2014
сентябрь
№9 (183)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

СЕНТЯБРЬ 1939 — 2014. ШАГ В ИСТОРИЮ

1 сентября исполнилось 75 лет со дня нападения Германии на Польшу. В 5 часов утра гитлеровские войска по всему периметру госграницы с Польшей без объявления начала войны сделали масштабное наступление, целью которого был город Данциг. (Еще 30 августа 1939 г., спустя неделю после подписания пресловутого пакта Молотова — Риббентропа, Гитлер предъявил соседней Польше ультиматум о передаче Германии Поморского воеводства и Данцига. В это самое время немецкие радиостанции заявили, что Варшавой ультиматум полностью отвергнут, хотя польские власти с ним даже не успели ознакомиться. Прямым военным столкновениям предшествовали разные агитации и провокации, которые велись несколько лет и были направлены на немецкое население Данцинга, «обязательная защита» которого считалась основным приоритетом для Гитлера). Город Данциг стал первого сентября 1939 года частью Третьего рейха. Эта дата считается началом Второй мировой войны.

17 сентября 1939 года в три часа ночи польскому послу в Москве была вручена следующая Нота правительства СССР (воспроизводится по: «Правда», 18 сентября 1939 г.):


«Чрезвычайному и полномочному послу Польши г. Гжибовскому

Польское посольство, Москва


Господин посол,

Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность Польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договора, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам.

Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии.

Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью.

Примите, господин посол, уверения в совершенном к Вам почтении.

Народный комиссар иностранных дел СССР В. Молотов”


И 17 сентября 1939 г. Красная Армия вторг­лась на территорию Восточной Польши. Защищая восточные границы Польши, погибли более 6 тысяч польских солдат, а 180 тысяч попали в плен.

Если говорить о событиях той эпохи — сталинского пакта с Гитлером и разделом Польши, хотелось бы привести слова из статьи политического эксперта Андрея Пионтковского (16.09.2014 г. Радио Свобода): «В 1939 году внешняя политика СССР была делом исключительно одного человека — И.В. Сталина. В 2014 году делом другого человека — В.В. Путина. Ключ к пониманию внешней политики России сегодня, как и в 1939-м — ментальность этого человека, система его жизненных приоритетов, цели, которые он перед собой ставит. Фундаментальным приоритетом деятельности В.В. Путина на современном этапе является пожизненное удержание им личной власти… Благородной цели удержания власти всецело подчинена и проводимая Путиным внешняя политика России.

Очередной цикл своей перманентной гибридной войны с Украиной Путин начал не 20 февраля, как это выбито на памятных медалях героев покорения Крыма, а еще в середине прошлого года — давлением, шантажом, подкупом заставляя Украину отказаться от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Путин понимал, что имплементация этого соглашения привела бы прежде всего к изменению правил игры в самой Украине. Украинское «да» Европе на 90% означает «нет» постсоветской модели криминального капитализма. Успех Украины, выбравшей европейскую модель развития, — кощеева смерть путинизма, этой убогой философии низших чинов КГБ, ошалевших от крышевания мебельных магазинов и распиливания нефтяных компаний.

Украинский пример стал бы слишком заразительным для русского общества и сделал бы падение путинского режима неотвратимым в ближайшей исторической перспективе. Поэтому Украина, по мысли Путина, должна либо навсегда остаться в системе постсоветских паханатов, либо подвергнуться расчленению. Аннексия Крыма стала первым шагом в исполнении этого приговора. Крымская речь 18 марта задумывалась Путиным как пропагандистская презентация urbi et orbi присоединения Крыма в максимально выгодном для Кремля свете. Неожиданно, как мне кажется, и для самого оратора эта речь стала чем-то значительно большим, она решила для Путина личностную проблему не менее, а даже более важную, чем удушение украинской революции.

Любой, даже самый жестокий авторитарный режим, не может опираться исключительно на насилие. Такому режиму обязательно нужен некий системообразующий миф, обольщающий на какое-то время значительную часть населения. И вот на наших глазах рождается новый духоподъемный лучезарный миф о Владимире Таврическом, собирателе земель русских. До 18 марта контроль над Киевом был целью, аннексия Крыма — одним из инструментов ее достижения. После 18 марта собирание русских земель, «крыминализация» всего пространства бывшего Советского Союза или даже бывшей Российской империи становится, по замыслу кремлевских мифотворцев, мистической сверхцелью и высшим смыслом существования вставшего, наконец, с колен и обретшего достойную национальную идею русского этноса. А заодно и легитимизацией пожизненного правления Путина в одеждах Мессии «Русского мира».

… Эта романтическая перезагрузка системообразующего мифа хороша для правителя еще и тем, что автоматически подразумевает наличие внешних врагов и национал-предателей, а значит, легко и навсегда объяснит и наступающую обвальную деградацию экономики и необходимость суровой зачистки несогласных. Собственно, никакой другой повестки дня, скрепляющей кремлевскую власть, он сформулировать уже не в состоянии.

… Трудности стали нарастать неожиданно быстро. В своем ослеплении крымским триумфом Путин упустил три важных обстоятельства. Во-первых, недооценил степень сопротивления рождающейся украинской нации колониальной для нее идее «Русского мира». Еще в мартовской речи он пообещал разгоряченному арийскому племени Новороссию — восемь областей, незаконно переданных Украине большевиками, Бог им судья. Но выяснилось, что в шести из восьми зачисленных в Новороссию регионах не нашлось даже достаточно полоумных бабулек для организации регулярных массовок с хоругвиями и путинскими иконами. В двух областях в нескольких городах удалось закрепиться вооруженной до зубов разношерстной компании полковников ФСБ и ГРУ, десятников МММ, фашистов РНЕ, уголовников, кадыровцев, ряженых казаков, свихнувшихся ветеранов тридцатипятилетней афгано-кавказской войны. Для того, чтобы их из Украины не вышибли, необходимо постоянное присутствие там регулярной российской армии с танками, БТРами, установками «Град» и даже иногда стреляющими по малайзийским лайнерам ЗРК «Бук». Проект «Большая Новороссия» скукожился до отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Во-вторых, неожиданностью для Кремля стали относительно жесткие санкции США и ЕС, весьма чувствительные для и без того стагнирующей российской сырьевой экономики. Первоначальная реакция Запада была довольно сдержанной: на аннексию Крыма готовы были бы закрыть глаза, если бы Москвой не были одновременно заявлены проект «Новороссия» и тем более мегаконцепция «Русского мира». Даже самая скромная попытка ее реализации могла бы поставить под вопрос территориальную целостность по крайней мере двух государств — членов НАТО. Это про Украину Обама и Расмуссен немедленно заявили: эта страна не является членом НАТО и поэтому военное вмешательство США и Североатлантического альянса абсолютно исключается. Про Латвию и Эстонию так уже не скажешь.

Мысль о возможном военном столкновении с ядерной супердержавой, во главе которой к тому же находится человек, живущий в другой реальности, является кошмаром для лидеров стран НАТО. Они не хотят испытывать судьбу и именно поэтому готовы использовать здесь и теперь все экономические и политические средства для того, чтобы опасная для самой России и для окружающих ее стран химера «Русского мира» потерпела поражение в Донбассе и о ней благополучно забыли навсегда…»


20 сентября 1941 г. германская армия оккупировала Киев.


29 сентября 1941 г. оккупационные власти Киева вывесили около двух тысяч объявлений: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явится в понедельник на угол Мельниковской и Дегтяревской улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее. Кто из жидов не выполнит это распоряжение и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян». Колонны евреев с вещами в сопровождении охраны направились в Бабий Яр. Там они сдавали документы и ценные вещи и раздевались, после чего их подводили к яме и расстреливали.

Согласно отчету командования подразделения эйнзацгруппе С зондеркоманды 4А, только за один день 29 сентября в Бабьем Яру были расстреляны 33 771 еврей. Расстрелы продолжались несколько дней.


А 7 сентября 1945 года в освобожденном от немецких войск Киеве произошел еврейский погром, о котором долгое время молчали, что было совсем неудивительно в годы советского антисемитизма.



ШАГ В ИСТОРИЮ


О ПЕРВОМ ПОСЛЕВОЕННОМ ЕВРЕЙСКОМ ПОГРОМЕ В КИЕВЕ

7 сентября 1945 года в Киеве произошел еврейский погром, о котором долгое время молчали, что было совсем неудивительно в годы государственного антисемитизма. Ходили разные слухи, говорили шепотом…

В 2005 году вышел в Москве в серии «Россия XX век: Государственный антисемитизм в СССР» сборник «От начала до кульминации. 1938 — 1953». Под общ. ред. академика. А.Н.Яковлева: Сост. Г.В.Костырченко. В сборнике на основе архивных, в основном, впервые публикуемых документов, показано, как в сталинском Советском Союзе шло формирование латентной политики государственного антисемитизма. В томе представлены материалы, отражающие как соответствующие действия властей, так и реакцию общества на эти действия:

«НКВД Украины — в секретариат ЦК КП(б)У

Об инциденте в Киеве 4 сентября 1945 г.

5 сентября 1945 г.

Секретно.

Секретарю ЦК КП(б) Украины тов. Коротченко гор. Киев.

СООБЩЕНИЕ

4 сентября, в 17 часов 30 минут сотрудник отдела «Б» НКГБ УСССР — ст. лейтенант Розенштейн, проживающий в городе Киеве по Заводской улице, 30, будучи одет в гражданское платье, возвращался из хлебного магазина к себе на квартиру.

В пути он повстречался с находившимися в состоянии опьянения Гвардии рядовым Грабарем и Гвардии младшим сержантом Мельниковым, которые были одеты также в гражданское платье и в город Киев приехали навестить своих родственников как находившиеся в кратковременных отпусках.

Грабарь и Мельников позволили себя в отношении Розенштейна антисемитские высказывания. При завязавшейся на этой почве ссоре последний был избит Грабарем и Мельниковым. Проходившие граждане защитили Розенштейна, и он благополучно дошел до своей квартиры.

Здесь он одел форму, взял состоявший у него на вооружении пистолет «ТТ» и направился во двор матери Грабаря, где в это время находился и Мельников.

Вслед за Розенштейном туда же явилась его жена.

После кратких взаимообъяснений во дворе указанного дома Розенштейн выстрелом в упор тяжело ранил Грабаря и вторым выстрелом убил его, а затем выстрелом в упор убил Мельникова и бросился бежать.

На место происшествия явился проходящий вблизи участковый уполномоченный 10-го отделения Пузанков с милиционером. Последний при помощи подоспевшего на выстрелы офицера — мл. лейтенанта Кудака — организовал преследование Розенштейна, задержал его, обезоружил и доставил в отделение милиции.

На крики матери убитого Грабаря стихийно собралась большая толпа народа, из которой слышались антисемитские возгласы. Некоторые лица из толпы набросились на жену Розенштейна и случайно проходившего мимо гр-на Спектора и тяжело избили их.

Явившимся на место происшествия работникам

10-го отделения милиции толпа оказала противодействие, не разрешая увезти трупы убитых, а также забрать пострадавших Спектора и жену Розенштейна.

Быстро прибывшим по вызову нарядом конной милиции порядок был восстановлен, и толпа разошлась по своим местам.

Трупы убитых…. доставлены в морг Октябрьской больницы.

Для оказания медпомощи пострадавшие жена Розенштейна и гр. Спектор доставлены в ту же больницу. Последние находятся в тяжелом состоянии. Личность Спектора устанавливается.

Ст. лейтенант Розенштейн Иосиф Давидович,

1912 г.р., по национальности еврей, беспартийный, работает в отделе «Б» НКГБ УССР в качестве старшего радиооператора, передан в НКГБ УССР.

Следствие по делу принято к производству НКГБ УССР.

Заместитель народного комиссара внутренних дел УССР Лабуренко»


Так представлены трагические события в Киеве по одному из документов. Но есть еще один документ в сборнике, рассказывающий о развитии событий дальше:


«НКВД УКРАИНЫ — В СЕРЕТАРИАТ ЦК КП(б)У

О СОБЫТИЯХ В КИЕВЕ 7 СЕНТЯБРЯ 1945 г.

8 сентября 1945 г.

Совершенно секретно.

Секретарю ЦК КП(б) Украины тов. Коротченко г. Киев.

СООБЩЕНИЕ

В дополнении к сообщению за №1/85 сн. от 5 сентября 1945 г. по делу убийства военнослужащих Грабаря и Мельникова докладываю.

Похороны убитых состоялись 7 сентября. В траурной процессии приняли участие около 300 человек.

Во время движения похоронной процессии от морга Октябрьской больницы до Лукьяновского кладбища имели место следующие проявления.

На углу улицы Пушкинской и бульвара Шевченко неустановленные лица из числа участвовавших в процессии нанесли побои двум гражданам еврейской национальности, шедшим навстречу.

Пострадавшими оказались:

Томский Виктор Михайлович, работник Комитета по делам искусств.

Шварцман Яков Петрович, работник Областного отдела глухонемых.

При прохождении траурной процессии мимо Галицкого базара группой лиц были нанесены побои служащему базарной конторы — Маркову Иосифу Мейлеховичу, 1886 г.р.

Принятыми мерами со стороны работников органов НКВД, сопровождавших процессию, в целях пресечения возникших эксцессов один из участников избиения был задержан…

При прохождении по Дмитровской улице шедшие за гробом лица, заметив смотревшего в окно гражданина, по национальности еврея, забросали окно камнями.

Из числа участников данного инцидента была задержана гр. Поптало Мария Трофимовна».


СОБЫТИЯ В ХАРЬКОВЕ

28 сентября 2014 года в Харькове на площади Свободы «демонтировали» памятник Ленину. Вероятно, давно это надо было сделать, но жаль, что всё произошло так же, мягко говоря, некорректно, как ранее убрали мемориальную доску Юрию Шевелёву. Памятник Ленину давно стал местом организации провокационных митингов и использовался коммунистами и большей частью людьми пенсионного возраста, полных ностальгии по своей молодости.

Хотелось, чтобы и противники сноса, и все, поддержавшие его демонтаж, не спешили с возведением новых памятников, даже самым достойным людям или событиям. У меня другое предложение, в перспективе, конечно.

Но вначале обратимся к истории площади и памятника В. Ленину на ней.

В годы советской власти площадь Дзержинского (так она тогда называлась) была одной из крупнейших площадей мира. Она состояла из прямоугольной части, выходящей на улицу Сумскую, и круглой, соединенной с проспектом Ленина. Длина площади 750 м, ширина прямоугольной части — 130 м, диаметр круга — 350 м, общий ее размер — 11 гектаров.

Первым строением на площади был Госпром — Дом государственной промышленности, первый советский небо­скреб, сооруженный в 1925 — 1928гг. в стиле конструктивизма. Три корпуса здания разделены уличными проездами, которые перекрыты на разных уровнях мостовыми переходами. Все девять подъездов оборудованы лифтами, все комнаты, коридоры, лестницы освещены естественным светом. Объемы высотой от пяти до тринадцати этажей создают пластичную композицию, рассчитанную на обозрение дома со всех сторон. Несмотря на свою монументальность здание привлекает внимание своей легкостью.

Харьков в те годы был столицей Украины, и планировалось создать на площади целый ансамбль, разместив по сторонам от Госпрома Дом правительства и Дом кооперации.

Но уже намечался перевод столицы в Киев и вместо Дома правительства к 1932 году возвели Дом проектов, до войны в котором размещались все строительные тресты и проектные организации. Восстановленное после войны здание было реконструировано в главный корпус Харьковского университета. Строительство Дома кооперации «заморозили» в 1934 г., затем возобновили через несколько лет для Военно-хозяйственной академии. Большая часть незавершенного строительства во время войны была разрушена. Здание сдали в эксплуатацию в 50-е годы. Харьковчане помнят его как Военную Академию имени Говорова. В настоящее время — это Харьковский университет им. В. Каразина. За несколько лет до войны на углу улицы Тринклера построили большое здание гостиницы «Интернационал» (сейчас — гостиница «Харьков»), она словно соединила в единое целое круглую и прямоугольную части площади. К гостинице примыкает дом Промстойпроекта, напротив него в южной части площади находится Дом пионеров (сейчас — Дворец детского и юношеского творчества).

Замощение круглой части площади началось еще в 1929 году. В начале 30-х на нее было перенесено проведение советских праздников, здесь же проходили и военные парады.

Как выглядела эта самая большая площадь в Европе и вторая — в мире, можно увидеть только на старых снимках. Гордость Харькова изменила свой облик и статус в 1962 году, когда началась ее перепланировка и строительство памятника.

5 ноября 1963 года, накануне 46-й годовщины Октябрьской революции, на площади Дзержинского был открыт памятник В.И. Ленину. Он установлен в центре площади и стал символом города, а после развала Советского союза, к сожалению, стал использоваться как место сбора членов компартии и приверженцев всех деструктивных сил.

Лучшей фотографии площади с видом на Госпром найти не удалось. Памятник Ленину и сквер в центре площади заслонил здание Госпрома, которое харьковчане надеются внести в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для этого не мешало бы вернуть площади Свободы (быв. Дзержинского) свой первоначальный вид — не только «свалить» памятник Ленину, но и не сооружать здесь никакой другой, забыть о памятниках и возродить площадь, чтобы никому не повадно было устраивать на ней митинги.

Лариса Воловик


ИМЕНА. СОБЫТИЯ

СУДНЫЙ ДЕНЬ — ЙОМ КИПУР 5775

Судный День («Суббота суббот») самый священный день еврейского календаря. В этот день мы просим прощения перед Б-гом и людьми, вспоминаем ушедших и подводим итог своим поступкам.

3 октября с заходом солнца и до наступления ночи в субботу еврейский народ во всем мире будет отмечать Йом Кипур.

Мы желаем всем нашим читателям «гмар хатима това» — да будете вы записаны на будущий год в Книгу Жизни!

Мауриций Готтлиб, «Моление в синагоге на Йом Кипур»,1878


1941. ЗАПРЕЩЕННАЯ ПРАВДА

Документальный фильм «1941. Запрещенная правда», снят известным режиссером-документалистом Игорем Кобриным (Студия «Телекон», Киев, 2013 г.)

Фильм-сериал раскрывает зрителям неизвестные факты Второй мировой войны, затрагивает вопросы, которые позволяют по-другому взглянуть на суть военного противостояния СССР и Германии и ход боевых действий в той войне. Фильм «1941» полностью построен на уникальных архивных документах с использованием кадров кинохроники 30-40-х годов XX столетия, которые доказывают недостоверность многих устоявшихся мнений о той войне, которые знакомы каждому из школьной программы.

«1941. Запрещенная правда» состоит из пяти серий:

«Гроза» над Европой

Гонка на опережение

Оглушительное молчание

Не вдаваясь в первопричины

За родину! За Сталина!

Харьковский музей Холокоста благодарит студию «Телекон» и лично Игоря Кобрина за подаренный фильм «1941. Запрещенная правда»



В Москве прошел Третий международный конгресс переводчиков художественной литературы, в котором приняли участие около 300 переводчиков русской и зарубежной литературы, филологов, литературных агентов и издателей из 55 стран мира. Началось все хорошо: гостей поприветствовал специальный представитель президента России М. Швыдкой, другие официальные лица. Сказали много о Русском мире и особой миссии русского языка. Руководитель Россотрудничества Константин Косачев заявил с высокой трибуны: «Если у человечества есть шанс на то, чтобы однажды перестать нападать друг на друга и начать разговаривать, слышать друг друга и понимать, то этот шанс человечеству, безусловно, даете, вы, переводчики!» Однако почему-то эти замечательные слова собравшиеся в зале участники Конгресса встретили гробовым молчанием. Причину этого товарищ Косачев, вероятно, понял, когда в первый же день Конгресса было оглашено следующее заявление участников:

ЗАЯВЛЕНИЕ

Третий международный конгресс переводчиков художественной литературы проходит под лозунгом «Литературный перевод как средство культурной дипломатии». В сегодняшней ситуации, когда существованию культуры и дипломатии угрожает невиданная ранее опасность, мы, переводчики, как представители культурной дипломатии, остро сознаем обязанность высказать свое отношение к происходящему.

Мы выражаем ужас и боль по поводу событий на Украине и по поводу участия России в этих событиях – как военного, так и пропагандистского. Мы выражаем решительный протест против политики российского руководства, против военного вторжения в Украину, против пропаганды ненависти, которая искажает реальность и призывает людей к насилию.

Невозможно поверить, что попытки добиться мнимого величия с помощью агрессии, аннексии и идеологической борьбы отражают интересы России как культурной нации. Не может быть, чтобы братоубийственная война, несущая лишь смерть, страдания, разрушение и отчуждение, отражала интересы российского общества.

Украина и Россия имеют многовековую общую историю, тесно связаны языком, религией, традициями, родственными и профессиональными отношениями. Многие месяцы российские CМИ отрицают и подрывают эту совместную историю, роют глубокие рвы между двумя народами. Война между Россией и Украиной грозит на непредсказуемо долгий срок полностью уничтожить всякое чувство общности.

Долг переводчика как посредника между культурами – содействовать миру, свободе слова; открыто выступать против насилия и лжи. Перевод возможен лишь как свободный трансфер языков, идей, культур и мировоззренческих установок.

Мы все, как приехавшие на конгресс переводчики-русисты, связанные с русской культурой многолетними отношениями сердечной привязанности и любви, так и российские переводчики с разных языков, собрались здесь, потому что хотим и впредь продолжать диалог с коллегами всего мира. Мы, нижеподписавшиеся, выражаем свой протест, ибо считаем, что сегодняшняя политика российского государства вредит мирному культурному обмену, свободе высказывания и политике дипломатии, а тем самым вредит интересам всего российского общества.

01. 09. 2014

подписи


«НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС»

В середине 90-х одному еврею, стоявшему во главе крупной рекламно-издательской компании, пришла в голову оригинальная идея: «А что, если газета «Нью-Йорк таймс», которая считается самой известной и влиятельной в мире, каждую пятницу будет публиковать время зажигания субботних свечей?»

Конечно, кто-то должен был это оплачивать, но зато какой прилив гордости и подъем еврейского самосознания произойдет с помощью этого еженедельного объявления о святой для еврейского народа Субботе! Автор начинания нашел богатого и щедрого еврея, который заразился этой идеей и согласился оплачивать «символическую» сумму — почти две тысячи долларов в неделю! — за ее реализацию. И в течение пяти лет каждую пятницу евреи всех пятидесяти штатов, а также и те, кто жил за пределами США, видели следующее объявление: «Еврейские женщины! Зажигание субботних свечей в пятницу — в такое-то время». Случилось так, что благотворитель был вынужден сократить финансирование ряда проектов, и в июне 1999 года публикация объявления была прекращена. С тех пор оно не печаталось — за исключением еще только одного раза.

Это было 1 января 2000 года. «Нью-Йорк таймс» выпустила праздничный номер, посвященный «миллениуму», и вышла с тремя титульными страницами. На первой рассказывалось о том, что публиковалось в «Нью-Йорк таймс» сто лет назад — 1 января 1900 года. На второй помещался современный новогодний материал, а на третьей приводились прогнозы на будущее — о чем напишет газета 1 января 2100 года (то есть, через сто лет). На этой фантастической странице можно было найти такие заголовки: «Добро пожаловать в 51-й штат — Кубу!», «Имеют ли роботы право голосовать?» и так далее. А в дополнение к этим захватывающим воображение новостям из будущего на той же странице снова было поставлено объявление, сообщающее о времени зажигания субботних свечей 1 января 2100 года.

Так просто, никто его не заказывал, и никто за него не заплатил. «Нью-Йорк таймс» сделала это по собственному усмотрению. Редактора газеты — католика ирландского происхождения — спросили, зачем он поместил столь незначительное объявление. Его ответ с ошеломляющей точностью подтвердил вечное существование еврейского народа и силу традиции, которая передается из поколения в поколение. Он сказал: «Мы не знаем, что произойдет в 2100 году. Невозможно предсказать будущее. И только в одном мы можем быть полностью уверены — в 2100 году еврейские женщины будут зажигать субботние свечи…»

Кстати, после этого выяснилась еще одна примечательная деталь. Кто-то из прочитавших эту историю не поленился проверить по календарю, на какой день недели выпадает 1 января 2100 года, и обнаружил, что это… пятница!


С 60-ЛЕТИЕМ!

Григорий Израилевич Ганзбург родился в Харькове 25 сентября 1954 года.


Музыковед — специалист в области музыкального романтизма, кандидат искусствоведения, член Харьковского областного отделения Национального Всеукраинского музыкального союза композиторов Украины, член Союза композиторов России, член Союза журналистов Украины.

В августе этого года Григорий Израилевич за личный вклад в развитие культурного достояния Харьковщины стал лауреатом областной Гранд-премии в номинации «Музыкальное искусство».


Поздравляем Григория Ганзбурга с юбилеем и Гранд-премией, желаем от души творческих удач, вдохновения, новых катренов, которыми он нас неоднократно радовал, и чтобы все это продолжалось до 120-ти!


МАЗЛ ТОВ!


МИР И МЫ


Денис Драгунский

ЭФФЕКТИВНАЯ МОРАЛЬ

Джонни Смит был ясновидящий.

Однажды он случайно встретился с политиком Грегом Стилсоном, который стремился стать президентом, набирал очки, шел к своей цели и для этого все время встречался с избирателями. Джонни пожал ему руку и вдруг ясно увидел, как Стилсон, став президентом, развязывает ядерную войну.

Это я пересказываю роман Стивена Кинга «Мертвая зона» (1979) и одноименный фильм Дэвида Кроненберга (1983).

Ради спасения человечества Джонни решил убить Грега Стилсона. Он залег с винтовкой на галерке зала, где Стилсон встречался со своими сторонниками. В самый решающий момент Джонни Смита заметили. Телохранители открыли по нему огонь, но он все-таки попытался сделать свой выстрел, стал целиться в Грега Стилсона — и тут Стилсон схватил на руки случившегося рядом годовалого ребенка и прикрылся им. Джонни не успел выстрелить.

Но какой-то фотограф успел сделать роковой снимок: кандидат в президенты с искаженным от страха лицом закрывается ребенком от возможной пули.

Фотография попала на обложку журнала Newsweek с подписью: «Стилсон — никаких шансов!» После этого Грегу Стилсону осталось только застрелиться, что он и сделал, разумеется. Потому что после такого случая — у него не было никаких шансов не только в президентской гонке, но и в супермаркете, на бензоколонке, на улице родного города и даже в собственной семье.

Итак, вопрос.

Еще в начале 1980-х такой поступок — прикрыться ребенком от выстрела — означал для политика, да и для любого человека моральную смерть, выбраковку из числа людей, с которыми не стыдно пить пиво за одной стойкой.

А всего через поколение это стало означать отменную ловкость и хитрую умелость. Например, поставить ракетные установки на крышах школ и детских больниц и оттуда стрелять по соседнему государству, лишая его возможности дать адекватный военный ответ. А в случае ответа кричать: «Они стреляют в детей!»

Я видел фотографию палестинского боевика в полной экипировке — автомат, шлем, рация, гранаты на поясе — а на груди его, в специальном «рюкзаке-кенгуру», сидел совсем маленький ребенок. Лицом вперед, что особенно ужасно. Но и эффективно!

К слову «эффективно» я еще вернусь. Погодите чуть-чуть.

Испуганный взгляд ребенка, направленный на противника, — лучше всякого бронежилета, если только противник не совсем уже зверь. Или скажем так — если у противника нет своего ребенка за спиной.

Но что может быть ужаснее, чем убивать чужого ребенка во имя того, чтобы спасти своего?! Это на самом деле вовсе не риторический вопрос. Здесь есть ответ: еще ужаснее — это дать убить своего ребенка во имя того, чтобы не тронуть чужого. Ну, или так: ровно настолько же ужасно. Смертельный цугцванг.

Сейчас мне скажут, что фотография боевика с ребенком на груди — подделка или, как чаще говорят сегодня, «фейк». Возможно. Но поскольку сами террористы не скрывают, что их ракетные батареи расположены во дворах школ и на крышах детских больниц, — это в принципе ничего не меняет. В конце концов, Гитлер с картинки Кукрыниксов — с когтями, с которых капает кровь народов СССР и Европы, — тоже своего рода фейк.

У реального Гитлера не было когтей, и он не терзал вручную ни русских, ни голландцев. Но гитлеровский нацизм — это реальность.

Итак, сегодня боевики закрываются детьми и используют это как эффективную военно-политическую технологию. Тридцать лет назад Грег Стилсон закрылся ребенком и пропал. Так и хочется назвать его беднягой. Бедняга Грег опередил свое время, ну просто как Леонардо да Винчи с его чертежом вертолета.

Что же случилось с моралью? Куда девались, извините, понятия о добре и зле, о «можно» и «нельзя», о «надо», которое важнее, чем «хочу»? А они действительно куда-то девались.

Это видно не только по поступкам — это видно по языку. Вместо ценностных (и тем более — вместо качественных) характеристик появляются совершенно другие, вроде бы понятные и убедительные, но бессодержательные. Я бы назвал их «параметрическими». Они, как математические параметры, как бы намеренно игнорируют содержание и оценку.

Когда в конце 1990-х мой друг Глеб Павловский создал Фонд эффективной политики — это была своего рода революция смыслов. Раньше политика могла быть демократической, либеральной, консервативной. И фонды, и аналитические центры такие тоже были.

Но вот вместо содержания появился параметр. Какая нам нужна политика? Эффективная. Не хорошая, не плохая, не демократическая, не либеральная, не консервативная, не христианская, не коммунистическая. Лживая или правдивая? Полезная или вредная, наконец? Да неважно. Эффективная, и все тут. Есть сиюминутная задача — должно быть быстрое решение, точка.

Дальше — больше.

Развитие должно быть динамичным. Не развитие капитализма или социализма, ферм или колхозов, фирм или шарашек, а просто динамичное развитие неважно чего.

Лидер — энергичный, сильный, жесткий (и тут без разницы, чем именно он занят). Программа — долговременная, перспективная (и никто не спросит, насколько это время будет долгим). Но самый главный фетиш современности — слово «современный», уж простите за невольную игру слов. Кто будет спорить, что Освенцим был гораздо современнее, чем тюрьма XIX века? Но, тем не менее, слово «современный» несет какую-то грандиозную поэзию потребительской бессмыслицы.

Почему «потребительской»? Потому что реклама внушает людям, что машина, мобильник, компьютер, квартира, брюки, тушь для ресниц и бюстгальтер типа push-up — должны быть непременно новейшими и моднейшими. Сейчас конец августа? Пора обновлять свой гардероб вещами из новой осенней коллекции 2014 года.

Почему «бессмыслицы»? Потому что осенняя коллекция не отличается от весенней ничем, кроме цвета ниток в неряшливой строчке, и это касается не только портновских изделий.

Поневоле становишься марксистом и с грустью наблюдаешь, как экономика калечит мораль.

Стремление к экономическому росту во что бы то ни стало — это, в предельном случае, стремление производить и продавать уже безо всякой мысли о нужности произведенного и смысле покупки.

Никто нарочно не учит людей плохому. Нигде, ни на каком рекламном стенде не прочитаешь призыва брать детей в заложники. Боже упаси! Страшный сон! Там такие ласковые пупсики на руках сия­ющих мам и пап! Но существует некое неспецифическое воздействие на ум и поведение людей. Ткань поведения сплетается из множества нитей. Не надо говорить человеку: «Будь сволочью». Того гляди, из чистого протеста станет благородным рыцарем, и проблем не оберешься. Надо говорить: «Рули своей мечтой!» — новой машиной то есть. Надо повторять: «Новая тушь делает ресницы на 45% пушистее, а вас — на 33% привлекательнее!» «Бери кредит на путешествие!»

Разве можно развлекаться в кредит? Ведь это «заедание будущего», как выражался Чехов об авансах. Разве двадцатилетний мужчина должен мечтать о модной машине, а не о хорошей работе? Зачем тридцатилетней женщине (то есть, жене и матери) быть на целых 33% привлекательнее? Чтобы вместо двух любовников у нее было три? Или чтоб муж любил ее на 33% сильнее? Но что это за муж, которого надо завлекать в постель или посылать в магазин за покупками пушистостью ресниц? А то никаких обязанностей не станет исполнять — ни домашних, ни супружеских?

И апофеоз потребительского маразма: «Ведь я этого достойна!» Меж тем, как все блага не падают с неба, а вымениваются на добросовестный труд. Достоин тот, кто заработал. А нет — извините, но потребительское представление о правах человека одерживает верх.

Люди начинают считать, что общество и государство не только обязано охранять их собственность — но и обеспечивать их полным пакетом благ. Почему? «Ведь я этого достойна!»

Точно так же жители террористического анклава искренне убеждены — государство, против которого они воюют, должно снабжать их водой, электричеством, медикаментами и даже стройматериалами. И они получают все ожидаемое. Почему? Ну как же! Они же люди и, значит, имеют право на достойную жизнь, несмотря на постоянную стрельбу в подателя благ.

Если человеку годами вдалбливать, что он должен жить ради своего удовольствия, и что ему все кругом обязаны — то обязательно получится негодяй, который в итоге будет стрелять, прикрывшись детьми.



Еврейский юмор и анекдот очень тонкий, с множеством подтекстов, которые не всегда понятны постороннему и их не всегда можно уловить. Прежде всего это самоирония. Посмеяться над собой может не каждый, а евреи умеют и даже любят это делать, даже над Священным Писанием:


«Авраам родил Исаака. Исаак родил Иакова… А потом какая-то фигня случилась, и рожать стали женщины».


— «Папа, а пpавда что Иисyс был евpеем?»

— «Пpавда, доченька. Тогда все были евpеями — вpемя было такое...»


Два изрядно перепивших еврея ломятся в ворота женского монастыря, явно не понимая, где находятся. Из-за ворот на них кричат: «Уходите отсюда! Здесь у нас Христовы невесты, а вы кто такие?!»

— «Мы? Родственники со стороны жениха!»


«Фима, ты знаешь я стараюсь меньше говорить по русски…»
— «Шо такое, ты боишься, шо тебя побьют украинцы?»
— «Нет, я боюсь, шо меня придут спасать русские...»

«Зачем тебе спирт?»
— «Струны протирать»
— «Какие струны?!»
— «Струны души!»



 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР