору David Rhodes в 2010 г., доктору Kaneyuki Kurokawa в 2011 г., сэру Christopher Snowden в 2012 г., профессору Ingo Wolff в 2013 г. и профессору Якову Шифрину в 2014 г.


ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Александр Рыбалка

ЭТО ЧТО ЗА БОЕВИК ЛЕЗЕТ ТАМ НА БРОНЕВИК?

Истинное лицо украинской «Еврейской боевой организации». Журналистское расследование


Протестное движение, зародившееся на Майдане, растеклось по всей Украине и зародило у некоторых подозрения: а не опасно ли это для евреев? Ведь даже, если после победы обещанное счастье построить не удастся, уменьшение числа евреев наверняка успокоит народные массы.

«За что мы воевали?»

«Вот за это самое!»

Естественно, нападения не заставили себя долго ждать. Так, в Киеве на Подоле был жестоко избит Гилель Вертхаймер, гражданин Израиля, через пару дней побили Дова-Бера Гликмана, на этот раз киевлянина… Причем речь шла не о спонтанных вспышках ненависти, а о тщательно подготовленных акциях. За обеими жертвами, по их показаниям, следили в течение нескольких дней до нападения, а в избиениях участвовали несколько человек спортивного вида.

А вот это странно. Украинские националисты, безусловно, не слишком любят евреев. Однако их гнев направлен скорее против олигархов, чем против рядовых граждан еврейской национальности. Паралич власти — золотое время для любой организованной группировки. Борись, захватывай правительственные здания, сегодня ты подпольщик, а завтра мэр города или даже министр! Кому в таких условиях придет в голову избивать гостей из Израиля? Ну побили командированного — он повернулся и уехал! А подобные действия дают возможность официальным властям обвинить мятежников в нацизме.

Обвинения не заставили себя ждать. Через несколько дней Интернет буквально взорвало заявление «Еврейской боевой организации», которая требовала немедленно взять всех украинских евреев под охрану, а также организовать срочную репатриацию всех желающих в Израиль. Вот цитата: «Националисты нападают на евреев, и разгул неонацизма в Киеве и других городах Украины снова угрожает нашему народу. Украинская еврейская община действительно запугана и находится в состоянии паники. Появление же ближайших союзников украинских националистов — исламистов в рядах «евроинтеграторов» угрожает перерасти в обыкновенный геноцид. Имеем поручение от политического руководства призвать сторонников «Еврейской Боевой Организации» и ближайших идейных союзников на Украине к мобилизации».

Надо сказать, письмо составлено мастерски, причем на высоком градусе истерики. Его перепечатали израильские русскоязычные электронные СМИ, а также множество российских и украинских изданий. «Евреи Украины бьют в набат!» — завывали они.

…Мне по ходу журналистской работы часто приходится иметь дело с экстремистскими организациями. Поэтому меня заинтриговало, что стоит за паническими заявлениями. Сразу хочу отметить, что тон письма был очень нехороший. На Майдане находятся самые разные люди, многие — с оружием в руках. Зачем их заранее обвинять в антисемитизме? Зачем провоцировать? Украинская национальная пресса отнеслась к появлению «Еврейской боевой организации» крайне негативно. «Кого собираются убивать еврейские боевики? — вопрошали они (на «мове», естественно). — Украинцев на украинской земле?»

Кто же они, эти еврейские боевики?

Я нашел одного человека, который особенно активно распространял материалы «Еврейской боевой организации» в Сети, и написал ему в «Фейсбуке». Хочу заметить, что это реальный человек, известный в правой израильской тусовке.

— Скажи, ты член «Еврейской боевой организации»? — спросил я.

— Да! — гордо ответил он.

— А людей у вас много? И есть ли оружие, деньги?

— Людей у нас совсем мало, — пожаловался он. — Оружия нет вообще, а с деньгами беда…

— Тогда на кой черт нужны ваши воззвания? Вы понимаете, что никакой пользы украинским евреям принести не можете, а только злите коренных украинцев?

На этот вопрос я ответа не получил и зашел по-другому.

— Как вы себе представляете ваши действия? Синагоги в Украине все под охраной. Израильские и еврейские культурные учреждения — под охраной. Кого вы собираетесь охранять?

— Рядовых евреев! — был мне ответ.

— То есть к каждому еврею приставить по круглосуточному охраннику? А где вы столько народу возьмете? И кто будет охранять самих охранников — они ведь тоже евреи!

— Надо срочно эвакуировать евреев в Израиль! — сказал боевик. — И мы за это боремся!

— Эвакуировать? Прекрасно! Но, во-первых, подобными вопросами обычно занимается Сохнут. А во-вторых, многие евреи, пока к нам еще летают самолеты из Украины, в состоянии самостоятельно купить билет, прилететь в Израиль и здесь уже заняться вопросами собственной легализации в качестве гражданина нашего государства.

— Да, но Сохнут поражен бюрократией, — парировал «спаситель», — а у многих людей нет никаких документов, подтверждающих их еврейство.

— Так вы предлагаете эвакуировать в Израиль всех граждан Украины, заявляющих, что они имеют еврейские корни? Пардон, но при таких условиях к нам сразу «эвакуируются» миллионов 20 украинцев!

И на этот вопрос ответа я не получил. Позже мне стало известно, что два сайта, посвященные «спасению евреев», мой собеседник оплатил из своего более чем скудного кармана. Кто его на это подвиг? Руководителем организаций представлялся некий «Меир Ландау», однако о таком человеке в украинских еврейских общинах не слышали. Ландау, как он сам говорил, живет в Харькове, и является религиозным сионистом.

Живущий в Харькове сионист — уже само по себе странно… Я с ним пообщался в Интернете и обнаружил, что о еврейской религии «Меир» имеет самое поверхностное представление, почерпнутое, как можно понять, из русскоязычных брошюр. Связался с харьковской синагогой — там такой не появлялся…

Тем временем ВААД Украины (Объединение еврейских общин), напуганный активностью «Еврейской боевой организации» и недовольством коренного населения, вызванным этим, начал проводить свое расследование. Выяснилось, что никакого «Меира Ландау» не существует. В Чугуеве (город неподалеку от Харькова) имеется некий Николай Целицкий, он же Николай Целинский, он же Николай Ганжа (на фотографии — второй слева), который использует имя «Меир Ландау» в качестве литературного псевдонима.

Собственно, в использовании псевдонима ничего зазорного нет, вот только Николай Ганжа еще недавно выступал в роли… руководителя казачьего исторического клуба. Да ладно! Что, еврей уже не может быть казаком?

Тем не менее, эти скачки показались мне подозрительными. Выяснилось, что Ганжа подписывался «полковником казачьих войск». Но ведь еще недавно он был «Начальником Генерального штаба Русского объединенного национального альянса (РОНА)». Эта организация называла себя «единственным преемником Русской Национал-Социалистической партии и Русской Освободительной Народной Армии, Вооружённых Сил Комитета Освобождения Народов России» (какая патетика — чуть ли не каждое слово с заглавной буквы! О грамотности я уже не говорю). Что это за партия, что это за армия? Цитируем дальше: «РОНА ведёт свою историю со времени Тамбовского Крестьянского Восстания 1920-21 годов, возглавляемого офицерами Добровольческой Армии Константином Воскобойником и Антоновым. В ходе восстания, несмотря на его поражение, была основана Русская Национал-Социалистическая партия, которая заложила основы будущего Русского Освободительного Движения 1941-1945 годов. В июне 1941 года группен-фюрер СС Бронислав Каминский и Председатель РНСП Константин Воскобойник основали первые отряды добровольцев для борьбы с большевиками, за будущую Новую, Свободную Россию. С помощью этих отрядов была основана Локотская республика, как первое русское государство после исхода Русской Армии из Крыма. Именно тогда была возрождена Русская Армия, под названием Русской Освободительной Народной Армии (РОНА), впоследствии включённая вместе с Русской Освободительной Армией, появившейся в 1943 году и казачьими частями Вермахта и СС в состав Вооружённых Сил Комитета Освобождения Народов России».

То есть еще недавно Ганжа был русским национал-социалистом, а сегодня он уже религиозный сионист?

Скандал разгорался. На сайте РОНА появилось опровержение — дескать, их Николай Ганжа, настоящий, не имеет никакого отношения к Меиру Ландау. Однако сам «Ландау» уже успел подтвердить, что он Николай Целицкий, он же Николай Ганжа, и вывесить в Сети свои фотографии. Типа — да, я еврей, но люблю казачество…

Я позвонил по скайпу ребятам из РОНА и показал им сайт Ганжи… Видели бы вы их лица в этот момент, когда в «религиозном сионисте» они узнали ярого национал-социалиста, основателя возрожденной РОНА Николая Ганжу! Мало того, оказалось, что Ганжа в 2012 году был исключен из РОНА… за нацизм!

Дело в том, что в РОНА собрались русские национал-монархисты, не испытывающие особой любви к эсесовскому антуражу. Кроме того, не надо забывать о 282-й статье за экстремизм. Ганжа же настойчиво втюхивал ребятам национал-социализм… В общем, казаки провели собрание и исключили его.

Но и это еще не все! Парни из РОНА вспомнили, что раньше Ганжа жил в Мариуполе (как он им сам рассказывал). Я начал проверять — оказалось, действительно жил. Его опознали люди из УНА-УНСО — объединения украинских националистов.

В Мариуполе Ганжа носил кличку Олесь Самбор и возглавлял местную ячейку УНА-УНСО. Вот что мне написал один из руководителей этой организации, по моей просьбе проводивший расследование: «Николай Ганжа возглавлял мариупольскую ячейку УНА-УНСО. Говорят, что был вполне нормальным человеком. После себя даже оставил грамоту-благодарность, которую (я так понял) выдало руководство за хорошую работу на выборах в 1998 году (в тот год были выборы в Верховную Раду). Потом уехал жить к родителям в Харьковскую область. С тех пор его в Мариуполе не видели и с ним не встречались. Человек, с которым я общался и который мне это рассказывал, также сказал, что некоторое время тому (полгода или год) этот Ганжа попросился к нему в «друзья» на «Фейсбуке». Ганжа на фотографии был уже в белогвардейской форме. Человек сказал, что проигнорировал Ганжу, не стал его добавлять к себе в друзья, так как почуял неладное, и с Ганжой не общался. А потом он увидел его на фотографии под именем Меира Ландау как активиста «Еврейской боевой организации».

Вы, может быть, решили, что речь идет о каком-то ненормальном, который сегодня — украинский националист, завтра — русский национал-социалист, послезавтра — еврейский боевик? Возможно. Но куда вероятнее, что он всего лишь не самый удачливый исполнитель чьих-то провокативных планов. Чьих? Думаю, читатели сами легко догадаются, кому выгодна антисемитская истерия в Незалежной…

«Новости недели», Израиль


ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА


Вышла в свет новая книга поэта Зиновия Вальшонка «Тайна «Зеленой книги» Рукописный альбом — антология века». Литературно-художественное издание.

ООО «Сам Полиграфист», Москва, 2013.

Как пишет сам автор: «так называется мой домашний альбом. Никакого отношения к экологическому движению «зеленых» он не имеет. Просто у него обложка зеленого цвета.

Книга эта не фабричного изготовления. Ее сделали вручную, в единственном экземпляре, в переплетной мастерской Харьковского института металлов, где работала моя жена. Она подарила мне любовно изготовленный альбом в 70-м году, предполагая, что в этот многостраничный, толстенный фолиант я буду записывать свои стихи. Но я, предощутив его иное предназначение, нашел альбому лучшее применение. Он стал книгой памятных встреч, на страницах которой писатели, художники и артисты оставляли свои автографы: стихи, афоризмы, дружеские шаржи…»

Пришло, очевидно, время отправить содержащееся в Зеленом альбоме З. Вальшонка в мир – уже нет в живых многих, кто «отметился» в нем, но мимолетные строки эпиграмм и беглые штрихи рисунков хранят память о них, излучая юмор и тепло. Я приглашаю вас пролистать «Зеленую книгу» Зиновия Вальшонка и ощутить энергетику множества самобытных и непохожих талантливых людей, почувствовать, как говорит сам автор, их «иронию и печаль, горечь и лукавство».


Рукописный альбом —
антология века,
где эпохи разлом
не сломал Человека.
Тут — страданий чума,
и любви нескладуха,
и прозренье ума,
и пророчества духа…
Здесь убог и велик,
как бессмертный биограф,
человечества лик
свой оставил автограф.


Благодарим Зиновия Вальшонка за переданную в подарок новую книгу



* * *


Мій Господи, ти, наковтавшись прогірклого диму,
В пітьмі й у пожежі, та, зрозуміло, без каски,
Стоїш за плечима в синів найдорожчих – незримо –
Щоб руки простерти, якщо їм судилося впасти.
Ще рано гасити це полум’я, Господи, рано,
Згортати знамена у мороку зла позасвітнього,
Бо зрада – ти добре це знаєш, ще глибша за рану,
Бо смерть у прицілі найкраще відстежує світлих.
Ти просто там стій. І тримай на долоні своїй
Запалене місто-свічу, серед снігу і диму,
Якщо тебе хтось не впізнає, дай знак, що ти свій,
Що завжди стоятимеш поруч з синами своїми.

Maр’яна Савка

ХОЛОКОСТ


Уходит время, как в песок вода,
Меняя все: от жизни до погоста.
Почти не встретишь тех, кто жил тогда
и пережил весь ужас Холокоста.
Трагизм их судеб мы в душе храним.
Клааса пеплом в сердце он стучится.
И горечь, что приходит вместе с ним,
Взывает «Не забыть и не забыться!»
Хотим мы всех любить и уважать,
И помогать, и подкормить немного,
Суровость вызовов парировать на «пять»,
А тетка-жизнь нас спрашивает строго!
Мы помним ВСЕ – не для того, чтоб мстить,
И не за тем, чтоб просто не забылось.
ЗЛО НУЖНО ЗНАТЬ! И Господа просить,
Чтоб никогда оно не повторилось!

Сергей Дашковский, Харьков



ПУШКИНСКИЙ ЛАУРЕАТ

Арон Шнеер и посол РФ в Израиле Сергей Яковлев во время торжественной церемонии награждения сотрудника мемориального комплекса «Яд ва-Шем», историка и писателя, медалью Пушкина.

Этой медалью, присвоение которой является прерогативой президента России, с 1999 года награждаются российские граждане и иностранцы за заслуги в области культуры и искусства, просвещения, гуманитарных наук и литературы за большой вклад в изучение и сохранение культурного наследия, в сближение и взаимообогащение культур наций и народностей, за создание высокохудожественных образов. Награждение медалью Пушкина, как правило, производится при условии осуществления представленным к награде лицом общественно-гуманитарной деятельности в течение 20 лет и более.

Доктор Шнеер всем этим критериям соответствует. Его научные исследования истории Холокоста признаны весьма авторитетными, а двухтомник «Плен» о советских военнопленных в 1941-45 годы признан наиболее значимым произведением на эту тему.

От всей души поздравляем Арона Шнеера с высокой наградой. Это здорово, что медаль имени солнца русской поэзии досталось одному из звезд израильской исторической науки.

Справка:

Д-р Арон Шнеер родился в 1951 году в латвийском городе Лудза. В 1975 году окончил историко-филологический факультет Даугавпилсского пединститута, в 1981-м — истфак Латвийского госуниверситета в Риге. В Израиле с 1990 г. С 1993 г. работает в Национальном Институте Памяти Жертв Нацизма и Героев Сопротивления Яд ва-Шем. Автор нескольких книг о Второй мировой войне, в том числе вызвавший бурную полемику и даже попытки политической фальсификации двухтомник «Плен». Многие приводимые им факты идут вразрез с той историографией, которую выпестовывали советские партхроникеры и продолжают холить и нежить в современной России и ряде других бывших советских республиках. Тем выше значимость той награды, которую получил д-р Арон Шнеер.


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ БОРЕТСЯ ПРОТИВ ОРГАНИЗАЦИЙ, БОЙКОТИРУЮЩИХ ИЗРАИЛЬ

На этой неделе в Кнессете ведутся дебаты по поводу так называемого «Закона о бойкоте», призванного положить конец постоянным бойкотам израильской продукции. Этот закон был принят еще в 2011 году, однако леворадикальные организации тут же подали иск в Верховный суд с требованием отменить «антидемократичный закон».

В соответствии с этим законом, организация, объявившая бойкот, как поселенческой, так и всеизраильской продукции, лишается государственной поддержки. Помимо этого, израильтяне, пострадавшие от бойкота, смогут подавать иски в суд с требованием выплаты компенсации.

В свое время юридический советник Кнессета не смог должным образом разъяснить Верховному суду суть этого необходимого для Израиля закона, и Юридический форум счел нужным принять на себя эту обязанность. 16 февраля в Верховном суде состоялось очередное заседание касательно «Закона о бойкоте», но в этот раз граждане Израиля, протестующие против постоянной политики бойкотирования нашей страны, были представлены адвокатом Юридического форума Ифат Сегаль.

Адвокат Сегаль подчеркнула, что политика бойкота приносит огромный вред всем — как бойкотирующей стране, так и Израилю. Она напомнила, что во многих странах уже давно существует закон, направленный против бойкотирования продукции по национальному признаку.

«Истцы ошибочно полагают, что цель такого закона — запретить любую критику государства Израиль, однако это не так. Принцип свободы слова не дает права наносить реальный вред другим людям. Этот принцип позволяет желающим высказывать все, что они пожелают, проводить демонстрации, выражать свое несогласие с государственной политикой — но все эти действия должны совершаться легитимным способом, не нарушающим базовые права других лиц», — заявила адвокат Сегаль.

Выступление Юридического форума имело огромное значение, поскольку представительница госпрокуратуры не смогла ясно выразить свое мнение по поводу спорного закона.

Окончательное решение по поводу «Закона о бойкоте» будет вынесено Верховным судом позже.


НОВОСТИ ОРГКОМИТЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИЗРАИЛЯ ИЛЬИЧА ФИСАНОВИЧА

10 февраля в Областном комитете «Дробицкий Яр» состоялось заседание юбилейного оргкомитета по подготовке к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Израиля Ильича Фисановича, командира подводной лодки М-172 («Малютка»), в котором приняли участие руководители общественных организаций: капитан 1-го ранга Николай Филинюк (Общество ветеранов-подводников им. Героя Советского Союза И.И. Фисановича), капитан 1-го ранга Владимир Пелевин (пресс-секретарь общества), Лариса Воловик (Харьковский музей Холокоста) и Леонид Леонидов (Областной комитет «Дробицкий Яр»).

С информацией о ходе выполнения плана мероприятий, посвященных предстоящему юбилею, выступил В.А. Пелевин. Общество подводников уже выпустило настенный календарь, а музей Холокоста — карманный календарик, посвященные юбилейной дате. Основная задача оргкомитета — включение в повестку сессии Харьковского горсовета вопроса «Об объявлении в Харькове 2014 года — годом Героя Советского Союза Израиля Фисановича». Намечено оказание помощи в создании музея И.И. Фисановича в общеобразовательной школе №8 (усилиями подводников и музея Холокоста) и ходатайста о присвоении этой школе имени Героя. В числе мероприятий, требующих значительных финансовых затрат названы: проведение юбилейной конференции, издание книги о Герое, изготовление памятной медали. Первоочередное мероприятие — издание буклета о Герое, подготовленного обществом ветеранов-подводников, которое берется профинансировать комитет «Дробицкий Яр».

Проведение очередного заседания запланировано на первую декаду апреля.


ИЗРАИЛЬ В МИРЕ

Памяти Анатолия Кардаша (АБ МИШЕ)

Из Иерусалима пришла скорбная весть. Ушел из жизни Анатолий Кардаш. Талантливый писатель, историк, публицист и переводчик, в недавнем прошлом один из лучших гидов и сотрудников Зала Имен и Международной школы по изучению Холокоста «Яд ва-Шем».

Анатолий Кардаш родился в 1934 г. в Киеве, жил в Одессе, откуда, к счастью, был эвакуирован вместе с матерью, о чем впоследствии рассказал в книге «У черного моря». Еще в годы «застоя» он приобщился к еврейской истории, теме Холокоста и героизма, переведя с польского языка книгу Б. Марка «Борьба и гибель Варшавского гетто», что послужило основой для книги «Черновой вариант» (Израиль, 1994).

С 1991 года А. Кардаш — сотрудник Зала Имен «Яд ва-Шем». Его вторая книга «Посреди войны. Посвящения» (1998) — результат работы в Израиле в Зале Имен и преподавания на курсах Международной школы по изучению Холокоста «Яд ва-Шем».

В 2003 г. выходит сборник «Холокост. Антология», получивший международное признание. Зас­луга А. Кардаша, как редактора и составителя, в том, что в «Антологию» вошли малоизвестные и неизвестные русскоязычному читателю статьи, эссе и т.д.

В 2004 г. выходит очередная книга «У черного моря», которая посвящена подвигу спасителей евреев — Праведников мира Одессы и представляет собой «полудокументальное повествование» (А. Кардаш), хотя, по сути, является настоящим исследованием, поскольку поднят пласт архивных документов, приведены свидетельства очевидцев, взятые А. Кардашем как в Израиле, так и в Одессе.

Писатель участвует в переводе книги одного из ведущих историков Холокоста на территории СССР Ицхака Арада, посвященной евреям Советского Союза в Великой Отечественной войне «Они сражались за родину» («Гешарим Мосты культуры» — Иерусалим — Москва, 2011).

Книга «Преображения еврея» (2013) затрагивает проблематику героизма на протяжении всей истории еврейского народа. Примеры воинского героизма евреев в годы Второй мировой вой­ны приведены на основе архива «Яд ва-Шем». Одна из ее презентаций состоялась в Музее еврейского наследия и Холокоста «Энергия мужества», деятельности которого, как хранителя «овеществленной памяти», А. Кардаш дал высокую оценку.

Последняя книга «ШОА Ядовитая триада» — «попытка разглядеть в истории корни ненависти, приведшей к тому конвейерному убийству определённой части человечества, которое называют Катастрофой евреев, Холокостом, Шоа, а точнее всего по-гитлеровски «Окончательным решением еврейского вопроса».

Книги и личный архив израильского писателя Анатолия Кардаша (Аба Мише), его творчество требуют осмысления и дальнейшего изучения.

Григорий Рейхман, Израиль

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР