2014
октябрь
№10 (184)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

К 70-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

28 октября в этом году исполняется 70 лет со дня освобождения Украины от оккупации нацистской Германией. Впервые эта дата появилась в календаре в 2009 году. Казалось, что нового можно узнать об этом периоде? Оказывается, можно и немало.

Харьковский музей Холокоста провел ряд мероприятий, посвященных 70-летию освобождения Украины. Большой интерес, а после просмотра и громкие дебаты, вызвал документальный фильм Игоря Кобрина «1941. Запрещенная правда». Фильм мы решили показать людям старшего поколения со своим устоявшимся мнением о прошедшей войне. Документы, фотографии, на основании которых был снят фильм, доказывали недостоверность многих стереотипов, знакомых каждому из нас по школьной программе, и заставили аудиторию задуматься. Очень важно, что зрители, в основном, смогли принять правду, хотя далось это некоторым нелегко.

Фото Юланы Вальшонок



«ТРИ ИСТОРИИ ГАЛИЧИНЫ»

Еще одним знаковым мероприятием стал показ и обсуждение фильма Ольги Онишко (Львов) и Сары Фаргат (Ливия) «Три истории Галичины». Накануне Второй мировой войны Галицию, главным образом, заселяли украинцы, поляки и евреи. Можно спорить, кто из них пришел раньше, кто позже, но их любовь к этой земле, которую они называли своею, не вызывает сомнений. Они обогащали ее культурой, языком и традициями, но их разделяли этнические, религиозные, социальные расслоения.

Хотя фильм уже демонстрировался в киноклубе музея Холокоста, никто (из приглашенных в этот раз) его не видел. Фильм рассказывает о судьбах трех людей в годы Второй мировой войны и послевоенный период.

История первая, еврейская, когда семью Аарона Вайса в течение 18 месяцев прятала украинка. Её сын Юзек был полицаем у немцев, которые убивали евреев. Позже, когда пришли советские войска, семья Вайсов прятала и кормила Юзека.

История вторая, украинская, о судьбе Ольги Ильков, связной командира УПА Романа Шухевича, которая 14 лет провела в Александровской и Владимирской тюрьмах, а ее дети выросли в детском доме, где им постоянно напоминали, что их родители преступники, которых надо ненавидеть.

История третья, польская, о ксендзе Станиславе Бартминском из окрестностей Перемышля, который с середины 60-х годов проводит разнообразные мероприятия по примирению поляков и украинцев, отношения между которыми были особенно тяжелыми после братоубийственных столк­новений в годы Второй мировой войны. Станислав Бартминский приложил много усилий для сохранения и восстановления греко-католических церквей и еврейских кладбищ, привлекая к этому польскую молодежь. Соавтор польского сериала «Дом священника».

Простые житейские истории — похожие есть почти в каждой галицкой семье. Часто они до сих пор не рассказаны, не записаны, а иногда спрятаны в глубинах памяти. Люди, их пережившие, понимают, что война закончилась, нужно жить дальше и ценить жизнь. Вероятно, поэтому Ольга Ильков издает сборники своих стихов, написанных в тюрьме, Аарон Вайс привозит в Унивский монастырь, где были спасены евреи, студентов из Израиля, а ксендз Бартминский вплетает истории украинско-польского взаимопонимания в популярный сериал.

Такие фильмы, по моему твердому убеждению, надо показывать, такие фильмы надо обязательно смотреть. Но главное для тех, кто их смотрит, не только смотреть, а и ВИДЕТЬ, не только слушать, но и СЛЫШАТЬ, если даже услышанное и увиденное отличается от твоих взглядов.

Небезынтересна реакция на фильм одного из постоянных участников наших мероприятий: он спокойно досмотрел историю о спасении еврейской семьи, но во время сюжета об УПА быстро поднялся и просто сбежал из зала. Я знала, что у него резко отрицательное отношение к УПА, но сбежать, чтобы не услышать и не увидеть то, что может, если не изменить твои взгляды, а хотя бы заронить сомнение, услышать другую точку зрения, напоминает реакцию «страуса, прячущего голову в песок».

В жизни бывают такие ситуации, когда трудно определить, что правильно, а что неправильно, и каждый из нас обращается к своим ценностям. Самая важная ценность почувствовать, увидеть в «другом», иной раз в «недруге», человека: а когда ты, действительно, увидел, это побуждает тебя к поступкам, о которых рассказано в фильме «Три истории Галичины».

Лариса Воловик


ШАГ В ИСТОРИЮ

«ТОТ, КТО СПАСАЕТ ОДНУ ЖИЗНЬ, СПАСАЕТ ЦЕЛЫЙ МИР»

28 октября 1944 года из Терезиенштадта в Освенцим прибыл эшелон с 2000 заключенных — последняя партия евреев, которые будут умерщвлены газом.

30 октября газовые камеры в Освенциме были использованы в последний раз.

До освобождения лагеря оставалось 88 дней.

За неделю до этого, 22 октября 1944 года, в Освенцим прибыл эшелон с 300 женщинами — это были еврейки, работавшие на краковской фабрике по производству металлической посуды. До их освобождения оставалось 20 дней. Все они были в списке Шиндлера — директора фабрики по производству металлической посуды, члена НСДАП, спасшего 1200 человек. Это единственный в истории случай, когда такое большое количество заключенных удалось вернуть из лагерей смерти.


Оскар Шиндлер — немецкий промышленник, спасший во время Второй мировой войны более тысячи евреев, работавших на его заводах, умер 9 октября 1974 года. Спасение евреев было только одним из множества рискованных предприятий Шиндлера и, как говорят, единственным удавшимся. Для одних Оскар Шиндлер самоотверженный гуманист, для других — мошенник.

Современный чешский историк Йитка Грунтова исследовала архивные документы и пришла к выводу, что Оскар Шиндлер мало походил на самоотверженного гуманиста. Он имел проблемы с законом. С 1931 по 1938 год Оскар Шиндлер шесть раз попадал под суд, в основном, за драки и мошенничество. А в 1933-м даже провел некоторое время в тюрьме за соучастие в хищении. При этом Шиндлер любил красивую жизнь, в том числе, быстрые авто: получив от тестя 100 тыс. крон, он купил роскошную машину, а остальные деньги промотал. Оскар Шиндлер создал агентурную сеть, только шпионил он на территории Чехословакии в пользу Германии. Точно так же Шиндлера со временем потянуло в политику, и в 1939 году он вступил в НСДАП. Членство в партии позволило Оскару Шиндлеру обогатиться. После оккупации Польши он получил завод по производству эмалированной посуды, который раньше принадлежал еврейскому предпринимателю. Бывший хозяин завода работал у Шиндлера управляющим, а заодно обеспечивал его контрабандными товарами и вел нелегальную торговлю с узниками еврейского гетто — обменивал еду на ценности и валюту. Пока нацисты одерживали победы, Шиндлер просто пользовался дармовым трудом евреев, а в 1944 году, когда участь Третьего рейха стала очевидной, внезапно превратился в их благодетеля, что в дальнейшем помогло ему обрести имидж гуманиста-спасителя. Тем не менее в 2001 году Йитка Грунтова добилась того, что совет Пардубицкого края Чехии исключил Оскара Шиндлера из списка выдающихся деятелей этого региона.

84-летний Эдуард Кубин, житель Брненца, один из последних очевидцев событий 1944-1945 годов. В свои 17 лет он работал на фабрике по производству гранат — в здании, примыкавшем к фабрике-концлагерю. Он вспоминает, что местные жители пытались помогать евреям, которые работали на фабрике Шиндлера. Пан Кубин считает Шиндлера спасителем евреев: «Шиндлер их спас. Хотя и не самым простым способом, но все-таки спас. Евреи благодарны за каждого спасенного — а тут их было больше тысячи».

По словам же Йитки Грунтовой, большинство жителей Брненца довольно критично относится к личности судетского фабриканта.

И все же Оскар Шиндлер спас более тысячи евреев, которые согласны были «даром работать» (по выражению Й. Грунтовой) на него, тем более, что «платой» им была сохраненная жизнь.

Эти спасенные евреи и ходатайствовали перед комиссией Яд Вашем о присвоении Оскару Шиндлеру звания «Праведник народов Мира».


ГЕНИЯ ГИТЕЛЬ ХИЛЬ — ДЕВОЧКА ИЗ «СПИСКА ШИНДЛЕРА»

Всем, кто смотрел фильм «Список Шиндлера», конечно, запомнилась девочка в красном пальто. Она погибла в краковском гетто, и ее выжившие родственники уверены, что именно она послужила прототипом девочки из фильма Стивена Спилберга.

Фильм Спилберга основывался на книге «Список Шиндлера», написанной Томасом Кэнелли и вышедшей в свет в 1982 году. Но сегодня в Герцлии живут два человека, которым важно донести ее настоящее имя.

Гения Гитель была дочерью Эвы и Давида Хиль. Они жили в местечке Домброва Тарновска, в 50 км к востоку от Кракова. Гения родилась в 1939-м, скорее всего до начала военных действий. Зная, что они в опасности, супруги попытались спрятаться среди крестьянского населения в глубинке, но им сказали, что маленький ребенок слишком шумит и этим ставит тех, кто будет их прятать, в большую опасность. Спасти свою жизнь они могли только без девочки. Гению отослали назад в краковское гетто к Идику Шинделю, старшему брату Эвы, который был в гетто врачом. Он, кстати, тоже упомянут в книге. Идик, благодаря своей должности, имел определенные послабления, за счет которых мог защищать девочку, но жила она у четы Дрезнеров, родственников матери. Связано это было с тем, что у Идика не было жены и своих детей, и ему пришлось бы объяснять немцам, откуда взялась девочка.

Леону Шинделю, младшему брату Эвы, удалось остаться в живых, сегодня его сын Зеев и внук Ити пытаются донести до нас то, что осталось в памяти о Гении.

Со слов Зеева, Леон рассказывал, что Гения умело пряталась от немцев и, как только слышались шаги немецкого солдата, она юркала в какую-нибудь щель. На свое счастье, она была маленькой даже для своего юного возраста. Зеев так же рассказал, что Кенэлли не придумал девочку сам, он написал многое по рассказам его отца Леона, с которым провел немало времени, записывая историю Гении. Он же решил, что книга будет о Шиндлере. Надо сказать, Оскар Шиндлер был и остается знаковой фигурой для многих, переживших трагедию гетто в Кракове.

Шиндлер не забыл, о тех кого спас, и продолжал интересоваться их судьбою уже после их переезда в Израиль, где Зеев его и видел. К старости он поседел, располнел, стал склонен к алкоголизму и нуждался в поддержке. Спасенные им люди старались поддерживать его всеми силами. Что же касается Гении, то память о ней была увековечена благодаря фильму, ведь в книге о ней написаны всего две страницы. Но красное пальто, которое надел на нее Спилберг, увековечило девочку в памяти людей. Она стала символом, и у этого символа есть имя — Гения Гитель Хиль.

Фото и текст по материалам портала Ynet.co.il



ВЫСШАЯ НАГРАДА EuMA

Совет директоров Европейской микроволновой ассоциации ЕuМА принял решение наградить профессора Шифрина Якова Соломоновича медалью «За выдающуюся профессиональную деятельность 2014». Этой наградой впервые отмечен ученый из стран постсоветского пространства.

Медаль «За выдающуюся профессиональную деятельность» присуждается каждый год ученым, внесшим исключительный вклад в микроволновое сообщество, профессиональная деятельность которых являет собой пример выдающихся достижений в области СВЧ. Награждение Якова Соломоновича Шифрина состоялось в Риме на пленарном заседании Европейской микроволновой недели (ЕМН) 7 октября 2014 года. Ему вручена бронзовая медаль с наименованием премии и имени получателя.

Яков Шифрин окончил Физический факультет Ленинградского государственного университета (1941) и Радиофакультет Военной академии связи им. С.М.Буденного (1944).

Он — ветеран Второй Мировой войны. С 1948 по 1980 гг. Я.С.  Шифрин служил в Военной инженерной радиотехнической академии им. Л.А.Говорова, пройдя путь от адъюнкта до профессора и начальника кафедры. После увольнения из Вооруженных Сил в 1980 г. Шифрин работает в качестве заведующего кафедрой и профессора в Харьковском национальном университете радиоэлектроники.

Проф. Шифрин основал статистическую теорию антенн, которая призвана во всем мире как теория, являющаяся краеугольным камнем в общей теории и практике антенн. Результатом его дальнейших исследований явилась и разработка достаточно общей тео­рии антенн с нелинейными элементами и вопросов диагностики фазированных антенных решеток. Проф. Шифрин провел также первое в СССР детальное исследование дальнего тропосферного распространения радиоволн.

Я. С. Шифрин активно проработал в вузах более 50 лет и основал влиятельное в СССР научную школу в области теории антенн и распространения радиоволн. Он вырастил более 20 докторов наук и более 50 кандидатов наук. Опубликовал около 300 журнальных и конференционных статей и 12 монографий. С 1991 г. проф. Шифрин проводит широкомасштабную работу по консолидации украинского антенного и микроволнового сообщества и его интеграции в международное. Он стал основателем и Президентом Украинской национальной ассоциации «Антенны». Создал Восточно-Европейское и Харьковское объединенные отделения Международного общества радиоинженеров (IEEE) в 1995 и 2000 гг., соответственно.

Деятельность проф. Шифрина признана микроволновым сообществом и Советского Союза, и украинского государства. Помимо других наград и титулов, он награжден в 1983 г. премией им. А.С. Попова Академии наук СССР с формулировкой «За работы в области статистической теории антенн, внесшие фундаментальный вклад в теорию и технику антенн».


В МИРЕ КНИГ


Дети войны (Кrigskinder). Воспоминания о пережитом. Гамбург: 2013. — 503с.


Книгу, подаренную Харьковскому музею Холокоста, представляет один из составителей Тарас Фисанович.


Меня зовут Фисанович Тарас. Мне семьдесят пять лет. Я много лет работал в России хирургом, теперь я пенсионер и уже 15 лет живу в Гамбурге. Мои ранние детские годы прошли в оккупированном немецкой армией украинском городе Харькове. Это были самые тяжелые годы моей, в общем-то, нелёгкой жизни. Об этом я написал повесть «Не хочу умирать», изданную в России. А здесь я хочу рассказать об одной совместной работе со своими друзьями, бывшими гражданами Советского Союза, которые теперь проживают в Гамбурге и организовали литературное объединение под названием «Источник».

Большинство членов «Источника» пожилые люди, детские годы которых прошли в годы Второй мировой войны и вскоре после её окончания. Эта война оставила глубокие, до сих пор не зажившие шрамы в памяти людей этого поколения, потому что разрушила и исковеркала их детство, потому что в каждой семье, жившей в Советском Союзе, погибали на этой войне люди — их родители или ближайшие родственники.

В 2013 году председатель нашего литобъединения Юрий Белаковский предложил начать работу над сборником воспоминаний детей из Германии и респуб­лик бывшего Советского Союза, переживших Вторую мировую войну. В редакцию сборника вошли Юрий Белаковский, преподаватель русского языка в одной из гамбургских гимназий Бернд Зюдкамп и я. По просьбе редакции со всех концов Германии свои воспоминания о детских годах, пришедшихся на время войны, нам присылали и немцы, и проживающие в Германии эмигранты из бывшего Советского Союза. Часть материалов была получена от жителей постсоветских республик. С разрешения родственников также были взяты материалы, хранящиeся в Государственном архиве Гамбурга.

Сборник, названный «Дети войны» — «Kriegs­kinder» был спонсирован российским обществом связи с соотечественниками за рубежом и издан в 2013 году рижским издательством «Printstils» тиражом 600 экз. Для оформления обложки сборника использованы фотографии, сделанные Верой Сосновской.

Фотография на передней стороне обложки изображает фрагмент памятника «Zuge in den Tod». Этот памятник изваял скульптор Frank Meisler. Он установлен в Берлине на Friedrichstrasse в 2008 году. Памятник изображает расходящиеся в противоположные стороны две группы еврейских детей. Одна из этих групп окрашена красным цветом. Это должно напомнить нам, что благотворительной еврейской организации в США удалось собрать деньги, чтобы выкупить у нацистов 1000 детей и вывезти их в Америку. Группа детей, окрашенных в черный цвет, как бы уходит в противоположном направлении. Эта группа — напоминание о 14 тысячах детей, которых не смогли выкупить, и они погибли в концентрационных лагерях в 1943 году. Именно эта группа изображена на фотографии на передней стороне обложки книги.

На фотографии на задней стороне обложки памятник погибшим в 1945 году детям в Гамбургском секретном медицинском исследовательском центре. В этом центре находились 23 еврейских ребенка в возрасте от 6 до 13 лет, привезенных из оккупированных стран Западной Европы. Эсэсовские врачи-изуверы изучали на них действие различных медицинских препаратов, а при приближении к Гамбургу британских войск этих детей повесили. Памятник изваян петербургским скульптором Леонидом Могилевским на деньги, собранные по инициативе граждан Гамбурга, и установлен в Burgwedel на Roman-Zeller-Platz в 2001 году. На памятнике изображены лица не 23-х детей, а только 20-ти, потому что фотографии трех детей палачи успели уничтожить, пытаясь скрыть свои преступления.

Читать эту книгу тяжело, так как в ней описываются очень страшные события, которые пришлось пережить во время войны немецким и советским детям. Но знать об этом надо. Надо постоянно напоминать об ужасах войны, о её многочисленных жертвах, о её ужасных и бессмысленных разрушениях и неописуемых страданиях, которые война приносит людям. При этом самыми уязвимыми, самыми беззащитными оказываются дети.



Ніна Саєнко. Шевченкіана Олександра Саєнка. Книга-альбом. — Харків: НТМТ, 2014. — 192 с. 256 іл.

Олександр Саєнко — визначний майстер ХХ століття. За рішенням Генеральної конференції ЮНЕСКО 100-річчя від дня народження народного художника внесено до календаря пам’ятних дат ЮНЕСКО.

Творчість видатного українського митця позначена яскравими національними рисами, розвивалася під впливом волелюбних мистецьких ідей Тараса Шевченка. У книзі представлено творчу спадщину Саєнка, присвячену образу поета та інтерпретації його творів, що зароджувалась у 1920-ті роки в Українській академії мистецтва. Значна частина доробку Саєнка — монументальні панно та живописні роботи 1930-1950-х років — ілюструє перебування Шевченка на Чернігівщині. Уперше подано відомості про дві акварелі (з репродукціями), створені, ймовірно, Тарасом Шевченком під час його перебування на Борзнянщині.

Видання книги-альбому — це гідний внесок до відзначення 200-річчя від дня народження Тараса Шевченка.



З мистецького поля Василя Кричевського. Графіка художника в колекції Музею книги і друкарства України. — Харків: НТМТ, 2013. — 112 с.

Василь Кричевський належить до когорти найвизначніших творців української культури. Живописець і графік, художник-декоратор театру і кіно, автор проектів державних гербів і печатки УНР, грошових банкнотів, поштових марок, екслібрисів. А найперше — відомий архітектор, який проектував близько 20 будинків. А ще В. Кричевський — один із засновників Української академії мистецтв, академік, почесний член Вільної української академії наук США, педагог, колекціонер.

Книга вийшла друком до 140-річчя від дня народження Василя Кричевського. Як сказав Святослав Гординський: «Якщо уявити собі мистецтво якогось народу як храм, що спирається на колони, однією з таких колон мистецтва був… Василь Григорович Кричевський».



Родовід духу. Genealogy of spirit.

Дизайнерський проект майстерні професора В.К. Шості Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури у співпраці з паном Василем Лінде-Кричевським та Благодійним фондом «ДАР» на основі орнаментів В.Г. Кричевського.

Цей проект є великою шаною видатному вчителю, спробою віднайти в творчості майстра і в собі спільну духовну сув’язь родових цінностей.

Творчо-навчальна майстерня графічного дизайну є структурним підрозділом Національної академії образотворчого мистецтва і архітектури. Навчальний заклад є наступником Української академії мистецтв (УАМ), що була заснована 18 грудня 1917 року у Києві. Серед фундаторів були Георгій Нарбут і Василь Кричевський, чия творчість і педагогічні принципи є засадничими для теперішньої діяльності майстерні.

«Роботи, які були виконані студентами відділення графічного дизайну та наслідують проекти Василя Григоровича Кричевського, знову доводять що мистецька виразність є споконвічною. Василь Кричевський створив свої проекти, будучи натхненним старими українськими народними традиціями… Декоративні ескізи мого діда Василя Кричевського привертали мою увагу з дитинства, ще в юнацькі роки я годинами вивчав їх. З першого погляду вони здавалися вельми простими, але чим довше я пізнавав їх, тим складнішими вони виявлялися. Поступово з’ясувалося, що художні проекти Василя Кричевського мають безмежні можливості для застосування, його художні проекти не мають віку, вони є старими і актуальними одночасно…

Коли я побачив результати студентських робіт, я був вражений — проекти перевершили мої сподівання. Дух та творчість Василя Кричевського залишаються жити в Академії завдяки професору Шості та його команді, а також чудовим студентам, які були здатні інтерпретувати у сучасній формі старі ескізи» (Василь Лінде-Кричевський).

З великою подякою за книги-альбоми Наталі Блейзер з фундації «DAAR» (Х’юстон, США) та Валентині Подгорній з Благодійного фонду «ДАР» (Київ, Україна).



Козерод О. В. Історіографічні проблеми єврейської історії і філософії: Монографія. — К.: Радуга, 2014. — 192 с.

Дослідження новітньої історії та культури єврейського народу неможливо без вивчення проблем ії історіографії. Виявлення та аналіз найважливіших і найактуальніших праць, присвячених проблемам іудаїки, є одним з малодослід­жених напрямів сучасної етнології.

Події єврейської історії України між двома світовими війнами з’являються предметом вивчення багатьох фахівців. Це період, відомий розвитком ідишистської культури та переслідування релігійних лідерів іудаїзму. У науковій літературі західних країн історіографія єврейської історії і філософії динамічно розвивається і є однією з найбільш дискутованих. Вивчення єврейської історії та філософії нерозривно пов`язане з розвитком іудейських та християнських цінностей, вичерпних відповідей, які дають вічно актуальні єврейські тексти на проблеми життя сучасного суспільства та окремої особистості.



Михаил Золотковский. Военный человек: Воспоминания. — Харьков: Типография «Мадрид». 2014. — 260 с.

В книге автор дает хронологическое повествование о родителях, детстве, семье, учебе, о близких, расстрелянных в Дробицком яру, о военных и послевоенных годах.

«Жизнь прожита, — написал Михаил Золотковский в заключении. — Посадил дерево (сад), построил дом, и не только, родил сына — и не одного».

Хочется добавить, что жизнь его продолжается: Михаил Абрамович — председатель Совета харьковской городской организации евреев-инвалидов ВОВ и участников боевых действий. Философское отношение к жизни этого сильного, волевого человека и теперь служат замечательным уроком для читателя.


Благодарим авторов за подаренные музею книги



ИМЕНА. СОБЫТИЯ

ВСТРЕЧА С СЫНОМ ГЕРОЯ

В ноябре 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Израиля Ильича Фисановича.

Харьков планирует отметить эту дату целым рядом мероприятий, первым из которых явился приезд из Германии сына Героя — Тараса Фисановича.

В Харьковском музее Холокоста состоялась встреча Тараса Израилевича, его жены Веры Сосновской, руководителей и представителей общественных организаций — музея Холокоста, Областного комитета «Дробицкий Яр», организации ветеранов-подводников им. И. И. Фисановича, общества «Маринист», организаций бывших узников гетто и концлагерей; евреев-ветеранов и инвалидов ВОВ; ветеранов ВОВ Киевского р-на; организации «Национальная память Холокост», областной организации «Дети войны», группы Бейт ле Мидраш. Была открыта выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Израиля Фисановича. Выставка представлена фотографиями, документами, литературой, уникальными экспонатами (ваза с портретом Израиля Фисановича, выполненная на уже несуществующем Будянском заводе).

Состоялась поездка по местам, связанным с его отцом и семьей. Тарас Фисанович вместе с матерью находился в оккупированном Харькове с 1941 по 1943 гг. и вынужден был скрываться.

Открыта экспозиция в средней школе №8 Московского района Харькова, посвященная ГСС Израилю Фисановичу, состоялось возложение цветов к мемориальной доске Израиля Фисановича на улице его имени (совместное мероприятие музея Холокоста, ХОК «Дробицкий Яр», организации ветеранов-подводников им. И. Фисановича в присутствии сына Героя и школьников), возложение цветов к мемориальной доске на доме №23 по ул.Рымарской, где жил его отец.

Большое впечатление на гостей произвела экскурсия в музее Холокоста и поездка по мемориальным местам харьковского Холокоста: на Гражданскую улицу, где на месте бывшей синагоги установлены областным комитетом «Дробицкий Яр» мемориальные доски в память 400 евреев, замученных здесь в годы оккупации, к Стене Скорби и Памятнику Праведникам мира (район бывшего еврейского гетто) и в Дробицкий Яр.

В музее Холокоста состоялась вторая встреча коллектива музея с Тарасом Фисановичем, беседы по его периоду жизни в оккупированном Харькове, обмен информацией и документами. Затем гости выехали в Кировоград, где родился отец Тараса, на конференцию.


Письмо из Гамбурга:

«Уважаемая Лариса Фалеевна!

Большое спасибо за Ваш рассказ. Мы получили неизгладимые впечатления от экскурсий по музею Холокоста и в Дробицком яру. Это теперь останется с нами до конца дней. На всех наших гамбургских друзей большое впечатление произвёл наш рассказ об этом и в качестве убедительного доказательства и его документальной достоверности тарелка с менорой, подаренная Вами.

Посылаю Вам обещанные воспоминания о бабушке (матери моего отца) Марии Израилевне Шехтер, у которой я в послевоенные годы неоднократно проводил летние каникулы. Она была замечательной бабушкой, доброй, заботливой и очень много давшей мне в отношении интеллектуального развития. Мои воспоминания об Одессе тесно переплетены с памятью о ней, трогательной и мудрой моей бабушке. Эти воспоминания содержатся в первой главе «Отец» моей повести «Не хочу умирать», в начале статьи «Гоголь» и в стихотворении об Одессе, не очень удачном, коротеньком, но искреннем.

Всего Вам самого доброго и, прежде всего, здоровья и мира.

Передайте, пожалуйста, наши слова благодарности и Юлане Михайловне, тепло заботившейся о нас.

Очень надеемся на дополнительные сведения о судьбе Ильи Львовича Фисановича, моём деде.

Ваши Вера и Тарас Фисановичи».

02.10.2014


И из второго письма:

«… Посылаем Вам фотографии, сделанные Верой в Вашем замечательном музее и в Дробицком яру. Рассматривая их, мы с Верой вспоминаем чудесную встречу с Вами и Юланой и вновь испытываем то огромное впечатление, которое оставили экспонаты музея и Ваш рассказ...»



В последнюю минуту

28 октября 2014 г. на Мемориальном комплексе у Стены Скорби на месте бывшего еврейского гетто учащиеся школ №№71, 88 и 104 приняли участие в церемонии памяти в День освобождения Украины. Церемония организована Администрацией Орджоникидзиевского района Харькова и Областным комитетом «Дробицкий Яр».



ХАРЬКОВСКИЙ МУЗЕЙ ХОЛОКОСТА БЛАГОДАРИТ ЗА ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ

Американский распределительный комитет «Джойнт» в Харькове
(директор Мики Кацыф);

Благотворительный фонд «Дар» (председатель правления Валентина Подгорная, Киев);

Якова Шифрина, Харьков;

семьи Татьяны Фрайлих и Анастасии Хельмердинг, Германия;

Екатерину Ващенко, Великобритания;

семьи Леонида Рубашевского и Елены Абольник, Германия;

Sian Srichings, British Embassy, Kyiv;

Анну Плицковскую и Ефима Кожушнера, Германия;

Валерия Бунимова, Германия;

Анну Ващенко и Михаила Кожушнера, Германия.

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР